Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наука появилась в конце XIX в.
В XVIII в. в Германии появилась наука камералистика. Эта наука исследовала: государственное управление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые — И. Зонненфельд, Шредер, Юсти, Г. Берг и др.
Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах России вплоть до 1863г.
Из камералистики в XIX в. в различных странах выделилась в качестве самостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в XVIII в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал шотландский экономист и философ А. Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов». Наибольшее влияние учение А. Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце XVIII — начале XIX в. шло наиболее интенсивно.
Во всех странах в XIX в. наука о финансах включала в качестве составной части финансово-правовые вопросы. Известны работы немецких государствоведов Л. Штейна, Г. Еллинека, посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилось финансовому праву. В конце XIX в. Г. Еллинек даже написал работу «Бюджетное право». Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой науке видный французский ученый конца XIX — начала XX в. Г.Жез.
В России в начале XIX в. яркими представителями финансовой науки являлись М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере затрагивали и вопросы финансово-правового регулирования.
М.М. Сперанский в 1810 г. по заказу Александра I написал работу (записку) под названием «План финансов». Будучи государственным деятелем, М.М. Сперанский предлагал конкретный План преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства.
Н.И. Тургеневу принадлежит работа «Опыт теории налогов», написанная в 1818 г. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д.
М.Ф. Орлов написал в 1832 г. работу под названием «О государственном кредите». Он связывал вопросы государственного Кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов.
Со второй половины XIX в. в России финансово-правовая наука начинает активно выделяться из финансовой науки. Так, известный российский ученый И.И. Янжул писал работы по финансам, где серьезное внимание уделял финансовому законодательству. Среди них: «Опыт исследования английских косвенных налогов» (1874), учебник «Основные начала финансовой науки» (1899). Выдающимся русским ученым в области финансов и права являлся И.Х. Озеров, который долгое время исследовал вопросы финансовой науки во взаимосвязи с вопросами финансового права. Такова, в частности, его работа «Основы финансовой науки», изданная в Москве в 1905 г.
Вместе с тем в конце XIX в. в России появляются и самостоятельные исследования по финансовому праву. Так, в 1865 г. в Москве была издана работа Ф.Б. Мильгаузена «Финансовое право»; в 1882—1883 гг. профессор Петербургского университета В.А. Лебедев издал учебник «Финансовое право»; в 1883 г. был опубликован «Очерк науки финансового права» И.Т. Тарасова, а в 1888 г. — учебник Д.М. Львова «Курс финансового права»; в 1899 г. в Одессе выходит в свет учебник финансового права С.И. Илловайского.
После октября 1917 г. и вплоть до 1939 г. наука финансового права в России развивалась очень слабо.
Возрождение финансового права как науки и как одноименной отрасли в системе российского права началось в 1939 г., когда оно снова было включено в программы юридических факультетов. В 40-х — начале 50-х гг. появляются учебники по финансовому праву.
Основоположниками науки финансового права после 40-х гг. являлись М.А. Гурвич, Е.А. Ровинский. М.А. Гурвич в 1952 г. написал учебное пособие «Советское финансовое Право». Несколько позже Е.А. Ровинский разработал основы Теории финансового права в книге «Основные вопросы теории советского финансового права», изданной в Москве в 1960 г.
Большой вклад в науку финансового права внесли такие ученые, как М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин, В.В. Бесчеревных, Н.И. Химичева, Л.К. Воронова.
Основное внимание в 60—80-х гг. уделялось исследованию бюджетного права, а также правовому регулированию государственных доходов. В значительной мере этому способствовало принятие Закона СССР «О бюджетных правах СССР и союзных республик» от 30 октября 1959 г.
Фундаментальной работой по бюджетному праву является монография М.И. Пискотина «Советское бюджетное право», изданное в 1971 г. В ней исследовалось понятие бюджета, бюджетного устройства и бюджетного процесса. Работа М.И. Пискотина явилась базой для дальнейших научных разработок в области бюджетного права. В 1966 г. появилась книга Н.И. Химичёвой «Правовые основы бюджетного процесса в СССР». Кроме того, в 1979 г. Н.И. Химичева опубликовала монографию «Субъекты советского бюджетного права».
В 1972 и в 1978 г. Е.А. Ровннский совместно с О.Н. Горбуновой выпустили учебные пособия по бюджетному праву.
В эти же годы правовым регулированием государственных доходов активно занимался С.Д. Цыпкин. В 1955 г. издана его работа «Правовое регулирование налоговых отношений в СССР», а в 1973 г. — «Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы».
В начале 80-х гг. существенным вкладом в науку финансового права явилась монография Л.К. Вороновой «Правовые основы расходов государственного бюджета в СССР» (1981). Одновременно в это же время были изданы интересные работы С.Д. Цыпкина «Финансово-правовые институты и их роль в совершенствовании финансовой деятельности государства» (1983), М.И. Пискотина «Социализм и государственное управление» (1984), посвященные государственному управлению в сфере финансов, а также правовой основе финансовой деятельности государства.
Общетеоретическим вопросам финансового права, финансовому контролю, капитальным вложениям, расходам бюджетных учреждений уделяли внимание О.Н. Горбунова, Л.А. Давыдова, Т.С. Ермакова, Л.М. Коган.
Заметным явлением в истории науки финансового права стал учебник «Советское финансовое право», выпущенный в 1987 г. под редакцией Н.И. Химичевой и Л.К. Вороновой. В нем впервые в науке финансового права содержался раздел о правовом режиме финансов государственных предприятий (объединений) и отраслей народного хозяйства.
Во взаимосвязи с этим в условиях перестройки экономики конец 80-х гг.) в науке финансового права появились очень интересные работы С.В. Запольского, посвященные финансово-правовым проблемам самофинансирования предприятий.
С 90-х гг. начинается новый этап в истории российской науки финансового права. В связи с ориентацией экономики на рыночный путь развития наука финансового права начинает активно исследовать проблемы налогообложения, банковской деятельности. Существенный вклад в науку финансового права в этот период внесли работами А.Н. Козырина, Г.А. Тосуняна.
В 1995 г. впервые в советской и российской науке финансового права была написана и издана работа К.С. Бельского «финансовое право», посвященная истории развития этой науки.
Ценным вкладом в финансово-правовую науку являются такие практически актуальные работы, как учебник Н.И. Химичевой «Налоговое право» (М., 1997), учебное пособие «Налоги и Налоговое право», изданное в 1997 г. под редакцией А.В. Брызгалина, учебное пособие «Налоговое право», изданное под редакцией С.Г. Пепеляева в 2000 г.
В конце XX в. внимание ученых в области финансового Права начали привлекать проблемы государственного финансового контроля. Появились работы С.О. Шохина «Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации» (М., 1999), а также Е.Ю. Грачевой «Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля»
Поиск оптимальной модели российского федерализма на рубеже XXI в. объективно породил потребность в построении правовой концепции бюджетного федерализма. Попытка создания такой концепции была сделана в работе Ю.А. Крохиной «Бюджетное право и российский федерализм» (М., 2001).
Кроме того, развитие экономических отношений со странами ЕС актуализировало сравнительно-правовые исследования. Благодаря этому появилась работа Г.П. Толстопятенко «Европейское налоговое право».
11. Финансово-правовые нормы: особенности, классификация.
Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их классификация важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства.
В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст. 51, 56 НК РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.
К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранительных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что связано с необходимостью установления, а в ряде случаев повышения ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116—1291 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.
Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.
Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний.
Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме.
Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.
Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются. В связи с этим в науке выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие; оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.
Общие нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений.
В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой.
Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д.
Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порядок и проч.,, которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив).
Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах.
Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируются по объему действия на общие и специальные. Общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а специальными — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.
По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования. Соответственно, первые содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов местного самоуправления.
По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные. Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы — это нормы, установленные на определенный срок. К временным финансово-правовым нормам относятся, прежде всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как правило, в течение срока действия соответствующего закона (или постановления органа местного самоуправления) о бюджете на финансовый год.
В зависимости от особенностей предмета финансово-правового регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные финансово-правовые нормы определяют источники образования денежных фондов государства и муниципальных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм.
Финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юр правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы:
1. Характер установленных в ней предписаний
2. Круг прав и обязанностей субъектов финансовых правоотношений
3. Предусматриваются определенные меры ответственности за нарушения финансово-правовой нормы
4. Присутствуют определенны способы защиты прав участников финансового правоотношения
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления.
Классификация финансово-правовых норм:
1. В зависимости от способа воздействия на участников отношении можно выделить следующие нормы:
•Обязывающие (напр., налогоплательщик обязан встать на учёт в налоговый орган) •Запрещающие нормы
•Уполномочивающие нормы Отказ субъектов от использования его прав не несёт ответственности.
2. Материальные и процессуальные. Они закрепляли комплекс прав и обязанностей (правовой статус субъектов и т.д.). Любая материальная норма будет регулятором финансовых отношений. Процессуальные нормы. Закрепляют определённые финансовые процедуры и т.д.
Структура финансово-правовой нормы:
1. Гипотеза
2. Диспозиция
3. Санкция
Дата: 2019-12-10, просмотров: 321.