Глава 1. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Период обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса. [1]

Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется периодом обучения в университете. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся.

              Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

           Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

           Но аспект влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе освещён слабо, вследствие чего я решила в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется мне наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.

 

Цель исследования: Выявить  влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Объект исследования: успешность обучения в ВУЗе.

Предмет исследования: влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Гипотеза: существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.

      В соответствии с целью, объктом,предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

-провести теоретический анализ изученной проблемы;

-разработать процедуру и определить методы эмпирического исследования влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе.

-изучить взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения в ВУЗе.

Методы организации исследования: эмпирическое исследование

Методы сбора эмпирических данных: тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

База исследования: в исследовании приняли участие студенческая группа. Общее количество респондентов составило 17 человек.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе.

Методы и организация исследования.

Цель исследования: Выявить влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Объект исследования: успешность обучения в ВУЗе.

Предмет исследования: влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Гипотеза: при адекватной либо высокой самооценке успешность обучения в ВУЗе будет успешна.

Методы исследования: тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

 

Исследование проводилось в процессе работы,в естественных условиях,в группе студентов ДВГУПС.В исследовании принимали участие 17 человек:2 парней и 15 девушек.

 

 

 

Результаты.

Обработав полученные данные, получился следующий результат:

Испытуемый №1: самооценка занижена(41,8).

Испытуемый №2: самооценка адекватная(67)

Испытуемый №3: самооценка занижена(44,5)

Испытуемый №4: самооценка занижена(39,5)

Испытуемый №5: самооценка адекватная(49,5).

Испытуемый №6: самооценка адекватная(54,5).

Испытуемый №7: самооценка адекватная(49).

Испытуемый №8: самооценка занижена(59).

Испытуемый №9: самооценка занижена(40).

Испытуемый №10: самооценка адекватная(45,5).

Испытуемый №11: самооценка адекватная(47).

Испытуемый №12: самооценка адекватная(47,5).

Испытуемый №13: самооценка адекватная(45).

Испытуемый №14: самооценка занижена(43,5).

Испытуемый №15: самооценка занижена(41,5).

Испытуемый №16: самооценка адекватная(54).

Испытуемый №17: самооценка занижена(43).

 

Результаты.

Испытуемый №1: самооценка завышена по невротическому типу(0,7).

Испытуемый №2: самооценка завышена по невротическому типу (0,8)

Испытуемый №3: самооценка адекватная(0,54)

Испытуемый №4: самооценка адекватная(0,4)

Испытуемый №5: самооценка адекватная(0,6).

Испытуемый №6: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №7: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №8: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №9: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №10: самооценка адекватная(0,51).

Испытуемый №11: самооценка завышена по невротическому типу (0,9).

Испытуемый №12: самооценка адекватная(0,6).

Испытуемый №13: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №14: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №15: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №16: самооценка завышена по невротическому типу (0,7).

Испытуемый №17: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

 

Таким образом, по двум методикам получились следующие результаты:

  Заниженная Завышенная адекватная
Методика Дембо-Рубинштейн 8 - 9
Методика Будасси 5 12 -

 

      Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Завышенная самооценка так же вредна, как и заниженная. При завышенной самооценке формируются высокие требования к себе, ставятся нереалистичные цели, при недостижении которых человек заболевает.

    Заниженная самооценка отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи и межличностные отношения. Человек с заниженной самооценкой чувствует себя плохим и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя мешает достижению целей, делая их скромными, но более достижимыми. Ответственность вызывает сильную тревогу. Неуверенность приводит к меньшей продуктивности, а положительные события приносят меньше радости. Заниженная самооценка не позволяет человеку полностью использовать свою энергию, которая выливается в повышенную тревожность и различные зависимости.

   Адекватная самооценка — это совпадение ожиданий относительно своих возможностей и реальных возможностей.

Таблица №1

Номер  испытуемого Самооценка по Дембо-Рубинштейн. (баллы) Среднее значение по зимней сессии
1 41,8 4,4
2 67 3,8
3 44,5 5
4 39,5 5
5 49,5 5
6 54,5 4,2
7 49 5
8 59 4
9 40 3,8
10 45,5 5
11 47 4,2
12 47,5 3
13 45 5
14 43,5 3
15 41,5 4
16 54 5
17 43 4

Таблица №2

Номер  испытуемого Самооценка по Будасси Среднее значение по зимней сессии
1 0,7 4,4
2 0,8 3,8
3 0,54 5
4 0,4 5
5 0,6 5
6 0,8 4,2
7 0,8 5
8 0,8 4
9 0,8 3,8
10 0,51 5
11 0,9 4,2
12 0,6 3
13 0,8 5
14 0,8 3
15 0,8 4
16 0,7 5
17 0,8 4

Для обработки данных с помощью математических методов мы используем коэффициент корреляции Пирсона,чтобы проследить взаимосвязь между самооценкой и уровнем обучаемости в ВУЗе.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

 

 

Где  х – значения, принимаемые переменной X,

yi – значения, принимаемые переменной Y;

х – средняя по X,

у – средняя по Y.

Далее приведены полученные данные проведенной корреляции по двум методикам:

Методика №1: Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

Номер испытуемого

Х У

 

Х*У

 

Х*Х

 

У*У

самооценка обучаемость
1 41,8 4,4 183,92 1747,24 19,36
2 67 3,8 254,6 4489 14,44
3 44,5 5 222,5 1980,25 25
4 39,5 5 197,5 1560,25 25
5 49,5 5 247,5 2450,25 25
6 54,5 4,2 228,9 2970,25 17,64
7 49 5 245 2401 25
8 59 4 236 3481 16
9 40 3,8 152 1600 14,44
10 45,5 5 227 2070,25 25
11 47 4,2 197,4 2209 17,64
12 47,5 3 142,5 2256,25 9
13 45 5 225 2025 25
14 43,5 3 130,5 1892,25 9
15 41,5 4 166 1722,25 16
16 54 5 270 2916 25
17 43 4 172 1849 16
сумма 811,8 80,6 3498,82 36619,24 324,52

rэмп=-0,99 rкр=17-2=15    

rкр= 0,48 для р=≤0,05 и 0,61 для р=≤0,01

значение равное -0,99 попадает в зону  незначимости, следовательно мы отвергаем нашу гипотезу что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.

 

Методика № 2: тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);

Номер испытуемого

Х У

Х*У

Х*Х

У*У

самооценка обучаемость
1 0,7 4,4 3,08 0,49 19,36
2 0,8 3,8 3,04 0,64 14,44
3 0,54 5 2,7 0,3 25
4 0,4 5 2 0,16 25
5 0,6 5 3 0,36 25
6 0,8 4,2 3,36 0,64 17,64
7 0,8 5 4 0,64 25
8 0,8 4 3,2 0,64 16
9 0,8 3,8 3,04 0,64 14,44
10 0,51 5 2,55 0,3 25
11 0,9 4,2 3,78 0,8 17,64
12 0,6 3 1,8 1,8 9
13 0,8 5 4 0,64 25
14 0,8 3 2,4 0,64 9
15 0,8 4 3,2 0,64 16
16 0,7 5 3,5 0,49 25
17 0,8 4 3,2 0,64 16
сумма 12,5 80,6 51,85 10,4 324,52

rэмп=2,3 rкр=17-2=15

rкр=0,48 для р=≤0,05 и 0,61 для р=≤0,01

значение равное 2,3 попадает в зону значимости, следовательно мы принимаем нашу гипотезу что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.

 

Вывод: Проведя корреляционный анализ по двум методикам мы пришли к выводу,что по методике для исследования особенностей самооценки и самоотношения Т.Дембо-С.Рубинштейн гипотеза не подтвердилась.Это явилось следствием того,что мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.В методике Дембо-Рубинштейн прослеживается фактор социальной желательности,то есть испытуемые могли осознанно оценить себя по более высоким или низким показателям нежели есть на самом деле.

    По тесту «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси) мы пришли к выводу,что наша гипотеза о том что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе подтвердилась.

 

Заключение

Самооценка студента - оценка студентом себя, своих возможностей стать специалистом, своих качеств и места среди других студентов. Относясь к ядру личности будущего специалиста, самооценка студента является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под самооценкой студента специфических интересов и способностей понимается осознание ими своего отношения к обучению и своих успехов в овладении учебным материалом или видом учебной деятельности. Под влиянием самооценки студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка студента может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности. Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.

По результатам проведённого исследования,можно сделать вывод,что самооценка влияет на обучаемость в ВУЗе,но также влияют и другие факторы,такие как: посещаемость занятий,взаимоотношение с преподавателем,психолдогический климат в группе и т.д.Изучение влияния этих факторов даёт почву для дальнейшего исследования.

 

 

Список используемой литературы

 

1.А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. - СПб. : Питер, 2007.-С.313

2. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:

Педагогика - Пресс, 2001 г., 440 с.

3. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства.

Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах»

4. Ананьев Б.Г.. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР// Вып.18, 1948 г., с.111-115.

5. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С- пб, Издательство «Речь», 2001г., 688с.

6. Кон И.С.. Открытие Я. М.: Политиздат , 1978 г., 367 с.

7. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.

8. Чамата П.Р.. Вопросы самосознания личности в советской психологии //

Психологическая наука в СССР. М., 1960 г., т.2., с.91-109

9. Петровский А.В.. Введение в психологию. М., 1995 г., с.410

10. Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

11. Бороздина Л.В.. Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. -

М.: Инс-т Психологии РАН РФ , 1993 г., с.141

12. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец. под ред.

Величковского Б.М.. М.: Педагогика, т.1, 1986 г..

13. Джемс У.. Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

14. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.

15. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков, Минск:Питер, 2000г., 560 с.

16. Рубин Б., Колесников Ю., 1968 с.33

17. Якунин В. А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень. учебной активности студентов. //Вестник ЛГУ, 1977,с.236

18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов,с.123

19. Пейсахов Н. М., Шевцов М.Н. Прикладная психология.,с.35

20. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.

 

Приложение 1.Сводная таблица по двум методикам.

 

  Заниженная Завышенная адекватная
Методика Дембо-Рубинштейн 8 - 9
Методика Будасси 5 12 -

 

 

Приложение 2 . Полученные данные по методике Дембо-Рубинштейн

 

Номер  испытуемого Самооценка по Дембо-Рубинштейн. (баллы) Среднее значение по зимней сессии
1 41,8 4,4
2 67 3,8
3 44,5 5
4 39,5 5
5 49,5 5
6 54,5 4,2
7 49 5
8 59 4
9 40 3,8
10 45,5 5
11 47 4,2
12 47,5 3
13 45 5
14 43,5 3
15 41,5 4
16 54 5
17 43 4

 

 

Приложение 3. Полученные данные по тесту Будасси

 

Номер  испытуемого Самооценка по Будасси Среднее значение по зимней сессии
1 0,7 4,4
2 0,8 3,8
3 0,54 5
4 0,4 5
5 0,6 5
6 0,8 4,2
7 0,8 5
8 0,8 4
9 0,8 3,8
10 0,51 5
11 0,9 4,2
12 0,6 3
13 0,8 5
14 0,8 3
15 0,8 4
16 0,7 5
17 0,8 4

 

 

Приложение 4. Корреляция по методике Дембо-Рубинштейн

 

Номер испытуемого

Х У

 

Х*У

 

Х*Х

 

У*У

самооценка обучаемость
1 41,8 4,4 183,92 1747,24 19,36
2 67 3,8 254,6 4489 14,44
3 44,5 5 222,5 1980,25 25
4 39,5 5 197,5 1560,25 25
5 49,5 5 247,5 2450,25 25
6 54,5 4,2 228,9 2970,25 17,64
7 49 5 245 2401 25
8 59 4 236 3481 16
9 40 3,8 152 1600 14,44
10 45,5 5 227 2070,25 25
11 47 4,2 197,4 2209 17,64
12 47,5 3 142,5 2256,25 9
13 45 5 225 2025 25
14 43,5 3 130,5 1892,25 9
15 41,5 4 166 1722,25 16
16 54 5 270 2916 25
17 43 4 172 1849 16
сумма 811,8 80,6 3498,82 36619,24 324,52

Приложение 5. Корреляция по тесту Будасси

 

Номер испытуемого

Х У

Х*У

Х*Х

У*У

самооценка обучаемость
1 0,7 4,4 3,08 0,49 19,36
2 0,8 3,8 3,04 0,64 14,44
3 0,54 5 2,7 0,3 25
4 0,4 5 2 0,16 25
5 0,6 5 3 0,36 25
6 0,8 4,2 3,36 0,64 17,64
7 0,8 5 4 0,64 25
8 0,8 4 3,2 0,64 16
9 0,8 3,8 3,04 0,64 14,44
10 0,51 5 2,55 0,3 25
11 0,9 4,2 3,78 0,8 17,64
12 0,6 3 1,8 1,8 9
13 0,8 5 4 0,64 25
14 0,8 3 2,4 0,64 9
15 0,8 4 3,2 0,64 16
16 0,7 5 3,5 0,49 25
17 0,8 4 3,2 0,64 16
сумма 12,5 80,6 51,85 10,4 324,52

 

Введение

Период обучения в университете и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса. [1]

Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется периодом обучения в университете. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся.

              Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

           Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

           Но аспект влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе освещён слабо, вследствие чего я решила в своём исследовании обратиться к данной проблеме, так как она кажется мне наиболее интересной и, раскрыв суть данного вопроса, мы сможем применить результат в практической деятельности психолога.

 

Цель исследования: Выявить  влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Объект исследования: успешность обучения в ВУЗе.

Предмет исследования: влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе.

Гипотеза: существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.

      В соответствии с целью, объктом,предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

-провести теоретический анализ изученной проблемы;

-разработать процедуру и определить методы эмпирического исследования влияния самооценки на успешность обучения в ВУЗе.

-изучить взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения в ВУЗе.

Методы организации исследования: эмпирическое исследование

Методы сбора эмпирических данных: тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);методика Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

База исследования: в исследовании приняли участие студенческая группа. Общее количество респондентов составило 17 человек.

 

Глава 1. Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки.

1.1 Понятие о самооценке и ее содержание

В рамках Я – концепции, как содержательной стороны самосознания, исследователи определяют самооценку как оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, и места среди других людей [2]. Петровский А.В. утверждает, что " самооценка есть результат… своего рода проекция реального "Я" на "Я" идеальное" [2].

«Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения

[2]. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я – концепции».

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие её внутреннего мира

        Т.Шибутани говорит о самооценке так: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».[3]

   Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально - ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя

 

Б.Г.Ананьев [4] высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.

  Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.[5]Так И.С. Кон [6] говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство" как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее "выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций"[7].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.