Формирование рынка наукоемкой продукции и услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Появление наукоемких производств является результатом естественной эволюции технологического развития, когда все увеличивающиеся затраты на науку и образование потребовали создания в экономике контура, обеспечивающего отдачу затраченных средств, в том числе на расширение базы исследований и разработок и улучшение системы образования.

Прибыльность наукоемких производств на всех этапах их становления выше, чем в отраслях с консервативным типом развития.        Характерная черта самых крупных и преуспевающих наукоемких производств – большая часть их продукции предназначена для удовлетворения потребностей широких слоев населения. Отсюда и высокие показатели рентабельности (как известно, в среднем в мировой экономике нормальным считается уровень рентабельности к инвестиционному капиталу в размере 7-8%). Сведения, публикуемые в газете Financial Times о первых 50 топ-компаниях мира, имеющих рентабельность свыше 15% к инвестиционному капиталу, показывают, что они в основном производят продукцию, соответствующую новейшему технологическому укладу (пятому или шестому по существующей хронологии). Из этого списка уже давно ушли компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых. Это естественно: доля затрат на НИОКР в этих компаниях сравнительно невелика. Например, у крупнейших нефтяных компаний соотношение затрат на научные исследования и разработки к объему продаж не достигает и 1%. В России картина иная: в 2001 г. из 20 крупнейших компаний 17 были сырьевыми и перерабатывающими (электротехническая, газовые, нефтяные, металлургические)[3].

Анализируя международный опыт, следует отметить, что развитие наукоемкого сектора экономики всегда и везде обостряет проблему высококвалифицированных кадров. Приглашение специалистов из других стран эту проблему полностью не решает, дефицит существует и увеличивается. По данным Американской ассоциации по информационной технике и технологиям (ITAA), дефицит кадров в компьютерной индустрии США в 1998 г. составлял около 350 тыс. человек      (в 1997 г. – 190 тыс. человек). Отдел технической и технологической политики при Департаменте торговли США считает, что к 2005 г. кадровый дефицит в этой области превысит 1 млн. человек. Похожие проблемы возникают и в других индустриально развитых странах, совершивших прорыв в информационную экономику. Следовательно, чтобы поддержать темпы роста в высокотехнологичной наукоемкой промышленности, странам, ее развивающим, приходится использовать интеллектуальный потенциал менее развитых стран, в которых меньше стоимость научного труда. В результате появилась новая тенденция: компании США, Западной Европы и Японии переводят часть своих исследовательских лабораторий в те страны, где имеется хорошая система образования, в том числе и в Россию.

Складывающаяся общая тенденция такова, что в перспективе страны “золотого миллиарда” монополизируют функции стратегического планирования и менеджмента большей части средне- и высокотехнологичных производств. Это логично, поскольку они же будут основными инвесторами и потребителями продукции этих производств.

Коммерчески целесообразными и успешными в основном являются расходы на научные исследования и разработки в следующих отраслях:

· связь;

· производство потребительских товаров;

· химия;

· финансы, страхование и кредит;

· фармацевтическая промышленность и медицина;

· информатика и электронно-вычислительная техника;

· энергетика и коммунальное хозяйство;

· различные отрасли обрабатывающей промышленности;

· производство и переработка металлов и других базовых материалов;

· автомобилестроение.

Международное сотрудничество, привлечение иностранных инвестиций предоставляет значительные возможности для расширения сферы высоких технологий. Создание многих наукоемких производств неподъемно для экономик даже крупных государств. Поэтому идет естественный процесс интеграции ресурсов, в первую очередь финансовых, а также сбытовых сетей, поскольку интеграция способствует проникновению и на внутренние рынки. Процессы интеграции и концентрации, происходящие в высокотехнологичных секторах экономики США, стран Западной Европы и Азии, вскоре могут не оставить отечественному машиностроению шансов на производство конкурентоспособной продукции.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.