ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

студенческих работ в Ó К аб и нете

 

Для наглядного представления о качестве исполняемых мною работ Вам предлагается образец курсовой работы для первого курса факультета «Менеджмент» на тему «Менеджер – профессия и личность», защищенный на отлично, который стоил для заказчика всего – 1500 рублей (при покупке аналогичной готовой работы она обойдется Вам всего в 700 рублей).

 

Из рецензии преподавателя:

«…в курсовой работе полностью и исчерпывающе раскрывается поставленная тема, приводится практический материал…»,

«…курсовая работа «Менеджер – профессия и личность» выполнена на достаточно высоком уровне…»,

«…выявлены основные проблемы, возникающие у специалистов профессии менеджер…»,

«…отмечена необходимость работы менеджмента в организации любой организационно-правовой формы…»,

«…четко выделены и рассмотрены основные профессиональные и личные качества менеджера…»,

«…необходимо отметить умение студента работать с разнообразными источниками, анализировать их и делать из этого четкие выводы…»,

«…исполнитель курсовой работы заслуживает оценки «отлично»…»…

Этот список цитат можно продолжить!

 

ПРОСТО ЗАКАЖИТЕ СВОЮ РАБОТУ В Ó К аб и нете !



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ. 4

1.1 Профессия менеджера. 4

1.2 Роль менеджера в организации. 9

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ                                           КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА. 12

2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера. 12

2.2 Уровни управления и качества менеджера. 16

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА                         КАК СПЕЦИАЛИСТА 20

3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации». 20

3.2 Мой идеал менеджера. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

 

Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.

Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.

Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем [14, с. 69].

Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.

Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 – 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о профессиональных и личностных качествах менеджера.

Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:

· профессионал — автор решений, стратегии, планов;

· организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;

· начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

Целью курсовой работы является обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.

Задачи:

1. Дать оценку профессии менеджера.

2. Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества менеджера.

3. Рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.

4. Дать рекомендации по улучшению подготовки специалистов специальности «Менеджмент организации».

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и прилоежний.



Профессия менеджера

 

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства                [12, с. 49].

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим [6, с. 92]:

· неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

· высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

· повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

· положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

· особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

· наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

· весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

· определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

· конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

· уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

· содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;

· характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными [5, с. 342]:

· целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);

· объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);

· средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);

· условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);

· степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);

· характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) [7, с. 32]:

1) руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста [13, с. 162]. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) [6, с. 9].

 

Вывод:

Структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества менеджера, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

Ключевое значение для эффективности деятельности менеджера имеют его нравственные качества.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества.



ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА                         КАК СПЕЦИАЛИСТА

Мой идеал менеджера

 

Лучший менеджер 2003 г. Александр Георгиевич Мазыр – лидер фармацевтического рынка. В сложном кризисном 1998 г. он не только стал руководителем дочернего предприятия «СИА Интернейшнл-Самара» и привел компанию к успеху на региональном фармацевтическом рынке, но и в финале всероссийского конкурса «Платиновая унция» был назван лучшим менеджером года. Сейчас А.Г. Мазыр работает в другой компании, однако победителем конкурса «Платиновая унция» он стал, будучи сотрудником                                      «СИА» [8, с. 16].

Процесс перехода в другую компанию планировался им заблаговременно. Уходить в другую компанию необходимо было на пике успеха. Мазыр А.Г. стоял у истоков создания «СИА» и поставленные цели были выполнены. Просто стало понятно, что для продолжения успешного движения необходимо было перейти в другую компанию, сделать новый шаг вперед. И он его сделал.

Первое образование Мазыра А.Г. — архитектурно-строительная академия, специализация «Автоматизированные системы управления». Второе — Самарская экономическая академия, специальность «Экономика и управление предприятием». Так же он получил и получает неоценимые знания в Московской классической бизнес-школе по программе Master of Business Administration.

Ему удалось стать победителем в номинации «Менеджер года» благодаря целеустремленности и неутомимости, тяге к внедрению инноваций. Возможно еще благодаря тому, что он 4,5 года проработал в лидирующей компании.

Для успешного менеджера необходимы многие качества. Но основа это способность к развитию. Развитие — это постепенное увеличение количества задач, которые менеджер может решать качественно, без посторонней помощи. Если руководитель со временем не увеличивает количество этих задач, то это может означать, что его развитие остановилось.

Можно также определить причины результативности работы и вывести некую формулу для успешного менеджера. Первое — это образование. Фундаментальные знания позволяют заглянуть внутрь процессов, происходящих на предприятии. Второе — управленческий потенциал. Должен быть лидер, работающий по современным технологиям, разрабатывающий свои методики, проекты и программы. Также важна компетенция. Чтобы контролировать ситуацию, руководитель должен досконально знать каждый участок своего предприятия. Иначе процесс управления может свестись к некомпетентным распоряжениям. И, конечно, маркетинг. Каждый руководитель, работающий на динамичных рынках, должен знать базовые законы рынка, уметь отличать торговую марку от бренда. Менеджеру необходим и опыт прямых продаж.

Важно и такое личностное качество, как высокие этические нормы, интеллигентность, ум, честность, открытость. Немаловажным фактором успеха менеджера является и самомотивация. Каждый человек знает и умеет гораздо больше того, что делает. Основной принцип А.Г. Мазыра — творческое приложение своих знаний в условиях изменяющегося рынка. Это подкрепляется настойчивостью, почти наивным стремлением делать себя и окружающий мир лучше.

Особо привлекательны жизненные принципы А.Г. Мазыра: «Удача любит сильных» и «Красота спасет мир». Надо уметь делать все красиво — и мыслить, и работать, и отдыхать. Красота — это внутреннее состояние. Поэтому все надо делать красиво и быть уверенным в себе [8, с. 17].

 

Вывод:

Профессия менеджера ориентирована на взаимодействие «человек - человек», это профессия преимущественно умственного труда, преобразующая социальную действительность, требующая квалифицированного труда, высокой активности и ответственности человека. На высших уровнях управления требуется абсолютная профессиональная пригодность.

Менеджер может руководить группами людей, профессия которых имеет различные цели, связана с разными объектами, средствами, условиями и характером труда, степенью квалификации.

Основными видами профессиональной деятельности менеджера организации являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

Роль организатора - ключевая в деятельности менеджера.

Акцент на одну или несколько из своих ролей менеджер делает в зависимости от своего образования, индивидуального профессионального опыта работы в соответствующей сфере, от продолжительности работы в конкретной должности, от уровня управления.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей.

Такими качествами являются:

· высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;

· широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;

· стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

· поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

· умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

· высокие моральные стандарты;

· физическое и психологическое здоровье;

· внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;

· отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;

· оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими — тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

· умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

· доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

· контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);

· инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

· умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

· стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных уровнях управления неодинаковы.

На низовых, ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Баринов В.А. Справочник менеджера. – М.: АДС, 2000.

2. Веснин. В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2003.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Юнити, 1994.

5. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием. – М.: Инфра-М, 2004.

6. Общий и специальный менеджмент. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина. – М.: РАГС, 1997.

7. Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004.

8. Петрухина И. Лучший менеджер года крупным планом. // Еженедельная информационно-аналитическая газета. -                                             № 26. –  2003.

9. Психология личности. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Просвещение, 1992.

10. Румянцева З.А. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: Инфра-М, 2001.

11. Сусанов А.Н. Ваш психологический портрет. – Минск: Полымя, 1997.

12. Управление организацией для современных руководителей. / Под ред. Е.А. Борисова. – СПб.: Питер, 2003.

13. Халипов В. Введение в науку о власти. – М.: Просвещение, 1996.

14. Экономика и организация рыночного хозяйства. / Под ред. Б.К. Злобина. – М.: Экономика, 2000.

 




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Тест «Проверка профессионального соответствия» [11, с. 229]

Таблица 1.

Шкала

1

2

3

4

5

 

1         2         3         4         5        
6         7         8         9         10        
11         12         13         14         15        
16         17         18         19         20        
21         22         23         24         25        
26         27         28         29         30        
31         32         33         34         35        
16         37         38         39         40        
41         42         43         44         45        
46         47         48         49         50        

 

Вопросы теста

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять лабораторные работы по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойным внимания.

5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7.  Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые поделки своими руками: из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.

10.  Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. В письменных работах по русскому языку, литературе

легко находить ошибки.

12.  Изучать химические процессы, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках различных видов растений.

14. Создавать произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-либо животным.

19.  Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных, клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать кому-либо, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различны е формулы, законы, теоремы.

27.  Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.; знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30.  Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул и законов и умения их правильно применять при решении. 32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

33.  Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством различных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия,

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии - читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать эскизы и изготавливать в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40.  Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве (черчение, геометрия, стереометрия).

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44.  Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46.  Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При уходе за растениями или животными с удовольствием заниматься ручным физическим трудом, легко переносить неблагоприятные погодные условия, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

 

Обработка результатов

Итак, каждый ответ имеет четыре позиции. Если первая позиция оценена в 0 баллов, то последующие оценки на это утверждение аннулируются. Первая позиция - самая важная. Далее сравниваются соотношения по позициям 1, 2, 3, 4 по каждой шкале и находится их сумма. Вы соответствуете тому типу профессии, для которого получена наибольшая сумма баллов.

Надо иметь в виду, что максимальная сумма должна быть не менее 50. Если сумма меньше 50, то вы по своим данным не имеете четкого соответствия той или иной профессии.

Каждая шкала характеризует соответствие личности типу профессии:

I - «человек - знаковая система» (математик, оператор, машинистка и др.);

II - «человек - техника» (инженер, водитель и др.);

Ш - «человек - природа» (биолог, агроном и т.д.);

IV - «человек - человек» (менеджер, врач, учитель, юрист).

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности лиц,

Требования к реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности.

2.2.1. Требования по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Менеджер должен:

в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики:

- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;

- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;

- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;

- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;

- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);

- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; - уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

в области социологии, политологии и права:

- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;

- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;

- владеть основами социологического анализа;

- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире;

- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;

в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

в области филологии:

- свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком;

- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.

2.2.2. Требования по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Менеджер должен:

в области математики и информатики.

иметь представление:

- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;

- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств; - о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;

- о неэвклидовых геометрических системах;

- об основных понятиях дискретной математики, теории вероятностей, математической статистики;

- о математическом моделировании;

- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;

- о проблемах искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знания);

- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;

знать и уметь использовать:

- основы математического анализа;

- основы алгебры, геометрии и дискретной математики;

- основы теории дифференциальных уравнений и численных методов;

- основы теории вероятностей и математической статистики;

- понятие информации, способы ее хранения и обработки;

- структуру, принципы работы и основные возможности ЭВМ;

- основные типы алгоритмов;

- языки программирования и стандартные программные обеспечения своей профессиональной деятельности;

в области концепций современного естествознания:

иметь представление:

- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;

- о концепциях пространства и времени;

- о принципах симметрии и законах сохранения;

- о понятии состояния в естествознании;

- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;

- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;

- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;

- о самоорганизации в живой и неживой природе;

- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;

- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе, об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;

- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.

2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам.

Менеджер должен знать и уметь использовать:

- объективные тенденции экономического развития, закономерности функционирования экономических систем, взаимодействие экономических процессов и их социальное содержание;

- сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;

- методы получения статистической информации и ее обобщения, методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей;

- приемы анализа и перспективного обоснования тенденций изменения национального рынка и разработки программ экономического роста;

- методологию анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне, способы оценки производственно-экономического потенциала предприятия и пути достижения высокой эффективности воспроизводственного цикла;

- методы получения информации по вопросам использования производственных фондов, краткосрочного кредитования, организации безналичных расчетов и определять возможность их совершенствования;

- методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм менеджмента;

- методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности;

- принципы, методы и цели рыночной сегментации, содержание формирования спроса и стимулирования сбыта, методы рекламной работы и «паблик рилейшнз».

2.2.4. Требования по специальным дисциплинам.

Менеджер должен:

- проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;

- знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;

- профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;

- разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;

- разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;

- применять методы научной организации труда и оргпро-ектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;

- владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;

- владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.


2.2.5. Требования по дисциплинам специализации.

Специалист должен иметь глубокие знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях менеджмента.

Дополнительные требования к специальной подготовке менеджера устанавливаются высшим учебным заведением с учетом особенностей специализации и содержания дисциплин специализации.

 




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Менеджмент организации»

(выписка из Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования,

утвержденного 17.03.2000г.)

 

Шифр специальности Наименование специальности Шифр специальности Наименование специальности
061101 Финансовый менеджмент 061142 Оценка и управление собственностью
061102 Международный менеджмент 061143 Банковский менеджмент
061103 Инновационный менеджмент 061144 Менеджмент в аэро-космической деятельности
061104 Информационный менеджмент 061145 Управление лизинговым процессом
061105 Экологический менеджмент 061146 Информационные технологии управления
061106 Стратегический менеджмент 061147 Управление качеством
061107 Социальный менеджмент 061148 Менеджмент туризма
061108 Управление имуществом 061149 Менеджмент гостеприимства
061109 Корпоративный менеджмент 061150   Социальные технологии
061110 Предпринимательство 061151 Управление культурой
061111 Производственный менеджмент   061152     Менеджмент в отраслях нефтегазового комплекса
061112 Производственный менеджмент в строительстве 061153     Менеджмент в отраслях топливно-энергетического комплекса
061113 Производственный менеджмент в энергетике 061154   Менеджмент-консалтинг
061114 Производственный менеджмент в машиностроении 061155   Управление ресурсами  
061115   Менеджмент на транс- порте 061156   Административный менеджмент
061116     Производственный менеджмент в горном деле 061157   Управление интеллектуальной собственностью
061117     Управление проектами     061158     Международный промышленный менеджмент
061118   Гидрометеорологический менеджмент  061159   Менеджмент в материально-техническом обеспечении
061119   Комплексное управление прибрежной зоной  061160   Менеджмент в транспортном машиностроении
061120   Менеджмент в массовом питании 061161   Управление конкурентоспособностью организации
061121  Менеджмент торговых предприятий 061162 Управление страхованием
061122   Гостиничный и туристический бизнес 061163   Менеджмент в средствах массовой информации
061123     Управление внешнеэкономической деятельностью 061164     Трудоохранный менеджмент
061124   Международный бизнес 061165   Экскурсионный менеджмент
061125   Менеджмент в АПК (аграрно-промышлен- ном комплексе) 061166     Музыкальный менеджмент
061126   Менеджмент в производстве компьютеризированной техники 061167     Управление авиатранспортным производством
061127   Риэлтерская деятельность   Управление авиационным бизнесом
061128 Менеджмент в спорте   Менеджмент в некоммерческих организаций
061129   Менеджмент санаторно-курортного дела 061169 Менеджмент алмазного производства
061130 Управление занятостью 561171 Экологический менеджмент
061132 Государственное регулирование экономических ресурсов 061172 Управление природными ресурсами
061133   Инвестиционный менеджмент 061173   Управление образованием

061134

 

Реклама в менеджменте

061135

 

Менеджмент в таможенном деле

061136

 

Менеджмент зрелищных предприятий

061137

 

 

Управление в транспортно-логических системах

061138

 

 

Производственный менеджмент в химической промышленности

061139

 

Менеджмент в кино и ТВ

061140

Менеджмент в воздушном транспорте

061141

Менеджмент в текстильной и легкой промышленности

 

АВТОРСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

студенческих работ в Ó К аб и нете

 

Для наглядного представления о качестве исполняемых мною работ Вам предлагается образец курсовой работы для первого курса факультета «Менеджмент» на тему «Менеджер – профессия и личность», защищенный на отлично, который стоил для заказчика всего – 1500 рублей (при покупке аналогичной готовой работы она обойдется Вам всего в 700 рублей).

 

Из рецензии преподавателя:

«…в курсовой работе полностью и исчерпывающе раскрывается поставленная тема, приводится практический материал…»,

«…курсовая работа «Менеджер – профессия и личность» выполнена на достаточно высоком уровне…»,

«…выявлены основные проблемы, возникающие у специалистов профессии менеджер…»,

«…отмечена необходимость работы менеджмента в организации любой организационно-правовой формы…»,

«…четко выделены и рассмотрены основные профессиональные и личные качества менеджера…»,

«…необходимо отметить умение студента работать с разнообразными источниками, анализировать их и делать из этого четкие выводы…»,

«…исполнитель курсовой работы заслуживает оценки «отлично»…»…

Этот список цитат можно продолжить!

 

ПРОСТО ЗАКАЖИТЕ СВОЮ РАБОТУ В Ó К аб и нете !



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ. 4

1.1 Профессия менеджера. 4

1.2 Роль менеджера в организации. 9

ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ                                           КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА. 12

2.1 Структура профессиональных и личных качеств менеджера. 12

2.2 Уровни управления и качества менеджера. 16

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРА                         КАК СПЕЦИАЛИСТА 20

3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации». 20

3.2 Мой идеал менеджера. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 27

ПРИЛОЖЕНИЯ



ВВЕДЕНИЕ

 

Разница между хорошей и отличной организацией состоит в управлении ею, которое осуществляет менеджер, т. е. лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

Сам менеджер может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы глубже разобраться в специфике работы и принимать более обоснованные решения.

Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Этот результат вещественно закрепляется в документах и к последующей текущей деятельности отношения не имеет.

Руководитель является персонифицированным воплощением организации, и к ее целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным.

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем [14, с. 69].

Поэтому он сегодня становится организатором самостоятельной работы исполнителей, часто объединенных в команды. Такая работа является особым видом творческой деятельности, причем по мере роста сложности объекта управления и уровня занимаемой должности требования к творчеству увеличиваются.

Менеджеру, особенно в крупной организации, приходится осуществлять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности, часто бывать в других городах и странах, общаться с самыми разными людьми — подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами, к каждому из которых необходимо подобрать свой ключик. Стремление выделиться часто приводит к тому, что руководители работают по 10 – 12 часов вдень. Таким образом, в настоящее время особо актуальным становится вопрос о профессиональных и личностных качествах менеджера.

Менеджера можно рассматривать в трех аспектах:

· профессионал — автор решений, стратегии, планов;

· организатор — создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике;

· начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

Целью курсовой работы является обоснование необходимости наличия у менеджера определенных профессиональных и личных качеств.

Задачи:

1. Дать оценку профессии менеджера.

2. Рассмотреть основные профессиональные и личностные качества менеджера.

3. Рассмотреть особенности подготовки менеджера как специалиста.

4. Дать рекомендации по улучшению подготовки специалистов специальности «Менеджмент организации».

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и прилоежний.



ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР КАК ПРОФЕССИЯ

Профессия менеджера

 

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства                [12, с. 49].

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим [6, с. 92]:

· неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

· высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

· повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

· положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

· особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

· наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

· весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

· определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

· конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

· уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

· содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;

· характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда профессию менеджера следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда менеджер относится преимущественно к числу профессий умственного труда, используются при необходимости средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

Это профессия, требующая наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными [5, с. 342]:

· целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);

· объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);

· средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);

· условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);

· степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);

· характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации) [7, с. 32]:

1) руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

2) консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

3) ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

4) преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных типов профессии управленца связаны специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста [13, с. 162]. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) [6, с. 9].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.