Consideration of reports submitted by States parties under article 73 of the Convention
Second periodic reports of States parties
Azerbaijan*
[26 October 2011]
Второй периодический доклад о выполнении Азербайджанской Республикой обязательств, предусмотренных Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей
Содержание
Пункты Стр.
I. Введение....................................................................................................................1-10 3
II. Положение в области трудовой миграции...........................................................11-53 4
III. Законодательство в области трудовой миграции...............................................54-63 12
IV. Законодательство и Конвенция............................................................................64-89 14
A. Меры по применению и пропаганде Конвенции.....................................64-74 14
B. Роль неправительственных организаций.................................................75-76 15
C. Занятость трудящихся-мигрантов в Азербайджанской Республике….77-89 15
V. Права трудящихся-мигрантов................................................................................90-125 17
A. Основные права и свободы.........................................................................90-94 17
B. Труд и социальная защита .........................................................................95-98 17
C. Налог и денежные переводы.......................................................................99-100 18
D. Здравоохранение...........................................................................................101-106 18
E. Семья...............................................................................................................107-109 20
F. Образование.....................................................................................................110-112 21
G. Доступ к информации....................................................................................113-117 21
H. Участие в культурной жизни..........................................................................118 21
I. Обеспечение прав и суд………........................................................................119-125 22
VI. Разрешения на жительство........................................................................................126-146 23
A. Виды на жительство........................................................................................126 23
B. Временное пребывание....................................................................................127 23
C. Временное проживание....................................................................................128-131 23
D. Постоянное проживание (статус иммигранта)..............................................132-135 24
E. Беженцы и вынужденные переселенцы….....................................................136-139 24
F. Гражданство.......................................................................................................140-146 25
VII. Незаконная миграция и борьба с торговлей людьми..............................................147-224 26
VIII. Трудящиеся-мигранты из Азербайджанской Республики....................................225-245 36
A. Трудовая деятельность граждан Азербайджанской Республики
за рубежом................................................................................................................225-229 36
B. Обеспечение прав трудящихся-мигрантов из Азербайджанской Республики……………………………………………………................................230-245 36
IX. Заключение.................................................................................................................….246-251 38
I. Введение
1. В Азербайджанской Республике созданы необходимые политико-правовые основы для практической реализации положений основополагающих международно-правовых документов в области прав человека. Азербайджанская Республика признает примат прав человека и привержена принципам универсальности, взаимозависимости и неделимости прав человека и основных свобод. Законодательство страны постоянно совершенствуется с целью полного соответствия международным стандартам в сфере политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав.
2. Конституция Азербайджанской Республики провозгласила высшей целью государства обеспечение прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией, права и свободы человека и гражданина обеспечиваются в полном соответствии с международными договорами.
3. В деле обеспечения прав и свобод человека важную роль сыграли Указ Президента "О мерах по обеспечению прав и свобод человека и гражданина" от 22 февраля 1998 года, Государственная программа в области защиты прав человека, утвержденная распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 18 июня 1998 года, и Национальный план деятельности по защите прав человека в Азербайджанской Республике, утвержденный распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2006 года.
4. Для координации работ по претворению в жизнь национального плана деятельности была создана Рабочая группа, возглавляемая Омбудсменом страны. В работе Рабочей группы, наряду с государственными органами, активное участие принимают представители неправительственных организаций.
5. Необходимо отметить, что 18 июня отмечается в Азербайджанской Республике как День защиты прав человека. Также, по инициативе Омбудсмена, ежегодно с 18 мая по 18 июня в республике проводится месяц прав человека, в рамках которого осуществляется ряд мероприятий.
6. Азербайджанская Республика ратифицировала большинство международных договоров в области прав человека.
7. В 2007 году Азербайджан подписал Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, в 2008 году ратифицировал Международную конвенцию о правах инвалидов и Факультативный протокол к ней. В декабре 2008 года Азербайджан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
8. Особое внимание уделяется сотрудничеству со структурами Организации Объединенных Наций, осуществляющими деятельность в сфере прав человека. Будучи одним из первых членов Совета по правам человека, Азербайджанская Республика активно участвовала в процессе реформирования структуры Организации Объединенных Наций по правам человека, включая институциональное развитие Совета, а также процедуры универсального периодического обзора. Наряду с этим, правительство Азербайджана тесно сотрудничает с соответствующими органами Организации Объединенных Наций, регулярно представляет доклады о принимаемых мерах по претворению в жизнь прав и свобод, предусмотренных в международных документах.
9. Азербайджан также признал компетенцию соответствующих договорных органов Организации Объединенных Наций рассматривать обращения лиц, считающих себя жертвами нарушения прав человека.
10. В рамках программы технического содействия Азербайджану по расширению возможностей и инфраструктуры для защиты прав человека, подписанной между правительством Республики и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), был проведен ряд просветительских мероприятий, таких, как организация семинаров по теме: "Представление периодических докладов в договорные органы Организации Объединенных Наций", тренинги для судей, прокуроров, работников юстиции, перевод международных документов на азербайджанский язык, их публикация и распространение.
II. Положение в области трудовой миграции
11. В современном мире регулирование миграционных процессов, защита прав мигрантов, в частности трудовых мигрантов, является одной из самых актуальных проблем. Для Азербайджанской Республики, придающей огромное значение демократическим ценностям и сделавшей успешные шаги на пути интеграции в мировое сообщество, обеспечение регулирования миграционных процессов в соответствие с международными нормами, защита прав трудящихся мигрантов и членов их семей является одним из приоритетных направлений развития.
12. В Азербайджанской Республике создана необходимая правовая база для реализации положений международных документов по защите прав и свобод трудящихся-мигрантов.
13. Меры, предпринятые на сегодняшний день, направлены в основном на легализацию деятельности трудовых мигрантов внутри страны, на пропаганду законной трудовой миграции. Легальная трудовая миграция необходима для полного обеспечения защиты прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
14. Трудовая миграция граждан Азербайджанской Республики за границу началась в конце 80-х начале 90-х годов прошлого века и за прошедший период претерпела значительные изменения, как по своему характеру, так и по масштабу.
15. В конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века в результате политического и экономического кризиса, оккупации Армянской Республикой 20 процентов территории Азербайджанской Республики, потери около 300 тысяч рабочих мест на оккупированных территориях, наличия около 1 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, а также в связи с переходом на новые социально-экономические отношения, ухудшением ситуации на рынке труда, миграция граждан Азербайджанской Республики за границу носила массовый характер.
16. В настоящее время миграция граждан Азербайджанской Республики за рубеж не носит массовый характер, а наоборот наблюдается тенденция к возвращению граждан, некогда покинувших страну, наряду с этим увеличивается число иностранцев, приезжающих в Азербайджан.
17. Основной причиной сокращения миграции граждан Азербайджанской Республики заграницу является ускоренное экономическое развитие страны, общественно-политическая стабильность и рост жизненного уровня населения. Анализ трудовой миграции граждан Азербайджанской Республики выявляет несколько основных направлений потока рабочих из Азербайджана в иностранные государства, в основном в Российскую Федерацию, Украину, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, Германию, Беларусь и другие страны ближнего зарубежья. Как и в прежние годы, превалирующая часть граждан Азербайджанской Республики, являющихся трудящимися-мигрантами, находится в Российской Федерации, Украине, Беларуси и других странах ближнего зарубежья. В основном они занимаются мелким предпринимательством и торговлей. Необходимо отметить, что увеличилось количество трудящихся-мигрантов отправляющихся в страны Западной Европы для осуществления трудовой деятельности в основном в области здравоохранения, образования, юриспруденции, а также крупного бизнеса. Это в основном граждане Азербайджанской Республики, получившие образование в университетах Западной Европы и Северной Америки.
18. Вопросы, связанные с устранением проблем граждан Азербайджанской Республики, занимающихся трудовой деятельностью за рубежом, решаются в рамках сотрудничества с соответствующими государственными органами данных стран. Сотрудничество осуществляется на основе двусторонних межправительственных соглашений, а в случае отсутствия таких соглашений на основе межведомственных протоколов и соглашений.
19. Наряду с трудовой миграцией граждан Азербайджанской Республики в другие страны имеет место и трудовая миграция иностранцев в нашу республику. Одним из важных вопросов является вопрос порядка въезда и пребывания трудящихся-мигрантов в Азербайджанской Республике. Согласно законодательству Азербайджанской Республики, гражданин иностранного государства, с которым установлен безвизовый режим, может находиться на территории Азербайджанской Республики в течение 90 дней. Гражданин иностранного государства, с которыми установлен визовый режим, имеет право находиться на территории Азербайджанской Республики на срок указанный в визе Азербайджанской Республики. Данным лицам предоставляется разрешение на временное пребывание на территории Азербайджанской Республики. При въезде в страну на основе визового режима гражданину иностранного государства или же лицу без гражданства, целью которого является занятие трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики, дипломатическими представительствами и консульствами Азербайджанской Республики предоставляется однократная въездная виза. Граждане иностранного государства или же лица без гражданства, нарушившие при въезде на территорию Азербайджанской Республики, требования Закона Азербайджанской Республики "О выезде из страны, въезде в
страну и паспортах" (въехали на территорию Азербайджанской Республики без паспортов, с недействительными паспортами, визами или же другими документами, дающими право пересекать государственную границу) высылаются обратно в страну, из которой они приехали.
20. Для получения визы иностранцы или лица без гражданства должны предоставить в дипломатические представительства или консульства Азербайджанской Республики нижеследующие документы:
• заполненную анкету
• 2 фотографии (цветные, 3x4 см.)
• паспорт иностранца (документ, подтверждающий личность лица без гражданства)
• заявление принимающей стороны
• чек о выплате государственной пошлины
21. В соответствии с двухсторонними соглашениями на взаимной основе трудовые мигранты, являющиеся гражданами Турецкой Республики, Японии (до 30 дней), а также Исламской Республики Пакистан (до 15 дней), имеют право на приобретение визы без выплаты государственной пошлины. Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами Беларуси, Грузии. Казахстана, Киргизии, Молдовы, Монголии, Узбекистана, России,
Таджикистана, Украины, имеют право въезжать на территорию Азербайджанской Республики и находиться здесь в течение 90 дней без получения визы.
22. В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики иностранцы могут работать на территории страны после получения индивидуального разрешения на осуществление оплачиваемой трудовой деятельности.
23. Согласно законодательству определенная категория иностранных граждан, в частности лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, или постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики, могут заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью без индивидуального разрешения.
24. Осуществление крупномасштабных международных и региональных проектов по добыче и транспортировке нефти и газа, общественно-политическая и макроэкономическая стабильность в стране, поток иностранного капитала и создание благоприятных условий в сфере бизнеса, высокие темпы роста экономического развития являются основными факторами, способствующими притоку иностранцев.
25. Проведение успешной экономической политики, привлечение иностранных инвестиций в нашу страну и создание благоприятных условий для развития бизнеса в целом, делают нашу страну привлекательной не только для иностранных инвесторов, но и для иностранных работников, что способствует увеличению в страну миграционных потоков.
26. Необходимо отметить также и высокий уровень толерантности в стране, который является не менее важным фактором, влияющим на миграционные процессы. В связи с этим следует отметить, что в отношении мигрантов до сегодняшнего дня не было зафиксировано ни одного факта правонарушения на национальной, этнической и религиозной почве.
27. Также необходимо отметить тот факт, что на увеличение количества иностранцев, работающих в нашей стране на легальной основе, влияет усовершенствование законодательства в области миграции, ужесточение санкций в сфере нелегальной миграции. Численность трудящихся-мигрантов увеличивается не только за счет иностранцев прибывающих в страну с целью занятия трудовой деятельностью, но и за счет легализации деятельности иностранцев, работающих на незаконных основаниях.
28. Согласно данным Министерства труда и социальной защиты населения, в 2010 году 5900 иностранцев получили индивидуальное разрешение на занятие оплачиваемой трудовой деятельностью, срок 2808 индивидуальных разрешений, выданных в предыдущие годы, был продлен. В 2010 году в Азербайджанской Республике на основе индивидуального разрешения на 1007 предприятиях работало 8708 иностранцев, что в 1,5 раза превысило показатели (5784) за 2009 год. В 2010 году трудовой деятельностью на территории Азербайджанской Республики были заняты граждане 88 стран, среди которых преобладали граждане Турецкой Республики (4044 человек), Великобритании (1515 человек), КНР (429 человек), Грузии (316 человек), Индии (256 человек), США (239 человек), Ирана (197 человек) и России (165 человек).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 197.