Глава 2 Основные элементы налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Тема налога на добавленную стоимость актуальна в наши дни не только для России, но и для всех стран, применяющих данный налог.

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (далее НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

~ Ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

~ Обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

~ Систематизация доходов.

Десятилетняя практика применения НДС показала, что в российском законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. Именно эти проблемы и призван решить Налоговый Кодекс Российской Федерации.

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть                   налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. 

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две                     взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в  частности, заключается в мобилизации существенных  поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного  накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством. 

За период существования налога на добавленную стоимость действующий      механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и            разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным      образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации (далее РФ).

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;

-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;

-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

-выявление особенностей обложения данным налогом основных средств и нематериальных активов;

При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», Закон РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с учетом внесенных в них изменений и дополнений, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи,  опубликованные в экономических и финансовых журналах.

Следует отметить, что вступившая в силу с 1 января 2001 года вторая часть Налогового кодекса внесла целый ряд изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Наиболее существенные изменения я отражу в своей работе по мере рассмотрения различных составляющих данного налога.

 

 

Глава 1. Основные положения

Основные положения

Согласно официальному определению, налог на добавленную стоимость «представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».[1]

Используемые в целях налогообложения понятия товаров, работ и услуг охватывают все возможные им виды, включая недвижимое имущество, электро– и тепло энергию, научно-исследовательские, технологические и другие работы, сдачу в аренду имущества, посреднические, рекламные, информационные и другие услуги, подготовку и повышение квалификации кадров и т.д.

В РФ налог введен с 01.01.92г. для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые на территорию РФ импортные товары, за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. НДС заменил два действовавших до этого налога: налог с оборота и налог с продаж, в котором уже были использованы многие элементы НДС.

 

Субъект налогообложения

Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:

1) Организации;

2) Индивидуальные предприниматели;

3) Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.[2]

Необходимо сказать, что в данной статье закона перечислены формальные налогоплательщики, фактические субъекты НДС – конечные потребители товаров, работ и услуг.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1. обороты по реализации на территории РФ товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг 

2. обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

3. обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;

4. обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги;

5. обороты по реализации предметов залога;

6. товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством.

 

1.4 Место реализации товаров (работ, услуг)

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ, услуг признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) осуществляются:

- с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы и работы по озеленению);

- с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;

- в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта на территории РФ.

 

Налогооблагаемая база

 

 Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных ими в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

 

Порядок определения налоговой базы:

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж. Аналогично определяется налогооблагаемая база при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и передачи права собственности на предмет залога – залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

 

2. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

 

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как стоимость реализуемого имущества, определяемой с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализованного имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

 

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база – это разница между ценой с учетом НДС и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.

 

5. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов, облагаемым оборотом является стоимость их обработки, переработки и т.п. с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж.

 

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам предполагающим поставку товаров по истечении установленного договором срока по указанной непосредственно в этом договоре цене), налоговая база – это стоимость, указанная в договоре, но не ниже их стоимости, действующей на дату реализации, с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.

 

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг).

 

9. При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.

 

10. У предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

 

11. У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

 

12. В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – и сумма акциза.

 

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

 

В налогооблагаемый оборот не включается:

 

1. Внутризаводские обороты, т. е. реализация продукции, работ и услуг для промышленно-производственных нужд внутри предприятия.

2. Стоимость возвратной тары, в том числе стеклопосуды.

3. Средства, зачисляемые в уставный фонд предприятия их учредителями в установленном российским законодательством порядке.

4. Средства, полученные в виде пая в натуральной или денежной форме при ликвидации предприятий в размере, не превышающем их уставный фонд, а также пай юридических лиц при выходе их из организации в размере, не превышающем вступительный взнос.

5. Средства целевого бюджетного финансирования, к которым относятся средства, перечисляемые целевым назначением из бюджетов различных уровней.

6. Средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организациями в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом.

7. Средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих и социально незащищенных категорий, а также спонсорские денежные средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих учреждений, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции, кроме выбывшего имущества.

 

Налоговый период

 

Налоговый период составляет один календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж не превышающие один миллион рублей. Для них налоговый период составляет - квартал.

 

Налоговые ставки

 

Одна из самых важных и волнующих любого налогоплательщика часть налога – это его ставка[3]. Необходимо сказать, что предпринимателей на сегодняшний день интересуют конкретные вопросы, как-то: будут ли они платить налог при производстве данной продукции, и если будут, то «во сколько им это обойдется». Именно поэтому большинство людей данного склада сильно интересует вопрос ставок конкретного налога.

 

В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:

Ставка 0% - распространяется на товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненным к нему персоналу.

Льготная ставка 10% действует по строго ограниченному списку товаров:

1. продовольственные товары (мясо и мясопродукты, молоко, хлеб, зерно, соль, сахар-сырец, мука, яйца, рыба живая, масло растительное, морепродукты, крупа и некоторые другие за исключением подакцизных товаров);

2. товары для детей (швейные изделия, чулочные изделия, обувь, коляски и некоторые другие товары)[4].

Ставка же 20% действует по остальным видам товаров, включая подакцизные. Хотелось бы обратить внимание на то, что отдельной ставкой налога на добавленную стоимость облагаются продовольственные и детские товары – это свидетельствует, что исполнительная и законодательная власть России, устанавливая данные ставки, пыталась укрепить и поддержать отмеченные отрасли. На сегодняшний день существует два мнения по поводу дифференциации ставок НДС: одни придерживаются того, что необходимо ввести более широкую дифференциацию в ставки налога на добавленную стоимость, тем самым, установив социальную справедливость в обществе, другие – наоборот, придерживаются концепции «неделения» ставок налога на дробные элементы, мотивируя это сложностями со сбором данного налога и возможностью достижения вышеприведенной цели иными путями.

Ставки данного налога со времени его введения неоднократно изменялись. Последние изменения вступили в силу в связи с изданием Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Был изменен порядок определения суммы налога расчетным методом согласно новой редакции п. 4 ст. 164 НК РФ. До 1 июля 2002 года при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами[5], при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС (в соответствии с п.3 ст. 154 НК РФ), а так же при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (согласно п.4 ст.154 НК РФ) применялись налоговые ставки в размерах 9,09 и 16,67%.

Размер вышеуказанных ставок определялся путем округления результата полученного при делении 10 на 110 или 20 на 120, что вызывало некоторые погрешности при получении конечного результата.

Настоящие изменения отменили применение налоговых ставок 9,09 и 16,67% и ввели расчетный метод определения налоговой ставки в вышеуказанных случаях.

Таким образом, если до 1 июля 2002 года, налогооблагаемую базу умножали на расчетную ставку (9,09 или 16,67%) и получали сумму НДС, то теперь, налогооблагаемую величину нужно умножить на 10 (20%) и разделить на 110 (120%).

Введение расчетных ставок объясняли упрощением расчетов, отмену объясняют существованием погрешностей.

Таким образом, в отчетах следующих за 1 июля 2002 года, следует принимать не расчетные ставки, а приведенный выше расчетный метод.

 

Порядок исчисления налога

 

НДС, включается поставщиком в цену продукции, реализуемой потребителям. В целях упрощения системы расчетов объектом налогообложения для предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров, работ или услуг, включающий также и стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат. Выделение налога на собственно добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается механизмом уплаты налога, при котором в бюджет перечисляется лишь разность между суммами налога, полученными от потребителей и уплаченными поставщикам. В итоге вся сумма налога, соответствующая полной стоимости продукции, взимается с ее конечного потребителя, не затрагивая напрямую интересов на производителей, ни торгово-сбытовых посредников за исключением необходимости для них дополнительного увеличения оборотных средств в целях кредитования на некоторый период сумм налога, уплачиваемых поставщикам (поскольку эти выплаты, естественно, предшествуют получению налога с потребителей). На  приведенном ниже рисунке (рис.1) представлена упрощенная схема прохождения товара через ряд предприятий от получения сырья до конечного потребителя данной готовой продукции и соответствующих расчетов по НДС между бюджетом и участвующими в данной цепочке предприятиями.

 

БЮДЖЕТ НДС=НДС5
НДС 1
Предприятие 1 Изготовитель сырья
                                                                       НДС1

             

 

 


сырье                               

НДС 2
Предприятие 2 Изготовитель комплектующих
                                   

                                                          НДС2-НДС2-НДС1

         

 


комплек –

тующие

НДС 3
Предприятие 3 Изготовитель продукции
                                                                  

                                                           НДС3 НДС3-НДС2

     

 


продукция

 

 


                                                             НДС4 НДС4-НДС3

     

 


товар

 


НДС 5
Предприятие 5 торговое
                                                                        НДС5-НДС4

 

 


товар

 

 

 
потребитель


                                

 

Рис.1

 

Предприятие розничной торговли уплачивает в бюджет НДС с разницы между ценой реализации (включая НДС на всю стоимость реализованного товара) и ценой приобретения (включая сумму НДС, уплаченную поставщикам). Таким образом, оно компенсирует свои затраты на уплату НДС поставщикам (в составе исключенной из налогооблагаемого оборота цены приобретения) и фактически, как и все остальные предприятия, вносит в бюджет лишь разницу между суммой НДС, полученной от покупателя и суммой НДС, уплаченной поставщику.

В результат в бюджет поступает НДС в сумме НДС=НДС5, полностью оплаченной потребителем.

3.2 Момент определение налоговой базы при реализации (передачи) товаров (работ, услуг)

1) С 1 июля 2002 года для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, моментом определения налоговой базы стал день отгрузки (передачи) товара (выполнения работ, услуг). Под отгрузкой, видимо, следует понимать переход права собственности на товар[6].

 Таким образом, при отгрузке неоплаченных товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная в установленном ст. 166 НК РФ порядке, подлежит начислению и уплате в бюджет.

Если вышеуказанный налогоплательщик получает предоплату за предстоящую отгрузку товаров (работ, услуг), данная предоплата включается в налоговую базу. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в указанном случае в упомянутом выше порядке. При реализации (отгрузке) этих товаров (работ, услуг) сумма НДС, исчисленная с авансов (предоплат), принимается к вычету, а сумма НДС, исчисленная в установленном порядке, при реализации подлежит начислению к уплате в бюджет.

2) Для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, моментом определения налоговой базы с 1 июля 2002 года признается день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Таким образом, если вышеуказанный налогоплательщик получает предоплату за предстоящую отгрузку товаров (работ, услуг), данная предоплата включается в налоговую базу. При реализации этих товаров сумма НДС, исчисленная с авансов, принимается к вычету, а сумма НДС, исчисленная в установленном порядке, при реализации оплаченных товаров подлежит начислению и уплате в бюджет.

При отгрузке неоплаченных товаров (работ, услуг) в вышеуказанном случае сумма НДС подлежит в установленном порядке начислению к уплате в бюджет при возникновении оплаты данных товаров.

Оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признаются:

1) поступление денежных средств на банковский счет или в кассу налогоплательщика либо его комиссионера, поверенного или агента;

2) погашение задолженности. Сюда следует отнести и погашение задолженности путем встречного предоставления товаров, работ, услуг (бартерные операции);

3) передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.









Налоговые вычеты

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, на следующие, установленные новым Налоговым кодексом вычеты:

1. Суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ;

2. Суммы налога, уплаченные покупателями – налоговыми агентами;

3. Суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу при приобретении им товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ;

4. Суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров (в том числе в течение гарантийного срока) продавцу или отказа от них;

5. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками – застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, а также по товарам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ и по приобретенным им объектам незавершенного капитального строительства;

6. Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, расходы по проезду к месту служебной командировки и представительным расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на доходы организаций;

7. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров.

Обязательным условием для принятия НДС к вычету, является наличие счета-фактуры, при этом, установлен перечень требований к порядку заполнения счета-фактуры, несоблюдение которых лишает налогоплательщика права принимать НДС к вычету (НК РФ ст.169), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Новым  Налоговым кодексом сокращен срок выставления счетов-фактур с 10 до 5 дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, услуг) (п.3 ст.168).

Расширен перечень организаций, которые могут не составлять счета-фактуры по необлагаемым операциям, за счет включения в этот перечень негосударственных пенсионных фондов. Кроме этого, при реализации товаров, работ и услуг не на территории Российской Федерации счета-фактуры также не составляются (п.3 ст.169).

Льготы по налогообложению

1. Новым Налоговым кодексом введено принципиально новое условие для освобождения лица от исполнения обязательств налогоплательщика, за исключением НДС, уплачиваемого на таможне (ст.145). Так, организации и индивидуальные предприниматели на основании их заявления могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов (налоговый период равен одному месяцу) налоговая база без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превышает 1 млн. рублей. При этом плательщики акцизов от НДС не освобождаются.

2. Определенные изменения произошли в налоговых льготах. Остановимся на некоторых из них.

1) До 01.01.2002 сохранена льгота по лекарственным средствам, изделиям медицинского назначения и медицинской технике. После указанной даты льгота будет предоставляться в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, по перечню, установленному Правительством.

2) Сокращен перечень медицинских услуг, освобождаемых от налогообложения, но при этом распространена льгота на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

3) Услуги по обучению в кружках, секциях и студиях распространены только на несовершеннолетних.

4) Установлена льгота в отношении реализации долей в капитале организации, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондов, инструментов срочных сделок.

5) Льгота по гарантийному ремонту без взимания дополнительной платы распространена на любые товары, а не только на радиоэлектронные и технически сложные.

6) Отменена льгота по товарам (работам, услугам), производимым и реализуемым образовательными учреждениями, за исключением услуг в сфере образования.

7) Работы и услуги по производству кинематографической продукции, оказываемые организациями кинематографии, теперь освобождаются от НДС вне зависимости от получения удостоверения национального фильма. Однако передача прав на кинопродукцию льготируется, как и прежде, при наличии указанного удостоверения.

8) Освобождены от НДС услуги, оказываемые непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве России по обслуживанию воздушных судов, а также услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания имеют статус не экспортируемых, а льготируемых по общему основанию. При этом теперь не имеет значения, является ли судно иностранным или российским.

9) Изменены условия использования льготы по товарам, работам и услугам, производимым общественными организациями инвалидов и организациями, уставный капитал которых состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.

В настоящее время указанная льгота применяется к следующим организациям:

- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

10) Льгота по банковским операциям распространена на следующие дополнительные операции:

- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала.

11) Предоставлена дополнительная льгота по операциям, осуществляемым организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

12) Введена льгота в отношении организации тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.

13) Предоставлена льгота по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров.

14) Освобождены от НДС проценты по займу.

15) Введена льгота (в виде установления ставки 0%) в отношении работ по транспортировке, погрузке и сопровождению импортируемых грузов российскими перевозчиками. Ранее такая льгота предоставлялась лишь по экспортируемым грузам. Льгота по обслуживанию импортных и экспортных грузов не распространяется на иностранных перевозчиков.

16) Сузилась сфера применения льготы по продукции сельскохозяйственных предприятий. Льгота применяется при реализации продукции собственного производства организации, удельный вес доходов которых от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%. При этом данная льгота действует лишь в части продукции, передаваемой в счет натуральной оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

17) Вместо льготы по основным средствам, ввозимым на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, введена льгота в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций. Как следует из новой формулировки, льгота может применяться и в тех случаях, когда организация не является предприятием с иностранными инвестициями.

3. С введением в действие второй части налогового кодекса отменена часть ранее действовавших льгот. Среди утративших силу льгот можно выделить следующие:

a) Приобретение гражданами жилых помещений в домах, находящихся в собственности общественных организаций.

b) Платежи по лицензионным договорам о предоставлении прав на использование объекта промышленной собственности и передача авторских прав.

c) Платежи малых предприятий по лизинговым сделкам.

d) Товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в том числе:

- оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей;

- товары, ввозимые в соответствии с договорами с иностранными организациями и фирмами о проведении совместных научных работ;

- научные периодические издания;

- товары, ввозимые в счет погашения государственных кредитов, предоставленных и предоставляемых иностранным государствам Союзом ССР и Российской Федерацией;

- хлопок - волокно, происходящий с таможенной территории государств, не входящих в Содружество Независимых Государств;

- технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел новые льготы по НДС:

1. услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи (облагаемые НДС до введения в действие Закона №57-ФЗ) при наличии соответствующей лицензии;

2. реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы ( в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению религиозных организаций и объединений), производимых и реализуемых организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров, а также организация и проведение вышеуказанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий.

3. оказание услуг коллегиями адвокатов (их учреждениями) членам этих коллегий в связи осуществлением ими профессиональной деятельности.

 

Глава 4. Примеры расчета налога на добавленную стоимость

 

4.1. Ранее[7] я уже писала об изменении ставок с 1 июля 2002 года. Приведу пример на эту тему:

До 1 июля 2002 года при получении авансового платежа под предстоящую отгрузку мебели в размере 1 080 000 руб. сумма НДС определялась как 1 080 000 руб. х 16,67% = 180 036 руб. Погрешность составляла 36 руб. При реализации (отгрузке) данной мебели НДС в сумме 180 036. принимался к вычету, а НДС в сумме 180 000 руб. принимался к начислению.

Например, при получении 1 июля 2002 года авансового платежа под предстоящую отгрузку мебели в размере 1 080 000 руб. сумма НДС определяется в следующем порядке: 1 080 000 руб. x 20% : 120% = 180 000 руб.

 

 4.2. Допустим, что предприятие ОАО «Леском №1» приобрело сырье и материалы от ТОО «Лесоруб» в размере 500 000 рублей для последующей их переработки, а затем реализации полученной готовой продукции торговому предприятию «Мебель-люкс». НДС по приобретенному сырью и материалам составил = 500 000 х 0.2 = 100 000 рублей, следовательно, предприятие заплатило за материалы 500 000 + 100 000 = 600 000 рублей.

Затем оно полностью израсходовало их при производстве продукции, после переработки сырья, предприятие произвело и реализовало готовую продукцию торговому предприятию «Мебель люкс» на общую сумму 700 000 рублей, откуда НДС по реализованной продукции составит 700 000 х 0.2 = 140 000 рублей. Тогда НДС к уплате будет вычислен: НДС при реализации готовой продукции — НДС уплаченное поставщикам за приобретенные материалы  = 140 000 – 100 000 =  40 000 рублей

Допустим, что торговое предприятие «Мебель люкс», в свою очередь, продает имеющийся у него товар (купленный у АО «Леском №1») конечному потребителю по цене 850 000 рублей , тогда оно должно уплатить в бюджет НДС исчисляемый расчетным методом с суммы , составляющей разницу между покупной и продажной стоимостью товара , то есть НДС = ( 850 000 – 700 000) х 20% / 120%= 25 000 рублей. Следовательно НДС по проданному товару будет составлять 25 000 (общая сумма продажи 875 000) .

 

 


Список использованной литературы:

 

1) Налоговый кодекс РФ часть вторая (в редакции от 29 декабря 2000 года)

2) Таможенный кодекс РФ

3) Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4) Закон от 27-12-91г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ” (в редакции от 27 декабря 2001 года)

5) Закон от 06-12-91г. №1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” (с изменениями и дополнениями)

6) Марков П.А. Изменение порядка применения НДС при совершении операций на внутреннем Российском рынке. - Налоговый вестник, №7, 2002

7) Лушин С.И. Налогообложение. – М.:ЮНИТИ ,1999

 


Содержание:

 

Введение........................................................................................................ 24

Глава 1. Основные положения.............................................................................................. 26

1.1 Основные положения....................................................................................................... 26

1.2 Субъект налогообложения............................................................................................... 26

1.2 Объект налогообложения................................................................................................. 26

Глава 2. Основные элементы налогообложения.......................................... 28

2.1 Ставка налога.................................................................................................................... 28

2.2 Налогооблагаемая база..................................................................................................... 28

2.3 Налоговый период............................................................................................................ 28

2.4 Единица налогообложения.............................................................................................. 29

2.5 Налоговые льготы............................................................................................................. 29

Глава 3. Способы, сроки и порядок уплаты налога.................................... 32

Глава 4. Примеры расчета земельного налога............................................ 33

Список использованной литературы:.......................................................... 34


Введение

 

Использование земли в Российской Федерации является платным. Физические и юридические лица – собственники земли, землевладельцы и землепользователи (далее налогоплательщики) облагаются ежегодным земельным налогом. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указанный налог отнесен к местным налогам и в настоящее время уплата его регулируется Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями). 

Также нормативными документами по земельному налогу являются, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.

В последние годы в Российской Федерации большое внимание уделяют налогообложению земли, так как эта категория имеет особое значение для сельского хозяйства. Поскольку в России основная часть сельскохозяйственных земель передана аграрным товаропроизводителям бесплатно, государство ввело по отношению к ним вместо налога на прибыль земельный налог, сделав большой акцент на обложение степени благоприятности условий производства, а не результативности работы хозяйственных субъектов.

Земельный налог относится также к группе количественных налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

 

Земельный налог

 


 

             
 
 Реальный
 
Общий
 
Регулярный

 


Рис. 2

 

 

В зависимости от вида земли земельный налог в 2002 году зачисляется в доход федерального(15%), регионального(35%) и местного бюджетов(50%).

Именно такой характеристикой – перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита – обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в том числе – земельный налог.

Например, ст. 39 Закона Курганской области «О земле» от 4 марта 1998 г. № 103 устанавливает платным использование и приобретение в собственность земли в Курганской области. В той же статье закрепляются действующие формы платы за землю, в т.ч. – земельный налог. То есть земельный налог был введен решением, принятым на местном уровне, помимо существующего решения высшего представительного органа государства, значит, он относится к категории местных налогов.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе.

Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

 








Глава 1. Основные положения

Основные положения

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления, материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Ст.3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Таким образом, обуславливается: земельный налог является реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход реальным. То есть в данном случае облагается не действительный доход налогоплательщика, а предполагаемый средний доход, получаемый в данных экономических условиях. При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.

Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

 

Субъект налогообложения

Плательщиками земельного налога являются предприятия, объединения, организации и учреж­дения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность или владение на территории России.

Объект налогообложения

 

Объектами обложения земельным налогом и взи­мания арендной платы являются земельные участки, предоставленные в собственность юридическим лицам и гражданам, т.е. право собственности на земельный участок, а не сама земля непосредственно (она – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае - собственность.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, в которую включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно - защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании, а за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, налог начисляется каждому из собственников соразмерно их доле на эти строения.

Следует обратить внимание на то, что за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

 

 



Ставка налога

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

 

Налогооблагаемая база

В данном случае НК РФ определяет налогооблагаемую базу  как стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, для земельного налога налоговой базой является площадь земельного участка, находящегося в собственности, владении, пользовании, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база и порядок ее определения по местным налогам устанавливается НК РФ. При этом при исчислении налоговой базы земельного налога используется накопительный метод учета базы налогообложения (метод чистого дохода), т.к. в данном случае важен момент возникновения имущественных прав.

Для измерения предмета налогообложения необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога. В данном случае масштабом земельного налога является площадь земельного участка, облагаемая этим налогом и выражающаяся в гектарах или квадратных метрах.

Налоговый период

 

НК РФ устанавливает понятие налогового периода. Под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговым периодом для плательщиков земельного налога является календарный год, т.к. земельный налог взимается в расчете на год с об­лагаемой налогом земельной площади. При этом в облагаемую на­логом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объек­тов, технические и другие зоны, если они не предостав­лены в пользование другим юридическим лицам и граж­данам.

Единица налогообложения

 

Под единицей налогообложения понимают единицу масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налогообложения земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) является один гектар пашни (1 га). Для других земель сельскохозяйственного назначения и земель несельскохозяйственного назначения – один квадратный метр (1 кв. м).

Налоговые льготы

 

Законом предусмотрены льготы по уплате земельного налога. Следует отметить, что для подтверждения применения льгот по уплате земельного налога необходимо самостоятельно предоставить в налоговые инспекции соответствующие документы.

От уплаты земельного налога полностью освобож­даются:

- заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

- предприятия, занимающиеся традицион­ными промыслами в местах проживания и хозяйствен­ной деятельности малочисленных народов и этничес­ких групп;

- научно-исследовательские учреждения сельскохозяйствен­ного и лесохозяйственного профиля;

- учреждения искусства и кинематографии, образова­ния, здравоохране­ния, финансируемые за счет госбюд­жета, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими культовые здания, охра­няемые государством как памятники истории, куль­туры и архитектуры;

- предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушен­ные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования;

- участники ВОВ и некоторых других боевых операций по защите Родины;

- инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвали­ды по зрению независимо от их групп инвалидности;

- учреждения культуры, физической культуры и спор­та, туризма, спортивно-оздоровительной направленно­сти и спортивные сооружения независимо от источников финансирования;

- ВУЗы, и отдельные научно-исследовательс­кие учреждения, предприятия и организации по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

- государственные предприятия связи, обеспечива­ющие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осу­ществляющие деятельность в интересах обороны РФ;

- земли, предоставляемые для обеспечения деятель­ности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны РФ;

- санаторно-курортные и оздоровительные учрежде­ния, учреждения отдыха, находящиеся в государствен­ной и муниципальной собственности.

Не облагаются земельным налогом:

- земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ;

- земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (пути сообщения, земли для удовлет­ворения культурно-бытовых потребностей населения, полигоны для захоронения отходов, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд населения).

Кроме того, освобождены от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивиду­ального жилья.

Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты зе­мельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по зе­мельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

Земельный налог не взимается за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения.

Законом «О плате за землю» предусмотрено, что представительные органы власти субъекта и местного самоуправления могут предоставлять дополнительные льготы отдельным категориям налогоплательщиком в части их компетенции и пределах средств, зачисляемых в их бюджеты.

В случае если налогоплательщик, имеет право на льготу по уплате земельного налога, и передал земельный участок в аренду (пользование), то с этого момента он будет являться плательщиком земельного налога с площади, переданной в аренду (пользование).

В части применения ставок налога за земельные участки, предоставленные гражданам для строительства жилых домов, следует отметить, что до момента окончания их строительства и ввода в эксплуатацию Законом не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога (3%), и поэтому за указанные земельные участки земельный налог взимается по полным налоговым ставкам, установленным для данной территории населенного пункта. Например, в одном из районов г. Калининграда в 2002 году за земельный участок, предоставленный, для строительства жилого дома гражданину вручено налоговое уведомление, где сумма налога составила 13224 рублей, а при вводе дома в эксплуатацию на данном участке сумма налога составит 396,72 рублей.



Глава 4. Примеры расчета земельного налога

 

В 2002 году ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются с коэффициентом 2[8].

 

4.1. В связи с этим размер земельного налога за участки, предоставленные физическим лицам и организациям в границах сельских населенных пунктов, составит в 2002 году – 14,4 копейки за один квадратный метр.

Например, за участок площадью 90 кв. метров, как минимум надо заплатить налог в сумме 12,96 рублей.

4.2. В связи с этим размер земельного налога за участки, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 копейки за один квадратный метр.

Таким образом, за участок в 50 кв. метров нужно заплатить как минимум 14,4 рубля.

4.3. В связи с этим размер земельного налога за земли, предоставленные для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской, поселковой черты, устанавливается в 2002 году 14,4 копейки за один квадратный метр.

Таким образом, за участок 120 метров необходимо заплатить не менее 17,28 рублей.

 

 


Список использованной литературы:

 

1. Налоговый кодекс РФ от 29 декабря 2000 года

2. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года

3. Закон от 27-12-91г. №2118-1 “Об основах налоговой системы в РФ” (в редакции от 27 декабря 2001 года)

4. Закон РФ О плате за землю

5. Инструкция МНС России от 21 февраля 2000 года «По применению Закона РБ «О плате за землю»

6. О внесении изменений и дополнений в инструкцию МНС России от 21 февраля 2000 года №56 «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 12 апреля 2002 года

 


[1] О налоге на добавленную стоимость. Закон РСФСР от 06.12.91 № 1992-1. Введен в действие с 01.01.92г. 

[2] Федеральный закон РФ от 29.12.2000 № 166-ФЗ

[3] Ставка налога – это доля дополнительного дохода, облагаемого налогом (БЭС стр.391)

[4] Данный перечень утверждается Правительством РФ

[5] Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц, а также уполномоченные осуществлять на территории РФ реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших по праву наследования государству.

[6] Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

[7] См. 2.3 Налоговые ставки

[8] ФЗ от 14 декабря 2001 г. № 163-ФЗ « Об индексации ставок земельного налога»



Введение

 

Тема налога на добавленную стоимость актуальна в наши дни не только для России, но и для всех стран, применяющих данный налог.

Для стран ЕЭС он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость (далее НДС), обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. То есть переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач:

~ Ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

~ Обеспечение стабильного источника доходов в бюджет;

~ Систематизация доходов.

Десятилетняя практика применения НДС показала, что в российском законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. Именно эти проблемы и призван решить Налоговый Кодекс Российской Федерации.

В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть                   налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. 

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две                     взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в  частности, заключается в мобилизации существенных  поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного  накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством. 

За период существования налога на добавленную стоимость действующий      механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и            разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным      образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации (далее РФ).

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

-исследование природы налога на добавленную стоимость, характеристика его основных элементов;

-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;

-изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взимании НДС;

-выявление особенностей обложения данным налогом основных средств и нематериальных активов;

При написании работы были изучены и использованы основные законодательные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты НДС в РФ. В частности, Закон РФ от 27.12.91г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ», Закон РФ от 06.12.91г. №1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» с учетом внесенных в них изменений и дополнений, Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая), Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подзаконные нормативные акты, а также статистические материалы, статьи,  опубликованные в экономических и финансовых журналах.

Следует отметить, что вступившая в силу с 1 января 2001 года вторая часть Налогового кодекса внесла целый ряд изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Наиболее существенные изменения я отражу в своей работе по мере рассмотрения различных составляющих данного налога.

 

 

Глава 1. Основные положения

Основные положения

Согласно официальному определению, налог на добавленную стоимость «представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения».[1]

Используемые в целях налогообложения понятия товаров, работ и услуг охватывают все возможные им виды, включая недвижимое имущество, электро– и тепло энергию, научно-исследовательские, технологические и другие работы, сдачу в аренду имущества, посреднические, рекламные, информационные и другие услуги, подготовку и повышение квалификации кадров и т.д.

В РФ налог введен с 01.01.92г. для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые на территорию РФ импортные товары, за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. НДС заменил два действовавших до этого налога: налог с оборота и налог с продаж, в котором уже были использованы многие элементы НДС.

 

Субъект налогообложения

Говоря о налоге на добавленную стоимость необходимо сказать в первую очередь о субъектах налога (плательщиках). Плательщиками НДС на основании статьи 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» являются:

1) Организации;

2) Индивидуальные предприниматели;

3) Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.[2]

Необходимо сказать, что в данной статье закона перечислены формальные налогоплательщики, фактические субъекты НДС – конечные потребители товаров, работ и услуг.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1. обороты по реализации на территории РФ товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, выполненных работ и оказанных услуг 

2. обороты по реализации товаров внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам;

3. обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров другим предприятиям или физическим лицам;

4. обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги;

5. обороты по реализации предметов залога;

6. товары, ввозимые на территорию России в соответствии с таможенными режимами, установленными российским таможенным законодательством.

 

1.4 Место реализации товаров (работ, услуг)

Местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если:

- товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Местом реализации работ, услуг признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) осуществляются:

- с недвижимым имуществом, находящимся на территории РФ (строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы и работы по озеленению);

- с движимым имуществом, находящимся на территории РФ;

- в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта на территории РФ.

 

Глава 2 Основные элементы налогообложения

Налогооблагаемая база

 

 Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость.

В облагаемый оборот включаются также любые получаемые предприятиями денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных ими в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

 

Порядок определения налоговой базы:

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и налога с продаж. Аналогично определяется налогооблагаемая база при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и передачи права собственности на предмет залога – залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства.

 

2. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

 

3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как стоимость реализуемого имущества, определяемой с учетом НДС, акцизов и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализованного имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

 

4. При реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база – это разница между ценой с учетом НДС и без включения в нее налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.

 

5. При изготовлении товаров из давальческого сырья и материалов, облагаемым оборотом является стоимость их обработки, переработки и т.п. с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж.

 

6. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам предполагающим поставку товаров по истечении установленного договором срока по указанной непосредственно в этом договоре цене), налоговая база – это стоимость, указанная в договоре, но не ниже их стоимости, действующей на дату реализации, с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.

 

7. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу в случае, если указанная тара подлежит возврату продавцу.

8. Для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий облагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг).

 

9. При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.

 

10. У предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. В таком же порядке определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

 

11. У заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость.

 

12. В налогооблагаемую базу по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам – и сумма акциза.

 

Таможенная стоимость товара определяется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

 

В налогооблагаемый оборот не включается:

 

1. Внутризаводские обороты, т. е. реализация продукции, работ и услуг для промышленно-производственных нужд внутри предприятия.

2. Стоимость возвратной тары, в том числе стеклопосуды.

3. Средства, зачисляемые в уставный фонд предприятия их учредителями в установленном российским законодательством порядке.

4. Средства, полученные в виде пая в натуральной или денежной форме при ликвидации предприятий в размере, не превышающем их уставный фонд, а также пай юридических лиц при выходе их из организации в размере, не превышающем вступительный взнос.

5. Средства целевого бюджетного финансирования, к которым относятся средства, перечисляемые целевым назначением из бюджетов различных уровней.

6. Средства, безвозмездно предоставляемые иностранными организациями в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом.

7. Средства, передаваемые в благотворительных целях организациям на нужды малоимущих и социально незащищенных категорий, а также спонсорские денежные средства, направляемые на целевое финансирование некоммерческих учреждений, не занимающихся предпринимательской деятельностью и не имеющих оборотов по реализации продукции, кроме выбывшего имущества.

 

Налоговый период

 

Налоговый период составляет один календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж не превышающие один миллион рублей. Для них налоговый период составляет - квартал.

 

Налоговые ставки

 

Одна из самых важных и волнующих любого налогоплательщика часть налога – это его ставка[3]. Необходимо сказать, что предпринимателей на сегодняшний день интересуют конкретные вопросы, как-то: будут ли они платить налог при производстве данной продукции, и если будут, то «во сколько им это обойдется». Именно поэтому большинство людей данного склада сильно интересует вопрос ставок конкретного налога.

 

В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:

Ставка 0% - распространяется на товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненным к нему персоналу.

Льготная ставка 10% действует по строго ограниченному списку товаров:

1. продовольственные товары (мясо и мясопродукты, молоко, хлеб, зерно, соль, сахар-сырец, мука, яйца, рыба живая, масло растительное, морепродукты, крупа и некоторые другие за исключением подакцизных товаров);

2. товары для детей (швейные изделия, чулочные изделия, обувь, коляски и некоторые другие товары)[4].

Ставка же 20% действует по остальным видам товаров, включая подакцизные. Хотелось бы обратить внимание на то, что отдельной ставкой налога на добавленную стоимость облагаются продовольственные и детские товары – это свидетельствует, что исполнительная и законодательная власть России, устанавливая данные ставки, пыталась укрепить и поддержать отмеченные отрасли. На сегодняшний день существует два мнения по поводу дифференциации ставок НДС: одни придерживаются того, что необходимо ввести более широкую дифференциацию в ставки налога на добавленную стоимость, тем самым, установив социальную справедливость в обществе, другие – наоборот, придерживаются концепции «неделения» ставок налога на дробные элементы, мотивируя это сложностями со сбором данного налога и возможностью достижения вышеприведенной цели иными путями.

Ставки данного налога со времени его введения неоднократно изменялись. Последние изменения вступили в силу в связи с изданием Федерального закона от 29.05.2002 №57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Был изменен порядок определения суммы налога расчетным методом согласно новой редакции п. 4 ст. 164 НК РФ. До 1 июля 2002 года при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, при удержании налога налоговыми агентами[5], при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с НДС (в соответствии с п.3 ст. 154 НК РФ), а так же при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (согласно п.4 ст.154 НК РФ) применялись налоговые ставки в размерах 9,09 и 16,67%.

Размер вышеуказанных ставок определялся путем округления результата полученного при делении 10 на 110 или 20 на 120, что вызывало некоторые погрешности при получении конечного результата.

Настоящие изменения отменили применение налоговых ставок 9,09 и 16,67% и ввели расчетный метод определения налоговой ставки в вышеуказанных случаях.

Таким образом, если до 1 июля 2002 года, налогооблагаемую базу умножали на расчетную ставку (9,09 или 16,67%) и получали сумму НДС, то теперь, налогооблагаемую величину нужно умножить на 10 (20%) и разделить на 110 (120%).

Введение расчетных ставок объясняли упрощением расчетов, отмену объясняют существованием погрешностей.

Таким образом, в отчетах следующих за 1 июля 2002 года, следует принимать не расчетные ставки, а приведенный выше расчетный метод.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 181.