Глава 3. Финансовая политика в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Финансовая политика является прерогативой государственных органов управления. Поэтому под государственной финансовой поли­тикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функ­ций и задач.

К государственным органам исполнительной власти, вырабатываю­щим и обеспечивающим проведение финансовой политики, отно­сятся:

Правительство обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной политики;

Министерство финансов осуществляет выработку единой
государственной финансовой, кредитной, денежной полити­ки, а также выработку финансовой политики в области госу­дарственной службы и судебной системы;

Министерство экономического развития и торговли выра­батывает государственную политику в сфере финансового оз­доровления организаций;

Министерство иностранных дел участвует в разработке и
реализации государственной политики в области расширения
финансовых связей с иностранными
государствами и международными организациями;

Государственное казначейство совместно с Центральным банком
принимают участие в разработке и реализации согласо­ванной кредитно-денежной политики.

Бюджетная политика определяется Конституцией, Бюджет­ным кодексом, сводом других законов, устанавливающих функ­ции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотвор­честве.

В соответствии с Бюджетным кодексом Президент на­правляется Верховной раде Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента определяются страте­гические цели и бюджетная политика на очередной финансо­вый год.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: сниже­ние налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государствен­ных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы меж­бюджетных отношений и управления государственными финансами.

Цели и задачи бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу.

Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий.

Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы».

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т. е. базовые идеи и положе­ния, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при фор­мировании налоговой политики.

Впервые основные положения в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд — книга «О бо­гатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля — труд — капитал. Отсюда и разные формы налого­обложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.

В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма по­лезных выводов для налоговой политики. Например, превалирова­ние косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнища­нию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т. е. на большин­ство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного миниму­ма. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне по­требления при разных уровнях дохода.

Однако не все принципы и выводы науки находят свое приме­нение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в це­лом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влия­ние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.

Современная налоговая политика связана с проведе­нием налоговой реформы, целью которой является достижение оп­тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ро­лью налогов.

Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:

во-первых, совершенствование налогового законодательства;

во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за
соблюдением налогового законодательства, пресечение «тене­вых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;

в-третьих, совершенствование норм и правил, регламенти­рующих деятельность налоговых органов и налогоплательщи­ков, устранение противоречий налогового и гражданского за­конодательства.

В ходе проведения налоговой реформы предусматривается про­ведение конкретных мероприятий, направленных на:

- сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных
и оказывающих негативное влияние на экономическую дея­тельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда
мелких региональных и местных целевых сборов;

- повышение значения налогов, связанных с использованием
природных ресурсов;

- переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имуще­ство и земельного налога);

- введение системы экологических платежей, охватывающей
все виды негативного воздействия на окружающую среду;

- расширение круга операций, облагаемых государственной по­шлиной;

- унификация ставок налогов и принципов налогообложения в
отношении инструментов финансового рынка и рынка цен­ных бумаг и профессиональных участников рынка; и т.д.

Реализация указанных мер должна позволить привести налого­вую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.

«Налоговая политика в 2006–2007 годах и на среднесрочную перспективу должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования».

Вот некоторые из обозначенных задач:

Существенное увеличение размера социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. Целесообразно разрешить учитывать в сумме социального вычета и взносы граждан страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования.

Необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей. При этом необходимо внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы таким критериям».

Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основ­ном государством, которое выделяет средства из бюджета на восста­новление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последст­вий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страховая политика направлена на раз­работку мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций, государства и предусматривает реализацию следующих основных задач:

- формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

- развитие обязательного и добровольного видов страхования;

- создание эффективного механизма государственного регули­рования и надзора за страховой деятельностью;

- стимулирование перевода сбережений населения в долгосроч­ные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

- поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

Валютная политика — совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной поли­тики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты.

По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику.

Текущая валютная политика направлена на оперативное регули­рование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной ин­тервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, ди­версификации валютных резервов и т.д.

Долговременная валютная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению валютного механизма с по­мощью межгосударственных переговоров и соглашений, а также ва­лютных реформ.

Валютная политика осуществляется главным образом в двух формах: учетной политики и девизной политики.

Учетная политика в сфере международных валютных отноше­ний направлена на регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок при­влекает капиталы из стран, где существуют более низкие процент­ные ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Напротив, понижение процент­ной ставки приводит к отливу капитала в другие страны и пониже­нию курса валюты данной страны.

Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно про­дает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса национальной валюты в отношении иностранных валют и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса национальной валюты.

Валютная политика направлена на обеспечение устойчивости и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрес­сивного развития национальной экономики и международного эко­номического сотрудничества.

Действенным инструментом реализации валютной политики яв­ляется валютный контроль.

Валютный контроль — деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осу­ществлении валютных операций.

Основные направления валютного контроля следующие:

- определение соответствия проводимых валютных операций
действующему законодательству и наличия необходимых для
них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностран­ной валюте перед государством,а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рын­ке;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по ва­лютным операциям, а также по операциям нерезидентов.

Инвестиционная политика связана с созданием условий для при­влечения Отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государствен­ного управления и управления финансами хозяйствующих субъек­тов. Главная задача этой политики заключается в создании условий. Для того чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику, чтобы огромные капиталы «не убега­ли», а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан, установленных в Кон­ституции, и охватывает следующие сферы: пенсионную, мигра­ционную, финансовой помощи отдельным социальным группам насе­ления и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами. Таможенная политика в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных платежей.

Политика в сфере государственного долга направлена на укреп­ление позиции как заемщика, обеспечение гарантированного выхода на международные финансовые рынки на благоприятных условиях, снижение долговой нагрузки на бюджет; оптимизацию структуры долга, позитивное влияние на макроэко­номику.

Для политики в сфере государственного долга наи­более значимыми являются следующие обстоятельства:

- высокий удельный вес внешнего долга в форме задолженно­сти перед правительствами иностранных государств и между­ народными финансовыми организациями;

- неравномерный характер погашения внешнего долга, наличие
пиков платежей;

- достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего долга;

- неконтролируемые риски корпоративных и региональных за­имствований;

- наличие неурегулированной части долга бывшего СССР;

- высокая стоимость так называемых «связанных» кредитов;

- значительные косвенные расходы по займам международных
финансовых организаций;

- использование отдельными странами-кредиторами долга быв­шего СССР в качестве рычага воздействия.

США, Великобритания, Германия и Франция проявляют готов­ность решить проблему части долга бывшего СССР путем осуществ­ления политизированных конверсионных схем погашения, включая в них элементы «помощи развитию», которые предполагают в каче­стве непременного условия предварительное выполнение должни­ком согласованной программы действий и контроль со стороны кредитора за порядком использования долговых платежей в рамках конверсии. Такие государства, как Италия, Испания, Финляндия, Австрия и Португалия, весьма восприимчивы к предлагаемым стороной схемам обмена долга и готовы не обусловливать их реализацию политическими требованиями.

По «связанным» кредитам, привлекаемым от правительств ино­странных государств исключительно для закупки товаров и услуг, страна несет значительные косвенные расходы, вы­званные нерыночным механизмом ценообразования на поставляе­мые инвестиционные и другие товары.

По займам международных финансовых организаций при срав­нительно невысокой их стоимости весьма значительны расходы на консультационные услуги, на содержание групп реализации проек­тов и др. Внушителен перечень предварительных условий, предше­ствующих началу реализации проектов, финансируемых за счет займов. Устанавливаемые международными финансовыми организациями правила проведения конкурсных торгов создают предпо­сылки для удорожания закупаемых в рамках проектов услуг, работ и товаров.

Наряду с государственной политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей веде­ния бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопро­сах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.



















Заключение

 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру, экономически стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Также    проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в условиях кризиса.

Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развития общества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что в современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.



Список литературы

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.