Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении его правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством.
Основные принципыправовогорегулированиятрудовых исвязанныхс нимиотношений
Принципытрудовогоправа - это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Косновнымпринципамправовогорегулирования трудовых отношений относятся, в частности:
1. свобода труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
2. запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
3. обеспечение права каждого работника
на справедливые условия труда, права на отдых;
4. равенство прав и возможностей работников;
5. обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;
6. обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;
7. обеспечение права работников на участие в управлении организацией;
8. социальное партнерство, обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
9. обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
10. обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
11. обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
12. обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства;
13. обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Вопрос 3. Субъекты трудовых правоотношений: работник и работодатель.
Стороны (субъекты) трудовых отношений
Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник— физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, — также лица, не достигшие указанного возраста.
Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в
трудовые отношения с работником.
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие указанного возраста, — со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.
Физические лица, имеющие самостоятельный доход, достигшие возраста восемнадцати лет, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право с письменного согласия попечителей заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, за исключением несовершеннолетних, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме, могут заключать трудовые договоры, с работниками при наличии собственных заработка, стипендии, иных доходов и с письменного согласия своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).
Лекция №8.
Тема 3.2.Правовое регулирование занятости и трудоустройства
План.
1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительного труда.
2. Занятость: понятие и виды.
3. Трудоустройство. Гарантии трудоустройства. Правовой статус безработного.
Вопрос 1. Свобода труда как конституционная норма: понятие и содержание. Запрет принудительного труда.
В части первой статьи 37 закреплен свободный характер труда. Свобода трудаозначает прежде всего свободный для гражданина выбор—работать или не работать.
Юридическая обязанность трудиться Конституцией для граждан не предусмотрена. Выбор гражданина в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, поскольку для большинства трудоспособных граждан трудовая деятельность остается основным источником средств существования.
Свобода труда означает вместе с тем и свободный для гражданина выбор рода деятельности и профессии.
Юридическим оформлением выбора гражданина является заключение им трудового договора с работодателем; в договоре по соглашению сторон устанавливается трудовая функция работников. Свободный характер труда с юридической точки зрения выступает как договорный характер труда.
2. Запрещением принудительного труда в части второй статьи 37 развивается принцип свободы труда. В международных правовых актах принудительным признается труд, который гражданин не избрал добровольно; допускается принудительный (недобровольный) труд в силу выполнения обязанностей военной службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств. Запрещение принудительного труда исключает также возможность изменения трудовой функции работника без его согласия. ТК РФ запрещает постоянный перевод работника на другую работу. Таким образом, в действующем трудовом законодательстве запрещение принудительного труда проводится достаточно последовательно.
Вопрос 2. Занятость: понятие и виды.
Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Термин «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору. Заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре.
Понятие «трудовой доход» применяется, как правило, в других случаях, когда речь идет о вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, и т.п.
Различают следующие виды занятости:
1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;
2) предпринимательство, в том числе фермерство;
3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);
4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;
5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;
6) военная и приравненная к ней служба;
7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;
8) работа по гражданско-правовым договорам;
9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.
Граждане Российской Федерации имеют право самостоятельно выбрать вид занятости через коммерческие службы занятости либо через государственную службу занятости.
Вопрос 3. Трудоустройство. Гарантии трудоустройства. Правовой статус безработного.
В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Это — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий:
· правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы;
· функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
· функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Последняя из указанных функций Роструда подразделяется на следующие функции:
· содействие гражданам в поиске подходящей работы;
· осуществление подбора работодателям необходимых работников;
· оказание бесплатных консультаций, предоставление бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;
· осуществление профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, оказание им психологической и социальной поддержки;
· направление граждан на общественные работы и осуществление их временного трудоустройства;
· осуществление социальных выплат гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными;
· выдача заключения о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы.
В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и незанятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.
Порядок и условия признания гражданина безработным
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней после предъявления соответствующих документов.
Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.
Гражданин признается безработным, если он:
· трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т.е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);
· не имеет работы и заработка (дохода);
· зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);
· ищет работу и готов к ней приступить.
Безработными не могут быть признаны граждане:
· не достигшие 16-летнего возраста;
· которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
· осужденные к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, учебы (подходящей работой признается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. При этом не имеет значения, является ли такая работа временной или постоянной);
· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы;
· не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через две недели.
Правовой статус безработного
Правовой статус безработного гражданина определяется принадлежащими ему правами и обязанностями.
Государство гарантирует безработным:
1. выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
2. выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
3. возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
4. возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.
Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
Правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным, имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содержании, органами службы занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Пособие по безработице
Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной поддержки безработных.
Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.
Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.
Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев плюс по две недели за каждый год работы, превышающий стаж, требуемый для назначения пенсии, но не более 24 месяцев в течение 36 календарных месяцев. По истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное обращение с выплатой пособия, но уже в размере минимальной оплаты труда.
Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа от двух предложенных безработному вариантов подходящей работы;
- увольнения с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия;
- отчисления гражданина, направленного на обучение, за виновные действия;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению службы занятости;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
Период, на который приостанавливается выплата пособия, засчитывается в общий период выплаты пособия (т. е. неполученные суммы не могут быть получены безработным позднее) и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Размер пособия может быть сокращен в пределах до 25 процентов на срок до одного месяца в следующих случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления службой занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу, учебу.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:
- признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям;
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
- осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
- назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Повышение квалификации и переподготовка безработных граждан
Все граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, не превышает шести месяцев, а в отдельных случаях — календарного года.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению службы занятости, если:
1) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
2) необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
3) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости, во время обучения выплачивается стипендия.
При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.