Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности
В исследовании личности Флоренский исходит из понимания теодицеи – оправдание бога. Вообще, в русской религиозной традиции 19 века этот термин обозначал идею блага и разумности божественного управления миром. В свою очередь Флоренский видел возможность полного осмысления данного термина в единстве двух путей познания. В – первых, это путь восхождения к богу через понимание назначения религии, то есть путь, который личность проходит в своем стремлении к богу и его благодати. Такое богооправдание названо теодицеей. Отсюда второй путь – антроподицеи, то есть идет оправдание человеческой личности через божественную благодать, посланную ей.
Оба этих явления соединяются в жизни личности, но Флоренский пытается рассмотреть их отдельно. Следует отметить метод Флоренского. Его теоретической основой была диалектика, то есть свободное творческое мышление, а не рассудочные определения.
Флоренский убежден в гармоничности и целостности природы. Он считает, что внутренними принципами ее организации являются всеединство и целостность. В этом контексте антропологию Флоренского можно рассматривать как соборное учение, в котором заключено знание о личности. Главное состоит в том, что антропология Флоренского стала учением, которое хотя и говорит о несовершенной сущности человеческой личности, но в целом является антроподицейной, человекооправдательной. Это проявляется в – первых, когда автор говорит о мудрости и целесообразности человека, во- вторых, в утверждении, что человек сам может перестроить себя из грешника в святого, в- третьих, в большой значимости деятельности личности. В этом смысле личность как высшее существо рассматривается Флоренским не как часть природы, а как малый мир, микрокосм. Мир и человек, по Флоренскому, подобны, но не идентичны. Совершенствуя себя, человек тем самым помогает развитию общества и природы, ограждает их от разрушения.
Термин «богочеловек» Флоренский, в первую очередь, понимает как совершенное развитие человеческой индивидуальности на основе высших человеческих возможностей (физических, душевных, духовных). Основную значимость для философа имеет творческая личность, которая обеспечивает прогрессивное развитие общества.
Флоренский определяет общество как способность личности возвыситься над условиями эмпирического мира. Характеристикой личности является способность переживать в процессе деятельности, где появляется духовное самосознание, само творчество. Сама возможность теодицеи основана на реальном нисхождении бога к человеку, но вместе с тем, теодицея невозможна без антроподицеи, так как восприятие личностью божественного блага и спасение не может произойти без восхождения самой личности к богу.
Таким образом, в контексте теодицеи Флоренского проявляется антропология, то есть теодицея антропологична, и наоборот, антропология теодицейна. В действительности же, все вместе является учением о личности. И ядром этого учения является положение Флоренского, что и теодицея, и антроподицея совершаются с помощью божественной энергии, которая наличествует в самой личности.
Теория личности Л. П. Карсавина
Симфоническая личность
Важнейшей частью решения проблемы определения личности у Карсавина является его учение о симфонической личности, в котором также используется принцип всеединства. Описывая взаимодействие человека с окружающей природой, автор замечает в нем некое динамическое, подвижное единство. Оно «охватывает саму личность, окружающее ее бытие и всеединство». Так получается некое надындивидуальное образование, которое и названо «симфонической личностью». То есть ее можно проинтерпретировать как определенную область объединения всего в мире, но и как частное взаимодействие.
Такие симфонические личности, по Карсавину, встречаются повсюду в мире, они взаимодействуют друг с другом, образуя иерархические структуры. И все тварное бытие, по выражению автора, тоже представляет «иерархическое единство множества симфонических личностей различных порядков»(7; с.139). В таком бытии одновременно одни проявления являются актуальными личностями, а другие имеют только «потенциальное бытие», то есть их самостоятельное проявление и действия в бытии на столько мало развиты, что они лишь некоторыми качествами отличаются от животных. Таким образом, каждая индивидуальная личность в своем теле содержит определенную часть животности и вещности. Эти два качества по – своему проявляются в личности. Обладать качеством вещности, значит иметь физическое качество пространства. То есть личность человека через свое тело обладает протяженностью и объемом. А в животности личность становится необходимостью и обретает внешнее физическое тело. А преодолеть такую животную необходимость можно только «через разъединение и воссоединение в духовности тела» (7; с.151). Речь идет о том, что в своей повседневности человек имеет конкретное индивидуальное тело, животное и вещное. Здесь же у Карсавина появляется представление о духовном теле личности, которое отлично от ее тела в повседневной жизни. Это можно объяснить тем, что хотя тело каждого индивидуального человека отличается от тел окружающих его людей, оно все же соотносится с ними в том плане, что бытие других людей связано с бытием данной личности. И в результате их взаимодействия появляется некая общность, которая и названа духовным телом.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.