Трудоустройство отдельных категорий граждан
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Исходя из того, что переход к рыночной экономике невозможен без вынужденной безработицы, государство должно, не ограничиваясь лишь материальной поддержкой этих социально незащищенных слоев населения, обеспечить особую, повышенную защиту тех из них, кто в силу определенных причин не может конкурировать на рынке труда с другими категориями граждан.

Статья 5 Закона о занятости относит к ним: молодежь; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей инвалидов; лиц предпенсионного возраста и инвалидов; лиц, продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих при­нудительное лечение по решению суда, беженцев, вынужденных переселенцев. Главное здесь - создание дополнительных, специаль­но предназначенных для этой цели рабочих мест и организация обучения. И основную ответственность за своевременное смягчение и решение этих проблем должны нести местные органы власти. Поэто­му именно им предоставлено право на установление квоты. Конкретные предложения о размерах квот и сроках их действий разрабатыва­ются и вносятся на утверждение местным органам власти службой занятости, органами социальной защиты, народного образования совместно с общественными организациями, представляющими ин­тересы тех или иных групп населения, особо нуждающихся в соци­альной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесуточной чис­ленности работников организаций), которых работодатель обязан трудоустроить.

Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного само­управления и работодателями. При этом последним предоставляют­ся определенные льготы и компенсации. Так, постановлением Пра­вительства г. Москвы от 24 марта 1998 г. «О порядке квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы» к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся ин­валиды, имеющие соответствующую рекомендацию к труду, и молодежь в возрасте до 18 лет (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.).

Трудоустройство и организация обучения инвалидов возложена также и на органы социальной защиты. Они организуют специальные производства, цехи и участки, предназначенные для применения труда инвалидов. Чтобы заинтересовать предприятия в приеме на работу инвалидов, им устанавливаются налоговые льготы и особый порядок исчисления среднесписочной численности работников (без учета инвалидов).

Лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также от уголовного наказания по амнистии, должны быть трудоустроены местными службами занятости в течение 15 дней со дня прибытия к месту жительства*. К ним приравнены и подростки, досрочно освобожденные от отбывания наказания, а также освобожденные от отбывания наказания в воспитательных колониях для несовер­шеннолетних.

 

* См.: Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятия для лиц, нуждающихся в социальной защите, от 11 июня 1992 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №9-10.

 

При переходе к новым экономическим условиям, частых струк­турных изменениях, реорганизации и ликвидации отдельных пред­приятий часть работников высвобождается с предприятий. В соответ­ствии со ст. 401 и 402 КЗоТ РФ этим работникам должна быть предо­ставлена: другая работа на том же предприятии или в учреждении; работа на другом предприятии (учреждении) по прежней профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии - другая работа с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребнос­тей; возможность обучения новым профессиям (специальностям) с выплатой стипендии.

Особенность высвобождения работников состоит в том, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя. Увольнение этих работников допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую рабо­ту. Если такой возможности нет или работник не дает согласия на перевод, он должен быть предупрежден о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до начала высвобождения.

Вместе с тем администрация должна проинформировать и службу занятости по месту жительства работника о его предстоящем высвобождении.

Высвобождаемым работникам при расторжении трудового дого­вора: а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месяч­ного заработка; б) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях, если подходящая работа не предложена - и в течение третьего месяца) с учетом выплаты выходного пособия; в) сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе не превысил трех месяцев.

Выплата выходного пособия и сохранение заработной платы про­изводится по месту работы, с которой должен быть высвобожден работник.

В случае ликвидации предприятия, учреждения беременные жен­щины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери с детьми до 14 лет или имеющие ребенка-инвалида до 16 лет, должны быть обязательно трудоустроены правопреемниками, а при их отсутствии - службой занятости (ст. 170 КЗоТ РФ).

В случае массового увольнения работодатель не менее чем за три месяца должен представить службе занятости и профсоюзному орга­ну информацию о количестве высвобождаемых и сроке, в течение которого намечено осуществить увольнение.

 

Пособие по безработице

 

Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу.

Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.

Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих нача­лу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календар­ных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях непол­ного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудо­вую деятельности после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, пособие уста­навливается в размере минимальной оплаты труда.

Для определения размера пособия имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца пособие составляет 75 процентов, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальней­шем - 45 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы.

При наличии лиц, находящихся на содержании у безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторной величины мини­мального размера оплаты труда.

Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не предложено, безработным и членам их семей может быть оказана материальная помощь.

При оценке размера установленного пособия следует иметь в виду, что соответствующая конвенция МОТ предусматривает это пособие в размере не ниже 50 процентов последнего заработка безра­ботного. Как видно, величина пособия, установленного Законом о занятости, превышает принятую МОТ. Однако при растущей инфля­ции в нашей стране действительная ценность получаемого перед увольнением заработка, равно как и минимальный размер заработ­ной платы в период оформления пособия, т.е. по прошествии опре­деленного времени, существенно уменьшается.

При установлении размера пособия законодателем всегда право­мерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безра­ботице достаточно высок, то соответственно высокими будут и тре­бования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.

Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы. Размеры пособий варьиру­ются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное - от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бель­гии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года - 40 процентов заработной платы (50 процентов - если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).

В ряде стран пособие исчисляется по двойному принципу. Напри­мер, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия - 56 про­центов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер по­собия - 112 франков в день. Пособие не может превышать 75 про­центов среднего заработка.

Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохо­го поведения, участия в забастовке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии преду­сматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца.

Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение посо­бия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Фин­ляндия, Австрия, Италия).

Упоминание о страховом стаже связано с тем, что в большинстве развитых, стран фонды страхования по безработице формируются в основном из взносов предприятий и самих работников. В разных странах доля участия работников и предприятий в создании таких фондов различна. Так, в Германии работники (с заработной платы) и предприятия (из фонда заработной платы) выплачивают в страховые фонды по 2,15 процента. В ряде стран предприниматели выпла­чивает больший процент, чем работники (например, в Канаде, Фран­ции). В некоторых странах взносы делают только предприятия: в США они выплачивают 0,8 процента от фонда заработной платы в федеральный страховой фонд по безработице и 5,4 процента - в фонды штатов.

Активное участие в формировании фондов страхования по безра­ботице принимает государство. Так, в Японии оно покрывает 25-33 процента расходов на пособия по безработице, в Швеции - 40,4 процента, во Франции - 34,9 процента.

Продолжительность выплаты пособий зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия. Период ожидания выплаты по­собия обычно равен неделе, хотя могут быть и другие сроки. Кон­венция МОТ № 102 предусматривает выплату пособий по безрабо­тице по системам страхования не менее 13 недель за 12 месяцев. Однако со времени ее принятия (1952 г.) максимальная продолжи­тельность выплаты пособий по безработице была увеличена в боль­шинстве промышленно развитых стран до года с небольшими ко­лебаниями по отдельным странам. В США пособие выплачивается в течение 26 недель, в Канаде- 25-50 недель (в разных провин­циях по-разному). В Германии продолжительность выплаты посо­бия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше года.

Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработи­це, он может получить пособие по системе вспомоществования*.

 

* См.: Труд за рубежом. 1991. №1. С. 48.

 

Скрытая безработица

 

Кроме открытой безработицы, растет и скрытая безработица. Речь идет о тех, кто вынужденно находится в отпусках без сохранения содержания, работает в режиме неполной рабочей недели и т.д.

К сожалению, российская статистика не позволяет определить точные размеры скрытой безработицы. О ней можно судить только косвенно, по отрывочным сообщениям об очередном предприятии, отправившем своих работников в отпуск без сохранения содержания, или поданным о падении производительности труда. Скрытая без­работица определяется в 7-8 млн. человек, хотя ученые считают эту цифру явно заниженной и говорят о 10-12 млн. человек*. Так или иначе, цифра значительная. Именно это определило необходимость издания соответствующего нормативного акта - Положения о по­рядке и условиях предоставления компенсационных выплат работ­никам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организа­ций, утвержденного приказом Федеральной службы занятости РФ 6 марта 1995 г.**

* См.: Известия. 1998.13 мая.

** См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1995. №4. С. 29.

 

Согласно Положению, компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда занятости применяются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной поддержки работников, находя­щихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями.

Финансовые средства на компенсационные выплаты выделяются организациям органами службы занятости на безвозвратной или возвратной основе. Размер этих средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период их предоставления устанавливаются органами службы занятости исходя из наличия средств по соответст­вующей статье расходов Фонда занятости, уровня безработицы в регионе, а также финансового состояния организации. Эти средства не выделяются предприятиям, объявленным в установленном поряд­ке несостоятельными (банкротами), или по которым вынесено реше­ние о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом.

Компенсации выплачиваются работникам, состоящим в штате организации и не получающим пенсию по старости, включая и льгот­ные пенсии. Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику определяется администрацией предприятия в зависимости от суммы выделенных из Фонда занятости средств, но не должна превышать четырех месяцев (подряд либо в сумме кален­дарных месяцев) в течение календарного года.

Компенсационные выплаты не предоставляются работникам, за­нятым на сезонных и временных работах, совместителям, а также лицам, работающим у граждан по договорам.

Компенсации выплачиваются в размере минимальной оплаты труда, размер их может быть увеличен органами служба занятости до трехкратной величины минимальною размера оплаты труда при условии участия работника в работах, организуемых исполнитель­ными органами государственной власти данной территории или самой организацией.

В Положении определен порядок предоставления финансовых средств для компенсационных выплат и указано, что на основании принятого решения соответствующий орган службы занятости за­ключает с администрацией предприятия договор, в котором преду­сматриваются обязательства сторон и их права. Финансовые средст­ва, выделенные на возвратной основе, возмещаются организацией службе занятости в соответствии с договором, но не позднее шести календарных месяцев со дня получения последней компенсации ра­ботниками организации.

Окончательные взаимные расчеты между администрацией орга­низации и органами службы занятости производятся ко дню оконча­ния срока действия договора.

Контроль за соблюдением этих обязательств и ответственность сторон определены в Положении.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.