Минимальный размер оплаты труда́ (общепринятая аббревиатура — МРОТ) — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда. Устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
· организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;
· организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
· организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;
· другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.
Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов. К минимальной заработной плате привязывается и величина разных платежей и налогов с физических лиц, исчисляемая в долях минимального уровня оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда в России за последние годы
С 01 июля 2000 | 132 рубля в месяц |
С 01 января 2001 | 200 рублей в месяц |
С 01 июля 2001 | 300 рублей в месяц |
С 01 мая 2002 | 450 рублей в месяц |
С 01 октября 2003 | 600 рублей в месяц |
С 01 января 2005 | 720 рублей в месяц |
С 01 мая 2006 | 1100 рублей в месяц |
Если сопоставить размеры минимальной оплаты труда и прожиточного минимума, то экономическая политика государства выглядит странно. Разрыв между этими показателями более чем трехкратный. Величина МРОТ составляет 1100 рублей в месяц, а прожиточный минимум равен примерно 3500 рублей. Как говорится, прогресс не наблюдается. Конечно, следуя элементарной экономической логике МРОТ должен догнать и перегнать прожиточный минимум.
Субъектам Российской Федерации предоставляется право своими законами устанавливать зарплату выше федерального уровня МРОТ во внебюджетной сфере. В законопроекте также предлагается ввести и административную ответственность работодателей внебюджетной сферы, которые будут занижать минимальную зарплату. Кодекс об административных нарушениях намечено дополнить статьей о наложении административных штрафов на должностных лиц или о приостановлении деятельности предприятия.
Пока эти законодательные инициативы не нашли поддержки у руководителей предприятий и предприниматели. Возможно, им больше понравится другой подход.
Кстати, известно, что промышленный рост в нашей стране сдерживается среди прочих факторов еще и низкой покупательной способностью населения. Есть надежды, что повышение МРОТ позволит покончить с нищенским существованием большинства граждан и будет способствовать более активному экономическому развитию России.
Заключение
Из данной работы видно, что заработная плата – это сложное понятие, поскольку оно отражает отношения между собственником капитала и наёмным работником, которые складываются на рынке труда и в производстве новой стоимости. И её величина зависит от следующих основных социально-производственных и рыночных факторов.
Во-первых, размер заработной платы человека зависит от величины стоимости его рабочей силы. Для каждой группы работников такая стоимость имеет нижний и верхний уровни. Наименьшим пределом является сумма стоимости жизненных средств, идущих на восстановление работоспособности труженика самой низкой квалификации. Во многих странах официально подсчитывается прожиточный минимум, который определяет границу бедности – размер средств, идущих для простого поддержания жизнедеятельности работников, и устанавливается минимальный уровень заработной платы. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на получение высокой квалификации и удовлетворения социально-культурных потребностей.
Во-вторых, размеры заработка зависят от уровня квалификации. Рабочая сила повышенной квалификации требует для своего воспроизводства лучших в количественном и качественном отношениях жизненных условий.
В-третьих, на величину заработной платы влияют национальные различия между странами, степень развитости экономических, культурных и социальных условий жизни населения. Данные различия зависят от научно-технического уровня производства, достигнутого роста производительности труда, степени развитости рабочей силы, нормального для данного общества качества жизни и иных факторов.
В-четвёртых, на величину оплаты труда влияют рыночные факторы. Конкуренция между наёмными работниками ведёт к тому, что в национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работников определённой профессии с равным уровнем образования и квалификации.
Все рассмотренные факторы, воздействующие на величину вознаграждения за труд, дают возможность и необходимость применять разные формы заработной платы.
Как уже было сказано выше, в условиях перехода России к системе рыночного хозяйствования в связи с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики, как и в США, переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры и оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок, и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством РФ за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).
Список литературы
1. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 313 с.
2. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2006. – 378 с.
3. Курс экономической теории: учебник/ Ред.коллегия: М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – 4-е изд., перераб. И доп. – Киров: «АСА», 2006. – 752 с.
4. Лубнев Ю.П., Кравцова Н.И. Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: /Рост. гос. эконом. акад. - Ростов н/Д., 2006. – 318 с.
5. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 974 с.
6. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/Пер с англ. — М.: Изд-во МГУ, 2004. – 166 с.
7. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн.7. Жа-Ит: - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 255 с.:ил.
8. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2006. – С. 148.
9. http://www.bre.ru/risk/.html
10. http://www.pravda.ru/news/economics/11-01-2006/73399-0
11. http://www.izvestia.ru/economic/article3077519
Дата: 2019-12-10, просмотров: 224.