Политический анализ и прогнозирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Утверждаю

Заведующий кафедрой

__________ А.С. Бобровский

«_____» ___________ 2018 г.

 

МЕТодические рекомендации

по подготовке курсовых работ студентами,

обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология»

квалификация (степень) — БАКАЛАВР

 

Донецк 2018


УДК 32

ББК Ф 66

 

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ студентами, обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология» (бакалавриат)

 

 

Составители: Д. В. Посредников, канд. ист. наук, доц.

И. В. Стрионова, канд. ист. наук, ст. преп.

 

Редактор и отв. за выпуск: А. С. Бобровский, канд. ист. наук, доц.

Рецензенты:                         К. В. Черкашин,    канд. полит. наук, доц.

                                            М. С. Багликова,   канд. ист. наук, доц.

 

Методические рекомендации утверждены

на заседании кафедры политологии

Протокол от 22.11.2018 № 3

 

И. о. заведующего кафедрой политологии к. ист. н., доц. А. С. Бобровский

 


УДК 32

ББК Ф 66

 

 

© Посредников Д. В., 2018

© И. В. Стрионова, 2018

© ДонНУ, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения о курсовой работе ……………...………………………...4

2. Порядок выполнения …………………………………….……………………..4

2.1 Выбор темы и руководство ………………………….………………...4

2.2 Определение рабочего плана и круга источников …….……………..5

2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию ……...……….5

3. Процедура защиты ……………………………………….………………........7

4. Оценивание курсовой работы …………..…....……..…………………….......8

5. Приложения …………………………………………………………….…....10

А. Перечень примерных тем ………………………………………..……10

Б. Образец заявления студента о выборе темы и назначении

научного руководителя  …………………………………………….....15

В. Образец титульного листа ………………………………...……....…..16

Г. Образец оформления содержания ………………………………...…..17

Д. Примеры библиографических записей ………………………............18

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

1. Образовательная программа по направлению 41.03.04 «Политология» устанавливает порядок написания и защиты курсовых работ студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров в Донецком национальном университете.

3. Курсовая работа выполняются для направления подготовки «бакалавр» в форме письменной работы. Курсовая работа представляет собой учебно-научное исследование, написанное на политологическую тему лично студентом под руководством научного руководителя, направленное на формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

4. Руководителем курсовой работы назначается преподаватель кафедры политологии.

Студент должен

знать: предмет политической науки, понятийно-категориальный аппарат и теоретические основы исследования; основные закономерности политических процессов, особенности их применения;

уметь: выделять сферу политического; анализировать политические процессы, геополитическую обстановку; формулировать и отстаивать свои научные результаты;

владеть навыками политического анализа социально-политических проблем; критического политологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии; организации и проведения политологического исследования.

Сроки подготовки и защиты курсовой работы

1. Утверждение темы курсовой работы и научного руководителя на кафедре — до 1 октября.

2. Сдача на кафедру — до 20 мая.

3. Защита курсовой работы — до 1 июня.

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Выбор темы и руководство

 

Начальным этапом исследования является выбор темы. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с предлагаемой кафедрой тематикой курсовых работ (Приложение А). На 2 курсе студенты пишут курсовые работы по тематике предметов: «Политология» и «История политических учений». На 3 курсе — по тематике предметов: «Социология» (V семестр); «Этнополитология», «Политический анализ и прогнозирование» и «Технологии политических процессов» (VI семестр). Студент вправе предложить собственную тему, соответствующую направлению и профилю подготовки. После согласования темы курсовой работы с научным руководителем необходимо написать заявление (Приложение Б).

 

2.2 Определение рабочего плана и круга источников

 

Рабочий план начинается с выбора темы исследования. В рамках разработки рабочего плана следует определить относящиеся к теме источники. Изучение литературы нужно начинать с фундаментальных академических изданий, затем переходить к монографиям, публикациям, статьям, тезисам, причем исследованию подлежат отечественные и зарубежные работы.

 

 

2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию курсовой работы

 

    1. Объем курсовой работы должен быть не менее 25—30 страниц (принимается в расчет основная часть без списка источников и приложений). Композиционное построение текста предполагает примерно одинаковый объем глав / разделов (расхождение — до 3-х страниц). Введение — 5 страниц, заключение — 2 страницы.

2. Курсовая работа состоит из таких структурных элементов:

· Титульный лист (Приложение В).

· Содержание (Приложение Г).

· Основная часть:

· Перечень условных сокращений (при необходимости)

· Введение

· Раздел 1 с пунктами и подпунктами (Глава 1 с параграфами)

· Раздел 2 с пунктами и подпунктами (Глава 2 с параграфами)

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения

· Словарь терминов (если требуется).

3. Курсовая работа должна быть напечатана на листах формата А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал — 1,5, отступ — 1,25 см. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см. Переплет — мягкий.

3. Содержание, введение, каждая глава, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Пишутся заглавными жирными буквами с выравниванием по центру.

    4. Пункты внутри главы / раздела отделяются от текста одним пробелом до названия пункта и после его названия. Пункты пишутся строчными жирными буквами, располагаются с абзаца. В конце названия точка не ставится. Подпункты пишутся строчным жирным курсивом. После названия подпункта ставится точка и на этой же строчке начинается текст.

    5. Все страницы работы нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист (не нумеруется). Порядковый номер печатается, начиная со страницы 3 в правом верхнем углу, шрифт 12.

    6. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник (указывается порядковый номер источника в Списке использованных источников, ставиться запятая, сокращение слова «страница» (с.), номер страницы; ссылка даётся в квадратных скобках: [7, с. 5]. При ссылке одновременно на несколько источников перед их порядковыми номерами (в Списке) ставится точка с запятой: [6, с. 45; 11, с. 23‒25]). В случае необходимости дать ссылку на весь источник, без цитирования, в скобках ставится номер без указания страниц: [4; 6]. (Подробнее см.: ГОСТ Р 7.0.11‒ 2011 «Приложение Б (справочное) примеры библиографических записей документов в списке литературы»).

    Введение должно строиться в таком порядке.

1) Актуальность и постановка проблемы — это степень важности в данный момент проблемы, вопроса или задачи, имеющих общественно значимое, политическое измерение её решения.

2) Характеристика степени научной разработанности проблемы — это характеристика литературы, того, что исследовано и описано по данной проблеме до Вас. Автор может указать на её недостаточную разработанность и пр.

3) Цель работы формулируется в соответствии с названием темы. Далее пишем: «Достижение поставленной цели автор планирует решить с помощью следующих задач».

Задачи исследования выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования, т. е. достижения цели. Формулировка задач должна соответствовать названиям глав / разделов.

4) Методы. «Определение цели и задач исследования обусловило применение таких методов научного поиска…» Исследование проводится с использованием сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого методов, возможно применение математики и статистики.

5) Нормативная и эмпирическая базаисследования — это источники, опираясь на которые Вы пишите работу. Начинается абзац: «Достижение поставленной цели и задач стало возможным лишь при использовании таких видов источников…». Источники — нормативные документы и эмпирические материалы, привлеченные к изучению проблемы, целесообразно сгруппировать по их видам:

· документы и материалы международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

· документы и материалы партийных структур и организаций;

· статистические материалы;

· периодические издания;

· справочно-энциклопедическая литература;

· интернет-издания;

· мемуарная литература;

· архивные материалы;

· эмпирические данные (материалы социсследований, мониторингов).

6) Определение цели и задач, выбор методов и определение нормативной и эмпирической базы исследования обусловили структуру работы. «Курсовая работа общим объемом в …(указывается количество) с. состоит из введения, …(количество) глав / разделов, заключения, списка использованных источников, (если есть — приложений, словаря терминов)».

Основная часть курсовой работы содержит 2—3 главы / раздела. Главы / разделы в тексте начинаются с новой страницы. Вначале указывается название главы / раздела, совпадающее с тем, что указано в содержании. Каждая глава может состоять из двух (и более) параграфов. В конце каждой главы — вывод.

Первая глава носит теоретический характер. Здесь можно дать историю вопроса, степень его изученности, раскрыть понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки и пр., осветить проблемно-теоретические аспекты темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций.

    Вторая глава носит прикладной, практический характер. Эмпирические (социологические, экспериментальные) исследования являются желательным компонентом работы.

    Заключение — это вывод из поставленной во введении цели, ответ на задачи, сформулированные во введении; обобщаются достигнутые результаты, делаются выводы, намечаются перспективы исследования, даются рекомендации для научного и практического использования результатов исследования. В заключении не должно быть фактических данных, ссылок и примечаний, теоретических положений, которые не затрагиваются содержанием работы, сведения воедино выводов, которые сделаны по главам / разделам работы.

Список использованных источников включает все использованные при написании работы источники и литературу. Строится по алфавиту кириллицы, далее — латиницы без структурирования списка. Примеры библиографических записей (см.: Приложение Д).

Приложения и Словарь терминов — если требуется.

Материал, дополняющий основной текст курсовой работы, допускается помещать в приложениях. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, карты, фотографии и другой иллюстративный материал. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: [Приложение А]. Приложения должны быть перечислены в оглавлении курсовой работы с указанием их номеров, заголовков (если есть) и страниц.

При использовании специфической терминологии в курсовой должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Термин записывают со строчной буквы, а определение – с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием

 

 

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

 

1. Студент обязан выполнить курсовую работу в установленный срок.

2. Защита курсовой работы проводится на кафедре политологии.

3. Не позднее, чем за 14 дней до защиты студент должен представить на кафедру распечатанный экземпляр курсовой работы, а также ее электронную версию и передать ее для проверки на антиплагиат.

Порядок проведения защиты курсовой работы. Предполагается  устное выступление студента (5 мин.):

1. сформулировать тему и ее актуальность;

2. степень изученности проблемы в научной литературе;

3. назвать цель и задачи работы;

4. дать характеристику источников;

5. сделать выводы и предложения по результатам исследования.

Студент также должен ответить на вопросы научного руководителя.

 

Оценивание курсовой работы

 

Оценка по 100-балльной шкале По шкале ECTS Оценка по государственной шкале Определение
90–100 A «Отлично» (5) – работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер; – собран, обобщен и проанализирован достаточный объем нормативных актов, литературы, статистической информации и пр.; – фактический материал соответствует теме; изложение материала и выводы достоверны, точны, научны и уместны; – работа правильно оформлена и своевременно представлена на кафедру, соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ; – на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента грамотны, исчерпывающи, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами, отраженными в работе
  80–89     B  

«Хорошо» (4)

– выводы, рекомендации не оригинальны, есть неточности;

– задействованы не все доступные источники и литература;

– есть ошибки в употреблении терминологии, несоответствие нормам грамматики и стилистики;

– на защите были неполные ответы на вопросы

75–79 C
    70–74       D  

«Удовлетворительно» (3)

 

–тема раскрыта частично, изложение вопросов поверхностное;

–объём нормативных актов, литературы использован частично;

–изложение материала и выводы слабы или отсутствуют;

–много грамматических, стилистических ошибок, есть замечания к терминологии;

–работа представлена не в полном объеме;

– на защите студент недостаточно полно изложил основные положения работы, на вопросы отвечал нечетко

60–69 E
35–59 FX «Неудовлетворительно» (2) с возможностью повторной аттестации

–содержание не раскрывает тему, вопросы изложены поверхностно, нет анализа практического материала, рекомендации отсутствуют;

–работа представляет собой компиляцию;

–изложение и выводы неполны или отсутствуют;

–много грамматических и стилистических ошибок, имеются замечания в употреблении терминологии;

– работа выполнена не в полном объеме, несвоевременно представлена на кафедру;

– на защите студент показал слабые знания по теме, на вопросы отвечал нечетко.

0-34 F «Неудовлетворительно» (2)  


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Перечень примерных тем

Курс

Политология

1. Типология и рекрутирование политической элиты. Современные тенденции.

2. Теории социальной стратификации: сравнительный анализ.

3. Влияние социальной стратификации на политическую жизнь общества.

4. Возрастание роли этнонационального фактора в современной политической жизни.

5. Понятие и типы политических режимов. Особенности методологии исследования.

6. Сравнительный анализ авторитарных режимов: общее и особенное в различных странах.

7. Современные транзитивные государства, специфика перехода.

8. Особенности модернизационного процесса в транзитных государствах.

9. Внутриполитические конфликты: цели, причины, движущие силы.

10. Формирование новой мировой системы как переход к многополярности.

11. Содержание и структура политической культуры. Влияние субкультурных факторов на политическое поведение.

12. Особенности влияния СМИ на формирование общественного мнения.

13. Концепция «добровольного принятия власти». Легальность и легитимность политической власти.

14. Паблик рилейшнз как коммуникационная функция управления.

15. Понятие «системы и системности» в политике.

16. Группы интересов: понятие, сущность, отличительные признаки, типология.

17. Политические культуры цивилизаций Запада и Востока: сравнительная характеристика.

18. Политическая коммуникация: понятие, сущность, функции.

19. Критический анализ политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.

20. Концептуальные модели тоталитарного и авторитарного политических режимов.

21. Основные теоретические подходы к изучению этнических общностей: сравнительный анализ.

22. Мультикультурализм и специфика его реализации в современных государствах.

23. Понятие демократического транзита.

24. Политическая реклама: цели, функции, виды, носители.

25.  Политическое манипулирование как способ правления современных элит.

26. Гибридные и сетецентрические войны: характеристика, особенности и формы проявления.

27. Информационная безопасность и ее значение во внутренней и внешней политике государства.

28. Блогосфера как объект политического исследования.

29. Роль электронных СМИ в современном обществе.

30. «Цветные революции»: общее и особенное в разных странах.

 

История политических учений

1. Концепция государства Платона.

2. Аристотель как основатель аналитического направления в политической науке.

3. Политика и мораль в творчестве Н. Макиавелли.

4. Учение И. Канта о государстве.

5. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и гражданском обществе.

6. К. Маркс о политике и власти.

7. Политическая теория М. Вебера.

8. Теории элит В. Парето и «политического класса» Г. Моски.

9. Р. Михельс о партиях и партийных системах.

10. Ортега-и-Гасет. Политическая философия. Массы и власть.

11. Теоретические и мировоззренческие основы идеи социальной справедливости Е. Дюркгейма.

12. Взгляды М. Дюверже на проблематику политических институтов.

13. Социальная и политическая стратификация Питирима Сорокина.

14. Системный структурный функционализм Г. Алмонда.

15. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.

16. Концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

17. Политические идеи и идеологии постсовременности.

18. Образ идеального правителя и государства в русской политической мысли XI—XIV вв.

19. Формирование государственной идеологии Московской Руси. «Москва—Третий Рим».

20. Теория славянофильства в творчестве И.В. Кириевского, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова.

21. «Русская идея», ее корни, исторический генезис и общемировые императивы.

22. Политическая философия К.Н. Леонтьева.

23. Евразийство и неоевразийство (В.И. Вернадский, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев, П. Савицкий).

24. Теории государства, политики, революции в произведениях «веховцев» (С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев).

25. Консервативная политическая идея Н.Я. Данилевского.

26. Идея христианской политики Вл. Соловьева.

27. Проблемы монархической государственности в работах Л. Тихомирова.

28. Политические идеи большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин.

29. Политические взгляды И.А. Ильина.

30. Политические взгляды И.Л. Солоневича.

 

Курс (V семестр)

Социология

1. Эффективность воздействия СМИ на аудиторию: теории и эмпирические исследования.

2. Общественное мнение и политика.

3. Проблема управления общественным мнением в современном обществе.

4. Культурная травма в постсоветских обществах.

5. Теории постиндустриального общества.

6. Концепция информационной эпохи Мануэля Кастельса.

7. Феминистские теории гендера.

8. Бюрократия как социальный слой.

9. Толпа в контексте политических событий.

10. Современные концепции массовых (коллективных) движений.

11. Брак и развод в современном российском обществе.

12. Историческая эволюция института образования в европейских странах.

13. Происхождение и эволюция европейских университетов.

14. Роль образования в политической карьере (на примере французской системы образования).

15. Проблема социального неравенства в современных индустриальных странах.

16. Проблема бедности в современных индустриальных странах.

17. Маргиналы в современных индустриальных странах.

18. Гендерные стереотипы и их роль в социальных взаимодействиях.

19. Концепция социального действия М.Вебера.

20. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.

21. Политкорректность как социокультурное явление.

22. Культурный капитал в современном обществе: концепция П. Бурдьё.

23. СМИ как агент социализации личности.

24. Подростковые субкультуры и агрессивность.

25. Социальная стратификация: её политическое измерение.

26. Социальная мобильность в политическом мире.

27. Каналы социальной мобильности в политике.

28. Межстрановая миграция как проблема.

29. Революции и социальная мобильность.

30. Механизм социальной селекции в политике.

 

Курс VI семестр

Этнополитология

1. Национализм как фактор социально-политических трансформаций в современной Украине.

2. Этнонациональный вопрос в Украине на современном этапе. Пути решения.

3. Этнополитические конфликты в Северо-Кавказском регионе в 90-х гг. XX в.: причины возникновения, правовые основы регулирования.

4. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути их урегулирования.

5. Этническая принадлежность в восприятии населения современной Украины.

6. Этнополитическая ситуация в регионе (по выбору): анализ и прогноз.

7. Практика этнополитического мифотворчества в Украине.

8. Формирование гражданственности, патриотизма как фактор укрепления российской государственности.

9. Культура межнационального общения: сущность, пути совершенствования.

10. Духовно-нравственные факторы совершенствования культуры межнациональных отношений.

11. Роль международного сообщества в решении проблем этнических, расовых, религиозных меньшинств.

12. Роль институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной этнонациональной политики.

13. Роль этнического фактора в распаде СССР.

14. Русский национализм как идейное течение.

15. Исламский фундаментализм как идеологическая основа эскалации этнополитических конфликтов.

16. Мультикультурализм в современной политике.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

 

    Прошу утвердить тему курсовой работы:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Научным руководителем прошу назначить _____________________________

 

«____» ____________ 201_ г.

 

______________

                                                                                                                                                                                            (подпись студента)

 

        

Согласие научного руководителя______________________________________

                                                                                                                                        (подпись)

 

Контактный телефон студента (-ки) _____________________

E-mail студента (-ки): _________________________________



Приложение В. Образец титульного листа

Министерство образования и науки

донецкой народной республики

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«донецкий национальный университет»

 

Факультет исторический

Кафедра    политологии

Направление подготовки 41.03.04 «Политология»

 

Научный руководитель —

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ………………………………………………………………........8

1.1 Понятие «политическая оппозиция» в политической мысли….……...8

1.2 Сущность, типология и функции политической оппозиции…............12

2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ОППОЗИЦИИ ....18

2.1 Процесс легитимации политической оппозиции……….….…..............18

2.2 Сравнительная характеристика национальных особенностей политической оппозиции……………………………………..…...……….….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………..……...….…30

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….34



Приложение Д. Примеры библиографических записей в списке использованных источников

 

 

Официальные документы

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.

 

Многотомный документ

Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937‒1939. Т. 2. янв. ‒ авг. 1939 г. / М-во иностр. дел СССР; редкол. : А. П. Бондаренко, И. Н. Земсков и др. ‒ Москва : Политиздат, 1981. ‒ 415 с.

 

Книга

Однотомные издания

Одного автора

3акария Ф. Постамериканский мир будущего / Ф. Закария; пер. с англ. ‒ Москва : Европа, 2009. ‒ 280 с.

 

Двух авторов

Евдокимов В. Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В. Б. Евдокимов, Я. Ю. Старцев. – Москва : Спарк, 2001. – 251 с.

 

трех авторов

Агафонова Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юристъ, 2002. – 542 с.

 

четырех и более авторов

История России: учеб. пособие / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов ; М-во образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2001. ‒ 231 с.

 

многотомные издания

документ в целом

Гиппиус З. Н. Сочинения : в 2 т. / З. Гиппиус ; вступ. ст. Т. Г. Юрченко; ИНИОН РАН. – Москва : Лаком-книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). Т. 1 : Романы. – 367 с. ; Т. 2 : Романы. – 415 с.

 

отдельный том

Карамзин Н. М. История государства Российского : в 12 т. Т. 6. Специальные курсы / Н. М. Карамзин. – Москва : Наука, 1989. – 475 с.

 

 

раздел, глава

Малый А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А.И. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / А. И. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – С. 7–26.

 

Издания на иностранных языках

Fischer L. Men and Politics. New York : Duell and Pearce, 1941, 672 p.

 

Диссертации

Кадушечкин К. Б. Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916‒1939 гг. : дис. …канд. ист. наук : 07.00.03 / Кадушечкин Константин Борисович. ‒ Владимир, 2005. ‒ 214 с.

 

А вторефераты диссертаций

Крылова Н. С. Британский парламентаризм : автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Крылова Наталья Сергеевна. – Москва, 2006. – 17 с.

 

Газеты

Пашутинская Е. Прокуратура оценила творчество Юрия Петухова: в Волгограде требуют запретить книги московского писателя / Е. Пашутинская // Коммерсант : Нижнее Поволжье. ‒ 2006. ‒ 20 июля. ‒ С. 12.

 

Журнала

Чернобель Г. Т. Право как мера социального блага / Г. Т. Чернобель // Журнал российского права. ‒ 2006. ‒ № 6. ‒ С. 83‒95.

 

Сборника

Кеннан Д. Россия и Запад при Ленине и Сталине // Сталин, Рузвельт, Черчилль, Де Голль : политические портреты / Д. Кеннан; сост. В. Велесько. – Минск : Беларусь, 1991. ‒ 367 с., [8].

 

Электронные ресурсы

 

диск:

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. ‒ Москва : Большая Рос. энцикл., 1996. ‒ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ‒ Загл. с этикетки диска.

 

 

Ресурсы удаленного доступа

книга

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. ‒ 2-е изд. ‒ Москва : Худож. лит., 1990. ‒ 543 с. ‒ Режим доступа : http : //www.philosophy.ru/library/ rable.html#_ftn1, свободный. – Загл. с экрана.

 

статья из сборника

Орехов С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности [Электронный ресурс] / С. И. Орехов // Вестник Омского государственного педагогического университета: электрон. науч. журн. ‒ 2006. ‒ Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ‒ Режим доступа : http : //www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

 

Описание сайта целиком

Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. нац. б-ка. ‒ Москва : Центр «ЛИБНЕТ», 2004. ‒ Режим доступа : http : //www.nilc.ru, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.

 

Утверждаю

Заведующий кафедрой

__________ А.С. Бобровский

«_____» ___________ 2018 г.

 

МЕТодические рекомендации

по подготовке курсовых работ студентами,

обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология»

квалификация (степень) — БАКАЛАВР

 

Донецк 2018


УДК 32

ББК Ф 66

 

Методические рекомендации по подготовке курсовых работ студентами, обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология» (бакалавриат)

 

 

Составители: Д. В. Посредников, канд. ист. наук, доц.

И. В. Стрионова, канд. ист. наук, ст. преп.

 

Редактор и отв. за выпуск: А. С. Бобровский, канд. ист. наук, доц.

Рецензенты:                         К. В. Черкашин,    канд. полит. наук, доц.

                                            М. С. Багликова,   канд. ист. наук, доц.

 

Методические рекомендации утверждены

на заседании кафедры политологии

Протокол от 22.11.2018 № 3

 

И. о. заведующего кафедрой политологии к. ист. н., доц. А. С. Бобровский

 


УДК 32

ББК Ф 66

 

 

© Посредников Д. В., 2018

© И. В. Стрионова, 2018

© ДонНУ, 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общие положения о курсовой работе ……………...………………………...4

2. Порядок выполнения …………………………………….……………………..4

2.1 Выбор темы и руководство ………………………….………………...4

2.2 Определение рабочего плана и круга источников …….……………..5

2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию ……...……….5

3. Процедура защиты ……………………………………….………………........7

4. Оценивание курсовой работы …………..…....……..…………………….......8

5. Приложения …………………………………………………………….…....10

А. Перечень примерных тем ………………………………………..……10

Б. Образец заявления студента о выборе темы и назначении

научного руководителя  …………………………………………….....15

В. Образец титульного листа ………………………………...……....…..16

Г. Образец оформления содержания ………………………………...…..17

Д. Примеры библиографических записей ………………………............18

 



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

 

1. Образовательная программа по направлению 41.03.04 «Политология» устанавливает порядок написания и защиты курсовых работ студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров в Донецком национальном университете.

3. Курсовая работа выполняются для направления подготовки «бакалавр» в форме письменной работы. Курсовая работа представляет собой учебно-научное исследование, написанное на политологическую тему лично студентом под руководством научного руководителя, направленное на формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

4. Руководителем курсовой работы назначается преподаватель кафедры политологии.

Студент должен

знать: предмет политической науки, понятийно-категориальный аппарат и теоретические основы исследования; основные закономерности политических процессов, особенности их применения;

уметь: выделять сферу политического; анализировать политические процессы, геополитическую обстановку; формулировать и отстаивать свои научные результаты;

владеть навыками политического анализа социально-политических проблем; критического политологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии; организации и проведения политологического исследования.

Сроки подготовки и защиты курсовой работы

1. Утверждение темы курсовой работы и научного руководителя на кафедре — до 1 октября.

2. Сдача на кафедру — до 20 мая.

3. Защита курсовой работы — до 1 июня.

 

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Выбор темы и руководство

 

Начальным этапом исследования является выбор темы. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с предлагаемой кафедрой тематикой курсовых работ (Приложение А). На 2 курсе студенты пишут курсовые работы по тематике предметов: «Политология» и «История политических учений». На 3 курсе — по тематике предметов: «Социология» (V семестр); «Этнополитология», «Политический анализ и прогнозирование» и «Технологии политических процессов» (VI семестр). Студент вправе предложить собственную тему, соответствующую направлению и профилю подготовки. После согласования темы курсовой работы с научным руководителем необходимо написать заявление (Приложение Б).

 

2.2 Определение рабочего плана и круга источников

 

Рабочий план начинается с выбора темы исследования. В рамках разработки рабочего плана следует определить относящиеся к теме источники. Изучение литературы нужно начинать с фундаментальных академических изданий, затем переходить к монографиям, публикациям, статьям, тезисам, причем исследованию подлежат отечественные и зарубежные работы.

 

 

2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию курсовой работы

 

    1. Объем курсовой работы должен быть не менее 25—30 страниц (принимается в расчет основная часть без списка источников и приложений). Композиционное построение текста предполагает примерно одинаковый объем глав / разделов (расхождение — до 3-х страниц). Введение — 5 страниц, заключение — 2 страницы.

2. Курсовая работа состоит из таких структурных элементов:

· Титульный лист (Приложение В).

· Содержание (Приложение Г).

· Основная часть:

· Перечень условных сокращений (при необходимости)

· Введение

· Раздел 1 с пунктами и подпунктами (Глава 1 с параграфами)

· Раздел 2 с пунктами и подпунктами (Глава 2 с параграфами)

· Заключение

· Список использованных источников

· Приложения

· Словарь терминов (если требуется).

3. Курсовая работа должна быть напечатана на листах формата А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал — 1,5, отступ — 1,25 см. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см. Переплет — мягкий.

3. Содержание, введение, каждая глава, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Пишутся заглавными жирными буквами с выравниванием по центру.

    4. Пункты внутри главы / раздела отделяются от текста одним пробелом до названия пункта и после его названия. Пункты пишутся строчными жирными буквами, располагаются с абзаца. В конце названия точка не ставится. Подпункты пишутся строчным жирным курсивом. После названия подпункта ставится точка и на этой же строчке начинается текст.

    5. Все страницы работы нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист (не нумеруется). Порядковый номер печатается, начиная со страницы 3 в правом верхнем углу, шрифт 12.

    6. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник (указывается порядковый номер источника в Списке использованных источников, ставиться запятая, сокращение слова «страница» (с.), номер страницы; ссылка даётся в квадратных скобках: [7, с. 5]. При ссылке одновременно на несколько источников перед их порядковыми номерами (в Списке) ставится точка с запятой: [6, с. 45; 11, с. 23‒25]). В случае необходимости дать ссылку на весь источник, без цитирования, в скобках ставится номер без указания страниц: [4; 6]. (Подробнее см.: ГОСТ Р 7.0.11‒ 2011 «Приложение Б (справочное) примеры библиографических записей документов в списке литературы»).

    Введение должно строиться в таком порядке.

1) Актуальность и постановка проблемы — это степень важности в данный момент проблемы, вопроса или задачи, имеющих общественно значимое, политическое измерение её решения.

2) Характеристика степени научной разработанности проблемы — это характеристика литературы, того, что исследовано и описано по данной проблеме до Вас. Автор может указать на её недостаточную разработанность и пр.

3) Цель работы формулируется в соответствии с названием темы. Далее пишем: «Достижение поставленной цели автор планирует решить с помощью следующих задач».

Задачи исследования выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования, т. е. достижения цели. Формулировка задач должна соответствовать названиям глав / разделов.

4) Методы. «Определение цели и задач исследования обусловило применение таких методов научного поиска…» Исследование проводится с использованием сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого методов, возможно применение математики и статистики.

5) Нормативная и эмпирическая базаисследования — это источники, опираясь на которые Вы пишите работу. Начинается абзац: «Достижение поставленной цели и задач стало возможным лишь при использовании таких видов источников…». Источники — нормативные документы и эмпирические материалы, привлеченные к изучению проблемы, целесообразно сгруппировать по их видам:

· документы и материалы международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;

· документы и материалы партийных структур и организаций;

· статистические материалы;

· периодические издания;

· справочно-энциклопедическая литература;

· интернет-издания;

· мемуарная литература;

· архивные материалы;

· эмпирические данные (материалы социсследований, мониторингов).

6) Определение цели и задач, выбор методов и определение нормативной и эмпирической базы исследования обусловили структуру работы. «Курсовая работа общим объемом в …(указывается количество) с. состоит из введения, …(количество) глав / разделов, заключения, списка использованных источников, (если есть — приложений, словаря терминов)».

Основная часть курсовой работы содержит 2—3 главы / раздела. Главы / разделы в тексте начинаются с новой страницы. Вначале указывается название главы / раздела, совпадающее с тем, что указано в содержании. Каждая глава может состоять из двух (и более) параграфов. В конце каждой главы — вывод.

Первая глава носит теоретический характер. Здесь можно дать историю вопроса, степень его изученности, раскрыть понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки и пр., осветить проблемно-теоретические аспекты темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций.

    Вторая глава носит прикладной, практический характер. Эмпирические (социологические, экспериментальные) исследования являются желательным компонентом работы.

    Заключение — это вывод из поставленной во введении цели, ответ на задачи, сформулированные во введении; обобщаются достигнутые результаты, делаются выводы, намечаются перспективы исследования, даются рекомендации для научного и практического использования результатов исследования. В заключении не должно быть фактических данных, ссылок и примечаний, теоретических положений, которые не затрагиваются содержанием работы, сведения воедино выводов, которые сделаны по главам / разделам работы.

Список использованных источников включает все использованные при написании работы источники и литературу. Строится по алфавиту кириллицы, далее — латиницы без структурирования списка. Примеры библиографических записей (см.: Приложение Д).

Приложения и Словарь терминов — если требуется.

Материал, дополняющий основной текст курсовой работы, допускается помещать в приложениях. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, карты, фотографии и другой иллюстративный материал. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: [Приложение А]. Приложения должны быть перечислены в оглавлении курсовой работы с указанием их номеров, заголовков (если есть) и страниц.

При использовании специфической терминологии в курсовой должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Термин записывают со строчной буквы, а определение – с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием

 

 

ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ

 

1. Студент обязан выполнить курсовую работу в установленный срок.

2. Защита курсовой работы проводится на кафедре политологии.

3. Не позднее, чем за 14 дней до защиты студент должен представить на кафедру распечатанный экземпляр курсовой работы, а также ее электронную версию и передать ее для проверки на антиплагиат.

Порядок проведения защиты курсовой работы. Предполагается  устное выступление студента (5 мин.):

1. сформулировать тему и ее актуальность;

2. степень изученности проблемы в научной литературе;

3. назвать цель и задачи работы;

4. дать характеристику источников;

5. сделать выводы и предложения по результатам исследования.

Студент также должен ответить на вопросы научного руководителя.

 

Оценивание курсовой работы

 

Оценка по 100-балльной шкале По шкале ECTS Оценка по государственной шкале Определение
90–100 A «Отлично» (5) – работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер; – собран, обобщен и проанализирован достаточный объем нормативных актов, литературы, статистической информации и пр.; – фактический материал соответствует теме; изложение материала и выводы достоверны, точны, научны и уместны; – работа правильно оформлена и своевременно представлена на кафедру, соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ; – на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента грамотны, исчерпывающи, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами, отраженными в работе
  80–89     B  

«Хорошо» (4)

– выводы, рекомендации не оригинальны, есть неточности;

– задействованы не все доступные источники и литература;

– есть ошибки в употреблении терминологии, несоответствие нормам грамматики и стилистики;

– на защите были неполные ответы на вопросы

75–79 C
    70–74       D  

«Удовлетворительно» (3)

 

–тема раскрыта частично, изложение вопросов поверхностное;

–объём нормативных актов, литературы использован частично;

–изложение материала и выводы слабы или отсутствуют;

–много грамматических, стилистических ошибок, есть замечания к терминологии;

–работа представлена не в полном объеме;

– на защите студент недостаточно полно изложил основные положения работы, на вопросы отвечал нечетко

60–69 E
35–59 FX «Неудовлетворительно» (2) с возможностью повторной аттестации

–содержание не раскрывает тему, вопросы изложены поверхностно, нет анализа практического материала, рекомендации отсутствуют;

–работа представляет собой компиляцию;

–изложение и выводы неполны или отсутствуют;

–много грамматических и стилистических ошибок, имеются замечания в употреблении терминологии;

– работа выполнена не в полном объеме, несвоевременно представлена на кафедру;

– на защите студент показал слабые знания по теме, на вопросы отвечал нечетко.

0-34 F «Неудовлетворительно» (2)  


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Перечень примерных тем

Курс

Политология

1. Типология и рекрутирование политической элиты. Современные тенденции.

2. Теории социальной стратификации: сравнительный анализ.

3. Влияние социальной стратификации на политическую жизнь общества.

4. Возрастание роли этнонационального фактора в современной политической жизни.

5. Понятие и типы политических режимов. Особенности методологии исследования.

6. Сравнительный анализ авторитарных режимов: общее и особенное в различных странах.

7. Современные транзитивные государства, специфика перехода.

8. Особенности модернизационного процесса в транзитных государствах.

9. Внутриполитические конфликты: цели, причины, движущие силы.

10. Формирование новой мировой системы как переход к многополярности.

11. Содержание и структура политической культуры. Влияние субкультурных факторов на политическое поведение.

12. Особенности влияния СМИ на формирование общественного мнения.

13. Концепция «добровольного принятия власти». Легальность и легитимность политической власти.

14. Паблик рилейшнз как коммуникационная функция управления.

15. Понятие «системы и системности» в политике.

16. Группы интересов: понятие, сущность, отличительные признаки, типология.

17. Политические культуры цивилизаций Запада и Востока: сравнительная характеристика.

18. Политическая коммуникация: понятие, сущность, функции.

19. Критический анализ политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.

20. Концептуальные модели тоталитарного и авторитарного политических режимов.

21. Основные теоретические подходы к изучению этнических общностей: сравнительный анализ.

22. Мультикультурализм и специфика его реализации в современных государствах.

23. Понятие демократического транзита.

24. Политическая реклама: цели, функции, виды, носители.

25.  Политическое манипулирование как способ правления современных элит.

26. Гибридные и сетецентрические войны: характеристика, особенности и формы проявления.

27. Информационная безопасность и ее значение во внутренней и внешней политике государства.

28. Блогосфера как объект политического исследования.

29. Роль электронных СМИ в современном обществе.

30. «Цветные революции»: общее и особенное в разных странах.

 

История политических учений

1. Концепция государства Платона.

2. Аристотель как основатель аналитического направления в политической науке.

3. Политика и мораль в творчестве Н. Макиавелли.

4. Учение И. Канта о государстве.

5. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и гражданском обществе.

6. К. Маркс о политике и власти.

7. Политическая теория М. Вебера.

8. Теории элит В. Парето и «политического класса» Г. Моски.

9. Р. Михельс о партиях и партийных системах.

10. Ортега-и-Гасет. Политическая философия. Массы и власть.

11. Теоретические и мировоззренческие основы идеи социальной справедливости Е. Дюркгейма.

12. Взгляды М. Дюверже на проблематику политических институтов.

13. Социальная и политическая стратификация Питирима Сорокина.

14. Системный структурный функционализм Г. Алмонда.

15. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.

16. Концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона.

17. Политические идеи и идеологии постсовременности.

18. Образ идеального правителя и государства в русской политической мысли XI—XIV вв.

19. Формирование государственной идеологии Московской Руси. «Москва—Третий Рим».

20. Теория славянофильства в творчестве И.В. Кириевского, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова.

21. «Русская идея», ее корни, исторический генезис и общемировые императивы.

22. Политическая философия К.Н. Леонтьева.

23. Евразийство и неоевразийство (В.И. Вернадский, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев, П. Савицкий).

24. Теории государства, политики, революции в произведениях «веховцев» (С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев).

25. Консервативная политическая идея Н.Я. Данилевского.

26. Идея христианской политики Вл. Соловьева.

27. Проблемы монархической государственности в работах Л. Тихомирова.

28. Политические идеи большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин.

29. Политические взгляды И.А. Ильина.

30. Политические взгляды И.Л. Солоневича.

 

Курс (V семестр)

Социология

1. Эффективность воздействия СМИ на аудиторию: теории и эмпирические исследования.

2. Общественное мнение и политика.

3. Проблема управления общественным мнением в современном обществе.

4. Культурная травма в постсоветских обществах.

5. Теории постиндустриального общества.

6. Концепция информационной эпохи Мануэля Кастельса.

7. Феминистские теории гендера.

8. Бюрократия как социальный слой.

9. Толпа в контексте политических событий.

10. Современные концепции массовых (коллективных) движений.

11. Брак и развод в современном российском обществе.

12. Историческая эволюция института образования в европейских странах.

13. Происхождение и эволюция европейских университетов.

14. Роль образования в политической карьере (на примере французской системы образования).

15. Проблема социального неравенства в современных индустриальных странах.

16. Проблема бедности в современных индустриальных странах.

17. Маргиналы в современных индустриальных странах.

18. Гендерные стереотипы и их роль в социальных взаимодействиях.

19. Концепция социального действия М.Вебера.

20. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.

21. Политкорректность как социокультурное явление.

22. Культурный капитал в современном обществе: концепция П. Бурдьё.

23. СМИ как агент социализации личности.

24. Подростковые субкультуры и агрессивность.

25. Социальная стратификация: её политическое измерение.

26. Социальная мобильность в политическом мире.

27. Каналы социальной мобильности в политике.

28. Межстрановая миграция как проблема.

29. Революции и социальная мобильность.

30. Механизм социальной селекции в политике.

 

Курс VI семестр

Этнополитология

1. Национализм как фактор социально-политических трансформаций в современной Украине.

2. Этнонациональный вопрос в Украине на современном этапе. Пути решения.

3. Этнополитические конфликты в Северо-Кавказском регионе в 90-х гг. XX в.: причины возникновения, правовые основы регулирования.

4. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути их урегулирования.

5. Этническая принадлежность в восприятии населения современной Украины.

6. Этнополитическая ситуация в регионе (по выбору): анализ и прогноз.

7. Практика этнополитического мифотворчества в Украине.

8. Формирование гражданственности, патриотизма как фактор укрепления российской государственности.

9. Культура межнационального общения: сущность, пути совершенствования.

10. Духовно-нравственные факторы совершенствования культуры межнациональных отношений.

11. Роль международного сообщества в решении проблем этнических, расовых, религиозных меньшинств.

12. Роль институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной этнонациональной политики.

13. Роль этнического фактора в распаде СССР.

14. Русский национализм как идейное течение.

15. Исламский фундаментализм как идеологическая основа эскалации этнополитических конфликтов.

16. Мультикультурализм в современной политике.

 

Политический анализ и прогнозирование

1. Методологические основы анализа современной политической науки.

2. Становление политического анализа как отрасли профессиональных исследований и деятельности.

3. Политическая стабильность как процесс: структурный подход.

4. Ситуационный анализ и прогноз изменения структуры украинской политической элиты.

5. Проблемно-политическая ситуация: базовая структура, основные элементы и способы моделирования.

6. Дискурс-анализ в политической науке.

7. Сущность и методы политического прогнозирования.

8. Методология сценариотехники и экспертного прогноза.

9. Анализ и оценка социально-политических рисков.

10. Экспертные системы в политическом анализе.

11. Особенности сценарного прогнозирования в разработках Национального разведывательного совета США.

12. Демократизация как предмет прогнозного исследования.

13. Современный рынок политических прогнозов: состояние и тенденции.

14. Ивент-анализ в прогнозировании развития внутриполитических и международных процессов: сравнительный анализ.

15. Моделирование динамики политических процессов: формальный подход.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.