Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Формирование исполнительско-творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор во многом зависит от репертуара, поэтому требуется очень внимательный и целенаправленный подход к его отбору. Критерием является традиционная фольклорная основа песен и их доступность, основывающаяся на закономерностях детской психологии и физиологии.

Традиционная фольклорная основа – понятие в данном случае очень емкое. Она про анализе должна просматриваться в самых различных аспектах образного содержания, ладоинтонационной и ритмической организации. Высокохудожественные произведения стимулируют и выразительное, точное по интонированию, с применением правильной певческой установки исполнения, и творческое осмысление исполняемого, проявляющееся в интерпретации. Поиск формы и способа исполнения может привести к созданию новых вариантов произведения. Репертуар составляют песни, возникшие в народной среде, сохраняющиеся в ней прошедшие испытание временем и пронесшие через века характерные черты исполнительских традиций различных регионов. Такими могут быть авторские сочинения, основанные на глубоком проникновении в народную исполнительскую стилистику, на органичном сочетании ярких народных традиционных черт и современных средств выразительности.

    Но даже совершенство средств художественной выразительности не дает нам право включить ту или иную песню в репертуар, если она слишком сложна для детского восприятия. Например, неестественно, даже несколько пародийно выглядят «страдания» в исполнении детей. Песни лирико-эпического склада не прозвучат достаточно выразительно у детей младшего возраста. С такими песнями гораздо успешней справятся подростки.

 Песенный репертуар подбирается и с учетом возможностей детского голосового аппарата. Постоянное завышение степени трудности исполняемого материала влечет за собой применение неправильных приемов звукообразования и звуковедения, что, в конечном счете, может привести к серьезным нарушениям в работе органов дыхания и речевых органов. [27]

Начало обучения в школе является периодом, когда ребенок психологически готов к началу учебной деятельности. Он с удовольствием воспринимает простейший песенный материал, который преподносится на игровой основе, что создает предпосылки для развития творческих способностей. Вместе с тем естественное родство речевой и певческой фонации малышей создает благоприятнейшие условия для начального этапа вокального воспитания. Натуральное звучание детского голоса в этот период полностью соответствует норме, к которой необходимо стремиться.

    Занятия с малышами и с начинающими в более старшем возрасте строятся на простых попевках, органично сочетающихся с простейшими игровыми движениями. Важнейшая исполнительская задача – достичь единства слова, напева, движения, воспринимаемого не как сумма компонентов, а их синтез, дающий новые качественные показатели. Практика показывает, что решить ее можно, только если учитель сумеет создать необходимый эмоциональный настрой у детей.

    Воспитанию необходимых певческих навыков способствуют различные вспомогательные упражнения. Учитель подбирает их исходя из своего опыта и возможностей коллектива.

    В сложный комплекс навыков, вырабатываемых с первых занятий входит певческое дыхание. Как известно, большое значение для дыхания имеет правильное положение корпуса: дети должны следить и стоять прямо, двигаться легко и непринужденно, не опуская головы.

 Даже самым маленьким объясняют в игровой форме, как берется дыхание. Чтобы включить в процесс дыхания работу диафрагмы, предлагается, как бы надуть воздушные шарики – при этом должна значительно выступить вперед брюшная стенка. Затем воздух тонкой струйкой постепенно выпускается через рот. Нажав на брюшную стенку, дети звонко и активно произносят «ой!». Обязательно с определенным эмоциональным настроем (удивленно, жалобно, плаксиво, радостно, укоризненно…).

    Одним из важнейших исполнительских приемов, применяемых в народной практике, является «цепное» дыхание. Обучение ему можно начинать с первого же года занятий, даже с малышами, которые только научились немного тянуть звук.

    Если на первых порах чрезвычайно важно добиться унисонного звучания, в котором сольются все теноры детских голосов, то по мере накопления знаний, умений и навыков происходит переход к многоголосию. Это достаточно сложный процесс, во многом развитию которого способствуют элементы импровизации.

    При освоении музыкального фольклора используются различные формы, стимулирующие творческую инициативу детей. Одна из основных задач – воспитание умения создавать варианты из известных заданных элементов, «комбинировать старое в новое сочетание». Синкретичность музыкального фольклора обуславливает три основных вида в развитии творческой деятельности детей: импровизация поэтического текста, движений, музыкального текста и его варьирование.

    Для импровизации поэтического текста нужно усвоить ритмическую структуру напева (обычно берется самая простая) и наметить сюжетную канву. Таким способом младшие школьники сложили песенку «Про кота»:

Котинька-коток серенький,

Хвостик у кота беленький.

Шерстка у кота гладкая,

Когти у кота острые,

Глазки у кота зоркие.

Знание сказок, стихотворений, повадок различных животных и птиц, наконец, просто фантазия помогают создать ту или иную игру, в которой используются самые простые элементы движения (общее движение по кругу, притопы, отдельные жесты, помогающие создать образ какого-либо действующего лица). Если дети чувствуют себя свободно, не скованно, тогда их движения приобретают пластику, становятся выразительными.

  В последующий период эта задача под руководством педагога выполняется на все более высоком уровне, используются танцевальные движения, характерные для того или иного исполнительского стиля северного, южнорусского, средней полосы и т. д.

 Для варьирования напева необходим достаточный интонационно-ритмический багаж. Формируется он постепенно, причем здесь важны не только сами элементы, а понимание, в каких именно комбинациях они применимы, каковы возможности их взаимозаменяемости. Кратко изложим план работы с учениками на примере песни «Сядзiць камар на дубочку».

    Первый этап – освоение поэтического текста и его ритмической структуры (чтение в ритме, выявление границ построений, повторности – обратить внимание на повтор припевных слов трехслоговой группы).

     Второй этап – освоение звуковой структуры пения звуков с названием нот, составляющих данный напев, в различной последовательности (ля, соль; фа; ля, фа, соль; фа, ля, соль), пение этих звуков с выделением опорного тона «фа». 

     Третий этап – соединение ритмического рисунка со звуковым материалом, ознакомление с зонами обязательного звучания и зонами вариантных замен первые два текста строятся по принципу чередования сочетания звуков фа и ля (первая половина текста) и соль (вторая половина). В третьем такте утверждается опорный тон фа.

     Четвертый этап – попытка импровизировать (педагог ограничивает количество импровизирующих в соответствии с допустимым количеством одновременно применяемых звуков – в данном случае – два). При импровизации музыкального текста необходимо учитывать закономерности ритмической ладоинтонационной и фактурной организации, свойственные различным жанрам определенных песенных регионов. Это, конечно, требует большой подготовительной работы от руководителя.

     Параллельно с предварительным анализом учитель разрабатывает и план исполнения песни. Обычно оно проходит без участия дирижера, поэтому нужно поставить детей так, чтобы они могли хорошо видеть друг друга. Движения помогают приобрести звучанию эмоционально-смысловую окраску.

    Таким образом, с помощью разнообразных и органично сочетающихся между собой средств, дети вовлекаются в творческий процесс работы над фольклорам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитательные и организационные возможности вокального воспитания огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

В применении к детской психологии, к детям значение вокального пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Перед детьми, поющими, ставятся определенные художественно - исполнительские задачи они выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.

Осознание детьми того, что когда они поют, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ими, звучит выразительно и ярко, - осознание этой силы вокального исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Через вокальную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школе дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве. Специфика учебно-творческой деятельности, а также структурные элементы эстетического отношения к вокальным произведениям учащегося (восприятие, переживание, оценка) и особенности литературного текста изучаемого произведения позволили определить основные направления целенаправленного педагогического руководства по эффективному формированию теоретических основ исполнительской деятельности на занятиях музыки в школе:ü вооружение знанием природы музыкального искусства, умением воспринимать, переживать;ü включение знаний в мотивационную сферу;ü специальная целенаправленная работа по формированию теоретических знаний вокального мастерства: атака звука, певческого дыхания, тембра голоса, орфоэпии, степенью «округленности» звука и др.;В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-вокального образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. Ю. Б. Алиев. М.: Просвещение, 2000. 235 с.

2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. О. А. Апраксина. - Вып.12.М., 1977. 304 с.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Ю. К. Бабанский. М.:Музыка, 1982. 150с.

4. Баранов Б.В. Курс хороведения. Б. В. Баранов. М, 1991. 267 с.

5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. Л. А. Венгрус.С-П.: Музыка, 2000. 378 с.6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Л. А. Венгрус. Великий Новгород, 2000. 245 с.7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.8. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки вначальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. С. О. Гладкая. Выпуск 14.М., 1989. 187 с.9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. 336 с.10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. М.: Просвещение, 1989. 367 с.11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. В.В. Емельянов. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 165 с.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 344.