В конце XIX столетия, когда капитализм вступил в монополистическую стадию, ему понадобились более тонкие методы регулирования общественного труда, чем примитивные «законы» Аркрайта.
В производстве резко возросли масштабы и концентрация, возникли крупные предприятия, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч людей. На предприятиях устанавливалось оборудование, машины и механизмы, которые дорого стоили, внедрялись сложнейшие технологические процессы изготовления продукции, соответственно повышались требования к образованию, навыкам и умениям работников. Индустриальные методы производства требовали адекватных организационно-производственных структур, схем связей и управления, жесткого исполнения технологий, точности выполнения трудовых операций.
С углублением разделения труда, специализации и кооперирования возрастала роль четкой организации и регулирования, документального оформления и закрепления согласованных во времени и пространстве операций и процессов производства с целью устойчивого производства продукции с меньшими затратами. На каждом предприятии (фабрике) разрабатывались инструкции, которые были ориентированы на производство, организацию выпуска продукции и эффективного использования машин и механизмов. Это способствовало появлению новой отрасли прикладных промышленных знаний. Постепенно приобретал распространение научно-технический и инженерный подход к организации и управлению производством, а также другими сферами деятельности промышленных предприятий.
Основоположником разработки принципов научной организации труда считается американский инженер Ф. У. Тейлор (1856-1915), который основал рационалистическую школу научной организации производства. Начав работать учеником в механической мастерской, он за 10 лет прошел путь до главного инженера крупного металлургического предприятия. Благодаря самостоятельной упорной подготовке Ф. Тейлор успешно сдал экзамены и получил диплом инженера. В конце XIX в. он начал изучать проблемы научной организации труда рабочих. Основные исследования провел в сталелитейных компаниях и на машиностроительных предприятиях. Их результаты изложил в трудах «Управление фабрикой» (1903), «Принципы научного управления» (1911).
Ф. Тейлор предложил ряд мер, которые получили название «изучение работы». В целях тщательного изучения трудовых приемов он привлекал квалифицированных, специально подготовленных рабочих, мастерски владеющих этими приемами. В процессе анализа движений отдельных рабочих каждое такое движение разделялось на элементарные составляющие и, с помощью хронометража, создавался «идеальный метод работы», который основывался на селекции лучших элементов трудового процесса различных рабочих. Хронометраж давал возможность определить и устранить «ошибочные», «медленные» и «бесполезные» движения. Разрабатывая оптимальные методы работы, Ф. Тейлор пытался научно обосновать «лучший метод» выполнения каждой работы в кратчайшее время. Результаты проектных исследований были поразительны. Только в процессе проведения экспериментальных работ производительность труда выросла за три года вдвое.
Проблему внедрения наиболее совершенных приемов и методов работы Ф. Тейлор связал со стандартизацией инструментов, с учетом особенностей конкретных видов работы. Большое значение уделялось обучению научным методам и тренингу рабочих, а также установлению норм производительности (выработки). Он впервые обосновал теорию, что повышение производительности зависит от системного подхода к человеку и машины, рассматривая их как целостную систему при определяющей роли человека. Тейлор подчеркивал: «Главный элемент любой производственной системы - человек» ... «Должна быть поощрительная система оплаты труда, которая бы побудила рабочих эксплуатировать машину, точно следуя инструкциям и наиболее эффективно». В трудах исследователя содержится разработка различных систем сдельной оплаты труда в соответствии с научно обоснованными методами нормирования труда.
На основании проведенных исследований он пришел к выводу о необходимости отделения функций, касающихся организации работ, от функций их непосредственного исполнения, а также распределения ответственности за выполнение этих функций. Предложенный аппарат функциональных руководителей (мастеров, инструкторов) должен был организовать и направить один из однородных видов деятельности нескольких рабочих. По его рекомендациям планирование было выделено в самостоятельную функцию. При этом предложено также предварительно планировать методы работы и всю производственную деятельность предприятия в целом.
Важным условием внедрения положений этой системы, как подчеркивал Ф. Тейлор, становится налаживание и укрепление сотрудничества между администрацией и рабочими в практической реализации системы организации труда.
Ф. Тейлор определил, что «главной задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя». Итак, ставя главной целью максимальное увеличение производительности труда, он предложил конкретные решения, направленные на рациональное использование труда рабочих и средств производства. Тейлор осуществил организацию элементов производства внутри предприятия следующим образом:
- отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;
- дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим одну повторяющуюся операцию;
- ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;
- разработал системы учета и контроля;
- предложил аппарат функциональных руководителей – мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего;
- разработал сдельно-дифференциальную систему зарплаты, суть которой заключалась в двойном тарифе: оплата по низкой шкале при невыполнении нормы и по высокой шкале – при его выполнении, сама же норма устанавливалась с помощью хронометража самых лучших рабочих.
К числу предложенных Тейлором принципов организации труда относятся:
- замена традиционных, рутинных приемов выполнения работы методами и правилами, выработанными на основе обобщения опыта и специального изучения времени, необходимого для выполнения работы;
- отбор рабочих и систематическое обучение их новым приемам работы;
- отделение подготовки от исполнения, в частности, освобождение основного рабочего от выполнения функций, связанных с расчетом и подготовкой работ, и передача их специальным исполнителям;
- введение так называемой дифференцированной оплаты труда, при которой лишь выполняющим «урок» сохраняется установленный размер оплаты, а при недовыполнении его, что естественно для большинства работающих, размер оплаты за каждую выполненную единицу работы снижается (как правило, на 20-30% установленной ставки).
Совокупность перечисленных выше принципов образует систему организации труда и управления производством, получившую название по имени автора. Система Тейлора использует достижения науки и техники с целью извлечения максимума прибавочной стоимости. Структурно она представляет собой совокупность методов организации и нормирования труда и управления производственными процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы, направленных на существенное повышение производительности и интенсивности труда.
Система Ф. Тейлора получила распространение в первые три десятилетия ХХ в., Ее основные положения стали классическими и до сих пор используются в промышленном производстве, постепенно совершенствуясь и дополняясь.
Современные американские исследователи подвергают критике систему Тейлора за то, что в ней переоцениваются те пределы, до каких заработная плата могла составлять единственный мотив поднятия производительности труда рабочих, и недооцениваются творческие ресурсы рабочих - наиболее перспективные резервы роста производительности труда. Несмотря на это, система Тейлора послужила основой для современных систем организации труда на многих промышленных предприятиях разных стран мира и широко используется при становлении школ «научной организации труда» и «научного менеджмента».
Кроме Ф. Тейлора, значительными представителями рационалистической школы были Фрэнк и Лилиан Гилбреты, изучавшие рабочие операции, используя кинокамеру и микрохронометр, который был их изобретением. Основываясь на информации, полученной с помощью стоп-кадров, они определили так называемые микроэлементные движения, из которых состоят трудовые действия, последовательно формирующие трудовые операции. С помощью исследований они доказали, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. Это открытие позволило проектировать рациональные методы выполнения производственных операций путем устранения излишних непроизводительных движений, что значительно повышало производительность труда. Таким образом, было положено начало изучению затрат времени на движения, действия, операции, моделированию их на графиках и использованию в организации и планировании рабочих мест.
Среди пионеров рационалистической школы - Генри Гант (1861-1919). Ближайший помощник Ф. Тейлора открыл значение нематериального стимулирования работников и разработал систему планирования производственных операций, которые используются в современном производстве под названием «диаграммы Ганта». По такому графику каждый рабочий мог видеть результаты своего труда и размер заработка в любое время. На графике отображались также временные связи между разделами производственной программы и ход выполнения задач, что и обусловило заложение его в основу оперативного планирования производственного процесса в рамках предприятия, а также сетевых графиков, которые были введены позже. Так же как технологические операции расчленяются на элементы и микроэлементы, считал Г. Гант, расчленению подлежат также операции управления.
Заслуга Г. Ганта также состоит в организации урочной системы заработной платы, которая в отличие от поштучной (сдельной) системы Ф. Тейлора является почасовой. При выполнении урока (задачи) работнику выплачивается премия в размере 30-40% от почасовой оплаты. Такая система наиболее гуманная и универсальна, поэтому получила распространение и постоянно дополняется и совершенствуется в зависимости от условий производства.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.