При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономки и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, так как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее.
2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики, мировой опыт показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях специфических для каждой страны, бюджетный дефицит вполне допустим.
3. Величина бюджетного дефицита, о чем свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3% ВНП.
4. Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться различные формы государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего). Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому, недопустимая. Дефицит должен покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг.
Для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики, т.к. без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры ни применялись при этом.
Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им.
Быстрая ликвидация бюджетного дефицита, не подкрепленная реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.
В мировой практике для снижения бюджетного дефицита используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу несколько задач: . сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между доходами и расходами) . расширяется база для производства товаров и услуг . появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет) . улучшается состояние платежного баланса
Понимая исключительную выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и развитые экономики, стремятся поощрять импорт капитала.
В мировой практике для снижения бюджетного дефицита используется такая форма, как привлечение в страну иностранного капитала. С его помощью решаются сразу несколько задач: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капиталовложений (а значит уменьшается разрыв между доходами и расходами); расширяется база для производства товаров и услуг; появляется новый налогоплательщик (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет); улучшается состояние платежного баланса
Понимая исключительную выгодность политики привлечения в страну иностранного капитала, все страны, включая и развитые экономики, стремятся поощрять импорт капитала.
2.5 Дефицит федерального бюджета на 2010 – 2013 г.
Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере
1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме.
Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составит в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году – 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году – 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22 % от занимаемых средств, в 2012 году – 25,6 %, в 2013 году – 29,3 %.
Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 – 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.
Таблица №3 Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 – 2013 годах. (млрд. рублей)
2010 г. Закон № 308-ФЗ (с изм.) | 2011 г. проект | 2012 г. проект | 2013 г. проект | 2013 г. к 2010 г., % | |
Дефицит | -2428,6 | -1814,0 | -1734,4 | -1795,7 | 73,9 |
% ВВП | -5,4 | -3,6 | -3,1 | -2,9 | 53,7 |
Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: | 2428,6 | 1814,0 | 1734,4 | 1795,7 | 73,9 |
% ВВП | 5,4 | 3,6 | 3,1 | 2,9 | 53,7 |
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета | 2344,3 | 1768,3 | 1651,5 | 1712,1 | 73 |
% ВВП | 5,2 | 3,5 | 3 | 2,8 | 53,7 |
из них: | |||||
средства Резервного фонда | 1419,3 | 284,4 | 0,0 | 0,0 | |
средства ФНБ | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,0 | 400 |
государственные ценные бумаги (сальдо) | 934,3 | 1340,8 | 1504,4 | 1485,3 | 159 |
поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ | 7,0 | 298,0 | 276,1 | 309,4 | 4420 |
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета | 84,3 | 45,7 | 82,9 | 83,5 | 99,1 |
% ВВП | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 50 |
из них: | |||||
государственные ценные бумаги (сальдо) | 175,5 | 137,5 | 174,4 | 176,1 | 100,3 |
Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся по сравнению с 2010 годом на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6 %, в плановом периоде их объем не превысит уровень 2011 года.
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %, по сравнению с 2010 годом, в плановом периоде предусматривается их увеличение практически до уровня 2010 года.
Ненефтегазовый дефицит в абсолютных размерах увеличится с 5 904,0 млрд. рублей в 2011 году до 6 448,9 млрд. рублей в 2013 году, относительно ВВП его объем сократится с 11,7 % ВВП до 10,4 %, или на 1,3 процентных пункта.
Законопроектом финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазового трансферта не предусмотрено.[3]
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Бюджетного дефицита продолжает желать лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и Сбербанком расходов правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были главными держателями ГКО).
Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством РФ и США, мощными и экономически развитыми странами.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
Список используемой литературы
1. Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 – 2013 годы показывает следующее. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/userfiles/tree/10-tree_files-fl-362.pdf
2. Бюджетная система России: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-издат, 2007.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ]: офиц. текст: с изм. и доп. на 2009 г.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.