КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
Коллегией комитета по культуре
администрации Архангельской области
«15» декабря 2006 года
протокол № 1
КОНЦЕПЦИЯ
Информатизации сферы культуры
Архангельской области
На 2006–2009 годы
Архангельск
2006
Содержание
Введение. Цели и задачи концепции информатизации, ее нормативно-правовая и документная база.
Общие положения, цели и задачи концепции информатизации. Нормативно-правовая база. Дополнительные документы и материалы.
2. Состояние дел по информатизации сферы культуры Архангельской области.
Органы управления сферой культуры. Библиотеки. Музеи. Образовательные учреждения сферы культуры. Театры и киноконцертные организации. Культурно-досуговые учреждения. Негосударственные организации сферы культуры. Обучение, подготовка и переподготовка кадров. Общие выводы о положении дел, актуальные проблемы информатизации сферы культуры.
Общие принципы организации региональной информационной среды сферы культуры Архангельской области.
«Федеративный» принцип организации региональной информационной среды. Три базовых уровня организации информационной среды. Открытость информационной среды. Ориентация на международные стандарты. От каталогов – к полноценным ресурсам и многофункциональным сервисам. Взаимодействие культуры с другими сферами (образование, наука, туризм, творческие индустрии). Консолидация организационных, кадровых, информационных и финансовых ресурсов.
Обучение и повышение квалификации работников сферы культуры по использованию (с использованием) современных информационных технологий.
Учебные мероприятия в АОЦПК на базе поэтапно создаваемой многоцелевой информационной среды (для всех категорий управленческого персонала и специалистов культуры), в АОНБ (специалисты библиотек), в АОКМ (специалисты музеев), АОККиИ (по направлениям деятельности), в АОМУ (по направлениям деятельности). Стажировки специалистов сферы культуры на базе специализированных региональных и федеральных организаций. Участие в крупных специализированных международных и российских конференциях. Регулярная региональная конференция по проблемам информатизации сферы культуры. Использование дистанционных технологий обучения для повышения квалификации (АОЦПК).
9. Многоканальное финансирование региональной информационной инфраструктуры сферы культуры.
Бюджеты всех уровней, функциональная реорганизация бюджетных рабочих мест в учреждениях сферы культуры. ФЦП «Культура России» на 2006–2010 гг. (по соответствующим разделам и подразделам). Областная целевая социально-экономическая программа «Культура Русского Севера» на 2006–2009 гг. Межмуниципальные, муниципальные, межпоселенческие и поселенческие целевые программы, в том числе имеющие межведомственный характер (культура, образование, туризм, здравоохранение). Областные целевые социально-экономическая программы информатизации сферы культуры (краткосрочные или долгосрочные). Внебюджетные средства организаций. Партнерские проекты. Гранты, спонсорская помощь, благотворительность.
Введение. Цели и задачи концепции информатизации, ее нормативно-правовая и документная база
Общие положения, цели и задачи концепции информатизации.
Настоящая Концепция представляет собой официально принятую систему взглядов на содержание и основные направления информатизации сферы культуры в рамках общей стратегии реализации культурной политики на территории Архангельской области, осуществляемой органами власти и управления культурой на уровне субъекта федерации и муниципальных образований.
Под «информатизацией» в рамках настоящей концепции понимается весь комплекс вопросов, относящихся к процессу создания, сохранения и использования современных информационных (электронных) ресурсов в сфере культуры, предоставления к ним доступа, а также программно-аппаратное, организационное, кадровое, финансовое и иное обеспечение этого процесса.
Основная цель Концепции – включение информатизации в число приоритетов региональной культурной политики на всех уровнях управления, определение основных направлений информатизации, условий и механизмов ее осуществления, в целом создание необходимых предпосылок для существенного ускорения темпов и повышения качества информатизации сферы культуры.
Концепция рассматривает информатизацию как важнейший системный фактор создания нового типа культурного пространства и культурных коммуникаций региона, как инструмент повышения эффективности всех уровней управления, направленного на обеспечение конституционных прав и свобод личности в информационной и культурной сферах.
Концепция ориентирована на преодоление разрыва между бытованием на территории Архангельской области богатейшего культурно-исторического материального и нематериального наследия Русского Севера (культурные ландшафты; памятники истории и архитектуры, в том числе деревянное зодчество и монастырская архитектура; книжные памятники; исторические города и поселения; городской и деревенский фольклор; самодеятельное народное творчество; традиционные ремесла и промыслы) и крайне недостаточной его представленностью в региональном, общероссийском и мировом информационном пространстве.
Концепция ориентирована на ускоренное формирование собственных региональных информационных ресурсов, прежде всего историко-краеведческой и историко-культурной направленности, на их сохранение и включение в межрегиональный, национальный и международный информационный обмен.
Концепция ориентирована на продвижение современных интегративных информационных технологий, позволяющих работать как в локальных, так и в глобальных сетях, объединять информационные ресурсы различных типов и видов, предоставлять многофункциональные сервисы для работы с ними всем категориям граждан и организаций.
Концепция ориентирована на преодоление межгрупповых (библиотеки и музеи, библиотеки и культурно-образовательные учреждения и т.п.) и межведомственных (культура и образование, культура и управление, культура и туризм и т.п.) барьеров при построении информационного пространства Архангельской области.
В Концепции учтены также такие особенности Архангельской области, как территориальная протяженность и отдаленность территорий многих муниципальных образований, разнородность существующих локальных информационных систем, недостаточная развитость телекоммуникаций, дефицит подготовленных кадров.
Реализация Концепции будет способствовать формированию единого информационного пространства Архангельской области, ее интеграции в общероссийское и мировое информационное пространство.
Настоящая концепция является основой для разработки нормативных документов, конкретных программ и проектов информатизации сферы культуры на различных уровнях управления.
1.3. Нормативно-правовую базу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации; Федеральные законы РФ, относящиеся к сфере культуры, образования, информатизации, организации местного самоуправления; областные законы Архангельской области, относящиеся к сфере культуры и образования; другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Архангельской области, регулирующие общественные отношения в информационной и культурной сферах, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения Российской Федерации.
Перечень нормативно-правовых документов, использованных при подготовке Концепции, приведен в Приложении 1.
1.4. При подготовке настоящей Концепции дополнительно использованы также:
идеи и подходы международных (европейских) стратегий и программ в сфере сохранения культурного наследия и развития информационного общества; идеи и подходы, сформулированные в российских федеральных, региональных и отраслевых концепциях и программах информатизации; материалы международных и российских конференций по вопросам информатизации сферы культуры; материалы, размещенные на сайтах крупных российских сетевых организаций и коммуникаторов сферы культуры; рабочие материалы и паспорт областной социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006–2009 годы)»; материалы заседаний Коллегии комитета по культуре администрации Архангельской области; другие документы и материалы.
Перечень дополнительных материалов, использованных при подготовке Концепции (с указанием соответствующих источников) приведен в Приложении 2.
Библиотеки.
Музеи.
Государственный и муниципальный музейный сектор Архангельской области по состоянию на 1 января 2006 года включает 24 музея:
2 федерального ведения: Федеральное государственное учреждение «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» (далее – Соловецкий музей) и Федеральное государственное учреждение «Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства “Малые Корелы”» (далее – Музей «Малые Корелы»),
5 областного ведения: Государственное учреждение культуры «Архангельский областной краеведческий музей» (далее – АОКМ); Государственное учреждение культуры «Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»» (далее – ГМО), Государственное учреждение культуры «Государственный Северный морской музей» (далее – ГСММ); Государственное учреждение культуры «Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей» (далее – Каргопольский музей); Государственное учреждение культуры «Сольвычегодский историко-художественный музей» (далее – Сольвычегодский музей),
и 17 муниципального ведения. Кроме указанных государственных и муниципальных музеев действует 39 музеев при учреждениях культуры, учебных заведениях, религиозных организациях, предприятиях и ведомствах, 63 школьных музея, несколько частных музеев.
На 1 января 2006 года собрания государственного и муниципального музейного сектора Архангельской области включают 474200 предметов основного фонда. Годовой рост основных фондов составил более 12583 единиц, что превышает средний показатель за предшествующие 5 лет. Наблюдается тенденция сокращения отставания изученности фондов музеев от темпов формирования коллекций в большинстве музеев.
По состоянию на 1 января 2006 года в электронные каталоги музеев областного ведения внесено 47650 предметов основного фонда, в 2003 году этот показатель составлял 29358 предметов (средний рост за год на 6100 единиц). Лидирует в этом аспекте учетно-фондовой работы Сольвычегодский историко-художественный музей, где 69% фондов занесено в электронный каталог. На 1 января 2006 г. включено в электронные каталоги лишь 10% совокупного музейного собрания Архангельской области.
На 2006 г. в музеях области действуют учетно-фондовые программы АС «Музей‑2», АС «Музей‑3» (разработки ГИВЦ), Принимается программа НИКА-Музей.
В двух федеральных музеях, расположенных на территории области, внедрены и сопровождаются клиент-серверные учетно-фондовые музейные системы, функционирующие на базе информационной системы КАМИС‑2000 (разработка ООО «КАМИС»). В муниципальных музеях не имеется специализированных учетно-фондовых систем (за исключением МУК «Севеверодвинский городской краеведческий музей»), электронные описания музейного фонда ведутся с помощью неспециализированного (офисного) программного обеспечения. В 2006 году в рамках целевой социально-экономической программы Архангельской области «Культура Русского Севера 2006–2009 годы» установлены учетно-фондовые программы АС «Музей‑3» в МУК «Вельский районный краеведческий музей», филиалах ГУК «Архангельский областной краеведческий музей», конвертированы для программы АС «Музей-3» учетные данные МУК «Северодвинский городской краеведческий музей».
Значительно тормозит процесс электронной обработки фондовых коллекций отсутствие в музеях соответствующих специалистов, разобщенность действия музеев в этом плане (в частности, отсутствует региональная программа создания корпоративного электронного музейного каталога).
Музейные библиотеки и музейные архивы во всех музеях областного ведения (а это более 100 тыс. документов на традиционных носителях) не включены в информационную среду – ни в плане электронных каталогов, ни в плане первичных информационных ресурсов. Не имеет информационно-технологической поддержки и многоплановая экспозиционно-выставочная, научно-исследовательская и научно-педагогическая (просветительская) работа музейного сообщества.
Ряд музеев имеет собственные информационные Веб-сайты (Соловецкий музей, музей «Малые Корелы», АОКМ), все государственные и муниципальные музеи представлены либо на сайте «Культура Архангельской области», либо на сайтах администраций муниципальных образований.
В рамках областной целевой программы «Культура Русского Севера» (2006–2009 гг.) многие музеи планируют создание крупных экспозиционных комплексов: «Старый Архангельск» (ГМО), «История Поморья с древнейших времен до наших дней» (АОКМ), «Архангельск – морские ворота в Арктику» (ГСММ) и другие. При этом открывается возможность реализации ряда проектов, нацеленных на внедрение в музейную деятельность современных информационных систем: электронных музейных библиотек, электронных киосков, интерактивных тематических экспозиций, виртуальных тематических коллекций, компьютерных инсталляций в натурные экспозиции и т.д.
В этом направлении в самое последнее время (2006 год) активизировал свою деятельность Архангельский областной краеведческий музей: совместно с АОЦПК и другими партнерами начато создание многоцелевой интегрированной информационной среды, рассчитанное на среднесрочную перспективу (2006–2009 гг.). В текущем 2006 году пущена в эксплуатацию первая очередь электронной музейной библиотеки с возможностями гибкого полнотекстового поиска и мультимодального расширения (на базе ИС T-Libra v.6.0), а также информационная среда для создания виртуальных тематических коллекций. Ведутся работы по модернизации учетно-фондовой системы, по ускоренной оцифровке фондовых и библиотечных ресурсов, начато обучение специалистов музея работе в создаваемой новой информационной среде.
2.4. Образовательные учреждения сферы культуры.
Система образовательных учреждений сферы культуры области включает в себя четыре учреждения областного ведения: Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Архангельский областной центр повышения квалификации специалистов культуры» (далее – АОЦПК), Государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Архангельский областной колледж культуры и искусства» (далее – АОККиИ), Государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Архангельское областное музыкальное училище» (далее – АОМУ), государственное образовательное учреждение «Детская музыкальная школа №1 Баренц-региона» (далее – ДМШ №1) и около 50 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (ДМШ, ДХШ, ДШИ).
В г.Архангельске действует также единственное образовательное учреждение на территории Архангельской области, предлагающее высшее профессиональное образование в сфере культуры –филиал Санкт-Петербургского университета культуры, сотни выпускников которого работают на территории области во всех сферах культуры.
В АОЦПК с середины 2005 года ведется создание интегрированной информационной среды, ориентированной на поддержку всех видов основной деятельности центра и основанной на многофункциональной электронной библиотеке с возможностями гибкого полнотекстового поиска и мультимодального (мультимедийного) расширения. В настоящее время в составе этой среды имеется информационная система для создания электронных библиотек третьего поколения T-Libra v.6.0 и информационная система для создания виртуальных тематических коллекций VT-Collection v.2.0. с возможностями поиска по дескрипторам объектов коллекции и навигации по «образцам», а также автоматического формирования отделяемых презентационных модулей с сохранением базовой функциональности коллекции.
На этой технологической базе начато создание электронной библиотеки АОЦПК и семейства электронных тематических коллекций (в частности, создана и пополняется коллекция «Северный народный костюм», включающая в себя текстовое описание, цифровые фото и видеофрагменты около 200 костюмов и их функциональных частей, в том числе и в их сценическом выражении).
Ведется работа по оцифровке и приобретению (в рамках соглашений об использовании авторских прав) текстовых и нетекстовых материалов для ввода в эти и другие планируемые информационные системы.
С 2006 года начата работа по созданию электронного архива сферы культуры (тексты, графика, аудио, видео) по направлению «Народная культура Русского Севера» (в том числе: северный песенный фольклор, самодеятельное художественное творчество, народные художественные промыслы). Объем необработанного первичного материала (графические и видео ресурсы) на середину 2006 года превысил 1 Терабайт. На 1 октября 2006 года создан систематизированный информационный массив по этому направлению, включающий 6 учебно-методических и презентационных DVD-фильмов, продолжительностью от 30 до 120 минут.
Эти работы ведутся как в рамках плановой деятельности центра, так и в рамках различных партнерских проектов с музеями (АОКМ), Северным хором, другими организациями.
В АОККиИ, АОМУ, детских учреждениях дополнительного образования (ДМШ, ДХШ, ДШИ) в образовательном процессе и проведении сопутствующих мероприятий (конкурсы) используются собственные или приобретенные информационные продукты, в основном существующие на переносимых аналоговых и цифровых носителях информации (аудио- и видеокассеты, CD и DVD).
В АОККиИ и ряде муниципальных культурно-образовательных учреждений имеются компьютерные классы и возможность выхода в Интернет (обычно по дозвону).
За исключением АОЦПК, в образовательных учреждениях сферы культуры Архангельской области нет специализированных информационных систем (электронных библиотек, медиатек и т.д.) с использованием современных клиент-серверных технологий в Интернет/Интранет архитектуре, а также высокоскоростных линий для доступа в Интернет.
В основном отсутствует также информационно-ресурсное и информационно-технологическое взаимодействие с учреждениями сферы образования области (вузы и общеобразовательные школы), что особенно заметно на уровне муниципальных поселений.
2.5. Культурно-досуговые учреждения.
На 1 января 2006 года в ведении муниципальных образований Архангельской области находилось 529 культурно-досуговых учреждений (далее – КДУ).
В их числе – 20 инновационных организаций культуры различных типов (дом мастера, клуб-библиотека, дом народной культуры, клуб-центр традиционной народной культуры, дом ремесел, центр эстетического воспитания, информационно-туристический центр, центр городских праздников, центр культуры и общественных связей, центр народного творчества и досуга, информационно-маркетинговый центр и другие).
В КДУ функционирует 3485 клубных формирований, насчитывающих 39014 участников. Из них 2798 коллективов художественного творчества, насчитывающих 30127 участников. Званиями «народный» или «образцовый», присуждаемых комитетом по культуре на основании независимой экспертизы, отмечены 116 самодеятельных художественных коллективов.
Основные формы использования информационных ресурсов и информационных технологий в деятельности КДУ, самодеятельных народных коллективов, народных мастеров – свои и приобретенные записи на аналоговые аудио- и видеокассеты, на CD и DVD, используемые затем при проведении различных клубных мероприятий.
В АОЦПК начата работа по сбору этих материалов и/или их описаний, формируется электронный архив текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов. Для координации действий в этом плане в 2006–2007 гг. планируется проведение двух областных конкурсов информационных ресурсов (по тематике «народные художественные промыслы» и «самодеятельные народные коллективы»), приуроченные к крупным мероприятиям 2007 года: II Областному съезду народных мастеров (июль 2007) и XII межрегиональному конкурсу самодеятельных фольклорных коллективов им. А.Я.Колотиловой (декабрь 2007) .
В КДУ, как правило, нет современных информационных систем и специалистов по их обслуживанию. Подавляющее большинство КДУ не имеет компьютерной, современной цифровой фото- и видеотехники и выхода в Интернет.
Консолидация ресурсов.
Создание регионального информационного пространства сферы культуры невозможно без консолидации административных, организационных, кадровых и финансовых ресурсов.
Это может быть достигнуто за счет координации текущей деятельности на всех уровнях управления культурой, многоканального финансирования с использованием программно-целевых технологий, продвижения корпоративных (партнерских) решений по созданию и эксплуатации информационных систем.
Органы власти и управления.
Создание на уровне области (комитет по культуре) интегрированной информационной среды для поддержки принятия управленческих решений (аналитика, планирование, статистика), организация ее взаимодействия с информационными системами в подведомственных организациях.
Развитие информационного Веб-сайта комитета по культуре на областном уровне (в составе Веб-портала), создание и и/или развитие информационных Веб-сайтов по культуре на уровне муниципальных образований.
Создание специализированных централизованных информационных систем областного и муниципального уровней (в частности, региональной БД «Памятники истории и культуры Архангельской области» с возможным использованием ГИС-технологий).
Библиотеки.
- Создание, развитие и сопровождение Веб-портала «Библиотеки Архангельской области» (АОНБ, библиотеки области).
- Внедрение современных автоматизированных систем и технологий в библиотеках областного и муниципального ведения, обеспечивающих взаимодействие с информационными системами в органах управления сферы культуры, формирование, хранение и учет библиотечных фондов, обслуживание пользователей как в стационарном режиме, так и в режиме удаленного доступа.
- Проведение оцифровки документов из библиотечных фондов как самостоятельно, так и в рамках различных партнерских проектов создания электронных ресурсов и электронных библиотек (все библиотеки).
- Развитие электронных каталогов библиотек Архангельской области, в том числе сводных, отражающих распределенные информационно-библиотечные ресурсы региона, на основе национальной системы корпоративной каталогизации.
- Компьютеризация общедоступных библиотек и подключение их к сети Интернет с целью приобретения ими современных телекоммуникационных возможностей для создания и использования электронных информационных ресурсов.
- Создание электронной краеведческой библиотеки «Русский Север» с целью сохранения уникальных краеведческих документов и расширения доступа к ним (АОНБ, консорциум участников).
- Формирование электронного Свода книжных памятников Архангельской области как регионального сегмента Общероссийского свода книжных памятников с целью осуществления их государственной регистрации, учета и обеспечения сохранности (АОНБ, библиотеки и музеи Архангельской области, Российская государственная библиотека).
- Организация на базе муниципальных общедоступных библиотек пунктов доступа населения к общественно значимой информации, в том числе созданной в рамках реализации данной концепции (в локальном и сетевом режиме).
- Развитие ресурсной базы и информационных сервисов «говорящей» электронной библиотеки на основе оцифровки, аудиопоиска и презентации его результатов (АОСБС и ее филиалы).
- Предоставление образовательных, экспозиционных, исследовательских сервисов (услуг) на основе нового поколения электронных библиотек (АОЦПК, АОНБ, отдельные ЦБС).
Музеи.
- Внедрение современных информационных систем учета музейных фондов во всех музеях областного и муниципального ведения.
- Создание корпоративного электронного музейного каталога всех государственных и муниципальных музеев, расположенных на территории Архангельской области.
- Создание электронных музейных полнотекстовых и полносодержательных библиотек во всех музеях областного и отдельных музеях муниципального ведения.
- Создание в АОКМ и ГМО «Художественная культура Русского Севера» интегрированной многофункциональной информационной среды, взаимодействующей с постоянной натурной экспозицией и включающей в себя учетно-фондовую систему, электронную библиотеку с полнотекстовым поиском, интерактивную экспозиционно-выставочную систему, информационную систему для создания виртуальных тематических коллекций, электронный архив, музейно-образовательную и музейно-исследовательскую системы.
4.2.4. Образовательные учреждения сферы культуры.
В АОЦПК будет создана многоцелевая интегрированная информационная среда, включающая электронную библиотеку с гибким полнотекстовым поиском и возможностями мультимодального расширения, электронный архив сферы культуры (используемый для создания мультимедиа-энциклопедии), семейство электронных тематических коллекций, систематизированный информационный массив компьютерных учебно-методических и презентационных фильмов, образовательный сервер для апробации дистанционных технологий обучения. АОЦПК будет использоваться также в качестве экспериментальной площадки для апробации новых информационных технологий сферы культуры и подготовки кадров с их использованием.
В АОККиИ, АОМУ будут созданы электронные библиотеки с возможностями гибкого полнотекстового поиска, специализированные модули для поддержки образовательного процесса, компьютерные медиатеки.
В ДМШ, ДШИ, ДХШ будут создаваться систематизированные информационные массивы на переносимых носителях информации (CD, DVD) по профилю деятельности, специализированные информационные системы для поддержки музыкально-образовательной и художественно-образовательной деятельности.
4.2.5. Культурно-досуговые учреждения.
Основным направлением деятельности по использованию информационных технологий в КДУ будет создание электронных архивов (текст, графика, аудио, видео), состоящих на первом этапе из структурированных информационных массивов, размещаемых на переносимых носителях информации (CD, DVD), а также их использование для проведения мероприятий и презентации деятельности.
Отдельные КДУ будут участвовать в создании и использовании специализированных информационных ресурсов в рамках деятельности ЦОДИ и РИК «Культура».
В настоящее время на уровне муниципальных поселений начался процесс реорганизации, инициированный административной реформой, который связан в том числе с организационно-структурным и/или функциональным объединением деятельности клубных и библиотечных, клубных и музейных учреждений и т.д. Этот процесс приведет к спросу на расширение функциональности существующих библиотечных информационных систем, на создание интегрированных информационных сред, содержательно и функционально объединяющих традиционную библиотечную, клубную и музейную деятельность с целью предоставления населению качественно новых информационных услуг.
Заключение
Реализация основных положений Концепции позволит существенно ускорить создание полноценных информационных ресурсов сферы культуры, включить их в информационный обмен, сократить разрыв между бытованием на территории Архангельской области богатейшего культурно-исторического материального и нематериального наследия Русского Севера и недостаточной его представленностью в региональном, общероссийском и мировом информационном пространстве.
Реализация Концепции будет способствовать продвижению современных интегративных информационных технологий, позволяющих работать как в локальных, так и в глобальных сетях, объединять информационные ресурсы различных типов и видов, предоставлять многофункциональные сервисы для работы с ними всем категориям граждан и организаций.
Реализация Концепции будет способствовать формированию новой информационной и коммуникационной среды, создаст новые формы взаимодействия между культурой и образованием, культурой и туризмом, культурой и сферой творческих индустрий, будет способствовать привлечению молодежи (особенно сельской) к сфере информационных технологий, приведет к появлению качественно новых рабочих мест, форм и направлений культурного досуга.
Предусмотренные в Концепции направления развития региональной информационной среды создадут организационную и технологическую основу для перехода в последующем к распределенной среде сферы культуры, к ее интеграции с распределенными средами образования и науки.
В целом реализация Концепции создаст необходимые предпосылки для существенного повышения качества и разнообразия форм предоставления информационных услуг в сфере культуры гражданам и организациям, позволит включить Архангельскую область, ее районы и территории в общероссийскую и мировую информационную среду, обеспечит продвижение культурного имиджа области.
***
Приложение 1.
Перечень российских и областных нормативно-правовых документов, использованных при подготовке Концепции.
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 № 115-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804–1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.).
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Федеральный закон Российской Федерации от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Устав Архангельской области;
Областной закон Архангельской области от 03.04.1996 № 38–22-ОЗ «Об образовании» (в ред. областного закона от 26.11.2004 № 277–34-ОЗ);
Областной закон Архангельской области от 08.04.2003 № 165–31-ОЗ «Об обязательном экземпляре документов Архангельской области»;
Областной закон Архангельской области от 09.09.2004 № 250–32-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Архангельской области»;
Областной закон Архангельской области от 20 сентября 2005 г. № 82–5-ОЗ «О социально-экономической целевой программе «Культура Русского Севера (2006–2009 годы)»;
Областной закон Архангельской области от 10 ноября 2005 г. № 109–6-ОЗ «О библиотеках и библиотечном деле в Архангельской области»;
другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Архангельской области, регулирующие общественные отношения в информационной и культурной сферах, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и соглашения Российской Федерации.
Приложение 2.
Перечень дополнительных документов и материалов, использованных при подготовке Концепции.
Идеи и подходы Лиссабонской стратегии экономического, социального и экологического обновления (2000–2010 гг.), принятой Европейским Союзом, прежде всего в части, касающейся создания «Европейского культурного пространства» (“European Cultural Area”); программ е-Content и eContentplus, ориентированных на оцифровку культурного наследия и поддержку производства, распространения и использования многоязычного европейского контента; 6-й (2002–2006) и 7-й (2007–2013) рамочных программ Комиссии Европейского Сообщества, ориентированных на переход от информационного общества к обществу, основанному на знании; Лундского плана действий по осуществлению политики и программ оцифровки европейского культурного и научного наследия.
Материалы Всемирного Саммита по информационному обществу (Женева, 2003), Декларация принципов и План действий, в которых сформулированы ключевые принципы становления справедливых обществ знания: повышение роли органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития; развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры и благоприятной среды для применения ИКТ; всеобщий доступ к информации, являющейся общественным достоянием; обеспечение культурного и языкового разнообразия, развитие культурной самобытности и местного контента; наращивание информационного и интеллектуального потенциала, в том числе путем организации равного доступа к образованию; отстаивание и защита основных ценностей человеческого существования: свободы, равенства, солидарности, терпимости, коллективной ответственности и бережного отношения к природе; укрепление и расширение международного и регионального сотрудничества.
Идеи и подходы, сформулированные в ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы», в том числе во входящей в нее Концепции региональной информатизации до 2010 года; в ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)»; в программах и концепциях информатизации отдельных субъектов Российской Федерации (Приморский край, Новосибирская, Сахалинская, Ярославская области); программе развития сферы культуры г.Сургут на 2003–2005 гг.; концепции информатизации системы обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2004–2007 годы.
Материалы межведомственной Программы Министерства культуры Российской Федерации, ФАПСИ и РФПР «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» на 1998–2003 гг., относящиеся к ней публикации официальных лиц Минкультуры РФ и российских представителей программы ЮНЕСКО «Информация для всех»;
Материалы ряда крупных международных и российских конференций последних лет (2003–2006 гг.), относящиеся к информатизации музейной, библиотечной, архивной и образовательной деятельности, движимого и недвижимого культурного наследия, к формированию единого информационного пространства сферы культуры, к международным проектам, стандартам и форматам представления данных и метаданных (проводимых в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; конференций «Научный сервис в сети Интернет»; конференций EVA-Moscow, аудиовизуальному наследию (ЭХОЛОТ) и охране памятников (ИРИТОП); конференций «Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» (RCDL); по информатизации музейной деятельности (АДИТ); конференций «Электронный век культуры; конференций «Крым»: «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества»).
Материалы, размещенные на сайтах крупных российских сетевых организаций и коммуникаторов сферы культуры, в том числе: ФГУП «Центр по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций» (Центр ПИК); НП «Автоматизация деятельности и информационные технология в музеях» (АДИТ); НП «Ассоциация региональных библиотечных консорциумов» (АРБИКОН); НП «Электронные библиотеки и электронные коллекции» (ЭЛБИ»; Российской библиотечной ассоциации (РБА); АНО «Российская сеть культурного наследия» (РСКН).
Концептуальные положения программы «Культура Русского Севера», подготовленные рабочей группой Министерства культуры Российской Федерации по разработке федеральной целевой программы «Культура Русского Севера» в 2003 году, а также рабочие материалы и паспорт областной социально-экономической целевой программы «Культура Русского Севера (2006–2009 годы)».
Информационные материалы, содержащиеся на официальном веб-сайте комитета по культуре «Культура Архангельской области» (http://www.arkhadm.gov.ru/culture), веб-сайте АОНБ (http://www.aonb.ru), веб-сайтах Архангельской, Вельской, Вилегодской, Коношской, Котласской, Няндомской ЦБС, Коряжемской ЦГБ, веб-сайтах Соловецкого музея-заповедника и музея «Малые Корелы», на официальных веб-сайтах администрации Архангельской области, гг. Архангельска, Каргополя, Коряжмы, Котласа, Мирного.
Материалы заседаний Коллегии комитета по культуре администрации Архангельской области в 2004–2006 гг., посвященные вопросам развития библиотечного дела, музеев, культурно-досуговых и культурно-образовательных учреждений, в целом сферы культуры.
Обзорные, аналитические и статистические материалы, опубликованные в информационном бюллетене комитета по культуре администрации Архангельской области «Экология культуры» за последние пять лет.
Приложение 3.
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДЕНА
Коллегией комитета по культуре
администрации Архангельской области
«15» декабря 2006 года
протокол № 1
КОНЦЕПЦИЯ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 212.