НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По теме

Факторы одиночества и способы его преодоления

 

 

Маркелова Алёна Олеговна

Панфёрова Виктория Алексеевна

 

Новосибирск 2008



Содержание

Введение

Глава I . Психологическая феноменология одиночества

1.1 Понятие феномена одиночества

1.2 Психологическая характеристика одинокой личности

1.3 Теория одиночества

1.4 Типология одиночества

Глава II . Факторы одиночества

2.1 Формирование самосознания в юношеском возрасте

2.2 Общение и обособление в ранней юности

2.3 Самооценка как фактор одиночества

2.4 Роль раннего возраста в одиночестве взрослых

Глава III . Способы преодоления одиночества. Экспериментальная часть

3.1 Описание процедуры психологического исследования

3.2 Сравнительный анализ факторов одиночества юношества и зрелости

3.3 Способы преодоления одиночества

Заключение

Список литературы



Введение

 

Темой своей работы мы выбрали одиночество. Проблема одиночества является одной из серьёзнейших проблем человечества, когда взаимоотношения не складываются, не порождая, ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.

Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Бывает, что внешне благополучный человек, реализовавшийся и в профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях, ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно ощущает – это чувство совершенно не обязательно отражает реальную ситуацию, - но от этого не делается легче. Одни пытаются укрыться от него в весёлой шумной компании, другие надеются спастись в семье, чувстве любви к своим близким. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен… можно вылечиться любовью» - писал Э. Фромм [4, 247]

Прошло не так много времени как на смену свахам и знакомствам через родственников пришли службы знакомств, предлагающие своим клиентам электронные базы данных, которые позволяют выбирать потенциальных «партнёров» практически по любым параметрам – цвету волос, росту, весу, интересам, уровню интеллекта и др. Клубы «Для тех, кому за тридцать» дополнились ночными клубами для молодёжи. Компьютер становится не просто печатной машиной с экраном, а порой единственным «собеседником», помогающим забыться или измениться, входя в «чаты», меняя имена.

Изменения, произошедшие за последние два десятилетия в нашей стране, говорят о том, что проблема одиночества всё также тревожит людей. Конечно, порой бывает трудно разглядеть лики одиночества за чёрными стёклами иномарок и «свободными отношениями». Однако, вне зависимости от того какую форму оно обретает, человек, оставаясь наедине с собой, как и много лет назад думает, что ему делать со своим одиночеством. Перефразируя Т. Уильямса, можно сказать, что человек думает как ему жить дальше, будучи обречённым на пожизненное заключение в одиночной камере своего «Я».

Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий её изучением занимались философы, богословы, учёные и писатели. Несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции теории и исследования. Выявить причины возникновения одиночества и предложить эффективные методы борьбы с этим чувством – это большой шаг для установления утерянных одинокими людьми нормальных межличностных отношений. В своих исследованиях мы опирались на утверждения и предположения следующих учёных, которые, так или иначе, затрагивали проблему одиночества: Мудрик А.В.; Кон И.С.; Немов Р.С.; Зимбардо Ф.; Янг Дж.; Фрейд З.; Фромм Э.; Миюскович Б.

Объект исследования - одиночество как психологическая категория.

Предмет исследования – специфика переживания одиночества в юношеском и зрелом возрасте.

Цель исследования: исследование особенностей переживания одиночества в юношеском и зрелом возрасте.

Задачи исследования:

1) выявление факторов одиночества;

2) исследование эмоциональных реакций, переживаемых одинокими людьми;

3) выявление способов реагирования человека на собственное чувство одиночества;

4) определение типа одиночества (хроническое, ситуативное, преходящее);

5) выявление способов преодоления возникшего чувства одиночества;

6) сравнительный анализ поведения старшеклассников и взрослых;

7) сравнительный анализ мужского и женского одиночества;

8) графическое исполнение и интерпретация полученных результатов.

Методы исследования:

1) методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона;

2) методика исследования самооценки;

3) анкетирование;

Были выдвинуты следующие гипотезы:

1) переживание состояния одиночества в юношеском возрасте отлично от переживания подобного состояния в зрелом возрасте.

2) имеются явные различия в переживании состояния одиночества между мужчинами и женщинами.



Теория одиночества

 

Существующие модели одиночества часто носят эпизодический, несистемный характер. В дидактических целях их можно классифицировать на 8 основных групп: психологические, феноменологические, экзистенционально-гуманистические, социологические, интеракционистические, коллективные, интимные, теоретико-системные.

Остановимся подробнее на некоторых из них. Психодинамическая модель, а точнее модели, включают в себя взгляды психоанализа.

Фрейд : Изучал одиночество в связи со страхом смерти. По его мнению, люди боятся не только самой смерти, сколько одиночества.

Ведь смерть – прекращение существования нашего сознания. Если бы мы боялись именно этого, то нам было бы страшно спать по ночам. Мы страшимся не потери сознания, а состояния изоляции, одиночества. Нас ужасает в смерти возможность сохранения сознания, но в полном одиночестве.

Единственной возможностью избежать одиночества является общение, наличие которого является взаимным подтверждением нашего существования. Такие самоподтверждения необходимы для нормального функционирования психики, а их отсутствие, т.е. одиночество, порождает глубочайший страх.

В детстве на ранних этапах ребёнок испытывает чувство слитности с окружением («океаническое чувство»). Это первый этап формирования ЭГО, на нём человек не чувствует одиночества. Но как только человек понимает своё истинное сущностное положение, и в той мере, в которой он его понимает, человек становится «безнадёжно» одиноким. Он постоянно пытается избавиться от него посредством общения. Если ребёнок с детства окружён только любовью и заботой, то формирование ЭГО не завершается. Результатом этого является нарциссическая личность. Она не способна полноценно общаться, поэтому такие люди очень сильно переживают одиночество.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Фрейд изучал одиночество не само по себе, а в контексте изучения страха смерти и формирования ЭГО. Страх одиночества в принципе выполняет положительную функцию, так как заставляет людей общаться. По большому счёту, одиночество сплачивает общество в целом.

Бен Миюскович высказывал подобные идеи. Одиночество – явление, характерное для сознания, но мы одиноки не всегда, если существует альтернатива – общность (дружба, любовь). В то время, когда мы испытываем дружбу или любовь, одиночество не осознаётся, но создаёт возможности дальнейшей дружбы и любви.

Фромм: Моральное одиночество определяется, как неспособность людей соотноситься не только с другими людьми, но и с ценностями, идеалами вообще. Человек, достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное тождество (личностное), неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством. Он никогда не сможет полностью принять ценности, идеалы, внутренний мир других людей. Таким образом, возникает проблема: с одной стороны, человек чувствует себя одиноким, а как следствие – тревожным. Поэтому начинается путь обратный (попытки достигнуть общности), но никогда не осуществимый. Все направленные вовне интересы – попытка бегства от неизбежного одиночества. У каждого человека в процессе жизни складывается индивидуальная стратегия бегства, которая запечатлевается в характере. Поэтому Фромм выделяет следующие типы характеров:

1) садист («вбирает» в себя личности других: они для него и не являются личностями, скорее становятся частями собственного «Я»).

2) мазохист (включает в себе другого. Входит составной частью в потребности, интересы другого. Живёт в постоянном одиночестве).

3) конформист (сливается со всеми, некритично разделяет все желания и мнения группы. Полностью теряет самоидентичность).

Это неконструктивные пути бегства от одиночества, так как они разрушают самосознание, разрушают личность и её самоидентичность. Более удачными способами понимания страха, связанного с одиночеством, может быть развитие чувства общности, то есть соединения себя с другими, опять-таки, в дружбе и любви.

Ещё одна, очень схожая с предыдущими, концепция принадлежит Мартину Буберу: спасаясь от постоянной тревожности и страха, человек бежит: в индивидуализм; коллективизм.

В первом случае обесценивается существование других. Во втором ответственность заменяется коллективной. Коллектив обеспечивает тотальную безопасность (господствует только внешняя реальность). Но это только иллюзия, избавления от одиночества, так как коллектив не обеспечивает истинной близости. Только когда человек постигнет другого во всей его индивидуальности, он избавится от собственного одиночества. Такой процесс, по мнению автора, возможен только, когда личность отказывается от себя. Она не способна осуществить порыв к другому, так как подлинное отношение существует только между подлинными личностями. В личности тех людей, которые выбрали названные два способа бегства, зреет бунт. А его симптомом опять является чувство одиночества. Существует ли третий путь? Бубер говорит, что он заключается в пространстве «между». Это пространство постоянно заново конструируется. Это и есть момент истинной близости, очень кратковременный момент истинного диалога.

Ещё один представитель данного подхода – Зилбург. Он предлагал различать понятия одиночества и уединённости. Уединённость – это неопределённое постоянное ощущение. Он выделил черты личности, способствующие ощущению одиночества, и проследил причины их развития. Такими чертами выступают нарциссизм, мания величия, враждебность. Одинокий человек сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества. Он эгоцентричен. Проявляет болезненную скрытость или враждебность (как вовнутрь, так и вовне). Происхождение этих черт берёт своё начало в раннем детстве. Маленький ребёнок испытывает радость быть любимым, вызывать восхищение и одновременно чувствовать собственную слабость. Это и есть зародыш отчуждённости, враждебности и бессильной агрессии другого человека.

Салливан: Одиночество впервые возникает в подростковом возрасте, когда потребность в близости (действующая на протяжении всей жизни) выражается в потребности в приятеле, друге. Если в связи с отношениями с родителями у ребёнка не сформировались коммуникативные навыки, ребёнок становится неспособным удовлетворить эту потребность в интимности. А такая её фрустрация как раз и ведёт к одиночеству. Испытанное в этом возрасте одиночество часто закрепляется и становится характерным для этого человека чувством. Таким образом, все концепции данного направления определяют одиночество как результат ранних влияний на личностное развитие ребёнка. В определении факторов, ответственных за возникновение одиночества в дальнейшем акцент делается на внутриличностных особенностях (развитие самосознания, характер и т.п.).

Гуманистическое направление

Карл Мустакас, считает, что одиночество- это творческая сила, возможность встретиться с самим собой. Такая встреча многое дает личности: познание себя, других, возможность по-новому увидеть ситуацию, переоценить ценности, найти смысл собственного существования, действительно понять себя. Это дает возможность вырваться из привычных стандартов поведения, стать собой. Одиночество, которое можно использовать, таким образом, Мустакас назвал истинным одиночеством. Оно проявляется в момент столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, существенные переживания в жизни). Вообще, одиночество имманентно присуще человеческому существованию, только оно не всегда осознается. В те редкие моменты, когда это происходит, надо уметь его продуктивно использовать. Мустакас говорит, что этому можно научиться, преодолев свой страх перед этим состоянием.

Социологические теории

Баумен высказал идею о том, что источники одиночества в каждой личности лежат вовне, в обществе. На современном этапе ослабевает роль тесных межличностных контактов, отношения все больше деперсонализируются, формализуются. Ослабевают связи в первичной группе, растет семейная лабильность. Люди обособляются от самих себя, не понимают своих собственных желаний. Все это порождает синдром обеспокоенности, к которому добавляется также потребность в постоянном внимании других людей к себе, которая никогда полностью не удовлетворяется. Потребности личности в общении, сопричастности и зависимости, в доверии к другому и со стороны другого недостижимы в современном обществе. Это порождает защитный механизм в виде стремления отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Таким образом, все люди в современном обществе, так или иначе, в большей или меньшей степени невротизированы. Одним из симптомов этого является одиночество. Представители этого направления (а к ним относятся также Рисмен, Дэйтер и др.) утверждают, что одиночество - показатель общества в целом. Оно – продукт социальных сил, то есть его причина лежит вне личности.

Типология одиночества

одиночество психологическое юношество

В нашей работе уже говорилось о том, что классифицировать одиночество чрезвычайно трудно, так как это индивидуальное переживание, качественно и количественно различное у разных людей. Поэтому традиционная классификация выглядит чрезвычайно бедно.

1. Одиночество как переживание, не выходящее за пределы нормы;

2. Патологическое одиночество (клинические случаи; сопровождаются депрессией, апатией, вспышками гнева, присутствует мотив самоистязания).

В дальнейшем в реферате мы рассматриваем лишь первый вид.

Есть смысл различать три типа одиночества: хронический, ситуативный, преходящий.

Хроническое одиночество наступает тогда, когда индивид в течение длительного периода в жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого или разрыв интимных отношений, например, брачного. После короткого времени дистресса ситуативно одинокий индивид смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает возникшее чувство одиночества.

Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Интересную классификацию типов одиночества предложил Садлер. Он выделил элементарный феномен, лежащий в основе всех переживаний, и назвал его личностным миром. Он имеет четыре основных направления, в соответствии с которыми человек реализует свои возможности:

1. Уникальность судьбы индивида: актуализация внутреннего «Я» во всей его многозначности;

2. Традиции и культура личности (то есть личностные ценности и идеи);

3. Социальное окружение. Реализация социальных ролей.

4. Восприятие других людей.

В соответствии с этими критериями выделяется четыре вида одиночества: экзистенциальное, или космическое одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное одиночество.

Одиночество становится особенно нестерпимым, если оно представляет собой комплекс этих четырёх видов. Остановимся подробнее на этой классификации:

1. Экзистенциальное одиночество.

Оно связано, во-первых, с постижением себя как целостной реальности, соотнесения себя с природой. Если эта потребность не удовлетворяется, то возникает ощущение одиночества в виде тоски по Родине, общению с природой. В общении с другими людьми этот вид одиночества исчезнуть не может (его можно лишь на время приглушить), так как причины его лежат вне сферы человеческих коммуникаций. Встречается это переживание не у всех, а лишь у людей определённых профессий, тесно связанных с природой и т.п.

Во-вторых, у некоторых личностей сильно развита потребность в причастности к Богу, мистическому. При её фрустрации возникает специфическое переживание одиночества. Это сильнейший мотивирующий фактор, приводящий к образованию сект, порождающий религиозный фанатизм.

В-третьих, у человека может остаться неудовлетворённой сильнейшая потребность в осознании собственной уникальности.

Человек, переживающий самоотчуждение, осознаёт, что развитие одной стороны «Я» сводит на нет, развитие остальных и чувствует дискомфорт. Выражается этот вид одиночества также в виде стремления к «истинному Я».

2. Культурное одиночество – переживание отрыва от культурного наследия, которое являлось существенной частью жизни. В основном переживается в виде разрыва со старыми ценностями, что является важным элементом в жизни молодёжи.

3. Социальное одиночество встречается гораздо чаще. Связано с взаимоотношениями личности и группы. Источниками социального одиночества могут быть: изгнание, отвержение группой, неприятие.

Человек чувствует, что его оттолкнули, исключили, не оценили и так далее. Ощущение изгнания, того, что человек лишний, часто наблюдается у людей с неустановившимися социальными ролями. Для таких людей характерно беспокойство о своём социальном положении, тревога относительно социальной идентичности.

Страдают от такого одиночества в основном люди, нуждающиеся в социально значимой включённости: старики, малообеспеченные, эксцентричные люди, подростки, женщины. По мнению многих авторов, именно из страха перед социальным одиночеством люди так активно включаются в социальную деятельность, в коллектив, в общение.

Ещё одна разновидность социального одиночества может возникнуть, когда человека воспринимают только как роль.

4. Межличностное одиночество обычно выступает в тесной связи с социальным одиночеством, но связано с отвержением или непониманием, неприятием каким-либо конкретным человеком. Люди, испытывающие все четыре вида одиночества, страдают аномией (расстройством личности). Аномичные люди обладают общими чертами: неприятие себя и других или же тяготение к действиям под внешним контролем. Они также списывают всю ответственность на судьбу или что-то ещё. У аномичного человека часто возникает ощущение, что он живёт в пустом пространстве без ориентиров. Люди устают от такого существования. Жизнь утрачивает ценность, часты попытки суицидов. Такие люди самостоятельно не способны бороться со своими переживаниями одиночества.

 



Факторы одиночества

 

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного развития навыков самонаблюдения и самоанализа. Поэтому часто у подростков возникает чувство неуверенности, в том числе и в том, что они соответствуют избранному идеалу или общепринятой норме. Невозможность принять себя приводит подростков к выводу, что вряд ли кто-либо еще сможет понять и оценить всю глубину внутреннего мира. Переход на новый уровень самосознания позволяет осознать себя как уникальную личность, отличную от окружающих людей. А переживание собственной непохожести на других в сочетании с уверенностью в том, что другие не смогут понять и оценить их уникальность, и порождает одиночество подростка.

Происходящая в подростковом возрасте переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений со сверстниками весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной для подростков, так как именно в этом возрасте резко увеличивается число ребят, жалующихся на нехватку опыта и навыков общения.

Недостаток таких навыков и плохо развитые способности к самораскрытию и эмпатии мешают подростку удовлетворить в процессе общения потребности в признании, эмоциональном отклике и понимании, что и приводит к переживанию одиночества. Кроме того, в подростковом возрасте обостряется потребность занять позицию какой-либо социальной группы. Отсутствие людей, разделяющих интересы и увлечения подростка, также ведет к переживанию обособленности.

Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки. Первый проявляется в том, что подростку сложно уравновесить два противоположных на первый взгляд фактора формирование идентичности – идентификацию (отождествление) и обособление. В случае если идентификация преобладает над обособлением, происходит потеря своего «я», что сопровождается переживанием собственной никчемности и потерей самоуважения, (а если происходит отождествление с отрицательными героями, то и уважения окружающих). Если же преобладает механизм обособления, то происходит чрезмерное отделение от окружающих, отказ от построения близких отношений и общения. Кризис самооценки, проявляющийся в ее неустойчивости, повышенной критичности подростков по отношению к себе и частом переживании недовольства собой, лежит в основе того, что подростки приписывают себе различные недостатки и отрицательные качества, а также проецируют на других подобное негативное отношение к себе. Из-за этого повышается уровень агрессивности и тревожности, возрастает чувствительность к критике и неудачам, особенно в сфере общения.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т.п.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью включая знакомства, представления другим людям, соучастие в разных делах, рискованность и открытость в общении.

Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения.

Самооценка зависит от степени достижения целей, тогда любая неудача должна повредить нашей самооценке. Однако в действительности влияние неудачи на самооценку опосредованно личным объяснением причины этой неудачи.

То, что мы думаем о себе, оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную значимость, как правило, распространяют вокруг себя ореол удовлетворенности. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм, и, соответственно, им достается львиная доля, предоставляемых обществом благ.

Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за «конструктивный совет». Получив отказ, они не воспринимают его как унижение своей персоны. Причины его они рассматривают иначе: следовало приложить больше усилий, не идти напролом; просьба была чрезмерна или, наоборот, несущественная; время и место были выбраны неудачно; человек, давший отказ, сам страдает от каких-либо проблем и потому нуждается в понимании. В любом случае причины отказа – не в них, а вне их; эти причины следует проанализировать, чтобы перегруппировать силы и предпринять новое наступление более надежными средствами. Таким людям легко быть оптимистами: они чаще добиваются своего, чем проигрывают.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр. Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля и сопровождается ссылкой на такие собственные отрицательные индивидуальные качества, как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Предпочитаемый способ реагирования человека на одиночество – депрессия или агрессия – зависит от того, как человек объясняет свое собственное одиночество. При внутреннем локусе контроля чаще возникает депрессия, а при внешнем – агрессия.

Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми, и усилению этих самоуничижительных чувств способствует повышенная самокритичность.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом. Во-первых, ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека; во-вторых, исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих тенденций, которые сами по себе существенно затрудняют межличностное общение.

Индивиды, невысоко оценивающие себя, ожидают, что и другие так же к ним относятся. Такие люди острее многих других реагируют на предложения и отказы в установлении личных контактов с окружающими. Вместе с тем люди с низкой самооценкой особенно отзывчивы к обращениям и просьбам со стороны, реагируя повышенно враждебно на тех, кто лично их отвергает. Эти люди чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение собственной неполноценности. Они же, как выяснилось, с трудом воспринимают комплименты в свой адрес, более неуверенно ведут себя в общении и повышенно осторожны.

В целом же низкая самооценка порождает взаимосвязанный комплекс психологически неблагоприятных факторов, препятствующих установлению хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми: самоуничижительное сознание и поведение, ощущение собственной некомпетентности и многое другое.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отторжение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием, как личностных особенностей подростка, так и результатов влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства, смены школы, потери близкого друга и т.п.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в такой ситуации межличностного общения, при которой он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность, как возможные причины и одновременно следствия одиночества, часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных результатов проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится все труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает чувство одиночества.

В отдельные группу можно вынести факторы, связанные с семьей подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать. Отсутствие эмоциональной близости между ребенком и родителями (эмоциональное отвержение), недостаток родительского внимания и заботы о ребенке (гипоопека) не дают положительного опыта общения и мешают нормальному развитию коммуникативных навыков. Чрезмерные требования и контроль, отсутствие позитивного отношения к ребенку и признания его ценности как личности, недостаток эмоционального, физического и духовного контакта с родителями и значимыми взрослыми способствуют возникновению у ребенка восприятия себя как ненужного, «плохого» и недостойного любви и формируют у него представление о себе как неспособном и никчемном человеке. В этом случае подросток не верит ни в себя, ни в других, ни в то, что кому-то он может быть нужен и интересен как личность. Замыкаясь в себе, такой подросток все больше уходит в свое одиночество. Вместе с тем чрезмерная забота и повышенное внимание (гиперопека), характерные для воспитания ребенка по типу «кумир семьи», способствуют развитию эгоцентризма, высокой требовательности к окружающим в сочетании с низким контролем собственного поведения. Как правило, подросток, имеющий такие черты характера, отвергается сверстниками.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания. Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

 

Заключение

 

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то – как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Для одних одиночество – результат осознания человека оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других – активное творческое состояние, благоприятная возможность общения с самим собой и источник силы.

Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

В нашей работе мы придерживались определения одиночества как эмоционального состояния, вызванного осознанием того, что общение и социальные контакты не приносят удовлетворения.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки.

К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В.Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

В нашей работе на примере учащихся 11-го класса и взрослых мы исследовали особенности переживания одиночества, факторы, способствующие его возникновению и способы его преодоления. Во взгляде испытуемых на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях, они считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это собственный выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если человек выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.

Старшеклассники и взрослые считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе его неумении общаться.

В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.

Неужели одиночество – наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр – телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть – стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно).

Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.

Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия.



Список литературы

1. Джеймс У. Психология. – М.: ЮНИТИ, 1991. – 61с

2. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с

3. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. – Новосибирск, НГПУ, 1988. – 563с

4. Лабиринты одиночества. Сборник / Под ред. Покровского Н.Е. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1989. – 549с

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456с

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х тт. Учебник для студентов высших и пед. учебных заведений. – М.: Владос, 1997. – 688с

7. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. – С.: Издательский дом «Бахрах - М». – 261с

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: АСТ, 1996. – 225с

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 736с

10. Хараш А.У. Психология одиночества / / Педология. – Новый век, №4, 2000

11. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. – М.: Политиздат, 1975. – 195с

12. Ялом И. Когда Ницше плакал / Пер. с англ. М. Будыниной. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 416с

Сайты:

1. http://www.psyonline.ru

2. http://www.psylib.org.ru

3. http://www.it-med.ru

4. http://www.temenos.ru



Приложение 1.

Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона

 

Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:

 

  Состояние Никогда Редко Иногда Часто
1 Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми. 1 2 3 4
2 Я испытываю недостаток в дружеском общении. 1 2 3 4
3 Нет никого, к кому бы я мог обратиться. 1 2 3 4
4 Я не чувствую себя одиноким. 1 2 3 4
5 Я ощущаю себя частью группы друзей. 1 2 3 4
6 У меня много общего с окружающими людьми. 1 2 3 4
7 Я замкнут в себе. 1 2 3 4
8 Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. 1 2 3 4
9 Я – человек, легко приближающийся к людям. 1 2 3 4
10 Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства. 1 2 3 4
11 Я чувствую себя покинутым. 1 2 3 4
12 Мои социальные связи неглубоки. 1 2 3 4
13 Никто не знает меня по-настоящему. 1 2 3 4
14 Я чувствую себя изолированным от других людей. 1 2 3 4
15 Я могу найти друзей, как только я этого захочу. 1 2 3 4
16 Есть люди, которые по-настоящему понимают меня. 1 2 3 4
17 Я несчастен оттого, что так отдалён от людей. 1 2 3 4
18 Люди вокруг меня, но не со мной. 1 2 3 4
19 Есть люди, с которыми я могу поговорить. 1 2 3 4
20 Есть люди, к которым я могу обратиться. 1 2 3 4


Приложение 2.

Методика определения самооценки

Идеал

Качество личности

Я

Разница

d d2
  Уступчивость      
  Смелость      
  Вспыльчивость      
  Настойчивость      
  Нервозность      
  Терпеливость      
  Увлекаемость      
  Пассивность      
  Холодность      
  Энтузиазм      
  Осторожность      
  Капризность      
  Медлительность      
  Нерешительность      
  Энергичность      
  Жизнерадостность      
  Мнительность      
  Упрямство      
  Беспечность      
  Застенчивость      

 



Приложение 3

 

Анкета

 

1. В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?

2. Как вы думаете, часто ли люди чувствуют себя одиноко?

3. Долго ли длится это состояние?

4. Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?

5. Кого можно назвать одиноким человеком?

6. Что чувствует одинокий человек?

7. Как он себя ведет?

8. Может ли человек почувствовать себя одиноким в семье? Почему?

9. Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других детей? Почему?

10. Чувствовали ли вы себя одиноко? Как часто? В каких ситуациях?

11. Доставляет ли вам удовольствие от общения с собой? Почему?

12. Насколько вы, на ваш взгляд, одиноки по сравнению со своими сверстниками?

13. Каковы причины вашего одиночества?

14. Как бы вы охарактеризовали свое эмоциональное состояние в момент одиночества?

15. Есть ли у вас желание наказать других за ваши чувства?

16. Сколько раз вы переезжали с места на место в течение вашей жизни?

17. Укажите близких вам людей, уже умерших и ваш возраст, когда умер каждый из них.

18. Если ваши родители оформили развод, укажите, сколько вам было лет, когда это случилось.

19. В какой степени вы можете положиться на свою мать и обратиться к ней за помощью, когда у вас возникают какие-либо проблемы?

20. Как бы вы описали ваши взаимоотношения с отцом, когда вы были ребёнком?

21. Насколько вы контролируете то, что с вами происходит в жизни?

22. Что люди предпринимают, когда чувствуют себя одинокими?

23. Что для этого делаете лично вы?



Приложение 4

 

Типы одиночества

 

Старшеклассники

 

Взрослые

 



Приложние 5

Спектр эмоциональных состояний переживания одиночества

Старшеклассники

 

Взрослые



Приложение 6

Спектр эмоциональных состояний переживания одиночества

Мужчины

 

Женщины



Приложение 7

 

Способы преодоления одиночества

Размещено на

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По теме

Дата: 2019-12-10, просмотров: 292.