АУДИТ
Аудит учредительных документов.
Курган 2011
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы аудиторской проверки
учредительных документов 5 1.1Законодательные и нормативные акты регулирующие
объект проверки 5
1.2 Цель и направления экспертизы учредительных документов 6
1.3 Источники информации для проверки учредительных
документов 7
1.4 Проверка формирования уставного капитала и
расчетов с учредителями 12
1.5 Ошибки и недобросовестные действия в бухгалтерском
и налоговом учете при проверке учредительных документов 15
2. Аудит учредительных документов ОАО «Синтез» 20
2.1 Экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Планирование аудита учредительных документов.
Степень надежности бизнеса клиента 34
2.3 Аналитические таблицы при проверке учредительных
документов, формировании УК и расчетов с учредителями 40
2.4 Оценка результатов проверки. Аудиторское заключение 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Введение
Любое юридическое лицо в независимости от организационно-правовой формы и источников финансирования создаётся и действует на основании специальных, учредительных документов, фактически представляющих собой лицо предприятия. Особенность аудита основных документов организации заключается в том, что, с одной стороны, он не несёт в себе каких-либо особых затруднений, с другой перед аудитором встаёт необходимость тщательной проверки расчётов с учредителями и правильности налогообложения по таким расчётам.
Аудит учредительных документов - это проверка ключевых документов, на основании которых предприятие было создано и действует.
С точки зрения закона, для акционерного общества (ЗАО и ОАО), учредительным документом является Устав.
Помимо устава, аудитором также проверяется протоколы общих собраний учредителей и тому подобных соглашений, документация, касающаяся уставного капитала будущего предприятия и бухгалтерского учёта расчётов с его учредителями.
При проверке учредительных документов часто выявляются ошибки и нарушения, которые могут привести как к незначительным, так и к очень существенным последствиям.
Таким образом, из всего вышесказанного вытекает, что выбранная тема курсовой работы - аудит учредительных документов - весьма актуальна.
Целью работы является: аудиторская проверка учредительных документов, проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями и закрепление знаний полученных при изучении дисциплины «Аудит».
Для достижения цели аудита учредительных документов поставлены следующие задачи:
1. Определить юридический статус предприятия. Сферу деятельности и права его функционирования.
2. Установить наличие лицензий по видам деятельности подлежащего лицензированию.
3. Проверить полностью ли проведены все расчеты с учредителями, соблюдено ли законодательство по налогам.
4. Проверить правильность формирования УК и расчетов с учредителями.
Аудиторскую проверку проведем на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «Синтез», основным видом деятельности которого является производство, хранение и реализация медицинских препаратов различного назначения.
Основными целями деятельности Общества являются производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также получение прибыли от деятельности Общества для удовлетворения экономических и социальных интересов акционеров и работников Общества.
Рис. 1 Состав собственного капитала коммерческой организации
Уставный капитал организации - это стартовый капитал, необходимый для осуществления финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Согласно ГК РФ уставный капитал может выступать в виде: складочного капитала, паевого либо неделимого фонда, уставного капитала, уставного фонда.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах, и должен составлять для открытого акционерного общества не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. (1 МРОТ равен 100р.)
Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.
Стоимость чистых активов акционерного общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 Федерального закона «Об акционерных обществах», общество обязано принять решение о своей ликвидации.
Если акционерное общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации акционерного общества.
1.5 Ошибки и недобросовестные действия в бухгалтерском и налоговом учете при проверке учредительных документов
В ходе проверки учредительных документов аудитор проверяет наличие ошибок, которые могли быть допущенные сотрудниками при ведении бухгалтерского и налогового учета. Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с учредительными документами, являются:
- несоответствие данных о размере уставного капитала, указанных в учредительных документах, с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета;
- неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;
- невнесение изменений в учредительные документы или их несвоевременное внесение;
- деятельность без лицензии;
- нарушения, связанные с формированием уставного капитала общества и размещением его акций;
- нарушения, связанные с недействительностью решений органов управления общества;
- нарушения, связанные с порядком выплаты дивидендов;
- нарушения, связанные с обеспечением прав акционеров на приобретение размещаемых обществом дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Примерные ошибки и нарушения рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1- Ошибки и нарушения при ведении бухгалтерского и налогового учета
Что нарушено
Возможные последствия
Порядок исправления ошибки
1. Нарушен п. 5 ст. 8 Закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (с учетом последующих дополнений и изменений), а именно: «Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких либо пропусков или изъятий».
2. Нарушен п. 2 ст. 10 Закона «О бухгалтерском учете», а именно: «Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета».
Допущено искажение информации в бухгалтерских балансах на 1 июля и на 1 октября года.
При последующих изменениях устава и уставного капитала операции увеличения или уменьшения Уставного капитала следует отражать в бухгалтерском учете по дате (или в месяце) утверждения устава или в месяце его перерегистрации.
1. Нарушена ст. 16 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», а именно:
1.1 «Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течении срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества».
1.2 «На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину»
Искажены отчетные показатели бухгалтерского баланса на несколько отчетных дат.
Усилить контроль за оплатой акций акционерами общества в период создания общества и в случае увеличения уставного капитала или за своевременным погашением долга учредителями ООО.
Продолжение таблицы 1
Наименование
Ед.
изм.
Товарная продукция
Количество
В 2009 году объем отгруженной продукции составил 2792,5 млн. рублей в том числе по готовой продукции 2 734,2 млн. рублей, что на 8,5 % больше чем в 2008 году.
Увеличение объема продаж произошло за счет изменения структуры отгружаемой продукции, выпуска новых препаратов и расширения рынков сбыта в страны СНГ.
Численность работающих на комбинате на 01.01.2009 года составляла 4061 человек, на 31.12.2009 года –3834 человека, т.е. уменьшение составило -227 человек.
1.2.1.1.1.1.1.1.1 На комбинате 815 руководителей и специалистов, из них 512 человек или 62,8 % с высшим образованием; 209 человек или 25,6 % со среднеспециальным образованием; 94 человека или 11,5 % практики.
Непосредственно на производстве работает 800 руководителей и специалистов, в том числе 376 человек в управлении комбината.
Текучесть кадров за отчетный год составила-30,4 %.
Среднесписочная численность работающих за 2009 год составила 3947 человек, уменьшилась на 144 человека, в связи с остановкой производства природных антибиотиков, что отражено в таблице 4.
Таблица 4- Динамика изменений среднесписочной численности.
Численность | Ед.изм. | 2008 год | 2009 год | ||
Всего | Удельный вес | Всего | Удельный Вес | ||
1 Всего по комбинату | чел. | 4092 | 100,0 | 3947 | 100,0 |
1.1 Промышленно-производственный | |||||
Персонал | чел. | 4013 | 98,1 | 3877 | 98,2 |
А) рабочие | чел. | 3222 | 78,8 | 3074 | 77,9 |
Б) руководители и специалисты | чел. | 791 | 19,3 | 803 | 20,3 |
1.2 Непромышленный персонал | чел. | 79 | 1,9 | 70 | 1,8 |
Число отработанных дней каждым рабочим предприятия за 2009 год по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 4,13 чел./дн., потери рабочего времени увеличились на 4,23 чел./дн.
Темп роста производительности труда – 116 %.
Таблица 5- Анализ роста заработной платы и роста производительности труда в 2009 году
Показатели | Ед.изм. | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста% |
1 Среднемесячная зарплата 1.1. Списочного состава | Руб. Руб. | 8 866 8 543 | 10 452 10 150 | 117,9 118,8 |
1.2. Промышленно-производственного персонала | руб. | 8 601 | 10 203 | 118,6 |
2 Производительность труда | ||||
2.1 Списочного состава | т.р./чел. | 647,7 | 751,5 | 116,0 |
2.2.Промышленно-производственного персонала | т.р./чел. | 660,7 | 765,4 | 115,9 |
3 Зарплата на рубль | ||||
3.1 Товарной продукции | коп/руб ТП | 16,93 | 17,36 | 102,5 |
3.2 Реализованной продукции | коп/руб РП | 16,98 | 17,73 | 104,4 |
Так же в 2009 году в соответствии с планом организационно-технических мероприятий проводились работы, связанные с капитальным ремонтом и техническим перевооружением действующих производств с целью увеличения мощности, а так же приведения к требованиям GMP на общую сумму 169 667 тыс. руб. В том числе:
- В цехе №1 произведена реконструкция производства стерильных цефалоспориновых субстанций на сумму 14 549 тыс. руб., производства леофилизированных препаратов на сумму 4 796 тыс. рублей, выполнен капитальный ремонт кровли на сумму 4 804 тыс. руб.
- В цехе №6 произведена реконструкция производства спреев с капвложениями 8 386 тыс. руб.
- В цехе №7 отремонтированы помещения участка фасовки инъекционных препаратов – затраты 26 869 тыс. руб.
- В цехе №8 закончен капитальный ремонт помещений участка гемаконов с затратами 8 058 тыс. руб.
- Проложен трубопровод методом ГНБ 303 м Д 225 мм с затратами на сумму 1213 тыс. руб.
- Произведён ремонт дорожных покрытий и тротуаров 4776 м2. на сумму 4 287 тыс. руб.
Разработаны чертежи и изготовлено нестандартного оборудования, в том числе:
Для 5 цеха.
Две линии фасовки и укупорки порошковых лекарственных форм в составе:
конвейер пластинчатый двухручьевой, автомат фасовки и укупорки порошковых лекарственных форм, установка вакуумной очистки оборудования, стол – накопитель.
Установка подготовки компонентов для изготовления порошковых лекарственных форм.
Для 6 цеха.
Производство спреев : конвейер ленточный, устройство подачи флаконов.
Для 8 цеха
Приспособление для сборки порта инъекционного, установка для ручной сборки комбинированного колпачка, установка ручной сварки контейнера для упаковки катетера.
Выполнено капитальных вложений всего: 123 000 тыс. руб.
в т.ч. по объектам:
- реконструкция 32 496 тыс. руб.;
- замена оборудования цехам 65 811 тыс. руб.;
- расширение 24 693 тыс. руб.
(газотурбинная станция)
Незавершенное строительство на 01.01.2010 г. 220 836 тыс.руб.
Оборудование на складе. № 7 на 01.01.2010 г. 8 164 тыс.руб.
Затраты на 1 руб. товарной продукции за 2009 год составили 91,9 коп. (при 89,3 коп. в 2007 году). Затраты увеличились на 2,6 коп. или на 2,9 %.
По сырью и материалам затраты на 1 руб. товарной продукции составили за отчетный период 50,8 коп. (при 48,0 коп. в 2007 году). Затраты увеличились на 2,8 коп. на 1 рубль товарной продукции.
Индекс цен на сырье и материалы за 2009 год по ОАО «Синтез» составляет 1,24 в том числе:
- на отечественные сырье и материалы 1,11
- на импортные субстанции 1,33.
Энергозатраты в себестоимости 2009 года составили 8,7 коп. на 1 рубль товарной продукции (при 8,9 коп в 2008 году). Экономия энергозатрат на 0,2 коп. на 1 руб. товарной продукции достигнута за счет внедрения энергосберегающих мероприятий.
Уровень заработной платы в 2009 году составил 16,5 коп. на 1 рубль товарной продукции, в 2008 году 16,0 коп. Увеличение затрат на 0,5 коп. на 1 рубль товарной продукции объясняется повышением заработной платы.
Амортизация основных производственных фондов составляет 2,9 коп. на 1 руб. товарной продукции.
Прочие расходы на 1 руб. товарной продукции снизились в отчетном году на 2,0 коп. и составили в 2009 году 9,0 коп. (при 11,0 коп. в 2008 году).
Изменение прочих расходов сложилось следующим образом:
- арендная плата за землю снижение на 0,1 коп. на 1 рубль товарной продукции.
- добавились лизинговые платежи за оборудование, приобретенное по договорам лизинга на 1,6 коп. на 1 рубль товарной продукции.
- снизились затраты по оплате услуг сторонних организаций 2,9 коп. на 1 рубль товарной продукции, в том числе:
- услуги строительного характера – снижение на 2,5 коп.
- таможенные расходы на поставку субстанций- снижение на 0,1 коп.
- прочие услуги промышленного характера снижение на 0,3 коп. на 1 рубль товарной продукции.
- другие затраты (оформление документов на ГОСТы, штрих коды…) снижение на 0,6 коп. на 1 рубль товарной продукции.
Теперь рассмотрим финансовое состояние акционерного общества «Синтез».
Численность работающих на предприятии в 2009 году уменьшилась с 4061 человека до 3834 человек на конец года, т.е. на 227 человек.
Выпуск товарной продукции 2 852,5 млн. рублей,
в том числе:
-лекарственные средства -2 577,7 млн. рублей,
-медицинские изделия - 268,9 млн. рублей.
Темп роста объема производства в сопоставимых ценах к 2008 году –105 %.
Имущество акционерного общества характеризуется следующими данными: активы предприятия за отчетный период увеличились на 235,8 млн. рублей и составили на конец года 2470,7 млн. рублей.
В структуре имущества на конец года доля основных средств составляет 22,7 %, оборотные активы занимают 68 %.
Собственный капитал предприятия на конец года равен 1480,4 млн. рублей, что составляет 60 % в общем объеме хозяйственных средств.
По итогу баланса финансово- хозяйственной деятельности за 2009 год у предприятия в наличии основных средств всего- 1533,2 млн. рублей, износ составляет -63 %, остаточная стоимость - 561,1 млн. рублей. Износ активной части фондов - оборудование, машины, транспортные средства- 71 %.
В 2009 году по заключенным договорам лизинга получено оборудование на сумму 170 млн. руб. Оборудование, полученное в лизинг, числится на балансе лизингодателя. За 2009 год начислено лизинговых платежей 47,4 млн. руб.
Объем незавершенного капитального строительства на конец года- 229 млн. рублей, увеличение на 54 млн. руб. по сравнению с началом года связано с реконструкцией производств на сумму 32,5 млн. руб. (цефалоспориновых субстанций, участка спреев) и незавершенным строительством энергоблока- 24,7 млн. руб.
Оборачиваемость оборотных средств замедлилась на 17,2 дня и составила 204,5 дня против 187,3 в 2008 году. Данный показатель необходимо улучшать, так как длительный срок оборотов приводит к дефициту оборотных средств и предприятие вынуждено брать кредиты, сумма которых на конец года составила 509,4 млн. рублей, оплата процентов по кредитам 55,9 млн. рублей в год.
Поступило денежных средств 2259,5 млн. рублей, что на 17,8 млн. больше чем в 2008 году. С целью погашения задолженности использовались векселя банков России на общую сумму 22,3 млн. рублей.
В 2009 году заработная плата на комбинате выплачивалась дважды в месяц, задержки не было, небольшая ее часть, по желанию работников, выплачивалась товарами и услугами.
Коэффициент текущей ликвидности - 2,02 при нормативе не менее 2;
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами -0,41, при нормативе более 0,5.
Указанные показатели свидетельствуют о том, что по результатам отчетного года производственная и коммерческая деятельность рентабельна, предприятие платежеспособно и имеет все шансы для дальнейшего развития.
Дебиторская задолженность составляет на 01.01.2010 г.- 1 072 224 тыс. руб.в том числе покупатели и заказчики- 1 001 622 тыс. рублей.
Кредиторская задолженность на 01.01.2010 год составляет 449 552 тыс. руб. в том числе поставщики и подрядчики- 396 947 тыс. рублей.
Прибыль до налогообложения – 95,4 млн. рублей и в целом за отчетный год от осуществления всех видов деятельности получено чистой прибыли в сумме 79,7 млн. рублей.
Наличие чистой прибыли свидетельствует о возможности направления ее на развитие и техническое перевооружение предприятия.
Таблица 6- Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Синтез» за 2008-2009 годы.
Наименование показателей | Ед.изм | 2008г | 2009г | Темп в % |
Объем товарной продукции в фактических ценах отгрузки | тыс.руб. | 2 571 985 | 2 852 516 | 110,9 |
Темп к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | 121,5 | 105,0 | |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | тыс.руб. | 2 563 175 | 2 792 958 | 109,0 |
В том числе выручка от готовой продукции | тыс.руб | 2 521 243 | 2 734 171 | 108,5 |
Прибыль балансовая (по бухучету) | тыс.руб. | 151 245 | 95 441 | 63,1 |
Чистая прибыль | тыс.руб. | 107 163 | 79 689 | 74,4 |
Среднесписочная численность | чел | 4 092 | 3 947 | 96,5 |
Списочная численность - (на 31число) | чел | 4 061 | 3 834 | 94,4 |
Производительность труда | тыс. руб. | 647,7 | 751,5 | 116,0 |
Среднемесячная зарплата | руб. | 8 866 | 10 452 | 117,9 |
Поступление денежных средств | тыс.руб. | 2 241 670 | 2 259 452 | 100,8 |
Займы и кредиты | тыс.руб. | 443 954 | 511 374 | 115,2 |
из них: - долгосрочные | 167 779 | 139 471 | 83,1 | |
- краткосрочные | 276 175 | 371 903 | 134,7 | |
Кредиторская задолженность - всего | тыс.руб. | 333 899 | 449 552 | 134,6 |
В том числе: | ||||
- поставщики и подрядчики | 294 892 | 396 947 | 134,6 | |
- перед персоналом | 17 793 | 19 957 | 112,1 | |
- перед внебюджетными фондами | 0 | 3 820 | ||
- по налогам и сборам | 10 409 | 4 315 | 41,4 | |
Дебиторская задолженность | 904 598 | 1 072 224 | 118,5 | |
В том числе Покупатели и заказчики | 776 131 | 1 001 622 | 129,1 | |
Показатели финансовой устойчивости | ||||
Оборачиваемость оборотных средств | Дни | 187,3 | 204,5 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,42 | 2,02 | ||
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,46 | 0,41 |
Планирование аудита учредительных документов
Сведения об аудиторе предприятия.
Аудитор (аудиторы), осуществляющий независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента, на основании заключенного с ним договора, а также об аудиторе (аудиторах), утвержденном (выбранном) для аудита годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента по итогам текущего или завершенного финансового года:
Полное фирменное наименование: ООО «Курганская дочерняя аудиторская фирма «Аудитинформ»
Сокращенное фирменное наименование:
Место нахождения: 640018, г.Курган, ул.Куйбышева,35
ИНН: 4501059651 ОГРН: 1024500531296
Телефон: (3522) 46-54-92 Факс: (3522) 46-54-92
Адреса электронной почты не имеет.
Данные о лицензии на осуществление аудиторской деятельности:
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности не имеет, является членом саморегулируемой организации аудиторов.
Данные о членстве аудитора в саморегулируемых организациях аудиторов.
Полное наименование: СРО Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов".
Место нахождения: 101000 Россия, Московская обл., г.Москва, Колокольников переулок 2/6
Дополнительная информация:
внесено в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов 23.12.2009г. (Приказ МФ РФ №675 от 22.12.09г.)
Финансовый год (годы), за который (за которые) аудитором проводилась независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента - 2009. Копия аудиторского заключения Приложение 7.
Факторы, которые могут оказать влияние на независимость аудитора от эмитента, в том числе информация о наличии существенных интересов, связывающих аудитора (должностных лиц аудитора) с эмитентом (должностными лицами эмитента): Факторов, которые могут оказать влияние на независимость аудитора от эмитента, а также существенных интересов, связывающих аудитора (должностных лиц аудитора) с эмитентом (должностными лицами эмитента), нет.
Процедура выдвижения кандидатуры аудитора для утверждения собранием акционеров (участников), в том числе орган управления, принимающий соответствующее решение: на общем собрании акционеров.
Описывается порядок определения размера вознаграждения аудитора, указывается фактический размер вознаграждения, выплаченного эмитентом аудитору по итогам каждого из пяти последних завершенных финансовых лет, за которые аудитором проводилась независимая проверка бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента:
в соответствии с договором.
Приводится информация о наличии отсроченных и просроченных платежей за оказанные аудитором услуги: отсутствует.
ОАО «Синтез» направляется письмо - приглашение на проведение аудита в произвольной форме. (Приложение 8 ).
В ответ аудитор направляет Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита (Приложение 9).
После заключается договор об оказании аудиторских услуг. Образец договора приведен в Приложении 10.
Для проведения аудита, проверяющая компания определяет степень надежности бизнеса клиента (Таблица 7).
Таблица 7- Степень надежности бизнеса ОАО «Синтез»
№ п/п | Фактор риска | Условия деятельности | Степень надежности | Бал |
1 | Экономическая ситуация в отрасли | Депрессия | Средняя | 2 |
2 | Расположение организации | Расположение на территории одного города | Средняя | 3 |
3 | Дочерние и зависимые общества | Дочерних и зависимых обществ нет | Низкая | 0 |
4 | Использование новых технологий | Используется во всех видах деятельности хорошо | Высокая | 5 |
5 | Инструкции и законодательства по основной деятельности | Четкие и ясные для руководства и бухгалтерии | Высокая | 5 |
6 | Реорганизация и крупные продажи имущества | Не было в течении 3-х последних лет | Высокая | 5 |
7 | Внутренний контроль | Имеется ревизионная комиссия | Средняя | 3 |
8 | Возможность нелегального бизнеса | проникновение нелегального бизнеса не возможно | Высокая | 4 |
9 | Налоговое бремя | Высокое | Средняя | 3 |
10 | Зависимость от покупателей | Годовая продажа по основным покупателям 46,4% от оборота | Средняя | 3 |
11 | Зависимость от поставщиков | Ограниченный выбор поставщиков субстанций. | Высокая | 2 |
12 | Падение доходов населения | Доходы населения снизились | Среднее | 0 |
13 | Уровень государственного финансирования | Снижение государственного финансирования закупок ЛС и ИМН | Высокое | 2 |
14 | Капитальные вложения | Не превышают амортизационных отчислений | Высокая | 5 |
15 | Незавершенное производство | Легко поддается инвентаризации но оценка сложная | Средняя | 3 |
16 | Кредиты и займы | Необходимы для развития п/п | Высокая | 5 |
17 | Оборотный капитал и ликвидность | Оборотный капитал недостаточный, ликвидность по краткосрочным обязательствам снижается | Средняя | 2 |
18 | Доходность | Доход подвержен сезонным колебаниям, но стабильный | Средняя | 3 |
21 | Общее количество баллов | Средняя | 55 |
По данным таблицы можно сказать, что клиент имеет среднюю степень надежности бизнеса.
Также стоит определить уровень существенности показателей (Таблица 8).
Таблица 8- Определение уровня существенности
Наименование базового показателя | Знач. базового показателя, тыс руб. | Доля, % | Значение для нахождения уровня существенности, тыс руб. |
1.Балансовая прибыль (форма 2, стр.190) | 79689 | 5 | 3985 |
2.Валовый объем реализации без НДС (форма 2, стр.010) | 2792958 | 2 | 55859 |
3. Сумма собственного капитала (форма 1, стр.490) | 1431119 | 10 | 143112 |
4.Валюта баланса (форма 1, стр.300) | 2234917 | 2 | 44698 |
5.Общие затраты организации (форма 2, стр.020) | 2316533 | 2 | 46331 |
Расчет уровня существенности показателей составляет:
средние арифметические показатели уровня существенности:
(3985+55859+143112+44698+46331) /5 =293985 тыс. руб.,
наименьшее значение от среднего отличается на:
(293985-3985) /293985* 100% = 99%,
наибольшее значение от среднего отличается на:
(-143112-293985) /293985 * 100% = 149%.
Поскольку и в том, и в другом случаях отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего и от всех остальных является значительным, принимается решение отбросить значения 3985 тыс. руб. и 143112 тыс. руб. и не использовать их при дальнейшем усреднении
Новое среднее арифметическое значение составляет
(55859+44698+46331) / 3 = 48963 тыс руб.
Полученную величину допустимо округлить до 49000 тыс руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением составляет: (49000 - 48963) / 48963 = 0,00076 или 0,08 %. Таким образом, для проверки принимается уровень существенности - 49000 тыс. руб.
Таблица 9- Определение уровня существенности значимых статей бухгалтерского баланса
Статьи баланса
Сумма, тыс руб
Уровень существенности
Валюта баланса
2470712
100
24500
Статьи пассива
Определенный таким образом единый уровень существенности распределяется между значимыми статьями баланса в соответствии с их удельным весом в общем итоге.
Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Теперь, используя формулу факторной модели аудиторского риска, определим чему равен приемлемый аудиторский риск (ПАР).
Формула факторной модели
ВР • РК • РН = ПАР, где (1)
внутрихозяйственный риск (ВР) - 70%
риск контроля (РК) – 45% (100% - 55%(надежность бизнеса клиента)).
риск не обнаружения (РН) – 10%
0,7 • 0,45 • 0,1 = 0,0315 или 3,15%
Планирование аудиторской деятельности регулируется ФСА № 3 «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696) (в редакции Постановления Правительства РФ 02.08.2010 N 586)
Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита и аудиторской программы. (Приложения 11 и 12)
Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита. (Приложение 12)
Перед составлением программы проверки необходимо провести оценку систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета, чтобы получить уверенность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность организации.
Для оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета можно использовать различные методы, в том числе тестирование. Возможный вариант приведен в таблице 3.
Таблица 10- оценка системы бухгалтерского учета расчетов с учредителями и формирования уставного капитала
Факторы | Возможная оценка | Оценка | |||||||||
Критерии | Бал-лы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
1 . Разработана ли на предприятии должностная инструкция бухгалтера по учету расчетов с учредителями
| нет | 0 | |||||||||
только по учету расчетов с кредиторами | 1
| ||||||||||
только по учету с дебиторами | 2 | ||||||||||
по учету расчетов с дебиторами и кредиторами | 5
| 5 | |||||||||
2. 3акреплена ли в должностной инструкции бухгалтера обязанность по начислению дивидендов | нет
| 0 | |||||||||
да | 5 | 5 | |||||||||
3. Закреплена ли в должностной инструкции бухгалтера обязанность по контролю за своевременным погашением долга учредителей | нет | 0 | 0 | ||||||||
Только по неоплаченным акциям | 1
| ||||||||||
только по неполученным дивидендам | 2
| ||||||||||
Да | 5
| 5 | |||||||||
4. Имеется ли в должностной инструкции перечень регистров бухгалтерского учета по начислению дивидендов, за формирование которых несет ответственность бухгалтер
| нет | 0 | 0 | ||||||||
да | 5
| 5
| |||||||||
5. Имеется ли подпись бухгалтера подтверждающая ознакомление с должностной инструкцией | нет
| 0 |
| ||||||||
да | 5 | 5 | |||||||||
6. Образование бухгалтера | среднее специальное | 3 |
| ||||||||
высшее | 5 | 5 | |||||||||
7. Стаж работы в данной должности | менее 2 лет | 1 |
| ||||||||
от 2 до 1 0 лет | 2-3 |
| |||||||||
свыше 10 лет | 4-5 | 5 | |||||||||
8. Стаж работы бухгалтера в организации | менее 1 года | 1 |
| ||||||||
от 1 года до 5 лет | 2-3 | 2 | |||||||||
свыше 5 лет | 4-5 |
| |||||||||
9. Соответствует ли стаж работы и образование бухгалтера по учету основных средств и нематериальных активов требованиям должностной инструкции | нет
| 0
| 0
| ||||||||
да
| 5
|
5 | |||||||||
10. Раскрыты ли в учетной политике организации аспекты, связанные с начислением и выплатой дивидендов в бухгалтерском и налоговом учете | не раскрыты | 0 |
| ||||||||
частично раскрыты | 1-3 | 2 | |||||||||
раскрыты достаточно полно | 4-5 |
| |||||||||
12. Соблюдаются ли в отчетном периоде положения учетной политики, связанные с начислением дивидендов | нет | 0 |
| ||||||||
частично | 1-4 |
| |||||||||
полностью | 5 | 5 | |||||||||
13. ведется ли реестр участников ОАО | нет | 0 |
| ||||||||
да | 4-5 | 5 | |||||||||
4. Разработан и утвержден ли график документооборота | нет | 0 | 0 | ||||||||
не в полном объеме | 1-3 | 3 | |||||||||
достаточно полно | 4-5 |
| |||||||||
15. Ведутся ли необходимые синтетические и аналитические регистры | нет | 0 |
| ||||||||
да | 4-5 | 5 | |||||||||
16. Ведутся ли необходимые регистры для целей налогового учета | нет | 0 |
| ||||||||
да | 4-5 | 5 | |||||||||
17. Имеются ли все необходимые регистры учета на бумажном носителе | нет | 0 |
| ||||||||
имеются частично | 1-3 | 3 | |||||||||
имеются в полном объеме | 5 |
| |||||||||
18. Отражаются ли сведения об изменении первоначальной стоимости активов | не отражаются | 0 |
| ||||||||
не всегда отражаются своевременно | 1-3
|
| |||||||||
отражаются своевременно | 5 | 5 | |||||||||
19. Автоматизирован ли расчет сумм начисления дивидендов по акциям в бухгалтерском учете | нет | 1 |
| ||||||||
да | 5
|
5 | |||||||||
20.Соответствует ли размер уставного капитала установленному законодательством?
| нет
| 1
|
| ||||||||
да | 5
| 5 | |||||||||
21. Полностью ли проведены все расчеты с учредителями? | Нет | 0 |
|
| |||||||
Частично | 2-4 |
|
| ||||||||
да | 5 | 5 |
| ||||||||
22.Своевременно ли произведены расчеты с учредителями? | Нет | 0 |
|
|
| ||||||
да | 5 | 5 | |||||||||
23.Организован ли аналитический учет по счету 80? | да | 5 | 5 | ||||||||
24.Соответствуют ли виды деятельности, указанные в Уставе, осуществляемым? | да | 5 | 5 | ||||||||
25.Имеются ли лицензии на виды деятельности, указанные в Уставе? | да | 5 | 5 | ||||||||
26.Соответствует ли стоимость Чистых Активов предприятия величине Уставного капитала? | да | 5 | 5 |
| |||||||
Итого количество баллов | 115 | ||||||||||
Максимально возможное количество баллов | 130 | ||||||||||
Оценка надежности системы бухгалтерского учета, %
| 88,5
| ||||||||||
Далее производится оценка эффективности системы внутреннего контроля с использованием соответствующих тестов. Вариант оценки эффективности системы внутреннего контроля приведен в таблице 11.
Таблица 11-Оценка эффективности системы внутреннего контроля
Факторы | Возможная оценка
| Оцен ка | |
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Организована ли служба внутреннего контроля
| нет | 0 | |
имеется внутренний ревизор | 1-2 | ||
имеется ревизионная комиссия | 3 | 3 | |
имеется служба внутреннего аудита | 4-5 | ||
2. Обращается ли организация за консультациями к налоговым органам, консультационным и аудиторским фирмам
| случаи обращения отсутствуют | 0 | |
отмечаются редкие случаи обращения | 1-3 | ||
широкое использование практики проведения консультаций | 4-5 | 4 | |
3. Имеются ли на предприятии финансовые аналитики | нет | 0 | |
да | 3-5 | 5 | |
4. Имеется ли инвентаризационная комиссия
| нет | 0 | |
функции инвентаризационной комиссии выполняет служба внутреннего контроля | 1-3 | ||
утверждена руководителем и действует | 4-5 | 4 | |
5. Определены ли сроки проведения инвентаризации расчетов с акционерами в приказе по учетной политике, как часто проводятся инвентаризации | не определены | 0 | |
определены, проводятся только в конце года | 3 | 3 | |
определены, проводятся в теч года | 4-5 | ||
определен формально | 4-5 | ||
8. Определен ли круг лиц, ответст-венных за сохранность учредительныхдокументов | не определен | 0 | |
определен формально | 4-5 | 5 | |
9. 3аключены ли договоры о полной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность | нет | 0 | |
да | 4-5 | 5 | |
10. Действует ли конкурсная основа, тестирование, собеседование при приеме на работу сотрудников управленческого аппарата | нет | 0 | |
да | 3-5 | 3 | |
11. Проводятся ли мероприятия по обучению и повышению квалификации работников (в том числе бухгалтеров, уристов, консультантов) | нет | 0 | 0 |
да | 2-5 | 3 | |
12. Анализируется ли правильность начисления дивидендов | нет | 0 | |
да | 3-5 | 5 | |
13. Контролируется ли своевременность начисления и выплаты дивидендов | нет | 0 | |
да | 3-5 | 5 | |
14. Созданы ли условия для сохранности документов | условия недостаточны | 1-3 | 3 |
условия достаточны | 4-5 | ||
15. Оценка используемого программного обеспечения | |||
15.1. Используемая бухгалтерская программа лицензирована | нет | 0 | |
да | 5 | 5 | |
15.2. Соответствие алгоритма автоматизированного расчета амортизации действующему законодательству | нет | 0 | |
да | 5 | 5 | |
15.3. Наличие возможности изменения алгоритмов обработки данных в случае изменения бухгалтерского, налогового законодательства
| нет | 0 | |
частично | 1-4 | ||
полностью | 5 | 5 | |
15.4. Наличие паролей | система паролей отсутствует | 0 | 0 |
имеется один пароль (на загрузку /вход в сеть) | 2 | 2 | |
пароли установлены на всех уровнях | 5 | ||
15.5. Наличие антивирусных программ | отсутствуют | 0 | 0 |
проверка проводится нерегулярно, по желанию персонала | 1-3 | 3 | |
используется ревизор диска или резидентные антивирусные программы | 5 | ||
15.6. Наличие программ по проверке жесткого диска на целостность | отсутствуют | 0 | |
проверка проводится нерегулярно, по желанию персонала | 1-3 | 3 | |
автозапуск при загрузке | 5 | ||
15.7. Данные электронного учета дублируются на случай потери или уничтожения | нет | 0 | |
частично | 1-4 | ||
полностью | 5 | 5 | |
15 8. Уровень компьютерной грамотности пользователя
| низкий | 1-2 | |
в пределах необходимого | 3-4 | 3 | |
высокий | 5 | ||
15.9. Наличие специального подразделения/специалиста, отвечающего за безопасность информации
| отсутствует | 0 | |
имеются специалисты | 1-3 | 3 | |
имеется специальное подразделение с отработанной технологией действий | 4-5 | ||
Итого количество баллов
| 82 | ||
Максимально возможное количество баллов
| 105 | ||
Оценка надежности системы внутреннего контроля, %
| 78,1 |
Как видно из произведенного расчета надежность системы внутреннего контроля достаточно высока и составляет 78,1%. Следовательно, уровень выявления и оценка рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников на внутреннем уровне посредствам системы внутреннего контроля высока.
Заключение
В процессе выполнения работы, была рассмотрена методика проведения аудита учредительных документов ОАО «Синтез».
Основной целью работы является достоверность аудита учредительных документов - объекта исследования.
В соответствии с целью в работе, в логической последовательности, решаются следующие задачи:
- проверка учредительных документов и юридических прав функционирования организации;
- проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и выплате доходов.
В процессе исследования была достигнута его цель - изучение особенностей аудиторской проверки учредительных документов организации.
Результаты проверки показали, что учредительные документы ОАО «Синтез» достоверны, т.е. подтверждают законность оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования.
Также необходимо еще раз отметить, что уставный капитал - это один из основных показателей, характеризующих размеры и финансовое состояние организации.
Уставный капитал является стартовым капиталом организации, необходимым для обеспечения его основной деятельности и получения в дальнейшем прибыли.
В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180 аудиторским организациям необходимо обратить особое внимание на:
- увеличение объема обязательных аудиторских процедур в связи с вступлением в силу новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- соблюдение аудируемым лицом Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- обязанность аудируемого лица представлять аудитору необходимую информацию и документацию;
- существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение;
- обоснованность учетной политики аудируемого лица;
- соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этого лица;
- последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности;
- полноту бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности;
-существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
- представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств;
- признание аудируемым лицом скидок (накидок);
- составление аудируемым лицом консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности;
- оформление бухгалтерской отчетности.
АУДИТ
Аудит учредительных документов.
Курган 2011
Содержание
Введение 3
1.Теоретические основы аудиторской проверки
учредительных документов 5 1.1Законодательные и нормативные акты регулирующие
объект проверки 5
1.2 Цель и направления экспертизы учредительных документов 6
1.3 Источники информации для проверки учредительных
документов 7
1.4 Проверка формирования уставного капитала и
расчетов с учредителями 12
1.5 Ошибки и недобросовестные действия в бухгалтерском
и налоговом учете при проверке учредительных документов 15
2. Аудит учредительных документов ОАО «Синтез» 20
2.1 Экономическая характеристика предприятия 20
2.2 Планирование аудита учредительных документов.
Степень надежности бизнеса клиента 34
2.3 Аналитические таблицы при проверке учредительных
документов, формировании УК и расчетов с учредителями 40
2.4 Оценка результатов проверки. Аудиторское заключение 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения
Введение
Любое юридическое лицо в независимости от организационно-правовой формы и источников финансирования создаётся и действует на основании специальных, учредительных документов, фактически представляющих собой лицо предприятия. Особенность аудита основных документов организации заключается в том, что, с одной стороны, он не несёт в себе каких-либо особых затруднений, с другой перед аудитором встаёт необходимость тщательной проверки расчётов с учредителями и правильности налогообложения по таким расчётам.
Аудит учредительных документов - это проверка ключевых документов, на основании которых предприятие было создано и действует.
С точки зрения закона, для акционерного общества (ЗАО и ОАО), учредительным документом является Устав.
Помимо устава, аудитором также проверяется протоколы общих собраний учредителей и тому подобных соглашений, документация, касающаяся уставного капитала будущего предприятия и бухгалтерского учёта расчётов с его учредителями.
При проверке учредительных документов часто выявляются ошибки и нарушения, которые могут привести как к незначительным, так и к очень существенным последствиям.
Таким образом, из всего вышесказанного вытекает, что выбранная тема курсовой работы - аудит учредительных документов - весьма актуальна.
Целью работы является: аудиторская проверка учредительных документов, проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями и закрепление знаний полученных при изучении дисциплины «Аудит».
Для достижения цели аудита учредительных документов поставлены следующие задачи:
1. Определить юридический статус предприятия. Сферу деятельности и права его функционирования.
2. Установить наличие лицензий по видам деятельности подлежащего лицензированию.
3. Проверить полностью ли проведены все расчеты с учредителями, соблюдено ли законодательство по налогам.
4. Проверить правильность формирования УК и расчетов с учредителями.
Аудиторскую проверку проведем на примере конкретного предприятия.
Объектом исследования выступает ОАО «Синтез», основным видом деятельности которого является производство, хранение и реализация медицинских препаратов различного назначения.
Основными целями деятельности Общества являются производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также получение прибыли от деятельности Общества для удовлетворения экономических и социальных интересов акционеров и работников Общества.
Теоретические основы аудиторской проверки учредительных документов
Целью аудита учредительных документов является установление соответствия учредительных документов организации нормам действующего законодательства, правильности формирования (изменения) уставного капитала.
В задачи аудита учредительных документов входят изучение статуса юридического лица организации, сферы деятельности и права его функционирования; наличие лицензий по видам деятельности; проверка порядка формирования изменения уставного капитала и изучение его структуры.
1.1 Законодательные и нормативные акты регулирующие объект проверки.
- Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 04.10.2010);
- Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г. (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009, с изм. от 04.10.2010);
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г. (ред. от 28.12.2010);
- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г. (ред. от 29.12.2010) ;
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г. (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010);
- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г. (ред. от 28.12.2010);
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.12.2010);
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г. (ред. от 28.09.2010);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.) (ред. от 24.12.2010);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.) (ред. от 08.11.2010);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.) (ред. от 08.11.2010);
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 08.11.2010 г.);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)" (ред. от 08.11.2010);
1.2 Источники информации для проверки учредительных документов.
Основными источниками информации для проведения проверки учредительных документов являются:
- устав экономического субъекта;
- учредительный договор;
- патент для субъектов малого предпринимательства;
- протоколы собрания учредителей;
- свидетельство о государственной регистрации;
- документы, подтверждающие право собственности учредителей на имущество, вносимое в оплату приобретенных ими акций при государственной регистрации общества с участием государственных или муниципальных предприятий;
- свидетельства о регистрации в органах статистики, налоговых органах, Пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования и т.д.;
- договор на банковское обслуживание;
- зарегистрированные изменения к уставным документам;
- проспект эмиссии;
- реестр акционеров для акционерных обществ;
- выписки из протоколов собраний учредителей;
- приказы и распоряжения исполнительной дирекции;
- лицензии и разрешения на определенные виды деятельности;
- переписка с учредителями и акционерами;
- отчетность за начальный период деятельности экономического субъекта после государственной регистрации;
- годовая отчетность;
- отчетность на дату реорганизации или ликвидации экономического субъекта.
1.3Цель и направления экспертизы учредительных документов.
Основная цель аудита учредительных документов – подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Из данного определения следует, что аудитор должен ответить на следующие вопросы:
1. Насколько полно и своевременно оформлены все необходимые документы для того, чтобы экономический субъект имел юридические основания для:
а) функционирования;
б) прекращения функционирования.
2. Полностью ли приведены расчеты с учредителями по формированию уставного капитала.
3. Соблюдено ли налоговое законодательство.
Для того чтобы ответить на эти вопросы аудиторская организация должна учесть все моменты, влияющие на ход проверки экономического субъекта, а именно:
1. Организационно-правовая форма.
2. Форма собственности.
3. Статус (дочернее, зависимое, холдинг, малое предприятия).
4. Виды деятельности.
5. Участие иностранного капитала.
6. Правовой режим территории (территория функционирования может не ограничиваться территорией РФ, свободных экономических зон, а также закрытых административно-территориальных образований).
Аудиторская организация должна выделить для себя, по крайней мере, 3 направления проверки:
1. Аудит учредительных документов.
2. Аудит формирования уставного капитала.
3. Аудит расчетов с учредителями.
Первое направление предполагает проверку юридических оснований на право функционирования экономического субъекта в соответствии с действующим законодательством; второе – проверку правильности и своевременности формирования уставного капитала; третье – проверку правильности промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.
Из анализа этих направлений проверки вытекают следующие задачи:
1. Подтвердить юридические основания на право функционирования экономического субъекта.
2. Подтвердить правильность формирования уставного капитала.
3. Подтвердить правильность промежуточных и окончательных расчетов с учредителями.
4. Установить полноту и своевременность формирования уставного капитала.
5. Установить полноту и правильность расчетов с учредителями.
6. Подтвердить достоверность бухгалтерской финансовой отчетности в части:
а) величины и структуры уставного капитала;
б) задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал;
в) наличие собственных акций, выкупленных у акционеров;
г) задолженности учредителям по выплате доходов.
7. Установить правильность и наличие оснований расчетов. Оценить вносимые в качестве вкладов в уставный капитал материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги и т.д.
8. Установить правильность и своевременность получения доходов от участия в уставных капиталах других организаций.
9. Установить юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других организаций.
В ходе аудиторской проверки экономического субъекта аудитор должен осуществить экспертизу учредительных документов на наличие и полноту сведений, которые позволяют:
а) осуществлять деятельность экономического субъекта;
б) производить расчеты;
в) исполнять обязательства;
г) осуществлять формирование уставного капитала, фондов и резервов;
д) уточнять расчеты с учредителями.
В ходе экспертизы учредительных документов необходимо установить:
- структуру управления экономическим субъектом и полномочия руководителей всех уровней при принятии соответствующих решений;
- своевременно ли внесены изменения в учредительные документы (если они были);
- виды деятельности экономического субъекта;
- учредителей экономического субъекта;
- размер уставного капитала и доли каждого учредителя;
- своевременно ли внесли учредители свои доли в уставный капитал;
- в каком размере и виде учредители внесли свои доли в уставный капитал;
- правильность оформления документов по взносам в уставный капитал;
- организационно-правовую форму экономического субъекта;
- является ли проверяемый экономический субъект субъектом малого предпринимательства;
- предусмотрено ли в уставе осуществление внешнеэкономической деятельности;
- счета, которые имеет право открывать экономический субъект в учреждениях банков;
- предусмотрено ли в уставе создание резервного и других фондов;
- имеет ли право экономический субъект создавать на территории РФ и за рубежом филиалы и другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
- наличие лицензии на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством;
- порядок распределения прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта по итогам года после уплаты обязательных платежей;
- правильность исчисления доходов учредителей;
- правильность оформления бухгалтерской документации и составления бухгалтерских проводок по формированию уставного капитала;
- соответствие записей в первичных документах записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный капитал».
Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:
1. Инспектирование
2. Наблюдение
3. Запрос
4. Подтверждение
5. Пересчет (проверка арифметических расчетов)
6. Аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов. Проверка документов, касающихся имущества аудируемого лица, предоставляет достоверные аудиторские доказательства относительно его существования, но не обязательно относительно права собственности на него или его стоимостной оценки.
Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами. Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Ответы на запросы (вопросы) могут предоставлять аудитору сведения, которыми он ранее не располагал или которые подтверждают аудиторские доказательства.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях.
Пересчет представляет собой проверку в точности арифметических расчетов в первичных документах или бухгалтерских записях, либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и/или неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций, выявление причин таких ошибок и искажений.
1.4Проверка формирования уставного капитала и расчетов с учредителями.
Собственный капитал - это ресурсы организации, ее активы (имущество) за вычетом обязательств (кредиторской задолженности) по этим обязательствам. В составе собственного капитала организации учитывается: уставный (складочный) капитал; добавочный капитал; резервный капитал; нераспределенная прибыль; прочие резервы.
Состав собственного капитала коммерческой организации приведен на рисунке 1:
| |||
Рис. 1 Состав собственного капитала коммерческой организации
Уставный капитал организации - это стартовый капитал, необходимый для осуществления финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Согласно ГК РФ уставный капитал может выступать в виде: складочного капитала, паевого либо неделимого фонда, уставного капитала, уставного фонда.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах, и должен составлять для открытого акционерного общества не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. (1 МРОТ равен 100р.)
Открытая подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. Законом или уставом общества могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру.
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков не допускается.
В случаях, предусмотренных законом об акционерных обществах, уставом общества может быть установлено преимущественное право акционеров, владеющих простыми (обыкновенными) или иными голосующими акциями, на покупку дополнительно выпускаемых обществом акций.
Акционерное общество вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Уменьшение уставного капитала акционерного общества путем покупки и погашения части акций допускается, если такая возможность предусмотрена в уставе общества.
Стоимость чистых активов акционерного общества оценивается по данным бухгалтерского учета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 Федерального закона «Об акционерных обществах», общество обязано принять решение о своей ликвидации.
Если акционерное общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения им убытков. В этих случаях орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, вправе предъявить в суд требование о ликвидации акционерного общества.
1.5 Ошибки и недобросовестные действия в бухгалтерском и налоговом учете при проверке учредительных документов
В ходе проверки учредительных документов аудитор проверяет наличие ошибок, которые могли быть допущенные сотрудниками при ведении бухгалтерского и налогового учета. Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки операций с учредительными документами, являются:
- несоответствие данных о размере уставного капитала, указанных в учредительных документах, с данными, указанными в регистрах бухгалтерского учета;
- неполное внесение учредителями долей в уставный капитал;
- невнесение изменений в учредительные документы или их несвоевременное внесение;
- деятельность без лицензии;
- нарушения, связанные с формированием уставного капитала общества и размещением его акций;
- нарушения, связанные с недействительностью решений органов управления общества;
- нарушения, связанные с порядком выплаты дивидендов;
- нарушения, связанные с обеспечением прав акционеров на приобретение размещаемых обществом дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Примерные ошибки и нарушения рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1- Ошибки и нарушения при ведении бухгалтерского и налогового учета
Дата: 2019-12-10, просмотров: 266.