ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
Направление: 40.03.01 – Юриспруденция
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Права человека в российском и международном праве»
На тему: «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: права и обязательства сторон»
Выполнил:
Студент 2 курса
Заочного отделения
на базе высшего образования
группа 08-816
Мусин Б. Т. __________________
«__»__________ 2019 г.
Проверил:
к.ю.н., доцент
Маммадов Ю. Ю. __________________
«__»__________2019 г.
Казань – 2019
План:
1. Введение
2. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь
3. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
4. Права граждан на медико-социальную помощь
5. Право выбора врача и медицинской организации
6. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
7. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
8. Заключение
9. Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение – поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы. Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования). В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41).
Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы. Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем. Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
Заключение
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Статьей 10 указанного федерального закона установлено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе:
- организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
- наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
- возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
- транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Однако требования этого основополагающего нормативного правового акта в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи, особенно гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в связи с продолжающейся тенденцией сокращения числа медицинских организаций, нуждаются в уточнении.
На сегодняшний день в ходе проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения реорганизации системы оказания медицинской помощи и реструктуризации сети медицинских организаций общее их количество продолжает сокращаться, что вызывает тревогу и сомнения граждан Российской Федерации в возможности улучшения условий для обеспечения качества и доступности медицинской помощи населению страны.
Согласно статистическим данным, число больничных организаций в Российской Федерации в 2000 г. составляло 10704, в 2005 г. – 9479, в 2010 г. – 6308, в 2012г. – 6172, а в 2013 г, по сведениям Минздрава России, их число составило 4398.
В частности, число центральных районных больниц из имеющихся 1 765 в 2000 г., в 2013 уменьшилось до 1 690. Из 263 ЦРБ в 2000г. в 2013 г. осталось 206.
Тревожная ситуация складывается и с продолжающимся сокращением количества специализированных диспансеров в Российской Федерации. Так, количество противотуберкулезных диспансеров в 2000 г. составляло 493, а в 2013 г. уже 235, кожно-венерологических в 2000 г. – 341, в 2013 г. – 145, онкологических в 2000 г. – 116, в 2013 г. – 101, психоневрологических в 2000 г. – 164, в 2013 г. – 99, наркологических в 2000г. – 203, в 2013 – 96, врачебно-физкультурных в 2000 г. – 156, в 2013 г.– 81.
Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи в 2000 г. составляло 3172, в 2013 г. их осталось 2 704. По сравнению с предыдущим, 2012 годом, число станций (отделений) скорой медицинской помощи уменьшилось на 137 (на 4,8%), а общее число бригад сократилось на 542 (на 1,4 %). Число врачебных бригад сократилось на 964 (на 6,0%).
В течение 2013 года число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов сократилось на 376, число работающего в них среднего медицинского персонала – на 2 695 (на 6,5%), в том числе фельдшеров – на 1 188 (на 4,8%).
Приведенную выше тревожную статистику подтверждают и постоянно увеличивающееся количество обращений граждан и медицинских работников. В своих письмах они приводят примеры снижения доступности и ухудшения качества медицинской помощи, связывая это напрямую с сокращением численности медицинских организаций и, соответственно, персонала, как в городских, так и в сельских поселениях.
В связи с изложенным считаю необходимым внести изменение в Федеральный закон "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления условий по принятию решений о реорганизации и ликвидации медицинских организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА
Направление: 40.03.01 – Юриспруденция
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Права человека в российском и международном праве»
На тему: «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: права и обязательства сторон»
Выполнил:
Студент 2 курса
Заочного отделения
на базе высшего образования
группа 08-816
Мусин Б. Т. __________________
«__»__________ 2019 г.
Проверил:
к.ю.н., доцент
Маммадов Ю. Ю. __________________
«__»__________2019 г.
Казань – 2019
План:
1. Введение
2. Понятие и структура права на охрану здоровья и медицинскую помощь
3. Основной закон, регулирующий систему охраны здоровья граждан в Российской Федерации
4. Права граждан на медико-социальную помощь
5. Право выбора врача и медицинской организации
6. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья
7. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья
8. Заключение
9. Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы в том, что большая часть населения России периодически или постоянно нуждаются в медицинской помощи. Особенно остро стоит вопрос о стоимости лекарственных препаратов и оказании бесплатной медицинской помощи. Многие граждане не могут позволить себе дорогостоящее лечение – поэтому законодатель старается урегулировать права на охрану здоровья.
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы. Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования). В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41).
Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы. Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем. Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открытне для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.