В условиях перехода к рынку»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

   

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

 

на тему: «Место банковской системы

В условиях перехода к рынку»

 

 

Выполнил:

 

 

Г. Нижний Новгород

Г.

Содержание.

Содержание 2
Введение 3
Принципы организации банковской системы 4
Виды банковских систем 4
Современная банковская система РФ 4
Структура банковской системы современной России 5
Отличия банков от небанковских кредитных учреждений 6
Принципы формирования двухуровневой банковской системы 7
Сложность формирования системы во время кризиса 8
Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер взаимодействия в современных условиях   12
"Портрет" Центрального банка 12
Функции Центрального банка 14
Коммерческие банки и их функции 16
"Теневые" операции коммерческих банков 18
Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка 18
Денежно-кредитная политика России 22
Заключение 24
Приложение 25
Список литературы 28

I. ВВЕДЕНИЕ.

Прежде чем говорить о банковской системе в условиях перехода к рынку, нужно охарактеризовать эти условия, то есть экономику переходного периода.

Процесс формирования и функционирования экономической системы включает в себя три этапа: становление, зрелость и умирание. Именно дифференцированный во времени характер экономической системы и объясняет наличие переходных состояний.

В 90-е годы сформировалась особая группа стран (бывших социалистических), стартом переходных процессов в которых стал уход от плановой экономики. К числу этих стран относится и Россия. Перечислим основные особенности переходного процесса в России:

- исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика;

- переходные процессы неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений;

- значительные социально-экономические издержки в процессе этих преобразований;

- особенности переходного процесса в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных связей, связанным с распадом СССР;

- в России, по сравнению с остальными странами бывшего «социалистического лагеря», особенно долго существовала социалистическая плановая экономика.

Рассмотрим кратко, что представляла собой банковская система бывшего СССР. Это была централизованная монобанковская система, которая складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк и Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли функцию второго бюджета, что не позволяло использовать эффективный потенциал кредитного механизма. Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков, что и начало происходить в середине 80-х годов. В результате банковской реформы были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Однако, в результате реформы монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков. Именно в этой ситуации в августе 1988г. были созданы первые коммерческие банки.

II. Принципы организации банковской системы.

II .2.1. Структура банковской системы

Современной России.

 

  На сегодняшний день банковская система России приобрела следующий вид:

- Центральный банк РФ (Банк России);

- Сберегательный банк;

- коммерческие банки;

- банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

- иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

- союзы и ассоциации банков;

- иные кредитные учреждения.

Более общее представление о структуре российской банковской системы дает следующая таблица:

 

Критерий классификации     Виды банков   Примечания
Форма собственности Государственные Частные Кооперативные Смешанные   Представляющие разные формы собственности
Страновая принадлежность капитала Российские Иностранные Совместные     С участием отечественного и иностранного капитала
Организационно-правовая форма Паевые (ООО) Акционерные (ЗАО, ОАО)  
Территориальный признак Региональные Межрегиональные Национальные Международные Заграничные     Российские банки за границей
Степень независимости Самостоятельные Дочерние Сателлиты Уполномоченные Связанные     Полностью зависимые Банки-агенты Участвующие в капитале друг друга
Характер деятельности Универсальные Специализированные  
Отраслевая специализация Промышленные Сельскохозяйственные Транспортные Строительные Торговые и др.  
Функциональная специализация Инновационные Инвестиционные Сберегательные Ипотечные Биржевые Страховые и др.  
Способ происхождения Старые     Новые Возникли на базе бывших спецбанков и отраслевых министерств  
Масштаб деятельности Крупные Средние Мелкие  
Наличие филиалов С филиалами Бесфилиальные  
Диверсификация капитала Однопрофильные   Многопрофильные Занимающиеся только банковскими операциями Участвующие в капиталах небанковских организаций и предприятий

Банковской системы.

Принцип управляемости. Процесс создания и последующего развития банковской системы должен идти под сознательным контролем общества, государства, самого банковского сообщества.

Принцип эволюционности. Превращение имеющейся совокупности банков, кредитных учреждений и вспомогательных организаций в элементы банковской системы, ее последующее развитие следует направлять путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного совершенствования имеющихся структур и их параметров, традиций, путем постепенного накопления количественных и качественных изменений, основательного освоения новых операций, технологий, достижения нового качества работы, новых отношений между элементами системы и клиентами, без "прыжков" через закономерные ступени развития.

 Принцип адекватности. Во-первых, банковская система в целом и каждый ее элемент на любом этапе развития должны соответствовать окружающей их действительности.

Во-вторых, этот принцип говорит о необходимости достижения и поддержания соответствия между элементами самой банковской системы. Особое место имеет здесь единство или совместимость применяемых технологий, без чего банковская система или не может сформироваться, или обречена разделиться на "разноязычные" локальные части. При этом должна обеспечиваться технологическая совместимость с банковскими системами других стран.

Принцип функциональной полноты. Система может нормально функционировать и развиваться только в том случае, когда она содержит все необходимые элементы в нужных пропорциях (разнообразные коммерческие банки, кредитные учреждения, вспомогательные организации).

Принцип саморазвития. Банковская система должна обладать способностью к самосовершенствованию, что предполагает отлаживание механизмов реагирования на неблагоприятные факторы, сглаживание последствий кризисных явлений, обеспечение безопасности, распространение передового опыта.

Принцип открытости. В соответствии с этим принципом признается необходимым:

- свободы входа и выхода из банковской системы в рамках законности (снятие всех искусственных, неправомерных ограничений при регистрации новых банковских учреждений, их филиалов и иных подразделений, реорганизации и ликвидации элементов банковской системы);

- развития разнообразных форм цивилизованного отношения между элементами банковской системы;

- информационной прозрачности действий всех участников рынка банковских услуг, включая Центральный банк;

- развития отношений конкурсности на базе строго определенных правил проведения конкурсов, минимизации влияния личных отношений на соответствующие решения государственных органов управления.

Принцип эффективности. Так как коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, принцип эффективности естествен для их деятельности. Но этот принцип включает и другие аспекты, также важные для системы. В соответствии с ним деятельность банковских учреждений должна быть эффективной не только для них самих, но и для их клиентов и для народного хозяйства. Также деятельность банковской системы должна быть эффективна и в социальном плане.

Принцип адекватного правового сопровождения. Деятельность банков касается вопросов первостепенной государственной важности, поэтому нуждается в серьезной правовой регламентации. Особое значение здесь имеют:

- адекватность принимаемых законов и иных нормативных актов реальным процессам в экономике и обществе;

- полнота охвата этих процессов нормами права;

- внутренняя непротиворечивость и своевременность разработки правовой базы банковской деятельности.

 

Кризиса.

 

Ошибочно было бы связывать понятие "кризис" с тем, что произошло в нашей экономике 17 августа прошлого года. С самого начала рыночных реформ Россия стала страной постоянных кризисных явлений. И банковская система России изначально формировалась в условиях кризиса.

Двухуровневая организация банковской системы начала намечаться в РФ всего девять лет назад, поэтому она не может не быть неразвитой.

Еще два-три года назад экономисты восхищались быстротой развития российской банковской системы (около 2500 банков за шесть лет, множество кредитных организаций). Журнал "КоммерсантЪъ - Деньги" тогда писал о гигантах банковской империи: "Инкомбанке", "Мост-Банке", "СБС-Агро" – и где они сейчас? Последний кризис ГКО привел к тому, что доверие как частных вкладчиков, так и корпоративных клиентов к большинству коммерческих банков серьезно уменьшилось, все снова идут в Сбербанк.

Корни всех этих явлений – в недостаточной развитости нашей банковской системы, а детально рассмотреть эту недостаточную развитость можно, если по пунктам проанализировать основные принципы построения двухуровневой банковской системы, изложенные в предыдущей главе.

Первый принцип – принцип управляемости. Можно ли считать процесс становления, функционирования и развития отечественной банковской системы сознательно управляемым? Скорее нет, чем да.

Возникновение первых отечественных коммерческих банков в конце 80-х годов происходило как почти неуправляемый процесс. В дальнейшем, с появлением двух союзных и двух российских банковских законов, этот процесс в определенной мере был урегулирован, но только по отношению к каждому отдельно взятому банку (возникли требования к его учреждению и последующему функционированию), но не ко всей системе. Такая ситуация сохраняется и по сей день.

Отсутствие концепции создания банковской системы означает:

- исключение сколько-нибудь ясного представления о том, какую банковскую систему необходимо и можно иметь в перспективе;

- стихийный, неуправляемый характер процесса;

- отсутствие сознательно выбранных и отработанных инструментов воздействия на процесс, включая неопределенность в отношении того, к каким точкам системы следует применять такие инструменты;

- отсутствие критериев прогрессивного развития системы, прохождения ею тех или иных качественно различных ступеней;

- высочайшую рискованность для всех звеньев и участников системы.

Принцип эволюционности в основном соблюдается в отношении отдельно взятого банковского учреждения. Этому способствует необходимость соизмерять затраты на те или иные новации с ожидаемыми результатами (принцип эффективности). Однако в отношении системы в целом этот принцип не применяется.

Очень слабо пока работает принцип адекватности. Конечно, вся экономика, включая банковский сектор, одинаково страдает от переживаемого страной кризиса, в том числе кризиса государственности, от обесценения денежной единицы, массовых неплатежей, инвестиционного голода. Тем не менее, эти общие для всех негативные обстоятельства объективно воздвигают барьер между банковским сектором и реальной экономикой, разводят их интересы, принуждают в значительной мере работать автономно друг от друга.

В частности, ходом кризисных событий банки все более вынуждаются не направлять свои капиталы в реальное производство – основу существования и благополучия банковского капитала, а сосредотачивать практически все операции на ограниченном пространстве собственно денежного рынка или, что еще хуже, его отдельных сегментах (игра на валютном курсе, перекачивание друг другу денег в виде межбанковских кредитов и т.п.).

Рассмотрим принцип функциональной полноты на примере банков.

В последнее время значительную остроту приобретают два вопроса: об общем достаточном количестве банков и о нужном соотношении между крупными и малыми банками.

Много, достаточно или мало в современной России банков( Ответить можно только с помощью косвенных показателей, поскольку априори нельзя рассчитать нужное количество банков. помочь могут, например, сравнения. Так, в США насчитывается почти 15 тысяч банков, а в России – около 2,5 тысяч. Можно рассчитать количество учреждений банков на 1000 человек и сравнить с соответствующими показателями для Европы или США. Однако, эти расчеты будут не совсем корректны из-за особенностей экономик разных стран. Можно провести сопоставление по количеству банков относительно ВВП.

С другой стороны, этот вопрос нельзя решать "валовым" подходом. Системность банков предполагает, что их должно быть не просто не менее определенного количества, причем в сочетании разнообразных видов, но еще и "в нужное время в нужном месте". С этой точки зрения ситуация далека от благополучия: из общего числа российских банков более 1/3 – московские, из них более 1/2 – крупнейшие, вместе с тем, что в России остаются огромные регионы, представляющие собой "банковские пустыни" (особенно в отдаленных районах и сельской местности). Поэтому нет оснований считать, что в России избыток банков.

Что же касается соотношения крупных и мелких банков, то последних, безусловно, не хватает. В таких небольших банках, глубоко интегрированных во всеобщую банковскую систему России, и нуждаются пресловутые "банковские пустыни".

 То же самое можно распространить и на принцип открытости. В частности, пока ни Банк России, ни коммерческие банки (быть может, за небольшим исключением), не готовы вести свои дела публично.

Реализуется ли принцип эффективности? И да, и нет. Казалось бы, каждый банк стремится получить максимальную прибыль. Однако, многие из них как будто ставят перед собой прямо противоположную цель. К такому парадоксальному выводу заставляют придти многочисленные примеры работы без анализа, четкой стратегии, заботы о повышении квалификации сотрудников (в чем и кроется причина двух предыдущих бед) и т.п.

В заключении рассмотрим еще и принцип саморазвития, а конкретно отдельный его аспект – обеспечение безопасности. "На российском рынке пластиковых карточек грандиозный скандал. Один из крупнейших отечественных процессинговых центров – Union Card – лишен лицензии Europay на работу с банкоматами. Выяснилось, что Union Card где-то не доглядел в технологии, в результате чего мошенники сумели украсть у владельцев карт около $500 тысяч. И тепьрь 400 из 1600 российских банкоматов принимают карточки только своих банков, а еще несколько сотен либо уже не работают, либо вскоре будут отключены".[1]

К чему это может привести? К падению доверия к с таким трудом прививаемой в России системе электронных расчетов, "зарплатых проектов", и, как следствие, росту недоверия со стороны частных вкладчиков (основных потребителей услуг на рынке "пластика") к отечественной банковской системе и ее детищу - Union Card.

 

Центрального банка.

 

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны, т.е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 г., тогда была установлена единая норма в 2 % без дифференциации по видам вкладов, сейчас она составляет 15 %.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%, а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного срока, —15%.

Банк России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.

В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный банк Российской Федерации разрабатывает для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами.

Перечень нормативов и порядок их расчета устанавливается Инструкцией №1 Центрального Банка России “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций”. В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, 1 октября 1997 года вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

- минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

- минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

- норматив достаточности капитала;

- нормативы ликвидности банков;

- максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

- максимальный размер крупных кредитных рисков;

- максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

- максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

- максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;

- максимальный размер вексельных обязательств банка;

- норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

Предельный размер не денежной части уставного капитала; минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; размеры процентного, валютного и иных рисков устанавливаются отдельными нормативными актами Банка России.

Заключение.

Какие же можно сделать выводы о роли банковской системы в современной переходной экономики России?

1. Именно в 1999г., после краха рынка ГКО, банки вынуждены были делать инвестиции в реальную экономику, в результате чего ВВП за истекший год вырос на 1,5-2%[6], вопреки прогнозам правительства, ожидавшего только за начало года падения ВВП на такую же величину.

2. Необычайно быстрый рост капитала банков, подкрепленный и ростом их активов. Региональные банки растут даже быстрее московских, заполняя пустоты, образовавшиеся после прошлогоднего кризиса. Однако, надо правильно оценивать это явление. От кризиса пострадали все банки, некоторые потонули, но многие, сильно пострадав, остались на плаву. Именно приток клиентов из утонувших и других проблемных банков послужил «витамином роста» для остальных. Но это является миной замедленного действия, заложенной в российскую банковскую систему: к настоящему моменту метания вкладчиков закончились, клиенты «поделены» между банками, в банковскую систему поступает все меньше и меньше «свежих» денег. Для многих банков это неприятная тенденция - проходит время, когда любые просчеты банкиров: и текущие, и допущенные во время кризиса могут быть покрыты за счет притока средств клиентов. Таким образом, банкам чрезвычайно трудно привлечь новые ресурсы.

3. Еще одним итогом года явилось то, что не только привлечь, но выгодно разместить средства достаточно сложно. Даже спектр рисковых инструментов чрезвычайно сузился. Следовательно, уменьшилась дивесификация активов банков, а для банка это опасная тенденция, так как резко возрастает риск банкротства по причине ошибочных решений портфельных менеджеров.

И, наконец, главный вывод прошедшего года: российская банковская система вновь стоит перед выбором. Она доросла до предельной точки, после которой естественный рост возможен только вместе с ростом экономики. И то, какой путь развития она выберет, по большому счету, зависит не от банков, а от того, какие сигналы будет подавать экономика. Уже как минимум дважды банковская система направлялась по виртуальному пути развития и быстро росла на фоне падающей экономики, ведь банк, не приумножающий денег, никому не нужен. И если это нельзя сделать естественным для банка путем, то найдутся и другие: пирамида ГКО или межбанковских кредитов. Дважды это заканчивалось системным кризисом - в 1995г. и 1998г. чем это закончится сейчас, решать, к сожалению, опять не банкам.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На 01.10.99г., млн. руб.

Изменение за III квартал

млн. руб. % Капитал 136 194,27 24 126,93 21,53 Чистые активы 954 629,45 78 963,58 9,02 Обязательства 818 971,92 52 678,20 6,87 Ценные бумаги 252 623,54 15 157,35 6,38 Вклады граждан 232 492,17 15 651,49 7,22 Прибыль 17 477,52 9 419,81 117,34

Список литературы.

1.Экономическая теория: учебник для студентов высших учебных заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999г.

2.Коммерческий банк в современной России: теория и практика/ А.В. Молчанов. - М.: Финансы и статистика, 1996г.

3.Журналы «КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ» за 1999г.

4.Журналы «Профиль» за 1999г.

5.ФЗ «О банках и банковской деятельности».

6. ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".


[1] "Показательный процессинг" ("КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ", № 46 (249) от 24.11.99г.)

[2] статья 7 ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями на 8 июля 1999 года)

 

[3] статья 8 ФЗ"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями на 8 июля 1999 года)

 

[4] По материалам статьи "Коварно-денежные отношения" ("Профиль" №45 от 29.11.99г.)

[5] Здесь: формирование портфеля ценных бумаг.

[6] «КоммерсантЪ-ДЕНЬГИ», № 50 от 22.12.99г.

[7] Рейтинг российских банков ("Профиль" № 45 от 29.11.99г.)

[8] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.

[9] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.

[10] "КоммерсантЪ - ДЕНЬГИ" №50 от 22.12.99г.


НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

   

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

 

на тему: «Место банковской системы

в условиях перехода к рынку»

 

 

Выполнил:

 

 

Г. Нижний Новгород

Г.

Содержание.

Содержание 2
Введение 3
Принципы организации банковской системы 4
Виды банковских систем 4
Современная банковская система РФ 4
Структура банковской системы современной России 5
Отличия банков от небанковских кредитных учреждений 6
Принципы формирования двухуровневой банковской системы 7
Сложность формирования системы во время кризиса 8
Центральный банк и коммерческие банки. Их функции и характер взаимодействия в современных условиях   12
"Портрет" Центрального банка 12
Функции Центрального банка 14
Коммерческие банки и их функции 16
"Теневые" операции коммерческих банков 18
Взаимодействие коммерческих банков и Центрального банка 18
Денежно-кредитная политика России 22
Заключение 24
Приложение 25
Список литературы 28

I. ВВЕДЕНИЕ.

Прежде чем говорить о банковской системе в условиях перехода к рынку, нужно охарактеризовать эти условия, то есть экономику переходного периода.

Процесс формирования и функционирования экономической системы включает в себя три этапа: становление, зрелость и умирание. Именно дифференцированный во времени характер экономической системы и объясняет наличие переходных состояний.

В 90-е годы сформировалась особая группа стран (бывших социалистических), стартом переходных процессов в которых стал уход от плановой экономики. К числу этих стран относится и Россия. Перечислим основные особенности переходного процесса в России:

- исходное состояние, предшествующее переходному процессу - плановая экономика;

- переходные процессы неизбежно связаны с глубокими качественными преобразованиями экономики, сломом прежних отношений;

- значительные социально-экономические издержки в процессе этих преобразований;

- особенности переходного процесса в России во многом обусловлены разрывом хозяйственных связей, связанным с распадом СССР;

- в России, по сравнению с остальными странами бывшего «социалистического лагеря», особенно долго существовала социалистическая плановая экономика.

Рассмотрим кратко, что представляла собой банковская система бывшего СССР. Это была централизованная монобанковская система, которая складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк и Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли функцию второго бюджета, что не позволяло использовать эффективный потенциал кредитного механизма. Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков, что и начало происходить в середине 80-х годов. В результате банковской реформы были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Однако, в результате реформы монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных специализированных банков. Именно в этой ситуации в августе 1988г. были созданы первые коммерческие банки.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 338.