Виды систематизации нормативных актов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.

Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.

Характеризующие особенности государства:

государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом.

государство существует не в любом обществе, а только в том, где есть такие общественные институты, как экономика, собственность, социальные классы, социальные группы и др.

государство и общество НЕ СОВПАДАЮТ друг с другом;

при определении государства всегда идет речь о властных институтах, государственном аппарате и о власти в целом.

Государство – это организация политической суверенной власти,осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими и иными процессами жизни общества, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории.

Признаки государства:

публичная власть (т.е.власть, цель которой - достижение публичного интереса, которая обращена ко всему обществу);

административно-территориальная организация населения (означает, что государство всегда действует в определенных территориях и социальных границах);

суверенитет (верховенство и независимость государственной власти как внутри, так и вне общества).

Иногда в качестве признаков государства выделяют налоги, право, государственный язык, государственная символика. Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей, одновременно с государством и функционирует неразрывно с ним. Сущность права – обусловленная материальными и социокультурными условиями жизнедеятельности общества - общая воля, т.е.результат согласования частных интересов, которые выражаются в законе либо иным способом, и выступающая основным регулятором взаимоотношения людей.

Основные теории происхождения права и государства:

Теологическая (Ф.Аквинский). Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом, с помощью государства и права Бог управляет миром, власть Бога олицетворяют монархи,но сами монархи - слуги церкви.

Патриархальная (Платон,Аристотель). Государство - продукт естественного развития семьи, т.е.изначально семья разрастаетя в племя, а оно эволюционирует в государство. Власть главы семьи превращается во власть главы государства.

Договорная (Гоббс,Гроций, Локк, Руссо). Государство и право возникают в результате общественного договора; люди, находящиеся в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор - не конкретный документ, а определенное состояние общества. При нарушении договора одна из сторон имела право на ответные действия: монарх наказывал виновных, народ восстает.

Теория насилия (Гумплович, Каутский). Государство – это результат завоевания,насилия, порабощения одних племен другими - есть внутреннее и внешнее насилие.

Психологическая (Тард, Петражидский). В теории говорится что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Органическая (Спенсер). Сравнивал общество с организмом. Само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Классовая (Маркс, Энгельс). Возникновение государства – результат объективных социально-экономических процессов, которые приводят к возникновению антагонистич.классов. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса.

Расовая. Тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Легла в основу фашистской политики и идеологии.

Ирригационная ( Виттфогель). В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

 

3. Формы государства.

 

Соотношение типа и формы государства:

1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;

3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:

1) рабовладельческий тип государства:

а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);

б) республика:

– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);

– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);

2) феодальный тип государства:

а) монархия:

– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;

– сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;

– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;

б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);

3) буржуазный тип государства:

а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);

б) республика – парламентская и президентская;

4) социалистический тип государства

социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).

В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.

 

Соотношение права и морали.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциаль­ным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении..

Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществ­ляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений "с необходимостью оп­ределяет общность правовой и моральной систем"

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "мораль­ная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право - составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования - правовой акт, созда­ваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, об­щепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощре­ние или осуждение, в том числе и государственное принужде­ние, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]

Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер, это правовой акт

является результатом правотворчества, общеобязательность, оформление в виде, официального документа, определённый порядок группировки правовых норм

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

в зависимости от юридической силы:

Законы

Конституция РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Подзаконные правовые акты:

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

Локальные нормативно-правовые акты

Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

в зависимости от содержания:

отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

гражданско-правовые

уголовно-правовые

и т.д.

комплексные

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

 

Система права РФ.

 

Система права - это иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

В основе построения системы права лежат принципы:

1. · Принцип верховенства прав и свобод человека;

2. · Принцип законности;

3. · Принцип компетентности;

4. · Принцип формализованности;

5. · Принцип общедоступности;

6. · Принцип приоритета международно-правовых источников;

7. · Принцип перспективного действия нормы и ряд других.

При этом основным является иерархическая организация правовых норм по юридической силе.

Система права состоит из пяти уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом.

Норма права - это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, "кирпичиком" системы права из которых данная система права строится.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих обособленную в рамках отрасли группу взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Например, наследственное право, право собственности, подряд, купля-продажа, юридические лица - все это правовые институты отрасли гражданского права. Уголовная ответственность несовершеннолетних принудительные меры медицинского характера, глава особенной части УК РФ - это правовые институты отрасли уголовного права. Иногда правовой институт дробится на субинституты. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д..

Подотрасль права - это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

Правовые отрасли - это центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные.

 

1.

Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.

Характеризующие особенности государства:

государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом.

государство существует не в любом обществе, а только в том, где есть такие общественные институты, как экономика, собственность, социальные классы, социальные группы и др.

государство и общество НЕ СОВПАДАЮТ друг с другом;

при определении государства всегда идет речь о властных институтах, государственном аппарате и о власти в целом.

Государство – это организация политической суверенной власти,осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими и иными процессами жизни общества, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории.

Признаки государства:

публичная власть (т.е.власть, цель которой - достижение публичного интереса, которая обращена ко всему обществу);

административно-территориальная организация населения (означает, что государство всегда действует в определенных территориях и социальных границах);

суверенитет (верховенство и независимость государственной власти как внутри, так и вне общества).

Иногда в качестве признаков государства выделяют налоги, право, государственный язык, государственная символика. Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей, одновременно с государством и функционирует неразрывно с ним. Сущность права – обусловленная материальными и социокультурными условиями жизнедеятельности общества - общая воля, т.е.результат согласования частных интересов, которые выражаются в законе либо иным способом, и выступающая основным регулятором взаимоотношения людей.

Основные теории происхождения права и государства:

Теологическая (Ф.Аквинский). Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом, с помощью государства и права Бог управляет миром, власть Бога олицетворяют монархи,но сами монархи - слуги церкви.

Патриархальная (Платон,Аристотель). Государство - продукт естественного развития семьи, т.е.изначально семья разрастаетя в племя, а оно эволюционирует в государство. Власть главы семьи превращается во власть главы государства.

Договорная (Гоббс,Гроций, Локк, Руссо). Государство и право возникают в результате общественного договора; люди, находящиеся в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор - не конкретный документ, а определенное состояние общества. При нарушении договора одна из сторон имела право на ответные действия: монарх наказывал виновных, народ восстает.

Теория насилия (Гумплович, Каутский). Государство – это результат завоевания,насилия, порабощения одних племен другими - есть внутреннее и внешнее насилие.

Психологическая (Тард, Петражидский). В теории говорится что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Органическая (Спенсер). Сравнивал общество с организмом. Само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Классовая (Маркс, Энгельс). Возникновение государства – результат объективных социально-экономических процессов, которые приводят к возникновению антагонистич.классов. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса.

Расовая. Тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Легла в основу фашистской политики и идеологии.

Ирригационная ( Виттфогель). В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

 

3. Формы государства.

 

Соотношение типа и формы государства:

1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;

2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;

3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:

1) рабовладельческий тип государства:

а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);

б) республика:

– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);

– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);

2) феодальный тип государства:

а) монархия:

– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;

– сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;

– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;

б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);

3) буржуазный тип государства:

а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);

б) республика – парламентская и президентская;

4) социалистический тип государства

социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).

В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.

 

Соотношение права и морали.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспе­чивает подчинение деятельности людей единым общесоциаль­ным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с дру­гими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении..

Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаи­мопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчине­ния людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (мораль­ное и правовое); общественные отношения (нравственные и пра­вовые); общественно значимую деятельность; нормативные сфе­ры (нравственные и правовые нормы).

Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регули­рования во многом совпадают. Но регулирование их осуществ­ляется специфическими для каждого из регуляторов средства­ми. Единство общественных отношений "с необходимостью оп­ределяет общность правовой и моральной систем"

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "мораль­ная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность.

Мораль и право каждой общественно-экономической фор­мации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, об­щеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право - составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регули­рования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспе­чения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведе­ние. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии про­тив подобного вторжения. Объектом морального регулирова­ния является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования - правовой акт, созда­ваемый государственной властью, реально складывающиеся пра­воотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, об­щепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощре­ние или осуждение, в том числе и государственное принужде­ние, юридические санкции. В морали действуют только духов­ные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

Нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]

Нормативный правовой акт в России является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

Признаки нормативных правовых актов: нормативный характер, это правовой акт

является результатом правотворчества, общеобязательность, оформление в виде, официального документа, определённый порядок группировки правовых норм

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

в зависимости от юридической силы:

Законы

Конституция РФ

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Подзаконные правовые акты:

Указы Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

Локальные нормативно-правовые акты

Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

в зависимости от содержания:

отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)

гражданско-правовые

уголовно-правовые

и т.д.

комплексные

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

 

Виды систематизации нормативных актов.

 

Систематизация нормативных актов — деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов.

1 Учёт нормативных актов. Сбор действующих нормативных актов для обработки и расположения по определённой схеме с целью хранения государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Наиболее распространены журнальный учёт и автоматизированный учёт.

2 Инкорпорация. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

3 Консолидация. Унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

4 Кодификация. Создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

 

6. Основные правовые системы современности.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 202.