ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой торговли непосредственно на и предприятия розничной торговли называется товароснабжением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предприятиях.

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна т.к. в процессе кругооборота средств, вложенных в производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товароснабжения - одна из важных функций торговли. Для достижения этой цели нужны более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, создание сети складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товароснабжения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товароснабжение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товароснабжения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Объектом данной курсовой работы является предприятие Ливенское РАЙПО.

Цель курсовой работы - изучение и анализ организации и технологии товароснабжения торговых предприятий. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучение сущности и основных требований, предъявляемых к организации товароснабжения;

- рассмотрение форм товароснабжения и схем товаров в розничную торговую сеть;

- организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия;

- изучение организационно-хозяйственной характеристики Ливенского РАЙПО;

- анализирование финансово-экономического состояния Ливенского РАЙПО и др.





АНАЛИЗ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЛИВЕНСКОЕ РАЙПО

 

Организация товароснабжения магазина №30

Ливенского РАЙПО

 

 Специализация магазинов способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.

Магазин №30 предприятия Ливенское РАЙПО можно отнести к универсальному магазину, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров.

Данный магазин имеет смешанный ассортимент, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Большую долю в структуре ассортимента занимают продовольственные товары (более 70 %). В продаже находятся в основном товары повседневного спроса (наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением) и периодического спроса (покупка которых осуществляется периодически). Ассортимент товаров очень широкий и глубокий в пределах отдельных наименований продукции.

Формирование ассортимента товаров в данном магазине имеет свою специфику и зависит от ряда факторов. На построение ассортимента оказывают влияние следующие факторы: размер магазина, его техническая оснащенность; условия товароснабжения, наличие постоянных поставщиков; численность обслуживаемого населения.

Организация хозяйственных связей торгового магазина №30 предприятия Ливенского РАЙПО с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, а также хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.

Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине №30 Ливенского РАЙПО, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно продаже (таблица 2).

 

Таблица 2 - Ассортиментный перечень магазина №30 предприятия Ливенского РАЙПО

№ п/п Наименование продукции Ассортимент
1 Алкогольная продукция не менее 200 наим.
2 Табачные изделия не менее 60наим.
3 Пиво не менее 70наим.
4 Соки, сиропы, концентраты не менее 50наим.
5 Минеральная вода, питьевая вода не менее 15 наим.
6 Газированные напитки не менее 30наим.
7 Консервы не менее 75наим.
8 Замороженные товары не менее 70наим.
9 Рыбная продукция г/к, х/к, вяленая не менее 25 наим.
10 Молочные продукты не менее 30 наим.
11 Хлебобулочные изделия не менее 40наим.
12 Чай не менее 40 наим.
13 Кофе, какао не менее 15 наим.
14 Кондитерские изделия не менее 100 наим.
15 Готовая выпечка не менее 40 наим.
16 Детское питание не менее 20 наим.

Продолжение таблицы 2

17 Диабетические, диетические продукты не менее 60 наим.
18 Яйцо не менее 8 наим.
19 Сухофрукты, орехи, сухие грибы не менее 50 наим.
20 Бумажные изделия, туалетная бумага не менее 60наим.
21 Бытовая химия не менее 80наим.
22 Электроприборы не менее 30наим.
23 Тара не менее 100 наим.
24 Промышленные товары не менее 30наим.
25 Единичные товары не менее 4 наим.
26 Икра не менее 10 наим.
27 Соления, салаты из морепродуктов не менее 40наим.
28 Продукция производства не менее 60 наим.
29 Расходные материалы не менее 20 наим.
30 Фрукты, овощи, ягоды не менее 30 наим.

 

В настоящее время состав поставщиков магазина является относительно постоянным. Сотрудничество ведется в основном с крупными оптовыми организациями, которые работают на ливенском рынке не один год. При выборе поставщиков главным образом специалисты ориентируются на качество поставляемой продукции, на уровень цен, на условия поставки. Согласно договору товары поставляются в магазин по заявкам, в которых указывается наименование товара, его количество. Заявка заверяется подписью предпринимателя и печатью. Если поставщик по каким-либо причинам не может выполнить частично или полностью заказ, то он обязан об этом оповестить предпринимателя, который делал заявку. Поставщики обязаны доставлять товар своим транспортом и за свой счет. Поставка должна сопровождаться всеми необходимыми документами. Право собственности на товар переходит к магазину в момент подписания сторонами накладной.

Почти вся продукция требует особых условий хранения и транспортирования. Часть продукции имеет ограниченные сроки хранения и относится к скоропортящейся, поэтому ее поставляют ежедневно.

Критерии определения количества заказываемого товара:

- необходимость пополнения продукции для удовлетворения покупательского спроса

- сроки и частота поставки

- срок годности

- средняя продажа в день

- место, занимаемое в торговом зале (на полке, расширенная выкладка, дополнительная выкладка)

- наличие места на складе

- проведение дополнительных мероприятий по продвижению товара

- форма оплаты (предоплата, консигнация, оплата по реализации)

Основными поставщиками данных групп товаров являются ливенские фирмы-производители и оптовые фирмы, представленные в таблице 3.

Доля разных поставщиков в общем объеме поставок различна. Из таблицы 3 видно, что наибольшее количество товаров в магазин №30 предприятия Ливенское РАЙПО поставляют ИП Байда, ООО «Винком», ООО «Межрайбаза».

 

Таблица 3 - Поставщики магазина № 30 предприятия Ливенское РАЙПО

Наименование поставщика Ассортимент Кол-во
1 1 ИП Байда В.И. Майонез Кетчуп Рыбные консервы Масло растительное Уксус 38 15 30 24      3
2     2 ООО «Винком» Замороженные овощи Замороженные фрукты Соусы Хрен Мясные консервы Птица весовая Мороженое Пельмени Вареники Блинчики 68     14     45 2 26     34     125 37 14 34
к 3 ООО «Межрайбаза» Кетчупы Соусы Уксус Мясные консервы П/ф из птицы Масло растительное 61 49 3 47     7     13
44 ООО «Общепит» Рыба мороженая Рыба охлажденная 6     8

 

 

Таким образом, предприятию «Ливенское РАЙПО» необходимо сократить долю поставщиков, оставив самых крупных из них.На данном предприятии действует свыше 150 поставщиков, что не позволяет сократить издержки на обеспечение товарами. Основными поставщиками «Ливенского РАЙПО являются: ИП БАЙДА В.И, ООО «Винком»,ООО «Межрайбаза», ООО «Катран»,ООО «Мир вина»,ОАО «Этанол»,ООО«Продторг», ПО Коопцентр. Массовую поставку обеспечивают первые четыре, наглядно это представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2- Долевое соотношение поставщиков Магазина №30 предприятия Ливенское РАЙПО.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 По результатам данной курсовой работы было выявлено, что предприятие Ливенское РАЙПО работает достаточно продуктивно, но для улучшения своей деятельности и повышения прибыли и рентабельности продаж необходимо учесть следующие мероприятия:

- прибыль до налогообложения в 2007 году составила  287 тысяч рублей, а в 2008 году -704,85 тысяч рублей. Данный показатель снизился по сравнению с 2007 годом на 417,85 тысяч рублей. Это свидетельствует об уменьшении балансовой прибыли. Такой рост данного показателя в этом случае произошел из-за увеличение коммерческих и управленческих расходов. В большей степени повлияло увеличение внереализационных доходов. В данном случае необходимо провести анализ основных статей расходов и по возможности снизить некоторые расходы;

- фондовооруженность Ливенского РАЙПО возросла с 664,23 тысяч рублей на человека в 2007 году до  760,32 тысяч рублей на человека в 2008 году, то есть на 96,09 тысяч рублей на человека. Повышение фондовооруженности не способствует росту производительности труда и оказывает отрицательное влияние на деятельность предприятия. Следовательно, нужно более точно проанализировать показатели производительности труда и найти рациональное решение данного вопроса;

- В 2008 году степень платежеспособности находиться на уровне 2,15.В 2007 году данный показатель составил 2,42.Снижение степени платежеспособности 2008 года произошло под влиянием резкого спада валовой прибыли. Значит нужно снизить себестоимость продукции, повышение которой отрицательно влияет на валовую прибыль;

- коэффициент задолженности по кредитам банков и займов и коэффициент задолженности другим организациям в 2008 году сократились и составили соответственно 0,41и 1,47.Следовательно, на данном предприятии собственных денежных средств достаточно, для того чтобы оплатить все расходы и не привлекать заемные денежные средства.
В отличие от предыдущего показателя, коэффициент внутреннего долга, наоборот, в 2008 увеличился и составил 0,23,в свою очередь данный показатель в 2007 году оставался на уровне 0,19 .Вероятно предприятию в 2008 году пришлось в больших количествах прибегнуть к займам и кредитам государственных систем, чем в 2007 году. Здесь также необходимо провести мероприятия по снижению задолженности предприятия Ливенское РАЙПО;

- собственный капитал в обороте в 2008 году составил – 4109,а в 2007 году данный показатель был равным- 4063.Собственный капитал в обороте в 2008 году снизился, но у предприятия, как и в 2007 году по-прежнему нет в наличии необходимого капитала. По возможности доступными способами увеличить собственный капитал предприятия;

- кооэффициент автономии финансовой независимости в 2007 и в 2008 годах находился в пределах от 0,5 до 0,7 и составил соответственно 0,29 и 0,25. Следовательно, данное предприятие занимает достаточно прочные позиции, не смотря на то, что приходиться прибегать к займам и кредитам, поэтому происходит увеличение коэффициента финансовой зависимости с 0,71 в 2007 году до 0,75 в 2008году. Провести анализ собственных средств предприятия Ливенское РАЙПО;

- снижение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами в 2008 году по сравнению с 2007годом с 1,93 до 1,77отрицательно сказывается на дальнейшем развитии предприятия, т.к это приведет к займам капитала и увеличения задолженности перед другими организациями и следовательно увеличивается коэффициент оборотных средств в расчетах с 0,20 в 2007году до 0,25 в 2008году.Прибегнуть к мероприятиям по снижению задолженности.

Кроме того предприятию Ливенское РАЙПО необходимо провести анализ поставщиков, а именно необходимо сократить долю поставщиков, оставив самых крупных из них. На данном предприятии действует свыше 150 поставщиков, что не позволяет сократить издержки на обеспечение товарами. Основными поставщиками «Ливенского РАЙПО являются: ИП БАЙДА В.И, ООО «Винком»,ООО «Межрайбаза», ООО «Катран»,ООО «Мир вина»,ОАО «Этанол»,ООО«Продторг», ПО Коопцентр. Массовую поставку обеспечивают первые четыре.

Если предприятием Ливенское РАЙПО будут учтены все выше изложенные мероприятия, то по окончании 2009 года оно займет лидирующее положение не только в Ливенском районе, но и по всей Орловской области.

 

 


 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЛИВЕНСКОЕ РАЙПО

Наименование показателя

Базовый период

Отчетный период

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение,%

В фактических ценах В сопоставимых ценах
1 2 3 4 5 6
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг 99635 129445 114048,46 14413,46 114,47
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг 79322 103395 91096,92 11774,92 114,84
Валовая прибыль 20313 26050 22951,54 2638,54 112,99
Расходы на продажу (издержки обращения) 19051 25820 22748,90 3697,90 119,41
Прибыль (убыток) от продаж 1262 230 202,64 -1059,36 16,06
Уровень издержек обращения 19,12 19,95 17,57418 -1,55 91,91
Прибыль (убыток)до налогообложения 287 -800 704,85 417,85 -245,59
Чистая прибыль (непокрытый убыток) отчетного периода 207 1291 1137,44 930,44 549,49
Среднегодовая стоимость имущества 25952 29507 25997,36 45,36 100,17
Среднегодовая стоимость основных средств 11662 11921 10503,08 -1158,92 90,06
Среднегодовая стоимость оборотных средств 14181,5 17558,5 15470,04 1288,54 109,09
Среднесписочная численность персонала 150 150 0 -150,00 0,00
В том числе торгово оперативного 140 140 0 -140,00 0,00

Продолжение таблицы

Фонд оплаты труда 67,39 94,19 82,99 15,60 123,14
Производительность труда 711,68 924,61 814,63 102,95 114,47
Среднемесячная заработная плата одного работника 5,62 7,85 2,23 -3,38 39,77
Фрондоотдача 8,54 10,86 9,57 1,02 111,98
Фондоемкость 0,12 0,09 0,08 -0,04 69,32
Фондовооруженность 664,23 862,97 760,32 96,09 114,47
Козффициент оборачиваемости оборотных средств (вчисле оборотов) 7,03 7,37 6,50 -0,53 92,45
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (в днях) 51,24 48,83 43,02 -8,22 83,96
Коэффициент загрузки средств в обороте 0,14 0,14 0,12 -0,02 83,96
Относительное высвобождение оборотных средств (по сравнению с базовым периодом)   865,99 762,99    
Индекс цен   1,135      

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЛИВЕНСКОЕ РАЙПО

Наименование показателя Оптимальное значение 2007 2008 Относительное отклонение
1.Общие показатели        
1.1.Среднемесячная выручка рост 8302,92 10787,08 129,92
1.2.Доля денежных средств в выручке 1 1 1 100,00
2.Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости        
2.1. Степень платежеспособности ≥1 2,42 2,15 89,15
2.2.Коэффициент задолжности по кредитам банков и займов ≤1 0,59 0,41 69,71
2.3.Коэффициент задолжности другим организациям ≤1 1,59 1,47 92,31
2.4.Коэффициет задолжности фискальной системы ≤1 0,04 0,05 114,71
2.5.Коэффициент внутреннего долга ≤1 0,19 0,23 116,68
2.6.Коэффициент финансовой устойчивости ≥ 0,6 0,32 0,27 83,65
3.Степень платежеспособности по текущим обязательствам        
3.1.Коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами > 2 0,87 0,92 105,10
3.2.Собственный капитал в обороте > 0 -4063 -4109 101,13
3.3.Доля собственного капитала в оборотных средствах >0,1 -0,25 -0,21 84,59
3.4.Коэффициент автономии финансовой независимости 0,5 ÷ 0,7 0,29 0,25 84,52

Продолжение таблицы

3.5.Коэффициент финансовой зависимости 0,3 ÷ 0,5 0,71 0,75 106,37
4.Показатели эффективности использования оборотного капитала        
4.1.Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами рост 1,93 1,77 92,02
4.2.Коэффициент оборотных средств в расчетах снижение 0,20 0,25 124,42
4.3.Рентаьельность оборотного капитала рост -0,08 -0,01 13,41
4.4. Рентабельность продаж рост 0,0018 0,013 712,86
4.5. Рентабельность активов рост -0,046 -0,007 14,79
4.6. Рентабельность основных средств рост -0,105 -0,018 17,07
4.7.Среднемесячная выработка на одного работника рост 59,31 77,05 129,92
4.8. Коэффициент инвестиционной активности рост 0,00203 0,00259 127,72

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой торговли непосредственно на и предприятия розничной торговли называется товароснабжением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предприятиях.

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна т.к. в процессе кругооборота средств, вложенных в производство товара, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товароснабжения - одна из важных функций торговли. Для достижения этой цели нужны более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, создание сети складов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товароснабжения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товароснабжение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товароснабжения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Объектом данной курсовой работы является предприятие Ливенское РАЙПО.

Цель курсовой работы - изучение и анализ организации и технологии товароснабжения торговых предприятий. 

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучение сущности и основных требований, предъявляемых к организации товароснабжения;

- рассмотрение форм товароснабжения и схем товаров в розничную торговую сеть;

- организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия;

- изучение организационно-хозяйственной характеристики Ливенского РАЙПО;

- анализирование финансово-экономического состояния Ливенского РАЙПО и др.





ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ

РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

1.1 Сущность и основные требования, предъявляемые

      к организации товароснабжения

Под товароснабжением розничной торговой сети понимается система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Благодаря рационально организованному товароснабжению на розничных торговых предприятиях обеспечивается полнота и устойчивость ассортимента товаров, необходимый уровень товарных запасов, удовлетворение спроса населения, а также высокие финансово-экономические показатели работы торговых организаций  предприятий.

При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- источники и приемлемые формы снабжения должны осуществляться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;

- завоз товаров следует осуществлять в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем;

- количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия его мощностью, характеризуемом объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическим оборудованием (холодильным оборудованием, различными емкостями и т.п.);

- величина единовременно доставляемой партии должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;

Товароснабжение розничных торговых предприятий должно основываться на следующих основных принципах:

- планомерность;

- ритмичность;

- оперативность;

- экономичность;

- централизация;

- технологичность.

Планомерность означает, что процесс товароснабжения предприятий розничной торговли должен носить планомерный характер. Завоз товаров в магазины и другие пункты продажи следует осуществлять на основе плановых графиков с учетом их ассортиментного профиля.[1]

Ритмичность снабжения предполагает завоз товаров через относительно одинаковые промежутки времени. Ритмичность доставки товаров в магазины способствует ускорению оборачиваемости товаров, исключает образование излишних товарных запасов, необходимых для обеспечения бесперебойной работы розничного торгового предприятия на случай нарушения сроков завоза. Кроме того, ритмичность товароснабжения предприятий розничной торговли создает оптимальные условия для работы складов, оптовых баз и транспортных предприятий. Она позволяет более производительно использовать рабочую силу. При ритмичном товароснабжения рациональнее используются складские площади.

Для того чтобы определить, насколько ритмично осуществляется товароснабжение розничного торгового предприятия, можно использовать такой показатель, как коэффициент ритмичности снабжения ( , который рассчитывается следующим образом

 

                              = ,                                               (1)

 

где Пф – фактическая поставка за исследуемый период (месяц, декаду и т.д.) в пределах графика (плана);

Пп – поставка по графику за каждый период времени.

Важным условием рациональной организации товароснабжения является его оперативность. Она предусматривает, что ритм завоза товаров должен нарастать или сокращаться в зависимости от изменений в спросе на них, сезонных и других колебаний. Оптовые базы и другие предприятия, осуществляющие товароснабжение розничной торговой сети, должны оперативно учитывать эти изменения и вносить соответствующие коррективы, для чего им не обходимо своевременно получать от розничных торговых предприятий информацию о ходе реализации товаров и состоянии товарных запасов.

Экономичность товароснабжения означает минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных средств на весь процесс доставки товаров в розничную торговую сеть. Это достигается эффективным использованием транспортных средств, механизацией погрузочно-разгру-зочных работ, установлением рациональной звенности движения товаров, четким оформлением документов по отпуску и приемке товаров.

Таким образом, товароснабжение розничной торговой сети должно осуществляться на основе рациональных схем завоза товаров, которые разрабатываются с учетом минимизации грузооборота, оптимальной звенности, частоты доставки и размеров товарных партий.[4]

Централизация предполагает товароснабжение розничных торговых предприятий силами и средствами предприятий-поставщиков. При этом работники магазинов хотя и несут ответственность за коммерческую сторону товароснабжения, но не отвлекаются от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.

Товароснабжение должно осуществляться на основе использования на всех его этапах прогрессивных решений. Большую роль здесь играют модульные таротранспортные системы, являющиеся основой индустриализации товароснабжения розничной торговой сети.

На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывают влияние многие факторы, важнейшие из которых следующие: уровень управления процессом товароснабжения; достоверность коммерческой информации, используемой для определения потребности в товарах; размещение сети розничных торговых предприятий; состояние и размещение складского хозяйства; транспортные условия; оснащенность предприятий розничной торговли торгово–технологическим оборудованием.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.