Вид и тип практики, способы и формы её проведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы «Промышленное и гражданское строительство»

 

Направление подготовки 08.03.01 Строительство

(уровень бакалавриата)

 

 

Челябинск

2018


Программа учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)по образовательной программе высшего образования направление подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата): /Новикова И.И., Пастухов Е.Г. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2018. - 88 с.

 

Программа учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) является единой для всех форм обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)

 

Автор: Новикова И.И., Пастухов Е.Г. 

 

Рецензенты: Арканова Ирина Анатольевна – профессор архитектурно-строительного института ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), кандидат технических наук,

Кудрявцев Виктор Константинович –главный инженер ООО «АнтаресС»

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры "Строительство, архитектура и дизайн" от 07.05.2018 года, протокол №10.

Заведующий кафедрой_____________ Новикова И.И.

Одобрена на заседании Учебно-методического совета от 26.05.2018 года, протокол № 10.

Председатель УМС ______________Алферова Л.В.

Согласовано:

Начальник БИЦ ________________ Коржикова Т.В.

 

Начальник Упо УМР____________ Горяйнова Н.М.




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вид и тип практики, способы и формы её проведения

2. Цель и задачи практики

3.  Место практики в структуре образовательной программы

4.Перечень планируемых результатов освоения части образовательной программы при прохождении учебной (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

 5. Планирование времени, отведенного на прохождение практики

6. Содержание практики

7 Организация проведения практики и порядок её прохождения

8. Структура и содержание отчетных документов по прохождению практики и требования к их оформлению

9. Порядок проведения промежуточной аттестации по практике

(защита отчета)

10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики

11. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

12. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики

13. Методические указания для обучающихся, определяющие порядок и особенности учебной деятельности в период прохождения практики

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике



Цель и задачи практики

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний по курсу «Инженерное обеспечение строительства (геодезия, геология)», ознакомление студентов с полевыми методами инженерно - геодезических работ, а так же овладение навыками использования специальных приборов.

Задачами практики являются: приобретение студентами первичных профессиональных навыков в работе с геодезическими приборами; овладение техникой геодезических измерений и построений; ознакомление студентов с работой новой геодезической техники в производственных условиях; овладение навыками организации работ коллектива; воспитание у студентов сознательного отношения к порученному делу, инициативности и самостоятельности; развитие интереса к научным исследованиям.

3. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)  относится к Блоку 2 «Практики»

Дисциплины, практики, предшествующие данному виду практики, и формирующие аналогичные компетенции

Код компетенции

 

Код компетенции

 

Дисциплины, практики, , последующих семестров, формирующие аналогичные компетенции

Вид практики Код компетенции История ОК-6  

Учебная практика

ОК-6   ОК-6       ПК-2   ПК-2   ПК-2   Основы архитектуры и строительных конструкций; Архитектура зданий; Инженерные изыскания в строительстве; Конструкции из дерева и пластмасс, Металлические конструкции, Железобетонные, каменные конструкции, Производственная (преддипломная); Русский язык и культура речи; Инженерное обеспечение строительства (геодезия, геология) ПК-15   ПК-15   ПК-15   Основы научных исследований в строительтстве; Производственная (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика)); Производственная (научно-исследовательская работа); Производственная (преддипломная); Инженерное обеспечение строительства (геодезия, геология); ПК-17 ПК-17 ПК-17 Основы метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества; Производственная (научно-исследовательская работа);

4 Перечень планируемых результатов освоения части образовательной программы при прохождении учебной практики

Практика обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компе- тенции Наименование компетенции Вид деятельности, профессиональные задачи Планируемые результаты Уровень освоения компетенции·

ОК-6

 

способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

 

Знать: Обучающийся слабо (частично) знает − о наличии различиях народов мира, России; принципах толерантности. Уметь: Обучающийся слабо (частично) умеет − воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: Обучающийся слабо (частично) владеет − готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества Пороговый  
Знать: Обучающийся знает с незначительными ошибками и отдельными пробелами − этнические, конфессиональные и культурные различия народов мира, России; − принципы толерантности. Уметь: Обучающийся умеет с незначительными ошибками и отдельными пробелами − толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: Обучающийся владеет с незначительными ошибками и отдельными пробелами − навыками поведения в коллективе и общения в соответствии с нормами этикета, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Базовый  
Знать: Обучающийся знает с требуемой степенью полноты и точности − этнические, конфессиональные и культурные различия народов мира, России; − принципы толерантности. Уметь: Обучающийся умеет с требуемой степенью полноты и точности − работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Владеть: Обучающийся владеет с требуемой степенью полноты и точности − навыками поведения в коллективе и общения в соответствии с нормами этикета, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; − способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества. Продвинутый  

ПК-2

 

владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-

вычислительных комплексов и систем автомати- зированного проектирования;

 

изыскательская и проектно- конструкторская деятельность:

 

- сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, комплексов, транспортной инфраструктуры, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест;

- участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, сооружений;

 

Знать Обучающийся слабо (частично) знает - архитектурно-строительную терминологию;  - методы проведения инженерных изысканий; - технологии проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования; Уметь: Обучающийся слабо (частично) умеет - проектировать строительные конструкции (железобетонные, металлические, каменные, деревянные); - составлять комплект чертежей зданий и сооружений, конструкций с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированного проектирования; - проектировать здания, сооружения, инженерные системы и оборудование, планировку и застройку населенных мест. Владеть: Обучающийся слабо (частично) владеет - методикой выполнения чертежей конструкторской методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования Пороговый  
Знать Обучающийся знает с незначительными ошибками и отдельными пробелами - архитектурно-строительную терминологию;  - методы проведения инженерных изысканий; - технологии проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования; Уметь: Обучающийся умеет с незначительными ошибками и отдельными пробелами - проектировать строительные конструкции (железобетонные, металлические, каменные, деревянные); - составлять комплект чертежей зданий и сооружений, конструкций с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированного проектирования; - проектировать здания, сооружения, инженерные системы и оборудование, планировку и застройку населенных мест. Владеть: Обучающийся владеет с незначительными ошибками и отдельными пробелами - методикой выполнения чертежей конструкторской методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования Базовый  
Знать Обучающийся знает с требуемой степенью полноты и точности - архитектурно-строительную терминологию;  - методы проведения инженерных изысканий; - технологии проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования; Уметь: Обучающийся умеет с требуемой степенью полноты и точности - проектировать строительные конструкции (железобетонные, металлические, каменные, деревянные); - составлять комплект чертежей зданий и сооружений, конструкций с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированного проектирования; - проектировать здания, сооружения, инженерные системы и оборудование, планировку и застройку населенных мест. Владеть: Обучающийся владеет с требуемой степенью полноты и точности - методикой выполнения чертежей конструкторской методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов, и систем автоматизированных проектирования Продвинутый  

ПК-15

 

способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок;

 

экспериментально-исследовательская деятельность:

 

- подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций;

- участие в проведении экспериментов по заданным методикам, составление описания проводимых исследований и систематизация результатов;

- составление отчетов по выполненным работам, участие во внедрении результатов исследований и практических разработок;

Знать: Обучающийся слабо (частично) знает - порядок разработки и оформления технической документации. Уметь: Обучающийся слабо (частично) умеет - составлять отчеты по выполненным работам. Владеть: Обучающийся слабо (частично) владеет - способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок. Пороговый  
Знать: Обучающийся знает с незначительными ошибками и отдельными пробелами - порядок разработки и оформления технической документации. Уметь: Обучающийся с незначительными ошибками и отдельными пробелами умеет - составлять отчеты по выполненным работам. Владеть: Обучающийся с незначительными ошибками и отдельными пробелами владеет - способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок Базовый  
Знать: Обучающийся знает с требуемой степенью полноты и точности - порядок разработки и оформления технической документации. Уметь: Обучающийся с требуемой степенью полноты и точности умеет - составлять отчеты по выполненным работам. Владеть: Обучающийся с требуемой степенью полноты и точности владеет - способностью составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок. Продвинутый  

ПК-17

владение методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения;

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:

 

- опытная проверка технологического оборудования и средств технологического обеспечения;

 

Знать: Обучающийся слабо (частично) знает - состав работ и порядок проведения инженерного обследования зданий и сооружений различного назначения;  Уметь: Обучающийся слабо (частично) умеет - использовать основные методы обработки результатов и оценки погрешностей измерений в строительстве; - составить заключение о состоянии строительных конструкций здания по результатам обследования и выполнять обработку результатов статических и динамических испытаний конструкций и систем здания. Владеть: Обучающийся слабо (частично) владеет - навыками обработки и анализа результатов измерений; - методами осуществления контроля над соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности Пороговый  
Знать: Обучающийся с незначительными ошибками и отдельными пробелами знает - состав работ и порядок проведения инженерного обследования зданий и сооружений различного назначения;  Уметь: Обучающийся с незначительными ошибками и отдельными пробелами умеет - использовать основные методы обработки результатов и оценки погрешностей измерений в строительстве; - составить заключение о состоянии строительных конструкций здания по результатам обследования и выполнять обработку результатов статических и динамических испытаний конструкций и систем здания. Владеть: Обучающийся с незначительными ошибками и отдельными пробелами владеет - навыками обработки и анализа результатов измерений; - методами осуществления контроля над соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности. Базовый  
Знать: Обучающийся с требуемой степенью полноты и точности знает - состав работ и порядок проведения инженерного обследования зданий и сооружений различного назначения;  Уметь: Обучающийся с требуемой степенью полноты и точности умеет - использовать основные методы обработки результатов и оценки погрешностей измерений в строительстве; - составить заключение о состоянии строительных конструкций здания по результатам обследования и выполнять обработку результатов статических и динамических испытаний конструкций и систем здания. Владеть: Обучающийся с требуемой степенью полноты и точности владеет - навыками обработки и анализа результатов измерений; - методами осуществления контроля над соблюдением технологической дисциплины и экологической безопасности. Продвинутый  

 

 

Планирование времени, отведенного на прохождение практики

 

п/п

Этапы прохождения практики и формирования компетенций

Виды учебной работы на практике и трудоемкость (в часах)

СРС

Всего часов

Групповая консультация (ознакомительная лекция) Инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка Знакомство с особенностями деятельности и должностными обязанностями на месте прохождения практики Сбор, обработка и систематизация теоретического материала и эмпирических данных Подготовка отчета, текущий контроль успеваемости, защита отчета по практике
1 Организационно-подготовительный этап 2 2 2 4 10
2 Основной этап (учебно-исследовательский) 1 40 41
3 Основной этап (обработка и анализ собранных материалов) 1 40 41
4 Заключительный этап (подготовка и защита отчета) 2 14 16
  Итого 2 2 3 1 2 98 108

Контактная работа[1]:

Консультация перед прохождением практики

Руководство практикой

Методическая помощь в организации

Защита отчета по практике

Текущий контроль выполнения части программы практики[2]

 
2
2
4
1
1

 

Содержание практики

1 Организационно-подготовительный этап

На организационно-подготовительном этапе рассматриваются общие вопросы организации работ, техники безопасности и охраны окружающей среды при проведении геодезических работ.

Руководитель практики распределяет студентов по бригадам, назначает бригадиров, определяет участки работ, осуществляет контроль за выполнением работ и соблюдением правил внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны окружающей среды.

Численный состав студенческой бригады зависит от оборудования полигона, оснащенности кафедры приборами, программы практики по направлению. По решению кафедры бригада может быть назначена из 5 - 6 студентов. Состав бригады не меняется в течение всего периода практики. Обязательным условием является выполнение каждым студентом всех видов работ.

Студенты получают приборы, выполняют поверки и упражнения по измерению углов, расстояний и превышений, оценивают точность измерений. Делают заключение пригодности приборов к работе. Составляют отчёт по этому разделу.

2  Основной этап

  На этом этапе студенты выполняют: планово-высотное геодезическое обоснование, плановое съемочное обоснование. Проводят полевые геодезические работы при создании съемочного обоснования, рекогносцировку участка. Измеряют горизонтальные углы, стороны теодолитного хода, превышения. Осуществляют привязку планового обоснования к пунктам опорной геодезической сети, обрабатывают результаты измерений.

Составляют абрис, проводят горизонтали и оформляют план по результатам горизонтальной и тахеометрической съемок. Камеральные работы по каждому виду работ выполняются параллельно с полевыми работами.

3  Заключительный этап

К концу практики каждая студенческая бригада составляет отчет по всем видам работ, предусмотренным программой учебной геодезической практики. В отчет включаются все материалы полевых и камеральных работ по разделам, объединяющим отдельные виды работ.

В отчете в обязательном порядке должны быть представлены следующие основные материалы по видам работ:

Раздел 1.1 Изучение техники безопасности и правил поведения на практике, проверка знаний студентами правил техники безопасности

В отчете по учебной практике студенты описывают соблюдение правил безопасности при проведении геодезических работ, санитарии и личной гигиены, требования к охране природы и окружающей среды.

Подготовка к промежуточной аттестации по практике.

Как уже было отмечено выше, промежуточной аттестацией по практике является дифференцированный зачет.

Оценка за прохождение практики выставляется коллегиально (комиссией) при прохождении процедуры защиты отчета по практике (доклад и собеседование). К зачету необходимо готовиться целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней прохождения практики. Освоение практики в период промежуточной аттестации невозможно в связи со строго заданными учебным планом сроками практики.

При подготовке к зачету необходимо подготовить доклад по итогам выполнения индивидуального задания и утвержденной программы практики и продумать ответы на типовые вопросы собеседования по отчету.

 

Занятие 1 «Рабочие поверки оптического теодолита класса Т-30

Практика - Определение коллимационной погрешности и МО – места нуля

Задание 1 Поверки оптических теодолитов и нивелиров

Задание 2 Измерения горизонтальных углов

Для измерения горизонтального угла β (рисунок 4а) теодолит устанавливают так, чтобы вертикальная ось прибора была отвесна и проходила через вершину О измеряемого угла. Приведение вертикальной оси в отвесное положение называют горизонтированием, а ее совмещение с вершиной угла - центрированием теодолита.

Эти операции выполняют обычно совместно в такой последовательности.

Штатив над точкой предварительно устанавливают таким образом, чтобы верхняя поверхность его головки была приблизительно горизонтальна, а центр отверстия головки располагался над вершиной угла. К становому винту прикрепляют отвес, длину нити которого подбирают так, чтобы заостренный

конец груза располагался чуть выше точки О. Ослабляют становой винт и передвижением подставки теодолита по головке штатива добиваются совмещения заостренного конца груза с точкой О.

Горизонтируют теодолит подъемными винтами с помощью цилиндрического уровня горизонтального круга.

Рисунок 4 - Способы измерения горизонтальных углов: а - способ приемов; б - способ круговых приемов

 

При измерении угла на точках А и В выставляют визирные знаки. Если длины сторон угла невелики, то за точкой по створу стороны устанавливают шпильку, которую ставят отвесно, а для лучшего ее опознавания прикрепляют листок цветной бумаги. При больших расстояниях на точку устанавливают вешку.

Перед началом измерений устанавливают трубу для наблюдений. Для этого наводят трубу на светлый фон и вращением окулярной трубочки добиваются четкой видимости сетки нитей (установка трубы по глазу). Далее наводят трубу на предмет и вращением кремальеры добиваются четкого изображения предмета (установка трубы по предмету). Затем устраняют параллакс. Для этого слегка

перемещают глаз относительно окуляра. Если изображение предмета смещается относительно сетки нитей, то имеющийся параллакс (смещение) устраняют небольшим вращением кремальеры.

Измерение углов способом приемов

Закончив подготовку прибора и визирных знаков, приступают к измерениям. Измерение может быть выполнено при произвольном положении лимба или при установке его в такое положение, при котором отсчет на точку А будет немного больше нуля. Во втором случае упрощаются вычисления углов.

Угол измеряют при закрепленном лимбе в такой последовательности.

Открепляют алидаду, наводят зрительную трубу на точку А вначале приближенно - при помощи визиров на корпусе трубы, а затем точно - с помощью наводящего винта алидады и берут отсчет а по горизонтальному кругу. Отсчет записывают в журнал измерения горизонтальных углов (таблица 1).

Ослабляют закрепительный винт алидады и вращением ее по часовой стрелке визируют на точку В. Берут отсчет в по горизонтальному кругу и записывают в журнал измерений в строке В (таблица 1).

Значение измеренного угла вычисляют по формуле:

                                       

Если отсчет в меньше отсчета а, то к нему прибавляют 360°.

 

Таблица 1- Журнал измерения горизонтальных углов

Теодолит Т30 №     Наблюдал: Петров И.Н. Вычислял: Иванов А.А.

На этом заканчивается первый полуприем. При измерении угла вторым полуприемом трубу переводят через зенит и производят все действия в указанном выше порядке при другом положении вертикального круга.

Значения углов в полуприемах не должны различаться между собой на величину, большую удвоенной точности отсчетного устройства, т.е. 2t. Если это требование соблюдается, то за окончательное значение угла принимают среднее из двух полуприемов. При большем расхождении угол измеряют заново.

При обработке журнала измерения углов теодолитом Т30 для контроля вычисляют средние значения из отсчетов при двух кругах. Угол, вычисленный по этим значениям, в пределах погрешностей округления должен быть равен среднему значению угла из полуприемов. Так, из таблицы 1, получим

Необходимо отметить, что при измерении углов оптическим теодолитом лимб между полуприемами не переставляют.

Измерение углов способом круговых приемов

Если при вершине угла О (рисунок 4б) больше двух направлений, то измерение углов производят, как правило, способом круговых приемов.

 

Таблица 2 - Журнал измерения горизонтальных углов

Теодолит Т30 №      Наблюдал: Николаев Н.Н. Вычислял: Иванов А.А.

Угол измеряют следующим образом. Закрепляют лимб и вращением алидады по ходу часовой стрелки наводят зрительную трубу на точки А, В, С, снова А и берут отсчеты а, b, с, а по горизонтальному кругу. Все отсчеты записывают в журнал (таблица 2). Описанные действия составляют первый полуприем.

Перед вторым полуприемом трубу переводят через зенит, последовательно наводят трубу на точки A, С, В и А движением алидады против хода часовой стрелки и берут отсчеты.

При обработке журнала вычисляют средние из отсчетов в полуприемах на каждый пункт. Затем вычисляют среднее а ср из первого а и последнего а′ наведений на начальный пункт (точку А); результат выписывают над первым отсчетом а. Для определения приведенных  направлений из каждого среднего отсчета на пункты вычитают значение а ср .

Контроль правильности измерений осуществляют по разностям отсчетов на точку при кругах лево и право (колебаниям двойной коллимационной погрешности). Колебания этой величины не должны превышать удвоенной точности отсчетного устройства теодолита, т.е. 2t.

Задание 3 Измерение углов наклона

Угол наклона v - это угол между направлением на данную точку и горизонтальной проекцией этой линии.

Отсчет по вертикальному кругу при горизонтальном положении визирной оси трубы и оси цилиндрического уровня при алидаде вертикального круга называется местом нуля и обозначается МО.

Измерение вертикальных углов теодолитом Т30 производят следующим образом: зрительную трубу приближенно наводят на точку и подъемными винтами приводят пузырек уровня горизонтального круга в нуль-пункт;

наводящим винтом зрительной трубы наводят среднюю горизонтальную нить сетки на наблюдаемую точку;

производят отсчет по вертикальному кругу (например, П);

аналогичные действия повторяют при другом положении вертикального круга и получают отсчет Л.

Для теодолита Т30 формулы вычислений места нуля и угла наклона имеют вид

 

                                                                        (4)

Исправление места нуля

Для удобства вычислений углов наклона значение места нуля должно быть близко к нулю.

Для исправления места нуля у теодолита Т30 определяют угол наклона при двух положениях вертикального круга; при этом будем считать, что последнее наведение было сделано при круге лево.

Тогда, не смещая трубы с наблюдаемой точки, наводящим винтом устанавливают на вертикальном круге отсчет, равный углу наклона v. При этом горизонтальная нить сетки сместится с наблюдаемой точки. Действуя вертикальными исправительными винтами сетки, совмещают нить с наблюдаемой точкой. Если при определении v последним был отсчет при круге право, то при юстировке устанавливают на вертикальном круге отсчет (180° - v). После исправления определение места нуля повторяют.

По завершении работ с теодолитом бригада представляет тетрадь поверок прибора (одну на бригаду), рабочие тетради каждого студента с результатами измерений горизонтального и вертикального углов и описанием результатов осмотра прибора.

Задание 4 Рабочие поверки нивелира

Практика - Поверка главного условия нивелира, проведение необходимых юстировок нивелира

Полевые работы

В состав полевых работ по созданию высотного съемочного обоснования входит:

- рекогносцировка участка;

- измерение превышений между точками съемочного обоснования;

- привязка точек съемочного обоснования к реперам опорной высотной геодезической сети;

- обработка результатов измерений.

Таблица 9 - График распределения обязанностей

Перед началом полевых измерений бригада выполняет поверки и юстировки приборов. Бригадир составляет график распределения обязанностей в бригаде и предоставляет его на утверждение преподавателю. Образец графика применительно к схеме ходов на рисунке 7а приведен в таблице 9.

Превышения между точками диагонального хода определяют методом тригонометрического нивелирования. Определение отметок точек основного хода осуществляют по программе технического нивелирования. Длина визирного луча при измерении превышений не должна превышать 100 м.

Рейки устанавливают на вбитые в землю колышки - вершины теодолитного хода. Если превышение между ними невозможно измерить с одной станции, то выбирают связующие (иксовые) точки и производят последовательное нивелирование.

Измерение превышений

Нивелир устанавливают на равном удалении от задней и передней реек и приводят его в рабочее положение. Далее порядок работы на станции следующий:

- наводят зрительную трубу на заднюю рейку и берут отсчет по красной стороне;

- наводят зрительную трубу на переднюю рейку и берут отсчет по красной стороне;

- по команде наблюдателя (исполнителя работ) реечники поворачивают рейки черной стороной к прибору;

- берут отсчет по черной стороне передней рейки;

- поворачивают зрительную трубу на заднюю рейку и берут отсчет по черной стороне.

Перед взятием отсчета вращением элевационного винта приводят пузырек уровня в нуль-пункт (для уровенных нивелиров).

Результаты измерений записывают в журнал технического нивелирования (таблица 10).

Для контроля измерений в журнале вычисляют разности нулей реек на передней (5) и задней (6) рейках, а затем вычисляют превышения как разность отсчетов на заднюю и переднюю рейки по красной (7) и черной (8) сторонам. Расхождения в разностях нулей и в превышениях не должны

превышать по абсолютной величине 4 мм. Далее вычисляют среднее превышение и отметку передней точки Н 2 = Н 1 + h.

 

Таблица 10 - Журнал технического нивелирования

Нивелир №     Наблюдал: Николаев Н.Н. Записывал: Петров Н.И.

Рисунок 8 - Схема тригонометрического нивелирования

 

По завершении работы с нивелиром бригада представляет тетрадь поверок (одну на бригаду), описание прибора и рабочие тетради каждого студента с результатами пробного измерения превышений.

Для определения превышения h тригонометрическим нивелированием (рисунок 8) в точке А устанавливают теодолит, в точке В - веху или рейку.

Угол наклона v измеряют при двух положениях вертикального круга.

Контролем правильности измерения является постоянство места нуля (МО) вертикального круга. Колебания МО не должны превышать двойной точности отсчета по вертикальному кругу теодолита. На станции А рулеткой или рейкой измеряют высоту теодолита i от верха колышка до оси вращения зрительной трубы с точностью до 0,01 м. С той же точностью измеряют высоту визирования v в точке В.

Значение горизонтального проложения d линии выбирают из журнала измерения длин линий или из ведомости вычислений координат вершин диагонального хода (см. таблицу 9).

Превышение на станции вычисляют по формуле

,

где f = 0,42d 2 /R - поправка за кривизну Земли и рефракцию; R - радиус Земли (~ 6371 км).

Полученное значение превышения округляют до 0,01 м, поэтому поправку f учитывают лишь при расстояниях, превышающих 300 м, так как если d = 300 м, то f = 0,01 м.

Значение h′ = dtgv вычисляют на микрокалькуляторе или определяют по тахеометрическим таблицам В.Н. Ганьшина и Л.С. Хренова или таблицам В.П. Егорова для вычисления превышений по горизонтальным проложениям линий.

Если визирование производили на высоту прибора, т.е. при i = υ, то превышение вычисляют по формуле h = dtgv.

На каждой стороне диагонального хода превышение h определяют дважды - в прямом и обратном направлениях. Расхождения между ними не должны превышать величины ±0,04D, см, где D - расстояние, выраженное в сотнях метров.

Для получения отметок точек в системе высот геодезического полигона осуществляют привязку хода к пунктам опорной сети.

Перед началом этой работы преподаватель называет студентам номера геодезических пунктов и их отметки. Студенты записывают исходные данные в полевой журнал и в ведомость вычисления высот точек.

Полевые работы включают в себя: выбор наиболее удобного направления от репера к точкам съемочного обоснования; проложение нивелирного хода от репера до одной из точек съемочного обоснования; составление схемы привязки.

Обработку результатов нивелирования начинают с проверки полевых журналов. В журналах нивелирования (таблица 11)  выполняют постраничный контроль. Для этого подсчитывают суммы отсчетов (1) и (2) по красной и черной сторонам задней рейки, суммы отсчетов (3) и (4) по красной и черной сторонам передней рейки, сравнивают разности (1) - (2) и (3) - (4) с суммами разностей нулей реек (5) и (6). Расхождения в 1 мм и более свидетельствуют о наличии ошибок в вычислениях.

Далее подсчитывают суммы (7) и (8) превышений и осуществляют контроль: (1) - (3) = (7) и (2) - (4) = (8). Затем вычисляют сумму (9) средних значений превышений, среднее значение из величин (7) и (8) не должно отличаться от величины (9) более чем на 1 мм.

 

Таблица 11 - Журнал технического нивелирования

Дата:     2013 г. Наблюдал: А. Иванов Вычислял: П. Петров

В журнале технического нивелирования составляют схему высотного обоснования, на которой показывают исходные пункты (красным цветом), точки обоснования, выписывают средние превышения и стрелкой показывают направления хода. Образец схемы показан на рисунке 9.

Вычисление отметок производят в специальной ведомости (таблица 12). В ведомость из журнала технического нивелирования выписывают превышения, число штативов, подсчитывают сумму превышений и вычисляют невязки по формулам - для замкнутого хода;

 - - для хода, опирающегося на точки с известными отметками.

Допустимые невязки подсчитывают по формулам

 Таблица 12 - Ведомость вычислений отметок точек высотного обоснования 

Если число станций на 1 км хода более 25, то

где L - число километров в ходе (полигоне); п - число станций в ходе.

Невязки распределяют пропорционально числу станций и выписывают их величины в миллиметрах над значениями превышений. Для контроля правильности распределения подсчитывают сумму поправок. Она должна равняться невязке с обратным знаком.

Далее вычисляют исправленные значения превышений и записывают их в графу 4 таблицы 12, в графу 5 выписывают красным цветом исходные отметки начальной и конечной точек хода. Отметку каждой точки хода вычисляют по формуле H i+1 = H i + h′ i , где H i+1 и H i - отметки последующей и

предшествующей точек; h′ i - исправленное значение превышения.

Контроль: вычисленная и исходная отметки конечной точки должны совпадать.

При обработке диагонального хода в графу 2 ведомости, вычислений (таблицв 12) выписывают из журнала измерений превышения в метрах, из ведомости вычислений координат (таблица 9) - длины сторон в сотнях метров, подсчитывают сумму превышений по ходу, вычисляют невязку и сравнивают ее с допустимой

где D - средняя длина сторон в сотнях метров; п - число станций хода.

Рисунок 9 - Схема высотного обоснования

 

Для ходов длиной до 300 м допустимую невязку вычисляют по формуле

где L - длина хода в сотнях метров.

Невязку распределяют пропорционально длинам сторон и по исправленным превышениям вычисляют отметки точек хода.

 

Занятие 3 Полевые работы: Горизонтальная и Тахеометрическая съемка местности

Задание 7 Горизонтальная съемка

Цель горизонтальной съемки - получение контурного плана местности. Геодезическими измерениями определяют положение на местности предметов относительно точек и сторон съемочного обоснования.

Задача: усвоить методику и получить практические навыки в выполнении простейших способов наземной геодезической съемки; научиться по  результатам полевых измерений составлять план местности.

Приборы и принадлежности: теодолит со штативом, две нивелирные рейки, стальная 20-метровая мерная лента или рулетка, стальная 10-метровая рулетка, экер, три вешки, абрис, чертежная бумага высокого качества, транспортир, циркуль-измеритель, масштабная линейка, набор простых и

цветных карандашей, чертежные принадлежности.

Последовательность выполнения работ: подготовительные работы, полевые измерения и камеральная обработка.

Подготовительные работы включают составление проекта выполнения работ, рекогносцировку участка и т.д.

На следующем этапе при помощи геодезических приборов и инструментов выполняют необходимые угловые и линейные измерения, т.е. съемку местности.

Камеральные работы предусматривают обработку полевых измерений и графические построения.

Перед началом работ составляют график распределения обязанностей в бригаде на период съемок.

Образец графика приведен в таблице 13.

При горизонтальной съемке отображению на плане подлежат все виды путей сообщения и сооружения на них, существующая застройка и благоустройство, выходы подземных коммуникаций и другие элементы ситуации с резко очерченными границами.

Таблица 13 - График распределения обязанностей

При съемке зданий и сооружений показывают их этажность и назначение, изломы фасадной линии, выступы и уступы, если величина их более 0,5 мм на плане.

Работа на станции начинается с зарисовки в абрис (схематический чертеж  местности) всех контуров и предметов местности, подлежащих съемке на данной станции. Альбом для абриса изготавливают из 10 - 12 листов плотной бумаги, размером 13×33 см.

Рисунок 10 - Абрис горизонтальной съемки: а - по линиям I-II и II-III; б - по линии CD

При составлении абриса на застроенную территорию (рисунок 10а) и незастроенную (рисунок 10б):

- зарисовку производят простым карандашом Т или 2Т;

- сторону съемочного хода показывают с утолщением;

- контуры и предметы местности зарисовывают в произвольном масштабе;

- цифры должны быть легко читаемы, прямые линии вычерчены по линейке, кривые линии - тщательно «от руки», внутри контура дают пояснительные надписи;

- предметы местности и элементы ситуации показывают более толстыми линиями, а вспомогательные промеры - тонкими;

- результаты угловых измерений заносят в абрис в процессе съемки.

После составления абриса приступают к геодезическим измерениям. В зависимости от характера местности, расположения предметов и контуров, условий измерений применяют следующие способы съемки.

Рисунок 11 - Способы съемки контуров местности: а - прямоугольных и полярных координат; б - линейных засечек; в - угловых засечек; г - створов

Способ прямоугольных координат  или способ перпендикуляров применяют для съемки контуров, лежащих вблизи сторон теодолитного хода. Сторона теодолитного хода принимается за ось абсцисс, одна из точек (точка I на рисунке 11а) - за начало отсчета. За ординату принимают длину

перпендикуляра, опущенного из точки снимаемого контура на ось абсцисс.

Для съемки углов А, Б, В, Г капитального здания поступают следующим образом. Мерную ленту укладывают по стороне I-II с помощью теодолита (с отклонениями не более 2 см). Из снимаемой точки контура опускают перпендикуляр на сторону I-II и при помощи стальной рулетки измеряют его длину, а по ленте делают отсчет, определяющий расстояние от начала отсчета

(точки I теодолитного хода) до основания перпендикуляра. Погрешность в положении основания перпендикуляра, построенного на глаз, составляет 0,01 его

длины. Для различных масштабов съемки установлены предельные значения длин перпендикуляров.

Для масштаба 1:500 его длина не должна превышать 4 м. При увеличении длины перпендикуляра для его построения необходимо применять экер или уточнять положение перпендикуляра линейной засечкой длиной, не превышающей длины мерного прибора.

Способ полярных координат применяют для съемки контуров, удаленных от сторон теодолитного хода на значительное расстояние. Точку II теодолитного хода (рисунок 11а) принимают за полюс, сторону II-III - за полярную ось. На точке II устанавливают теодолит и измеряют полярный угол между полярной осью II-III и радиусом-вектором II-Д. 

Если до начала измерения угла на точке II совместить нуль лимба с нулем алидады и вращением лимба навести визирную ось зрительной трубы на точку III, а затем при неподвижном лимбе визировать на точку Д, то отсчет по лимбу будет полярным углом β. Угол β измеряют при одном положении вертикального круга. Если полярным способом выполняют съемку нескольких точек, то последнее наведение делают снова на начальное направление - точку III. Радиус-вектор измеряют лентой, стальной рулеткой, нитяным или оптическим дальномером. Результаты измерений заносят в абрис.

Способ линейных засечек применяют в тех случаях, когда снимаемый контур удален от сторон или точек съемочного обоснования на расстояние, не превышающее длины мерного прибора.

С помощью теодолита контролируют уложение мерной ленты по створу стороны теодолитного хода, например III-IV (рисунок 11б). От точек L и N (см. рисунок 11, б), совпадающих с делениями целых метров ленты, измеряют рулеткой расстояние до точки Е снимаемого контура.

Рекомендуется, чтобы треугольник LNE был близок к равностороннему, а его стороны не превышали длины мерного прибора.

Пересечение линий LE и NE определит положение точки Е на плане. Для контроля правильности положения точки Е делают третий промер ME от точки М.

Способ угловых засечек применяют в основном при съемке труднодоступных точек местности. Принимая сторону теодолитного хода, например IV-V (рисунок 11в), за базис, последовательно устанавливают теодолит в точках IV и V. Приводят теодолит в рабочее положение и измеряют углы β 4 и β 5. Точка К является вершиной треугольника, построенного по стороне IV-V и углам β 4 и β 5 .

Способ угловых засечек может применяться и со створных точек, расположенных на сторонах съемочного обоснования.

Способ створов  применяется при съемке точек, расположенных в створе теодолитного хода.

Предполагается наличие видимости между крайними точками. Положение снимаемых точек О и Р относительно точек теодолитного хода V и VI (рисунок 11 г) определяют промерами от точки V до точек О и Р.

Перечисленными выше способами определяют положение характерных точек ситуации со станции съемки. Закончив измерения на одной станции, переходят на следующую.

 

Задание 8 Тахеометрическая съемка

Тахеометрическая съемка - один из видов наземной топографической съемки, выполняемой обычно на небольших участках местности с целью получения планов крупных масштабов для инженерных изысканий под строительство, планировку и благоустройство населенных мест. Широко применяется при съемке вытянутых полос местности, например, для изысканий под строительство каналов, линий электропередач, дорог, взлетных полос аэродромов и т.д.

Отличие тахеометрической съемки от горизонтальной состоит в том, что кроме съемки элементов ситуации и предметов местности производят съемку рельефа. Поэтому для точки, с которой выполняют тахеометрическую съемку, нужно знать высотную отметку.

 

Таблица 14 - Журнал тахеометрической съемки

Станция II Наблюдал: Петров В.Н.

Записывал: Иванов А.А.

Дата: 18 июля 2016г.

Лимб ориентирован по стороне II-III

Вычисления проверил: Сидоров Н.Н. Н ст = 156,30 м i = 1,40 м

В качестве съемочного обоснования тахеометрической съемки принимают теодолитно-нивелирные или тахеометрические ходы. Съемку предметов, контуров и рельефа местности производят полярным способом, а отметки точек определяют тригонометрическим нивелированием.

Все измерения выполняют при одном наведении зрительной трубы прибора на рейку. Плановое положение реечной точки определяют при измерении расстояния по дальномеру и взятии отсчета по ориентированному на начальное направление лимбу теодолита. Превышение определяют по углу наклона и расстоянию до точки.

Каждая бригада выполняет тахеометрическую съемку с точек планово-высотного обоснования и составляет план участка. Масштаб плана, высоту сечения, объем и сроки выполнения работ выдаются преподавателем в соответствии с рабочей программой практики.

Для выполнения работ бригада должна иметь тот же комплект приборов, принадлежностей и пособий, что и при горизонтальной съемке. Кроме этого, необходимо получить журналы тахеометрической съемки и тахеометрические таблицы.

Образец графика распределения обязанностей между членами бригады приведен в таблице 13.

Перед началом съемки выполняют все основные поверки теодолита.

Работу на станции ведут в следующей последовательности.

1. Устанавливают теодолит над точкой съемочного обоснования и приводят его в рабочее положение. Рулеткой или нивелирной рейкой с точностью до 0,01 м измеряют высоту теодолита i.

Результат записывают в журнал тахеометрической съемки (таблица 14).

Для упрощения последующих вычислений рекомендуется высоту прибора i отмечать на рейке лентой или тесемкой яркого цвета и визировать на эту отметку.

2. Определяют место нуля вертикального круга и записывают его в журнал тахеометрической съемки в графу 5. Для работы удобно место нуля привести к нулю, чтобы не вводить поправки в отсчеты при определении углов наклона.

Рисунок 12 - Абрис тахеометрической съемки

3. Ориентируют лимб по направлению на одну из точек съемочного обоснования. Так как все последующие измерения на станции будут выполняться при одном положении вертикального круга, целесообразно ориентирование теодолита осуществить при положении вертикального круга слева. При этом совмещают отсчетный индекс алидады с нулевым штрихом лимба горизонтального круга, закрепляют алидаду и, вращая лимб, визируют на выбранную точку съемочного обоснования. После этого закрепляют лимб. В данном положении для измерения углов на станции достаточно открепить алидаду, навести

зрительную трубу на рейку и взять отсчет по горизонтальному кругу.

4. На каждой станции наблюдатель, реечник и записывающий осматривают участок съемки, выявляют характерные точки ситуации и рельефа. Записывающий составляет абрис (рисунок 12).

На абрисе показывают положение станции (место установки прибора), направления на смежные точки съемочного обоснования, снимаемые предметы и контуры местности, расположение реечных точек. Реечные точки имеют сквозную нумерацию на всем строительном участке от первой до последней станции.

При съемке ситуации реечные точки должны быть на всех поворотах контура. Контур принимают за прямую линию в том случае, если лежащие на нем точки отклоняются от прямой на величину не более двойной точности масштаба. Обход по контуру объекта  съемки поручают только одному реечнику. Переход на другой контур делается по команде наблюдателя. При съемке рельефа реечные точки располагают на характерных для рельефа формах - на вершинах, точках перегиба ската и т.д. Их распределяют равномерно (через 2,5 - 3 см на плане) по

всему участку. Особое внимание следует уделить выявлению участков равномерных скатов местности, которые будут использоваться для интерполяции горизонталей. Направление ската показывают на абрисе стрелками.

При составлении абриса записывающий и реечник намечают последовательность перехода с одной точки на другую и договариваются о системе команд с помощью жестов. Обычно намечают следующие основные команды: установить рейку на точку, наклонить ее влево или вправо, показать

черную сторону рейки, перейти на следующую точку, вернуться на предшествующую точку, работы на станции закончить.

5. Последовательно устанавливать рейку на все намеченные точки. При визировании на рейку вертикальную нить сетки совмещают с осью рейки, а горизонтальную - с меткой, соответствующей высоте прибора. Если эта метка не видна, то наводят среднюю нить на отсчет х по рейке и записывают его в графу 8 журнала.

Отсчеты берут в следующей последовательности:

по дальномеру (с точностью до 0,1 м);

по вертикальному кругу (с точностью до 1′);

по горизонтальному кругу (с точностью до 5′).

Результаты наблюдений записывают в тахеометрический журнал соответственно в графы 2, 4, 3. Номер реечной точки в журнале и абрисе должен совпадать.

После снятия отсчета по вертикальному кругу можно давать команду реечнику переходить на следующую точку.

6. По окончании работ на станции для контроля вновь визируют по начальному направлению и записывают отсчет в графу 3. Расхождение с начальным направлением не должно превышать 3′. При больших расхождениях наблюдения на станции повторяют. Обработка журнала тахеометрической съемки начинается с проверки записей в полевых журналах и абрисах. Вычисления в журнале для каждой станции проводят следующим образом.

1. По формулам (4) вычисляют место нуля и записывают в графу 5 (см. таблицу 14).

2. По формулам (4) вычисляют углы наклона и записывают значения v в графу 6.

3. Определяют горизонтальное проложение линии, значение d округляют до 0,1 м и записывают в графу 7.

Горизонтальные проложения вычисляют на микрокалькуляторе типа Б3-36 или выбирают из тахеометрических таблиц. Вычисление осуществляют по формуле

Следует помнить, что угол наклона необходимо выразить в градусах дуги и ее долях, а переключатель микрокалькулятора должен находиться в положении «ГРАД». Пример вычисления d  реечной точки (таблица 14): D = 84,8 м и v = -1°38′; клавиши микрокалькулятора нажимают в такой последовательности: 38 ÷ 60 = +1 = F cos F х 2 × 84,8 = и получают d = 84,7 м.

При выборе значений горизонтальных проложений по тахеометрическим таблицам находят страницу, содержащую значение заданного наклонного расстояния D и в нижней части страницы в табличке горизонтальных проложений по углу наклона выбирают значение d 0 для целого числа метров в наклонном расстоянии, а десятые доли метра оставляют без изменения.

В нашем примере для целой части метров в наклонном расстоянии D 0 = 84 м по углу наклона v ≈ 1°40′ находим значение d 0 = 83,9 м. Прибавляя к нему дробную часть 0,8 м, окончательно получим d = 83,9 + 0,8 = 84,7 м.

4. Вычисляют превышения между станцией и реечными точками по формуле

Величину h′ = (D/2)sin2v вычисляют на микрокалькуляторе или находят с помощью тахеометрических таблиц. Значение h′ записывают в графу 9.

При вычислении h′ на микрокалькуляторе угол наклона предварительно переводят в доли градуса, а переключатель микрокалькулятора устанавливают в положение «ГРАД».

Для рассматриваемого нами примера клавиши микрокалькулятора нажимают в такой последовательности:

и получают h′ = -2,42 м.

Для микрокалькуляторов без клавиши перемены знака «/-/» все вычисления выполняют с положительными значениями, а превышению h′ приписывают знаки угла наклона v. При определении превышений по тахеометрическим таблицам находят страницу, содержащую целое число метров D 0 наклонного расстояния, и на пересечении столбца, подписанного значением

D 0 , и строки, соответствующей углу наклона v, выбирают значение h 0 . Поправку на десятые доли метра в наклонном расстоянии находят в средней интерполяционной табличке. В левой части этой таблички даны десятые доли метра, в правой - поправки в превышение в сотых долях метра.

В нашем примере по значениям D 0 = 84 и v = 1°38′ находим h 0 = 2,39 м. По интерполяционной табличке выбираем значение поправки -2 см. Тогда h′ = -2,39 - 0,02 = -2,41 м.

Далее в графе 10 журнала тахеометрической съемки вычисляют превышение h = h′ + i - υ. Если при измерении угла наклона, визируют на высоту прибора, i = υ и h = h′.

4. Вычисляют отметки реечных точек по формуле

где Н ст - отметка станции, полученная из геометрического нивелирования (в таблице 14 Н ст = 156,30); h i - превышение между станцией и реечной точкой (таблица 14, графа 10). Отметки реечных точек вычисляют с точностью 0,01 м.

Занятие 4 Задание 9 Составление плана строительного участка

Составление топографического плана строительного участка включает: построение координатной сетки, нанесение на план точек теодолитного хода, построение контуров местности по результатам горизонтальной и тахеометрической съемок, проведение горизонталей и оформление плана.

Планы горизонтальной и тахеометрической съемок составляют в масштабах 1:500 - 1:2000 (масштаб плана устанавливает преподаватель). Высоту сечения рельефа в зависимости от условий местности при тахеометрической съемке принимают 0,5 или 1,0 м.

Все построения выполняют на листе чертежной бумаги, размер которой определяют по значениям координат точек съемочного обоснования и заданному масштабу плана. Построение координатной сетки

При небольших размерах планов построение координатной сетки выполняют с помощью измерителя и масштабной линейки.

На листе чертежной бумаги с помощью металлической линейки проводят диагонали. От точки 0 пересечения диагоналей по всем четырем направлениям откладывают равные отрезки (рисунок 14).

Концы отрезков соединяют прямыми линиями, на сторонах полученного прямоугольника откладывают при помощи циркуля-измерителя отрезки длиной 10 см. Соединив соответствующие точки противоположных сторон прямоугольника, получают сетку квадратов.

Контроль правильности построения координатной сетки осуществляют сравнением длин сторон и диагоналей квадратов. Расхождения не должны превышать 0,2 мм. При значительных размерах планов координатную сетку строят при помощи специальной линейки ЛД-1 или на координатографе (рисунок 15а). ЛД-1 - это металлическая линейка, одно ребро которой скошено. Вдоль линейки вырезаны шесть окошек, один край которых скошен. Середина скошенного края в первом (левом) окошке служит началом  отсчета. Все скошенные края других окошек представляют дуги радиусов 10, 20, 30, 40 и 50 см, центр которых совпадает с нулем первого окошка. Скошенный край конца линейки является дугой окружности радиуса 70, 71 см, что соответствует диагонали квадрата со стороной 50 см.

 

Рисунок 14 - Координатная сетка, построенная при помощи измерителя и линейки

 

 

Рисунок 15 - Порядок построения координатной сетки при помощи линейки ЛД-1

Построение координатной сетки линейкой ЛД-1 выполняют следующим образом. Отступив от нижнего края листа бумаги на 5 - 7 см, проводят по скошенному ребру линейки тонкую линию АВ (рисунок 15 б). Накладывают на эту линию линейку так, чтобы нулевой штрих первого окошка совпадал с линией, а в остальных была видна прочерченная линия, и проводят по скошенным краям шести окошек короткие черточки, получают пять интервалов по 10 см. Прикладывают линейку перпендикулярно к начальной линии, соединяют нулевой штрих первого окошечка с точкой А и прочерчивают дуги по скошенным краям всех окошек (рисунок 15 в). Прикладывают нулевой штрих

линейки к точке В и по концу линейки (рисунок 15г) находят пересечение с последней (шестой) чертой, сделанной ранее. В пересечении получают точку С.

Аналогично производят построение треугольника с прямым углом в точке В и получают D (рисунок 15 д; е).

Прикладывают линейку к линии CD и прочерчивают короткие штрихи по скошенным краям окошек. Соединив точки А и С, С и D, D и В, а также одноименные точки на противоположных сторонах прямоугольника ABCD, получают сетку квадратов (рисунок 15, ж).

Для контроля скошенное ребро линейки прикладывают к вершинам квадратов одного ряда. Все вершины должны лежать на прямой линии. Кроме того, с помощью измерителя сравнивают длины сторон и диагоналей квадратов. Погрешности построения не должны превышать 0,2 мм.

Для построения сетки из 12 квадратов, например 3×4 см,  можно также использовать два прямоугольных треугольника со сторонами 30, 40 и 50 см.

Построенную сетку подписывают по осям X и Y в соответствии с расположением участка и масштабом плана. Начало координат выбирают так, чтобы строительный участок разместился в середине листа бумаги.

Нанесение на план точек теодолитного хода Точки съемочного обоснования наносят на план по координатам с помощью измерителя и масштабной линейки. По координатам точек съемочного обоснования находят квадрат, в котором должна располагаться данная точка. Например, точка I теодолитного хода с координатами х I = 593,77 м и у I = 327,62 м, находится в квадрате абвг (см. рисунок 14). От точек а и г, абсциссы которых равны 550 м, откладываем измерителем с помощью масштабной линейки отрезки am и гп, равные 43,77 м, в соответствующем масштабе и соединяем полученные точки прямой линией тп. От точки т по линии тп откладывают отрезок 27,62 м и получают точку I.

Аналогично выполняют построение всех других точек съемочного обоснования. Каждую точку накалывают и обводят кружком диаметром 1,5 мм.

Правильность построения точек контролируют, сравнивая расстояния между ними, измеренные на плане и записанные в графе б ведомостей вычислений координат (таблицы 5 и 9). Расхождения больше 0,3 мм не допускаются.

После контрольных измерений полученные точки теодолитного хода соединяют тонкими линиями. Построенное плановое обоснование служит опорой для нанесения контуров местности и реечных точек. Построение контуров местности При горизонтальной съемке построение на плане характерных точек ситуации осуществляют в зависимости от способа съемки.

При способе прямоугольных координат от начала опорной линии, построенной на плане, откладывают в соответствующе масштабе расстояния до оснований перпендикуляров. В полученных точках восставляют при помощи треугольника перпендикуляры и откладывают на них обозначенные на абрисе отрезки. Сверяясь с абрисом, соединяют линиями соответствующие точки и получают контуры зданий, угодий, дорог и т.п.

Точки контуров, снятых полярным способом, а также реечные точки тахеометрической съемки наносят на план при помощи транспортира и змерителя. Центр транспортира совмещают с точкой, принятой  за полюс, а нулевой диаметр транспортира устанавливают по начальному (исходному) направлению. От этого направления по шкале транспортира на значениях, соответствующих

полярным углам, ставят карандашом на плане точки. После этого полюсную точку соединяют с полученными точками прямыми линиями и откладывают на них от полюса в соответствующем масштабе полярные расстояния. При горизонтальной съемке все данные выбирают из абриса, при тахеометрической - значения углов выбирают из графы 3 журнала тахеометрической съемки, а полярные расстояния - из графы 7.

Рисунок 16 - Вспомогательные чертежные инструменты: а - круглый транспортир; б – тахеограф

 

При способе угловых засечек нанесение точек на план выполняют при построении транспортиром углов на концах базисной линии. Пересечение сторон углов дает положение искомой точки.

Нанесение на план точек, определенных линейной засечкой, выполняют при помощи измерителя и масштабной линейки. Задача решается построением треугольника по трем сторонам, длины которых измерены на местности.

При построении контуров внимательно изучают абрис, чтобы не пропустить точку или не перепутать ее принадлежность к контуру. Если форма контура вызывает сомнение, то необходимо на местности выполнить контрольные (дополнительные) измерения.

При построении контуров внимательно изучают абчек на план все вспомогательные построения выполняют тонкими линиями, которые в последующем стирают. Значения углов и расстояний на план не выписывают.

Наносить на план реечные точки лучше с помощью круглого транспортира (рисунок 16 а) или тахеографа (рисунок 16 б). Обычно используют тахеографы с ценой деления окружности 30′ и линейкой с миллиметровыми делениями. При составлении плана центр окружности тахеографа совмещают с точкой планового обоснования, по начальному (исходному) направлению ориентируют нулевой диаметр тахеографа и откладывают полярный угол на данную реечную точку, а по линейке в соответствующем масштабе откладывают расстояние и накалывают точку. Около точки в числителе выписывают номер реечной точки, а в знаменателе - отметку с точностью до 0,1 м. Отметки пунктов высотного обоснования выписывают на план с точностью до 0,01 м.

  Проведение на плане горизонталей

Проведение горизонталей по отметкам точек начинают с определения отметок горизонталей. Отметки горизонталей должны быть кратны высоте сечения рельефа. Так, при высоте сечения в 1 м горизонтали должны иметь отметки 0, 1, 2, 3, ..., т.е. кратны одному метру. Для проведения горизонталей по линиям равномерного ската, отмеченного на абрисе стрелками, положение горизонталей определяют способом графического интерполирования. Для этого на листе прозрачной бумаги (восковки) прочерчивают через  равные промежутки параллельные линии. Эти линии подписывают значениями, соответствующими отметкам горизонталей на участке. Восковку накладывают на интерполируемую линию плана и поворачивают ее так, чтобы конечные точки линии занимали на восковке места, соответствующие значениям их отметок (рисунок 17). Закрепив в этом положении восковку, перекалывают иглой на план точки пересечений линии на восковке с линией на плане и подписывают их отметки, Аналогично выполняют интерполяцию по всем остальным линиям, указанным на абрисе. Точки с одинаковыми отметками соединяют плавными линиями - горизонталями.

Составленный в карандаше план перед вычерчиванием корректируют в поле, сравнивая его с местностью. Одновременно под руководством преподавателя осуществляют контроль определения положения контуров и горизонталей с оценкой качества работы.

Оформление плана осуществляют в соответствии с Условными знаками для топографических планов масштаба 1:500 (приложение 1).

Оформление начинают с построения рамки (рисунок 18) таким образом, чтобы план разместился примерно посредине. Внутренняя граница рамки может совпадать со сторонами квадратов, либо ее смещают на целое число сантиметров. Координаты всех углов рамки подписывают.

Рисунок 17 - Схема линейного интерполирования

 

Рисунок 17 - Рамка и зарамочное оформление топографического плана

Затем вычерчивают ситуацию участка в условных знаках черной тушью (кроме специально выделенных), тщательно выдерживая их размеры и рисунок.

Далее приступают к изображению рельефа. Горизонтали вычерчивают тушью или акварелью коричневого цвета (жженая сиена) толщиной 0,01 мм. Отметки горизонталей, кратные четырем сечениям рельефа, записывают в разрывах горизонталей; при этом верх цифр должен быть обращен в сторону повышения местности. Отметки точек съемочного обоснования выполняют черным цветом, а реечных точек - коричневым. Горизонтали, кратные десяти сечениям рельефа, утолщают в 2,5 раза.

Образцы оформления плана строительного участка даны в приложении Б.

После завершения работ по топографической съемке бригада представляет:

− полевые журналы измерений горизонтальных углов, наклона и длин линий;

− полевые журналы геометрического и тригонометрического нивелирования;

− абрисы горизонтальной съемки;

− абрисы и журналы тахеометрической съемки;

− ведомости вычислений координат и отметок точек съемочного обоснования;

− план участка местности с результатами контрольных измерений.

Приложение А

Условные знаки топографических планов масштаба 1:500

 

Приложение Б

П Л А Н участка 108

 

 


· Каждая выпускающая кафедра прописывает этот раздел самостоятельно

[1] См. в учебном плане

[2] Количество и трудоемкость текущего контроля:

– при продолжительности практики 2 – 4 недели – 2 текущих контроля – 1 ч.

– при продолжительности практики 6 – 8 недель практики – 4 темы контроля – 2 ч.

– при продолжительности практики 10 и более недель практики – 6 тем контроля – 3 ч.

 



ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

Направленность (профиль) основной профессиональной образовательной программы «Промышленное и гражданское строительство»

 

Направление подготовки 08.03.01 Строительство

(уровень бакалавриата)

 

 

Челябинск

2018


Программа учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)по образовательной программе высшего образования направление подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата): /Новикова И.И., Пастухов Е.Г. – Челябинск: ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2018. - 88 с.

 

Программа учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) является единой для всех форм обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата)

 

Автор: Новикова И.И., Пастухов Е.Г. 

 

Рецензенты: Арканова Ирина Анатольевна – профессор архитектурно-строительного института ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), кандидат технических наук,

Кудрявцев Виктор Константинович –главный инженер ООО «АнтаресС»

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры "Строительство, архитектура и дизайн" от 07.05.2018 года, протокол №10.

Заведующий кафедрой_____________ Новикова И.И.

Одобрена на заседании Учебно-методического совета от 26.05.2018 года, протокол № 10.

Председатель УМС ______________Алферова Л.В.

Согласовано:

Начальник БИЦ ________________ Коржикова Т.В.

 

Начальник Упо УМР____________ Горяйнова Н.М.




ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Вид и тип практики, способы и формы её проведения

2. Цель и задачи практики

3.  Место практики в структуре образовательной программы

4.Перечень планируемых результатов освоения части образовательной программы при прохождении учебной (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)

 5. Планирование времени, отведенного на прохождение практики

6. Содержание практики

7 Организация проведения практики и порядок её прохождения

8. Структура и содержание отчетных документов по прохождению практики и требования к их оформлению

9. Порядок проведения промежуточной аттестации по практике

(защита отчета)

10. Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики

11. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

12. Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики

13. Методические указания для обучающихся, определяющие порядок и особенности учебной деятельности в период прохождения практики

 

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике



Вид и тип практики, способы и формы её проведения

Вид и тип практики: Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) проводится в институте или его структурных подразделениях (обособленном структурном подразделении) или иных организациях, занимающихся геодезическими работами.

Способ проведения практики – стационарная/выездная.

Форма проведения практики – дискретная.

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) проводится в дискретной форме путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для её проведения.

Трудоемкость практики в з.е./ часах/ неделях 3/108/2

 

Цель и задачи практики

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний по курсу «Инженерное обеспечение строительства (геодезия, геология)», ознакомление студентов с полевыми методами инженерно - геодезических работ, а так же овладение навыками использования специальных приборов.

Задачами практики являются: приобретение студентами первичных профессиональных навыков в работе с геодезическими приборами; овладение техникой геодезических измерений и построений; ознакомление студентов с работой новой геодезической техники в производственных условиях; овладение навыками организации работ коллектива; воспитание у студентов сознательного отношения к порученному делу, инициативности и самостоятельности; развитие интереса к научным исследованиям.

3. Место практики в структуре образовательной программы

Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)  относится к Блоку 2 «Практики»

Дисциплины, практики, предшествующие данному виду практики, и формирующие аналогичные компетенции

Код компетенции

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.