Правоохранительные органы как субъекты предупреждения преступности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1.Судебные органы решают задачи предупреждения преступности с помощью различных средств и методов. Суды обязаны своей деятельностью воспитывать граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к государственной и частной собственности, соблюдения трудовой дисциплины, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Профилактический эффект деятельности суда связан с выполнением его основной задачи — осуществлением правосудия. Вынося справедливый приговор по уголовным делам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе вносит свой вклад в предупреждение рецидива. Справедливые решения по гражданским, семейным, трудовым, хозяйственным делам способствуют устранению или смягчению криминогенных конфликтных ситуаций, факторов, детерминирующих криминальную мотивацию и облегчающих ее реализацию.

2. Прокуратура

Широта компетенции прокуратуры, объем ее полномочий определяют специфику деятельности органов прокуратуры как субъектов профилактики преступности.

Прокуратура не только выполняет свои непосредственные функции по предупреждению преступности, но и осуществляет надзор за исполнением государственными и муниципальными органами, общественными организациями, иными негосударственными структурами требований законов, регламентирующих их деятельность по профилактике преступлений.

Предупредительная деятельность прокурора реализуется в процессе его участия в судебном рассмотрении дел.

3. Милиция

Закон о милиции относит предупреждение преступлений и других правонарушений к числу ее основных обязанностей. Милиция обязана предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, им способствующие, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. Органы милиции в процессе профилактической деятельности правомочны:

проводить беседы;

изымать вещи, предметы, вещества, не допускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения;

контролировать хранение и использование оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

требовать обязательных проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, хозяйственной, финансовой, торговой деятельности;

производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов сырья и продукции.

4. Важные функции несут учреждения, исполняющие наказание в виде Лишения свободы, и учреждения, организующие исполнение других наказаний. Их деятельность имеет профилактическое содержание в силу своей направленности на исправление осужденных, предупреждение совершения ими новых преступлений.

Специфика профилактической работы с осужденными зависит от вида наказания и режимных требований. Особое значение для предупрежу ния рецидивной преступности имеет работа в местах лишения свобод по подготовке осужденных к освобождению, взаимодействие с территориальными органами внутренних дел, органами социальной защиты по вопросам, связанным с социальной адаптацией данной категорг лиц, трудовым и бытовым устройством, контролем за их поведением в период адаптации и т. д.

5. Одной из главных задач федеральных органов государственной безопасности является предупреждение разведывательно-подрывной деятельности, иностранных спецслужб против Российской Федерации. Во взаимодействии с органами прокуратуры, МВД и другими правоохранительным органами они осуществляют:

-предупреждение и пресечение наркобизнеса, других видов организованной преступности;

-предупреждение преступлений, расследование которых отнесено зако ном к ведению органов безопасности, в том числе терроризма;

-разработку мер по защите коммерческой тайны;

-профилактику соответствующих видов экономических преступлений.

6. Органы Министерства юстиции участвуют в профилактике преступности, реализуя свои задачи и функции по организационно-методическому руководству экспертных учреждений, нотариата, службы судебных исполнителей (приставов), регистрационной деятельности.

К правовым мерам профилактики относятся:

деятельность органов Министерства юстиции по совершенствовани законодательства и участию в законотворческой деятельности, систематизации и кодификации законодательства, приведению его в соответствие с современным направлением развития общества;

изучение эффективности действующего законодательства;

работа по созданию единой системы правовой информации в масштабах страны;

методическое руководство правовой пропагандой, определение ее важнейших направлений, разработка эффективных средств и методов пропаганды, а также внедрение их в практику.

К функциям органов юстиции, имеющим профилактическую направленность, относится также организационное и методическое обеспечение правового обучения в учебных заведениях.

 

 

22. Криминологическое прогнозирование и планирование.

Криминологический прогноз - это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре, динамике) преступности и ее детерминант, возможностей профилактики и иных средств воздействия на преступность в определенный период времени.

Криминологическое прогнозирование имеет следующие цели и задачи.

-установление показателей, характеризующих развитие (изменение) преступности в перспективе, выявление на основе этого нежелательных тенденций и закономерностей, отыскание способов их изменения в нужном направлении;

-выяснение всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

-выработка общей концепции борьбы с преступностью, включающей в качестве составной части выбор оптимального развития правоохранительных органов;

-установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

-выявление обстоятельств, способствующих этим изменениям.

Основными этапами криминологического прогнозирования являются:

-предпрогнозная ориентация — определение целей, задач, гипотез, времени упреждения и т. д.;

-сбор данных о процессах и явлениях, определяющих развитие преступности и борьбы с нею;

поисковый прогноз - отбор возможных вариантов будущего развития с учетом влияющих процессов и факторов для определения перспективных проблем, подлежащих решению;

-нормативный прогноз — наложение на выявленные проблемы возможных средств их решения, исходя из нормативов, определяющих характер, объем, структуру мер, сил и ресурсов;

-оценка обоснованности прогнозов;

-выработка рекомендаций по оптимизации управления борьбой с преступностью и условий этой борьбы.

 Существует три основных вида криминологического прогнозирования: прогнозирование развития науки криминологии, прогнозирование преступности и индивидуальный прогноз.

-Прогнозирование развития науки криминологии включает прогнозирование криминологических исследований и определение перспективы развития конкретных направлений науки криминологии.

-Прогнозирование преступности состоит из прогнозирования следующих видов преступности: первичной и рецидивной; преступности мужчин и женщин; отдельных видов и групп преступлений; сельской и городской преступности; преступности в отдельных регионах и административно-территориальных поселениях; на отдельных объектах и отраслях народного хозяйства.

-В самостоятельный вид прогноза выделяется прогнозирование индивидуального преступного поведения, под которым понимается определение вероятности совершения преступления в будущем тем или иным конкретным лицом.

Криминологическое планирование (программирование) представляет собой целенаправленный процесс по выработке плана, в котором на основе целей и задач борьбы с преступностью намечаются пути и средства решения их решения, нормативного, информационного, организационного, методического и ресурсного обеспечения на определенный временной период.

Криминологическое планирование, реализуется в форме управленческих документов-планов (программ) "и имеет следующие виды:

-по уровню и масштабу: федеральное, региональное, местное, на отдельном объекте;

-по органу власти, утверждающему план (программу);

-по составу участников и их роли: комплексное, межведомственное, ведомственное;

-по направленности: территориальное или отраслевое;

-по предмету: охватывающее борьбу с преступностью в целом и по видам либо только борьбу с отдельными видами преступлений;

-по срокам: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.