Показатель | Прошлый год | Отчетный год | Изменение (+,–) |
1 | 2 | 3 | 4 |
Объем продаж (без НДС), тыс. руб. | 6240000 | 7238399 | +998399 |
Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб. | 3566212 | 4211690 | +645478 |
Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (Кмо) (рассчитать) | 1,7498 | 1,7186 | -0,0312 |
Влияние на объем продаж (V) следующих факторов: | Х | Х | Х |
изменения стоимости материалов в себестоимости продаж, ∆МЗ, тыс. руб. | Х | Х | +1129615,162 |
изменения материалоотдачи продаж, (∆Кмо), тыс. руб. | Х | Х | -131216,162 |
1. Объем материальных затрат, влияющих на выпуск продукции, формируется под влиянием интенсивных и экстенсивных факторов. К экстенсивным факторам относится количество используемых материалов, а к интенсивным – материалоотдача.
2. Рассчитаем коэффициент материалоотдачи (результаты расчетов представлены в таблице № 2): Мо = V : Мз,
тогда Мо0 = 6 240 000 / 3 566 212 = 1,74975
Мо1 = 7 238 399 / 4 211 690 = 1,71864
∆Мо = 1,71864 – 1,74975 = -0,0311
3. Для оценки влияния факторов на изменение объемов производства продаж проведем анализ влияния факторов, связанных с использованием материалов (результаты расчетов представлены в таблице № 2). Для анализа воспользуемся методом цепных подстановок.
3.1. Взаимосвязь между экстенсивными и интенсивными факторами определим с помощью тождества:
= = МО * МЗ,
где МЗ – расход материала, V – объемы продаж, МО – материалоотдача
3.2. Составим двухфакторную мультипликативную модель и определим базисное значение результативного показателя:
V = МЗ * Мо
V0 = Мз0 * Мо0 = 3 566 212 * 1,74975 = 6 239 979,45 тыс.руб.
3.3. Определим изменение выручки от продаж:
∆ N = N 1 – N 0 = 7 238 399 – 6 240 000 = 998 399 тыс. руб.
3.4. Определим влияние изменения экстенсивного показателя « изменение стоимости материалов в себестоимости продаж» на изменение выручки от продаж:
V(M з) = Мз1*Мо0 = 4 211 690 *1,74975 = 7 369 404,58 тыс. руб.
∆V(M з) = V(M з) – V0 = 7 369 404,58 - 6 239 979,45 = 1 129 425,13 тыс.руб.
3.5. Определим влияние изменения материалоотдачи на изменение объема выручки от продаж:
V(Мо) = Мз1*Мо1 = 4 211 690 * 1,71864 = 7 238 378,90 тыс.руб.
∆V(Мо) = Мз1*Мо1 – ∆ V ( M з) = 7 238 378,90 – 7 369 404,58 = -131 025,68 тыс. руб.
3.6. Составим баланс отклонений:
∆ V = ∆ V (Мз) + ∆ V (Мо)
998 399 = 1 129 425 - 131 026 = 998 399
Вывод: Исходя из проведенных расчетов в таб. 1.2 можно сделать вывод о том, что совместное влияние экстенсивных и интенсивных факторов использования материалов составило 998 399 тыс.руб., что соответствует общему изменению объема продаж. На изменение оказали влияние следующие факторы:
Ø увеличение стоимости материальных затрат в общей себестоимости продукции (экстенсивный фактор) и это составило 1 129 425 тыс.руб. или 113 % (1 129 425/ 998 399) и это привело к увеличению объема продаж на 1 129 425 тыс.руб.
Определим эффективность использования материальных затрат путем расчета относительной экономии перерасхода:
± ЭМ = МЗ 1 - МЗ 0* Кv , где
Кv – коэффициент роста объема продаж
Кv = V1 / V0 = 7 238 399 / 6 240 000 = 1,16
ЭМ = 4 211 690 - 3 566 212 * 1,16 = 74 884,08 тыс.руб.
Темп прироста стоимости материалов составляет 18% (645 478 / 3 566 212 * 100). В то время как объем продаж увеличился на 16%, увеличение стоимости материальных затрат в себестоимости продаж увеличилось на 18%, в результате чего произошел относительные перерасход материала на 74 884,08 тыс.руб.
Ø отрицательное влияние оказало снижение материалоотдачи проданной продукции на 131 026 тыс. руб. В относительном выражении это - 13 %.
Снижение материалоотдачи связано не только с ухудшением их использования, но так же с ростом цен на сырье и материалы. Увеличение стоимости материальных затрат отрицательно отражается на себестоимости продукции и сокращает возможности ее выпуска. В то же время увеличение стоимости материальных затрат не свидетельствует о перерасходе материальных затрат в натуральном выражении, что требует дополнительного анализа расхода материальных затрат при проведении анализа затрат и себестоимости продукции.
Величина резерва ООО «Рубин» составляет 131 026 тыс.руб. Данный резерв можно учитывать при определении комплектного резерва увеличения объема продаж.
.
Задание №3
Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов. Полученные результаты обобщить в Таблице 1.3.
Таблица 1.3
Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.