Вопрос 2. Принципы трудового права. Трудовые отношения .
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении меж­ду работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении его правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодатель­ством.

Основные принципыправовогорегулированиятрудовых исвязанныхс нимиотношений

Принципытрудовогоправа - это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнан­ных нормах международного права и Конституции РФ, преду­сматривающие правила регулирования трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений.
Косновнымпринципамправовогорегулирования трудовых от­ношений относятся, в частности:

1. свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

3. обеспечение права каждого работника

на справедливые условия труда, права на отдых;

4. равенство прав и возможностей работников;

5. обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом мини­мального размера оплаты труда;

6. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

7. обеспечение права работников на участие в управлении органи­зацией;

8. социальное партнерство, обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

9. обеспечение права каждого на защиту государством его трудо­вых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

10. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллек­тивных трудовых споров, а также права на забастовку;

11. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия за­ключенного договора;

12. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;

13. обеспечение права на обязательное социальное страхование ра­ботников.

Вопрос 3. Субъекты трудовых правоотно­шений: работник и работодатель.


Стороны (субъекты) трудовых отношений

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник— физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, кото­рые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие ука­занного возраста.

Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организа­ция), вступившее в

трудовые отношения с работником.

Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие воз­раста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, име­ют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые дого­воры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по веде­нию домашнего хозяйства.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры, с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных до­ходов и с письменного согласия своих законных представителей (роди­телей, опекунов, попечителей).

Лекция №8.

Тема 3.2.Правовое регулирование занятости и трудоустройства

План.

1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительно­го труда.

2. Занятость: понятие и виды.

3. Трудо­устройство. Гарантии трудоустройства. Пра­вовой статус безработного.

Вопрос 1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительно­го труда.

В части первой статьи 37 закреплен свободный характер труда. Свобода трудаозначает прежде всего свободный для гражданина выбор—работать или не работать.

Юридическая обязанность трудиться Конституцией для граждан не предусмотрена. Выбор гражданина в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, поскольку для большинства трудоспособных граждан трудовая деятельность остается основным источником средств существования.

Свобода труда означает вместе с тем и свободный для гражданина выбор рода деятельности и профессии.

Юридическим оформлением выбора гражданина является заключение им трудового договора с работодателем; в договоре по соглашению сторон устанавливается трудовая функция работников. Свободный характер труда с юридической точки зрения выступает как договорный характер труда.

2. Запрещением принудительного труда в части второй статьи 37 развивается принцип свободы труда. В международных правовых актах принудительным признается труд, который гражданин не избрал добровольно; допускается принудительный (недобровольный) труд в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств. Запрещение принудительного труда исключает также возможность изменения трудовой функции работника без его согласия. ТК РФ запрещает постоянный перевод работника на другую работу. Таким образом, в действующем трудовом законодательстве запрещение принудительного труда проводится достаточно последовательно.

Вопрос 2. Занятость: понятие и виды.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением их личных и общественных потребностей, не противоре­чащая законодательству и приносящая им, как правило, зарабо­ток, трудовой доход.

Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Зарабо­ток включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в центра­лизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.

Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в дру­гих случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.

Различают следующие виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное от­сутствие на работе не прерывает состояние занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творче­ских профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государствен­ная служба;

6) военная и приравненная к ней служба;

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по догово­рам.

Граждане Российской Федерации имеют право самостоятель­но выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.

Вопрос 3. Трудоустройство. Гарантии трудоустройства. Правовой статус безработного.

В настоящее время на государственном уровне вопросами заня­тости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий:

· правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;

· функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержа­щих нормы трудового права, законодательства о занятости насе­ления, об альтернативной гражданской службе;

· функции по оказанию государственных услуг в сфере содей­ствия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Последняя из указанных функций Роструда подразделяется на следующие функции:

· содействие гражданам в поиске подходящей работы;

· осуществление подбора работодателям необходимых работ­ников;

· оказание бесплатных консультаций, предоставление бесплат­ной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

· осуществление профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, оказание им психологической и социальной поддержки;

· направление граждан на общественные работы и осуществ­ление их временного трудоустройства;

· осуществление социальных выплат гражданам, которые при­знаны в установленном порядке безработными;

· выдача заключения о целесообразности привлечения и ис­пользования иностранной рабочей силы.

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и незанятые). Государственная служба занятости оказывает граж­данам услуги бесплатно.

Порядок и условия признания гражданина безработным

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро­ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о призна­нии гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствую­щих документов.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Гражданин признается безработным, если он:

· трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

· не имеет работы и заработка (дохода);

· зарегистрирован в органах службы занятости по месту жи­тельства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынуж­денные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

· ищет работу и готов к ней приступить.

Безработными не могут быть признаны граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

· осужденные к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в орга­нах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, учебы (подходящей работой при­знается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоро­вья и транспортной доступности рабочего места. При этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной);

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;

· не явившиеся в срок, установленный органами службы заня­тости для регистрации их в качестве безработных.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повтор­ное обращение в службу занятости через две недели.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного гражданина определяется при­надлежащими ему правами и обязанностями.

Государство гарантирует безработным:

1. выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности;

2. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости, в том числе в период временной нетру­доспособности;

3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

4. возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Кроме того, время, в течение которого гражданин получает по­собие по безработице, стипендию, принимает участие в обществен­ных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по бере­менности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с ис­полнением государственных обязанностей, не прерывает трудово­го стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имею­щий значение для установления права на трудовые пенсии.

Правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на со­держании, органами службы занятости может быть оказана мате­риальная и иная помощь.

Пособие по безработице

Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выпла­ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под­держки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде без­работицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев плюс по две недели за каждый год работы, превышающий стаж, требу­емый для назначения пенсии, но не более 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. По истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное обращение с выплатой пособия, но уже в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

- отказа от двух предложенных безработному вариантов подхо­дящей работы;

- увольнения с последнего места работы за нарушение трудо­вой дисциплины и другие виновные действия;

- отчисления гражданина, направленного на обучение, за ви­новные действия;

- самовольного прекращения гражданином обучения по на­правлению службы занятости;

- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия (т. е. неполучен­ные суммы не могут быть получены безработным позднее) и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Размер пособия может быть сокращен в пределах до 25 процен­тов на срок до одного месяца в следующих случаях:

- неявки без уважительных причин на переговоры с работода­телем в течение трех дней со дня направления службой занятости;

- отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу, учебу.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновремен­ным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:

- признания гражданина занятым по предусмотренным Зако­ном о занятости основаниям;

- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов служ­бы занятости с выплатой стипендии;

- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

- переезда безработного в другую местность;

- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

- назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан

Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплат­ную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профес­сии), трудоустройства, возможности профессионального обуче­ния. Безработные граждане имеют также право на бесплатное по­лучение услуг по психологической поддержке, профессиональ­ной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного об­разования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональ­ное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях — календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:

1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

2) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют без­работные инвалиды, безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, по­вышение квалификации и переподготовку по направлению орга­нов службы занятости, во время обучения выплачивается стипен­дия.

При необходимости органы службы занятости могут оплачи­вать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессио­нальную подготовку, повышение квалификации или переподго­товку в другую местность.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.