Для обеспечения единообразия, регулирования, порядка, контроля необходимого для коммерческой, некоммерческой и предпринимательской деятельности постоянства условий их действий государство строит систему законодательства.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. устанавливает права и условия для их реализации. Так в ст.34 говорится, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Ст.35 гласит, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично , так и совместно с другими лицами. Ст.36- граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 , введенный ФЗ №51 от 30 ноября 1994г. « О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации » в законодательно установленном порядке дает понятие юридического лица. Юридическим лицом признается организация , которая имеет в частной собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права , нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету. Дается разграничение понятий коммерческих и некоммерческих организаций, устанавливает необходимость регистрации юридических лиц и момент создания, перечень учредительных документов дан. Юридические лица могут создавать представительства и филиалы, при осуществлении своей деятельности несут определенную ответственность, а также указывается порядок удовлетворения требований кредиторов.
Для обеспечения удовлетворения обязательств юридических лиц друг перед другом устанавливается перечень финансовых инструментов, порядок и условия их применения
Часть вторая ГКРФ, введенная ФЗ№15 от 26 января 1996г. « О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает порядок отношений купли-продажи; сроки передачи товаров; момент исполнения передачи товаров, а также последствия нарушения условия о количестве товара; содержатся условия и порядок составления договора займа, формы договора займа, проценты по договорам займа, обязанность заемщика по возврату займа; устанавливает в перечне статей порядок оформления, выдачи и возврата кредита.
Юридическое лицо обязано вести расчеты с использованием счетов в банках. Глава 45 « Банковский счет» содержит статьи, определяющие порядок открытия банковских счетов, сроки операций по счету, основания списания денежных средств со счета, очередность списания денежных средств.
В Гражданском кодексе также устанавливаются формы расчетов, использование страхования.
Отношения с государством по поводу налогообложения регламентируются Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая, введенный в действие ФЗ№118 от 5 августа 2000г. « О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» вводит в действие главу 21 «Налог на добавленную стоимость»; главу 22 «Акцизы»; главу 23 «Налог на доходы физических лиц»; главу 24 «Единый социальный налог (взнос)»; главу 25 «Налог на прибыль организации». Налоговый кодекс устанавливает перечень налогоплательщиков, порядок постановки их на учет; объекты налогообложения; операции и действия, доходы, не подлежащие налогообложению; порядок определения налоговой базы, особенности; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления налогов; льготы при налогообложении; порядок и сроки уплаты налогов в бюджет; порядок возмещения налогов; порядок ведения на предприятии налогового учета.
Отношения коммерческих организаций со своими работниками регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 30 декабря 2001г.№197-ФЗ, в котором установлен перечень трудовых отношений , порядок составления коллективных договоров и соглашений; порядок участия работников в управлении организацией; порядок заключения трудового договора , его прекращения , изменения; установление заработной платы; нормирование труда; гарантии и компенсации работникам; особенности регулирования труда; защита трудовых прав работников.
В управлении деятельностью предприятий, организаций, их эффективной прибыльной работы и выполнении своих обязательств государство регулирует и устанавливает законодательную базу. Поэтому важно рассмотреть следующие законы Российской Федерации.
Федеральный закон « О несостоятельности (банкротстве)» от 26 ноября 2002г. №127ФЗ устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом ), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Даются основные понятия, используемые в Федеральном законе, признаки банкротства.
К процедурам банкротства относят следующие: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Далее определяются правила и порядок применения процедур, дается порядок определения конкурсной массы и объекты в нее не включаемые.
Очередность удовлетворения требований кредиторов. Банкротству сельскохозяйственных предприятий посвящен отдельный раздел.
Организации и предприятия обязаны вести учет своего имущества и обязательств. Федеральный закон « О бухгалтерском учете» от 21 ноября
1996г. №129-ФЗ дает определение бухгалтерского учета, его объектов и основных задач. Закон определяет сферу действия; порядок организации бухгалтерского учета в организации; устанавливает основные требования к ведению бухгалтерского учета; бухгалтерскую документацию и ее регистрацию.
Также дается порядок инвентаризации имущества и обязательств. Важен порядок составления бухгалтерской отчетности.
Выбор формы собственности предприятием устанавливает весь порядок осуществления коммерческой деятельности во всех ее аспектах. Федеральный закон об акционерных обществах в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 №65-
ФЗ от 24.05.1999 №101-ФЗ, от 7.08.2001 №120-ФЗ акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Законом определяются: ответственность общества; фирменное наименование и место нахождения; филиалы и представительства; разграничение открытых и закрытых обществ; порядок учреждения общества; порядок составления устава и регистрации общества; порядок выделения, разделения, преобразования и ликвидации обществ; уставный капитал и порядок его изменения; порядок выплаты дивидендов; реестр акционеров; компетенция общего собрания акционеров; регламентация учета.
Осуществление инвестиционной деятельности регламентируется Федеральным законом от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Закон устанавливает объекты капитальных вложений; права инвесторов; обязанности субъектов инвестиционной деятельности; источники финансирования капитальных вложений; формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности; защита капитальных вложений; прекращение или приостановление инвестиционной деятельности.
Коммерческие предприятия при расчетах используют в большей степени безналичные формы. Положение Центрального Банка РФ от 3 октября 2002г №2-П «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» устанавливает следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями; расчеты по аккредитиву; расчеты чеками; расчеты по инкассо. В положении даются документальные формы платежных документов порядок их составления.
Важное значение для осуществления правильности учета на предприятии имущества и обязательств имеет разработка и применение положений по бухгалтерскому учету.
Положение по бухгалтерскому учету « Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н, устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организации.
Под учетной политикой понимается принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.
Положение определяет последовательность формирования учетной политики и ее раскрытие, а также изменение учетной политики.
Приказ Минфина России «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» от 8 февраля 1996г. №10 ПБУ 4/96 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Положение дает понятие бухгалтерской отчетности, отчетный период, отчетная дата. Также дается состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней ; содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках; порядок и содержание пояснительной записки; правила оценки статей бухгалтерской отчетности; публичность бухгалтерской отчетности.
Приказ Минфина РФ от 30.12.1999 №107н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Доходы организации» ПБУ 9/99 определяет доходы организации. В зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации выделяют доходы от обычных видов деятельности , операционные доходы и внереализационные доходы. Положением устанавливается признание доходов выручки, порядок раскрытия информации в бухгалтерском отчетности.
Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. №33 « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Расходы организации» ПБУ 10/99 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческой организации. Дает определение расходов как уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. Определяется перечень расходов, относимых к обычной деятельности, а также прочие расходы организации; порядок признания расходов и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Положение по бухгалтерскому учету « Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 утвержденное приказом Минфина РФ от 2 августа 2001г. №60 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам (в т.ч. товарному и коммерческому кредиту), включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций. Положение определяет порядок учета задолженности по полученным займам, кредитам, выданным заемным обязательствам; состав и признание затрат по займам и кредитам; раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. №114н « Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организации. Применение положения позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль, признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированную в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Положение предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, но и отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов.
Приказ Министерства экономики РФ от 1.10.1997 №118 «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» определяет, что целью разработки финансовой политики является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Определяются основные направления разработки финансовой политики предприятия; анализ финансово-экономического состояния, разработка учетной и налоговой политики, разработка кредитной политики, управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью, управление издержками, включая выбор амортизационной политики, выбор дивидендной политики.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.