Финансовый анализ
Цель финансового анализа
Целью финансового анализа является получение ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре его пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цель анализа зависит от субъектов анализа, т.е. от конкретных пользователей информацией.
Характеристика и основных интересов и целей анализа различных участников предприятия
Группы участников | Вклад | Компенсация | Тема анализа |
Собственники | Уставный капитал | Дивиденды (часть прибыли) | Финансовые результаты. Устойчивость положения |
Кредиторы | Заёмный капитал | Проценты | Ликвидность |
Администрация | Знание, компетентность | Оплата труда | Все аспекты деятельности фирмы |
Поставщики | Поставка товара | Цена товара | Финансовое состояние |
Покупатели | Закупка товара | ||
Налоговые органы | Инфраструктура предприятия | Налоги | Финансовые результаты |
Основой проведения анализа служит информация, объём и качество которой влияют на глубину проводимого анализа. Исходной информацией является периодическая бухгалтерская отчетность, а также финансовая отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую принято называть "сырой" информацией. Наряду с внутренней информацией для принятия управленческих решений принимается разнообразная внешняя информация, которая позволяет оценить состояние финансового, товарных рынков и т.д.
Содержание финансового анализа
Финансовый анализ является частью анализа хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и производственного (управленческого) анализа.
Собственно сам финансовый анализ подразделяется на два вида: внешний и внутренний. Особенности внешнего анализа:
1) множественность субъектов анализа и пользователей информацией о деятельности предприятия;
2) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
3) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
4) использование данных публичной отчетности;
5) ограниченность задач анализа (следствие п. 4);
6) максимальная открытость результатов анализа.
Внутрихозяйственный анализ используют наряду с публичной отчетностью данные из системного бухгалтерского учёта, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.
Основное содержание внутрихозяйственного анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации управления, например, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.
Особенности внутрихозяйственного анализа:
1) ориентация результатов на свое руководство;
2) использование всех источников информации;
3) отсутствие регламентации анализа со стороны;
4) комплексность анализа, т.е. изучение всех сторон деятельности предприятия;
5) интеграция учета, анализа, планирования и результатов принятия решений;
6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Методы анализа
Выделяют 6 основных:
1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиций отчетности за предыдущий период.
2. Вертикальный (структурный) – определение итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.
3. Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. динамики показателей в будущем, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (понижение ставки банковского процента). С помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляется перспективный прогноз отдельных финансовых операций.
4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, а также определение взаимосвязи относительных показателей.
5. Сравнительный пространственный анализ производится, когда сравниваются показатели отчетности предприятия, его дочерних фирм, подразделений и цехов (в данном случае - это внутрихозяйственный сравнительный анализ). Межхозяйственный сравнительный анализ производится при необходимости сравнения своих показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и н/х показателями.
6. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью специальных приемов. Может быть прямым (собственно анализ) – когда результирующий показатель делится на составные части; обратным (синтез) – когда отдельные элементы соединяются в общий результирующий показатель.
Последовательность анализа
1. Предварительное ознакомление с итогами работы.
2. Перечисление ключевых показателей.
3. Сравнение расчетных данных с нормативными или плановыми.
4. Определение класса предприятия по финансовому состоянию.
1. Предварительный анализ производится в следующей последовательности:
1. Итог баланса на конец периода сравнивается с итогом на начало периода. Анализ по горизонтали – он позволяет определить общее направление движения баланса: увеличение оценивается положительно, уменьшение – отрицательно.
2. Определяю характер изменения отдельных статей.
К положительным изменениям относятся увеличение в активе остатков денежных средств, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, увеличение нематериальных активов, производственных запасов минус готовой продукции. Однако увеличение денежных средств нельзя оценивать однозначно, т.к. в условиях рынка они должны эффективно использоваться, т.е. преобразовываться в ценные бумаги, должны осуществляться капитальные вложения и т.д.
К положительным изменения в пассиве относятся увеличение суммы прибыли, увеличение доходов будущих периодов, увеличение фондов накопления.
Отрицательной оценки заслуживают рост дебиторской задолженности ( в активе) и кредиторской задолженности (в пассиве).
3. Анализируется наличие и увеличение остатков по "больным" статьям баланса – убытки, займы, не погашенные в срок (Ф-5).
Наличие убытков свидетельствует о нерентабельной деятельности предприятия. Наличие непогашенных займов свидетельствует о понижении платежеспособности предприятия на момент составления баланса.
Показатели рентабельности.
Они характеризуют прибыльность деятельности компании и рассчитываются как отношение балансовой или чистой прибыли к затраченным средствам или объему реализованной продукции.
Различают рентабельность: всего капитала, собственных средств, финансовых вложений, продаж, перманентных средств.
1. Коэффициент рентабельности всего капитала показывает сколько балансовой или чистой прибыли получено с одного рубля стоимости имущества.
К41 = балансовая прибыль / Стоимость имущества * 100% = Ф2(140) / стр. 699.
К42 = Чистая прибыль / Стоимость имущества * 100% = Ф2(140 – 150) / стр. 699.
2. Коэффициент эффективности использования собственных средств показывает долю балансовой или чистой прибыли в собственных средствах фирмы:
К43 = Балансовая прибыль / Собственные средства * 100% = Ф2-140 / стр. 490.
К44 = Чистая прибыль / Собственные средства * 100% = Ф2(140-150) / стр. 490.
Рентабельность собственного капитала отражает сколько прибыли получено с каждого рубля, вложенного капитала. Он характеризует эффективность использования акционерного капитала и служит важным критерием котировки акций на фондовой бирже, т.к. позволяет оценить потенциальный доход от вложений акций фирмы. Сравнение коэффициентов рентабельности всех активов и собственных средств позволяет установить возможность и размеры привлечения заемных средств.
3. Рентабельность производственных фондов исчисляется отношением суммы прибыли к стоимости основных средств и материальных оборотных средств.
К45 = Балансовая прибыль / (Основные средства + Материальные оборотные средства) * 100% = Ф2(140) / (стр. 120 + 210).
К46 = Чистая прибыль / (Основные средства + Материальные оборотные средства) * 100%.
4. Рентабельность финансовых вложений исчисляется отношением доходов, полученных по ценным бумагам и долевого участия в уставном капитале других предприятий к стоимости финансовых вложений:
К47 = (Доходы по ценным бумагам + долев. участ.) / Стоимость финансовых вложений * 100% = Ф2(060 + 080)/ (стр. 140 +250).
5. при расчете рентабельности продаж в качестве базы сравнения берется объем реализованной продукции
К48 = Балансовая прибыль / Выручка * 100% = Ф2(140) / Ф2(010)
К49 = Чистая прибыль / Выручка от реализации * 100% = Ф2(140 – 150) / Ф2(010).
6. Рентабельность перманентного капитала служит для оценки эффективности использования собственных средств и долгосрочного заемного капитала:
К4-10 = Балансовая прибыль / Перманентный капитал * 100% = Ф2(140) / (стр. 490 + 590).
К4-11 = Чистая прибыль / Перманентный капитал * 100% = Ф2(140 – 150) / (стр. 490 –590).
Нормативы различные по отраслям. Обычно отслеживают динамику по отраслям. Увеличение показателей свидетельствует о росте прибыльности и укреплении финансового благополучия.
Финансовый анализ
Цель финансового анализа
Целью финансового анализа является получение ключевых (наиболее информативных) показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, изменения в структуре его пассивов и активов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Цель анализа зависит от субъектов анализа, т.е. от конкретных пользователей информацией.
Характеристика и основных интересов и целей анализа различных участников предприятия
Группы участников | Вклад | Компенсация | Тема анализа |
Собственники | Уставный капитал | Дивиденды (часть прибыли) | Финансовые результаты. Устойчивость положения |
Кредиторы | Заёмный капитал | Проценты | Ликвидность |
Администрация | Знание, компетентность | Оплата труда | Все аспекты деятельности фирмы |
Поставщики | Поставка товара | Цена товара | Финансовое состояние |
Покупатели | Закупка товара | ||
Налоговые органы | Инфраструктура предприятия | Налоги | Финансовые результаты |
Основой проведения анализа служит информация, объём и качество которой влияют на глубину проводимого анализа. Исходной информацией является периодическая бухгалтерская отчетность, а также финансовая отчетность предприятия, сформированная в ходе управленческих процедур, которую принято называть "сырой" информацией. Наряду с внутренней информацией для принятия управленческих решений принимается разнообразная внешняя информация, которая позволяет оценить состояние финансового, товарных рынков и т.д.
Содержание финансового анализа
Финансовый анализ является частью анализа хозяйственной деятельности, который состоит из финансового анализа и производственного (управленческого) анализа.
Собственно сам финансовый анализ подразделяется на два вида: внешний и внутренний. Особенности внешнего анализа:
1) множественность субъектов анализа и пользователей информацией о деятельности предприятия;
2) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
3) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
4) использование данных публичной отчетности;
5) ограниченность задач анализа (следствие п. 4);
6) максимальная открытость результатов анализа.
Внутрихозяйственный анализ используют наряду с публичной отчетностью данные из системного бухгалтерского учёта, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и др.
Основное содержание внутрихозяйственного анализа может быть дополнено другими видами, имеющими значение для оптимизации управления, например, анализ взаимосвязи издержек оборота и прибыли.
Особенности внутрихозяйственного анализа:
1) ориентация результатов на свое руководство;
2) использование всех источников информации;
3) отсутствие регламентации анализа со стороны;
4) комплексность анализа, т.е. изучение всех сторон деятельности предприятия;
5) интеграция учета, анализа, планирования и результатов принятия решений;
6) максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Методы анализа
Выделяют 6 основных:
1. Горизонтальный (временной) анализ – сравнение позиций отчетности за предыдущий период.
2. Вертикальный (структурный) – определение итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результаты в целом.
3. Трендовый анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. динамики показателей в будущем, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов (понижение ставки банковского процента). С помощью трендового анализа рассчитываются возможные значения показателей в будущем, т.е. осуществляется перспективный прогноз отдельных финансовых операций.
4. Анализ относительных показателей (коэффициентов) предусматривает расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, а также определение взаимосвязи относительных показателей.
5. Сравнительный пространственный анализ производится, когда сравниваются показатели отчетности предприятия, его дочерних фирм, подразделений и цехов (в данном случае - это внутрихозяйственный сравнительный анализ). Межхозяйственный сравнительный анализ производится при необходимости сравнения своих показателей с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и н/х показателями.
6. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью специальных приемов. Может быть прямым (собственно анализ) – когда результирующий показатель делится на составные части; обратным (синтез) – когда отдельные элементы соединяются в общий результирующий показатель.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.