КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Инновационный менеджмент
Организация научной деятельности- основа ускорения инновационного процесса
Выполнила: Подосенова М.А.
Гр. 17МС-201
Проверила: Прохорова Л.В.
Челябинск 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Основные принципы организации НТП
1.1. Сущность и задачи организации НТП………………………………….5
1.2. Организация рынка нововведений……………………………………...7
2. Организация фундаментальных исследований…………………………11
3. Организация прикладных исследований
3.1. Организация прикладных исследований………………………………12
3.2. Организация технико-экономической разработки нововведений…...12
3.3. Организация опытного производства………………………………….13
3.4. Технико-экономическое обоснование и функционально-стоимостной анализ…………………………………………………………………………13
4. Организация внедрения, освоения и распространения нововведений...21
5. Опыт организации научной деятельности в конкретном производстве.26
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………..36
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают,понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления,осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Заключение
Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение
конкурентоспособности промышленности за счет ее технологического
переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Теоретически существуют два подхода. Можно пойти по пути приобретения
лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и
организационно-управленческих барьеров.
В России вплоть до последнего времени инновационная деятельность
осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях,
управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и
планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого
инновационного процесса. Инновационный бизнес – наиболее уязвимая часть российского малого бизнеса. Малые предприятия в сфере инноваций активно создавались в 1990-1993 годах. Многие из них распались, не просуществовав и двух лет. Этому способствовали неблагоприятные условия для развития инновационного бизнеса, складывающиеся в этот период:
- высокие налоги;
- сложности с арендой помещений;
- дороговизна сырья и энергии.
При этом инновационным предприятиям не приходилось надеяться на существенную поддержку государства. То, что делалось в этой сфере, не решало даже части проблем, с которыми приходилось сталкиваться предпринимателям, занимающимся инновационным бизнесом. Спад деловой активности в научно-технической и производственной сфере, наблюдающийся ныне, подтверждает тот вывод, что без продуманной государственной поддержки российскому инновационному бизнесу трудно будет встать на ноги.
Прежде всего, необходимо поддержание функционирования уже существующей научной инфраструктуры (оборудование, стенды, установки и т.д.). Стратегия здесь разбивается на три этапа. На первом этапе - сохранение существующего(уцелевшего) научного потенциала, при этом отдача от вложений в НИОКР практически нулевая.
Далее необходимо развитие информационных систем, субсидирование затрат на пользование информационными сетями и базами данных, импорт научной
литературы. На этом этапе первоочередная задача - не допустить
технологического отставания, заложенного “пристальным” вниманием к науке
после 1991 г. Приоритетами являются импорт технологий, компьютеризация науки (научных центров, вузов), реформа высшего образования в соответствии с новыми потребностями. На этом этапе необходимо решить проблему “утечки мозгов”. Определить специальности, по которым утечка высока. Именно по соответствующим направлениям производства, науки должны вкладываться наибольшие средства (для сохранения возможности реализации специалистов на Родине). Учитывая, что при бесплатном образовании существует проблема своего рода субсидирования “импортеров мозгов” (Россия вкладывает средства в подготовку, а эффект получают “импортеры”), по характеризующимся наибольшей утечкой специальностям можно ввести платное образование при чрезвычайно широкой системе стипендий, полностью покрывающих стоимость обучения и обязывающих стипендиатов определенный срок отработать в государственных учреждениях (т.е. вузах, НИИ и т.д.). Кроме того, к концу периода необходимо начать создание новых научно-производственных комплексов (технополисов). В конце второго этапа некоторую роль в финансировании НИОКР должен начать играть частный сектор.
Следующий этап характеризуется внедрением инноваций в производство,
чрезвычайно высокой долей затрат на НИОКР в ВВП (4-5%), постоянным ростом числа студентов на научных специальностях, все большей ролью в финансировании НИОКР частным сектором, созданием сети поддерживаемых государством сети научно-производственных лабораторий - отделений российских компаний,государственным страхованием широкомасштабных частных научных проектов.
Поддержку созданию НИОКР можно осуществлять путем целенаправленного
направления финансовых ресурсов в эту сферу, например, законодательно
Что касается развития новых технологий, то можно перечислить следующие меры:
- выявление и поддержка технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества;
- разработка федеральных программ по развитию и распространению ключевых технологий;
- создание с помощью государства инфраструктуры, обеспечивающей
коммерциализацию результатов НИОКР;
- формирование механизма стимулирования передачи технологий из военного в гражданское производство - аналог ДАРПА в США;
- разработка и реализация программ развития технополисов;
- субсидирование импорта новых иностранных технологий;
- государственные закупки современной техники (в том числе и импортной) и передача ее в лизинг предприятиям для модернизации основных фондов. Наконец, необходима поддержка в освоении НИОКР (внедрении технологий).Следует перейти от финансирования научных организаций к финансированию конкретных НИОКР, к ориентации на предприятия. От финансирования НИОКР впоследствии надо будет перейти к их поддержке (субсидии, налоговые отсрочки,льготные кредиты), отбирая наиболее перспективные проекты.
Внедрение новой техники и технологии – это весьма сложный и противоречивыйпроцесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.
Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989.
2. Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций. –
М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововве-
дений. – М.: Наука, 1991.
5. Круглова Н.Ю. Инновационный менеджмент. / Под ред. Львова
Д.С. – М.: Ступень, 1996.
6. Оголева Л.Н. Инновационная деятельность как объект проектно-
го финансирования: Учебное пособие. – М.: ФА, 1995.
11. Оголева Л.Н. Инновационная деятельность предприятия: Учеб-
ное пособие. − М.: ФА, 1997.
7. Поршнев А.Г. Управления инновациями в условиях перехода к
рынку. − М.: 1993.
8. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/
Пер. с англ. – М.: Экономика, 1998.
9. Вандайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: ЮНИТИ,
1997.
10. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / Под ред.
Заваина П.Н., Казанцева А.Е. – СПб.: Наука, 1997.
11. Инновационный менеджмент: основы теории и практики: Учебное пособие. / Под ред. Заваина П.Н., Казанцева А.Е. – М.: Экономика, 2000.
12. Кругликов А.Г. Системный анализ научно-технических нововве-
13. Гордашникова О.Ю. Функционально-стоимостной анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2006 г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Инновационный менеджмент
Организация научной деятельности- основа ускорения инновационного процесса
Выполнила: Подосенова М.А.
Гр. 17МС-201
Проверила: Прохорова Л.В.
Челябинск 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1. Основные принципы организации НТП
1.1. Сущность и задачи организации НТП………………………………….5
1.2. Организация рынка нововведений……………………………………...7
2. Организация фундаментальных исследований…………………………11
3. Организация прикладных исследований
3.1. Организация прикладных исследований………………………………12
3.2. Организация технико-экономической разработки нововведений…...12
3.3. Организация опытного производства………………………………….13
3.4. Технико-экономическое обоснование и функционально-стоимостной анализ…………………………………………………………………………13
4. Организация внедрения, освоения и распространения нововведений...21
5. Опыт организации научной деятельности в конкретном производстве.26
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………..36
Введение
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, последующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают,понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат "чистой науки", полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный,воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления,осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Основные принципы организации НТП.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 188.