Правовые акты Президента России    
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Президент для реализации своих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить ее Конституции и федеральным законам (ст. 90). Это означает, что названные акты являются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:

1) сама формула «не должны противоречить Конституции и федеральным законам» отличается от той, которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст. 115 постановления Правительства издаются «на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации»;

2) в отношении указов Президента в Конституции не предусмотрена их отмена[28]. Соответствие нормативных указов Конституции может быть установлено только Конституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства. В случае признания Судом Указа (или его отдельных положений), не соответствующим Конституции РФ, Указ (или его отдельное положение) утрачивает юридическую силу. Ненормативные акты Президента могут быть оспорены в Верховном Суде РФ, рассматривавшем гражданские дела по первой инстанции;

3) указы Президента могут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что: 1) отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; 2) такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам; 3) их действие во времени ограничено периодом до принятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает из Постановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации».

Примерами указов такого рода являются Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю», который ограничен сроком действия до принятия Земельного кодекса; Указ «О тексте Государственного гимна»[29].

Издание указов и распоряжений - основная форма, посредством которой реализуются конституционные полномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными. Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном Суде.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции указами Президента осуществляется включение в ст. 65 Конституции новых наименований субъектов Российской Федерации[30].

Акты Президента подлежат обязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющих государственную тайну или содержащих сведения конфиденциального характера). Официальным является опубликование в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и Собрании актов Президента и Правительства РФ. Порядок этого опубликования определяется Указом Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» с последующими изменениями.          

 

Заключение

 

В заключение курсовой работы сформулирую выводы по теме исследования.    

В данной курсовой работе была проанализирована компетенция Президента России как главы государства. Правовой статус Президента РФ закреплен в Конституции РФ 1993 г. Необходимо особо подчеркнуть, что компетенция Президента РФ в настоящее время чрезвычайно широка, его правовой статус как главы государства наделяет его обширными полномочиями.

Президент РФ как глава государства обладает широким диапазоном средств и форм участия в законодательном процессе. Это выражается в наличии у него права законодательной инициативы, причем по любому вопросу, и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ; в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания; в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения; в работе согласительных комиссий с участием главы государства; в праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия.  

Президент РФ обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Акты органов государственной власти субъектов не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам, а также нормативным указам Президента РФ. Соответствие актов региональных органов государственной власти Основному и федеральным законам России обеспечивается главой государства путем создания и функционирования различных органов при его Администрации и использования согласительных процедур между органами государственной власти различного уровня. 

Исходя из совокупности рассмотренных форм взаимоотношения Президента РФ с Правительством РФ и фактическогоотсутствия парламентской ответственности Правительства РФ, российскую форму правления целесообразно отнести скорее к латиноамериканской модели президентства, которая характеризуется нарушением равновесия власти в сторону президента.    

Таким образом, устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни. Необходимо отметить, что сегодня России необходим этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности.

Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента РФ нуждается в тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотребления главой государства властными полномочиями в истории нашей страны имеют место быть, что требует совершенствования процедур конституционно-правовой ответственности главы государства.   

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.