Утверждаю
Заведующий кафедрой
__________ А.С. Бобровский
«_____» ___________ 2018 г.
МЕТодические рекомендации
по подготовке курсовых работ студентами,
обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология»
квалификация (степень) — БАКАЛАВР
Донецк 2018
УДК 32
ББК Ф 66
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ студентами, обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология» (бакалавриат)
Составители: Д. В. Посредников, канд. ист. наук, доц.
И. В. Стрионова, канд. ист. наук, ст. преп.
Редактор и отв. за выпуск: А. С. Бобровский, канд. ист. наук, доц.
Рецензенты: К. В. Черкашин, канд. полит. наук, доц.
М. С. Багликова, канд. ист. наук, доц.
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры политологии
Протокол от 22.11.2018 № 3
И. о. заведующего кафедрой политологии к. ист. н., доц. А. С. Бобровский
УДК 32
ББК Ф 66
© Посредников Д. В., 2018
© И. В. Стрионова, 2018
© ДонНУ, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о курсовой работе ……………...………………………...4
2. Порядок выполнения …………………………………….……………………..4
2.1 Выбор темы и руководство ………………………….………………...4
2.2 Определение рабочего плана и круга источников …….……………..5
2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию ……...……….5
3. Процедура защиты ……………………………………….………………........7
4. Оценивание курсовой работы …………..…....……..…………………….......8
5. Приложения …………………………………………………………….…....10
А. Перечень примерных тем ………………………………………..……10
Б. Образец заявления студента о выборе темы и назначении
научного руководителя …………………………………………….....15
В. Образец титульного листа ………………………………...……....…..16
Г. Образец оформления содержания ………………………………...…..17
Д. Примеры библиографических записей ………………………............18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1. Образовательная программа по направлению 41.03.04 «Политология» устанавливает порядок написания и защиты курсовых работ студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров в Донецком национальном университете.
3. Курсовая работа выполняются для направления подготовки «бакалавр» в форме письменной работы. Курсовая работа представляет собой учебно-научное исследование, написанное на политологическую тему лично студентом под руководством научного руководителя, направленное на формирование профессиональных и общекультурных компетенций.
4. Руководителем курсовой работы назначается преподаватель кафедры политологии.
Студент должен
знать: предмет политической науки, понятийно-категориальный аппарат и теоретические основы исследования; основные закономерности политических процессов, особенности их применения;
уметь: выделять сферу политического; анализировать политические процессы, геополитическую обстановку; формулировать и отстаивать свои научные результаты;
владеть навыками политического анализа социально-политических проблем; критического политологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии; организации и проведения политологического исследования.
Сроки подготовки и защиты курсовой работы
1. Утверждение темы курсовой работы и научного руководителя на кафедре — до 1 октября.
2. Сдача на кафедру — до 20 мая.
3. Защита курсовой работы — до 1 июня.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Выбор темы и руководство
Начальным этапом исследования является выбор темы. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с предлагаемой кафедрой тематикой курсовых работ (Приложение А). На 2 курсе студенты пишут курсовые работы по тематике предметов: «Политология» и «История политических учений». На 3 курсе — по тематике предметов: «Социология» (V семестр); «Этнополитология», «Политический анализ и прогнозирование» и «Технологии политических процессов» (VI семестр). Студент вправе предложить собственную тему, соответствующую направлению и профилю подготовки. После согласования темы курсовой работы с научным руководителем необходимо написать заявление (Приложение Б).
2.2 Определение рабочего плана и круга источников
Рабочий план начинается с выбора темы исследования. В рамках разработки рабочего плана следует определить относящиеся к теме источники. Изучение литературы нужно начинать с фундаментальных академических изданий, затем переходить к монографиям, публикациям, статьям, тезисам, причем исследованию подлежат отечественные и зарубежные работы.
2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию курсовой работы
1. Объем курсовой работы должен быть не менее 25—30 страниц (принимается в расчет основная часть без списка источников и приложений). Композиционное построение текста предполагает примерно одинаковый объем глав / разделов (расхождение — до 3-х страниц). Введение — 5 страниц, заключение — 2 страницы.
2. Курсовая работа состоит из таких структурных элементов:
· Титульный лист (Приложение В).
· Содержание (Приложение Г).
· Основная часть:
· Перечень условных сокращений (при необходимости)
· Введение
· Раздел 1 с пунктами и подпунктами (Глава 1 с параграфами)
· Раздел 2 с пунктами и подпунктами (Глава 2 с параграфами)
· Заключение
· Список использованных источников
· Приложения
· Словарь терминов (если требуется).
3. Курсовая работа должна быть напечатана на листах формата А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал — 1,5, отступ — 1,25 см. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см. Переплет — мягкий.
3. Содержание, введение, каждая глава, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Пишутся заглавными жирными буквами с выравниванием по центру.
4. Пункты внутри главы / раздела отделяются от текста одним пробелом до названия пункта и после его названия. Пункты пишутся строчными жирными буквами, располагаются с абзаца. В конце названия точка не ставится. Подпункты пишутся строчным жирным курсивом. После названия подпункта ставится точка и на этой же строчке начинается текст.
5. Все страницы работы нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист (не нумеруется). Порядковый номер печатается, начиная со страницы 3 в правом верхнем углу, шрифт 12.
6. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник (указывается порядковый номер источника в Списке использованных источников, ставиться запятая, сокращение слова «страница» (с.), номер страницы; ссылка даётся в квадратных скобках: [7, с. 5]. При ссылке одновременно на несколько источников перед их порядковыми номерами (в Списке) ставится точка с запятой: [6, с. 45; 11, с. 23‒25]). В случае необходимости дать ссылку на весь источник, без цитирования, в скобках ставится номер без указания страниц: [4; 6]. (Подробнее см.: ГОСТ Р 7.0.11‒ 2011 «Приложение Б (справочное) примеры библиографических записей документов в списке литературы»).
Введение должно строиться в таком порядке.
1) Актуальность и постановка проблемы — это степень важности в данный момент проблемы, вопроса или задачи, имеющих общественно значимое, политическое измерение её решения.
2) Характеристика степени научной разработанности проблемы — это характеристика литературы, того, что исследовано и описано по данной проблеме до Вас. Автор может указать на её недостаточную разработанность и пр.
3) Цель работы формулируется в соответствии с названием темы. Далее пишем: «Достижение поставленной цели автор планирует решить с помощью следующих задач».
Задачи исследования выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования, т. е. достижения цели. Формулировка задач должна соответствовать названиям глав / разделов.
4) Методы. «Определение цели и задач исследования обусловило применение таких методов научного поиска…» Исследование проводится с использованием сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого методов, возможно применение математики и статистики.
5) Нормативная и эмпирическая базаисследования — это источники, опираясь на которые Вы пишите работу. Начинается абзац: «Достижение поставленной цели и задач стало возможным лишь при использовании таких видов источников…». Источники — нормативные документы и эмпирические материалы, привлеченные к изучению проблемы, целесообразно сгруппировать по их видам:
· документы и материалы международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
· документы и материалы партийных структур и организаций;
· статистические материалы;
· периодические издания;
· справочно-энциклопедическая литература;
· интернет-издания;
· мемуарная литература;
· архивные материалы;
· эмпирические данные (материалы социсследований, мониторингов).
6) Определение цели и задач, выбор методов и определение нормативной и эмпирической базы исследования обусловили структуру работы. «Курсовая работа общим объемом в …(указывается количество) с. состоит из введения, …(количество) глав / разделов, заключения, списка использованных источников, (если есть — приложений, словаря терминов)».
Основная часть курсовой работы содержит 2—3 главы / раздела. Главы / разделы в тексте начинаются с новой страницы. Вначале указывается название главы / раздела, совпадающее с тем, что указано в содержании. Каждая глава может состоять из двух (и более) параграфов. В конце каждой главы — вывод.
Первая глава носит теоретический характер. Здесь можно дать историю вопроса, степень его изученности, раскрыть понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки и пр., осветить проблемно-теоретические аспекты темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций.
Вторая глава носит прикладной, практический характер. Эмпирические (социологические, экспериментальные) исследования являются желательным компонентом работы.
Заключение — это вывод из поставленной во введении цели, ответ на задачи, сформулированные во введении; обобщаются достигнутые результаты, делаются выводы, намечаются перспективы исследования, даются рекомендации для научного и практического использования результатов исследования. В заключении не должно быть фактических данных, ссылок и примечаний, теоретических положений, которые не затрагиваются содержанием работы, сведения воедино выводов, которые сделаны по главам / разделам работы.
Список использованных источников включает все использованные при написании работы источники и литературу. Строится по алфавиту кириллицы, далее — латиницы без структурирования списка. Примеры библиографических записей (см.: Приложение Д).
Приложения и Словарь терминов — если требуется.
Материал, дополняющий основной текст курсовой работы, допускается помещать в приложениях. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, карты, фотографии и другой иллюстративный материал. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: [Приложение А]. Приложения должны быть перечислены в оглавлении курсовой работы с указанием их номеров, заголовков (если есть) и страниц.
При использовании специфической терминологии в курсовой должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Термин записывают со строчной буквы, а определение – с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
1. Студент обязан выполнить курсовую работу в установленный срок.
2. Защита курсовой работы проводится на кафедре политологии.
3. Не позднее, чем за 14 дней до защиты студент должен представить на кафедру распечатанный экземпляр курсовой работы, а также ее электронную версию и передать ее для проверки на антиплагиат.
Порядок проведения защиты курсовой работы. Предполагается устное выступление студента (5 мин.):
1. сформулировать тему и ее актуальность;
2. степень изученности проблемы в научной литературе;
3. назвать цель и задачи работы;
4. дать характеристику источников;
5. сделать выводы и предложения по результатам исследования.
Студент также должен ответить на вопросы научного руководителя.
Оценивание курсовой работы
Оценка по 100-балльной шкале | По шкале ECTS | Оценка по государственной шкале | Определение |
90–100 | A | «Отлично» (5) | – работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер; – собран, обобщен и проанализирован достаточный объем нормативных актов, литературы, статистической информации и пр.; – фактический материал соответствует теме; изложение материала и выводы достоверны, точны, научны и уместны; – работа правильно оформлена и своевременно представлена на кафедру, соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ; – на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента грамотны, исчерпывающи, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами, отраженными в работе |
80–89 | B | «Хорошо» (4) | – выводы, рекомендации не оригинальны, есть неточности; – задействованы не все доступные источники и литература; – есть ошибки в употреблении терминологии, несоответствие нормам грамматики и стилистики; – на защите были неполные ответы на вопросы |
75–79 | C | ||
70–74 | D | «Удовлетворительно» (3)
| –тема раскрыта частично, изложение вопросов поверхностное; –объём нормативных актов, литературы использован частично; –изложение материала и выводы слабы или отсутствуют; –много грамматических, стилистических ошибок, есть замечания к терминологии; –работа представлена не в полном объеме; – на защите студент недостаточно полно изложил основные положения работы, на вопросы отвечал нечетко |
60–69 | E | ||
35–59 | FX | «Неудовлетворительно» (2) с возможностью повторной аттестации | –содержание не раскрывает тему, вопросы изложены поверхностно, нет анализа практического материала, рекомендации отсутствуют; –работа представляет собой компиляцию; –изложение и выводы неполны или отсутствуют; –много грамматических и стилистических ошибок, имеются замечания в употреблении терминологии; – работа выполнена не в полном объеме, несвоевременно представлена на кафедру; – на защите студент показал слабые знания по теме, на вопросы отвечал нечетко. |
0-34 | F | «Неудовлетворительно» (2) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Перечень примерных тем
Курс
Политология
1. Типология и рекрутирование политической элиты. Современные тенденции.
2. Теории социальной стратификации: сравнительный анализ.
3. Влияние социальной стратификации на политическую жизнь общества.
4. Возрастание роли этнонационального фактора в современной политической жизни.
5. Понятие и типы политических режимов. Особенности методологии исследования.
6. Сравнительный анализ авторитарных режимов: общее и особенное в различных странах.
7. Современные транзитивные государства, специфика перехода.
8. Особенности модернизационного процесса в транзитных государствах.
9. Внутриполитические конфликты: цели, причины, движущие силы.
10. Формирование новой мировой системы как переход к многополярности.
11. Содержание и структура политической культуры. Влияние субкультурных факторов на политическое поведение.
12. Особенности влияния СМИ на формирование общественного мнения.
13. Концепция «добровольного принятия власти». Легальность и легитимность политической власти.
14. Паблик рилейшнз как коммуникационная функция управления.
15. Понятие «системы и системности» в политике.
16. Группы интересов: понятие, сущность, отличительные признаки, типология.
17. Политические культуры цивилизаций Запада и Востока: сравнительная характеристика.
18. Политическая коммуникация: понятие, сущность, функции.
19. Критический анализ политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.
20. Концептуальные модели тоталитарного и авторитарного политических режимов.
21. Основные теоретические подходы к изучению этнических общностей: сравнительный анализ.
22. Мультикультурализм и специфика его реализации в современных государствах.
23. Понятие демократического транзита.
24. Политическая реклама: цели, функции, виды, носители.
25. Политическое манипулирование как способ правления современных элит.
26. Гибридные и сетецентрические войны: характеристика, особенности и формы проявления.
27. Информационная безопасность и ее значение во внутренней и внешней политике государства.
28. Блогосфера как объект политического исследования.
29. Роль электронных СМИ в современном обществе.
30. «Цветные революции»: общее и особенное в разных странах.
История политических учений
1. Концепция государства Платона.
2. Аристотель как основатель аналитического направления в политической науке.
3. Политика и мораль в творчестве Н. Макиавелли.
4. Учение И. Канта о государстве.
5. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и гражданском обществе.
6. К. Маркс о политике и власти.
7. Политическая теория М. Вебера.
8. Теории элит В. Парето и «политического класса» Г. Моски.
9. Р. Михельс о партиях и партийных системах.
10. Ортега-и-Гасет. Политическая философия. Массы и власть.
11. Теоретические и мировоззренческие основы идеи социальной справедливости Е. Дюркгейма.
12. Взгляды М. Дюверже на проблематику политических институтов.
13. Социальная и политическая стратификация Питирима Сорокина.
14. Системный структурный функционализм Г. Алмонда.
15. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.
16. Концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона.
17. Политические идеи и идеологии постсовременности.
18. Образ идеального правителя и государства в русской политической мысли XI—XIV вв.
19. Формирование государственной идеологии Московской Руси. «Москва—Третий Рим».
20. Теория славянофильства в творчестве И.В. Кириевского, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова.
21. «Русская идея», ее корни, исторический генезис и общемировые императивы.
22. Политическая философия К.Н. Леонтьева.
23. Евразийство и неоевразийство (В.И. Вернадский, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев, П. Савицкий).
24. Теории государства, политики, революции в произведениях «веховцев» (С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев).
25. Консервативная политическая идея Н.Я. Данилевского.
26. Идея христианской политики Вл. Соловьева.
27. Проблемы монархической государственности в работах Л. Тихомирова.
28. Политические идеи большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин.
29. Политические взгляды И.А. Ильина.
30. Политические взгляды И.Л. Солоневича.
Курс (V семестр)
Социология
1. Эффективность воздействия СМИ на аудиторию: теории и эмпирические исследования.
2. Общественное мнение и политика.
3. Проблема управления общественным мнением в современном обществе.
4. Культурная травма в постсоветских обществах.
5. Теории постиндустриального общества.
6. Концепция информационной эпохи Мануэля Кастельса.
7. Феминистские теории гендера.
8. Бюрократия как социальный слой.
9. Толпа в контексте политических событий.
10. Современные концепции массовых (коллективных) движений.
11. Брак и развод в современном российском обществе.
12. Историческая эволюция института образования в европейских странах.
13. Происхождение и эволюция европейских университетов.
14. Роль образования в политической карьере (на примере французской системы образования).
15. Проблема социального неравенства в современных индустриальных странах.
16. Проблема бедности в современных индустриальных странах.
17. Маргиналы в современных индустриальных странах.
18. Гендерные стереотипы и их роль в социальных взаимодействиях.
19. Концепция социального действия М.Вебера.
20. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
21. Политкорректность как социокультурное явление.
22. Культурный капитал в современном обществе: концепция П. Бурдьё.
23. СМИ как агент социализации личности.
24. Подростковые субкультуры и агрессивность.
25. Социальная стратификация: её политическое измерение.
26. Социальная мобильность в политическом мире.
27. Каналы социальной мобильности в политике.
28. Межстрановая миграция как проблема.
29. Революции и социальная мобильность.
30. Механизм социальной селекции в политике.
Курс VI семестр
Этнополитология
1. Национализм как фактор социально-политических трансформаций в современной Украине.
2. Этнонациональный вопрос в Украине на современном этапе. Пути решения.
3. Этнополитические конфликты в Северо-Кавказском регионе в 90-х гг. XX в.: причины возникновения, правовые основы регулирования.
4. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути их урегулирования.
5. Этническая принадлежность в восприятии населения современной Украины.
6. Этнополитическая ситуация в регионе (по выбору): анализ и прогноз.
7. Практика этнополитического мифотворчества в Украине.
8. Формирование гражданственности, патриотизма как фактор укрепления российской государственности.
9. Культура межнационального общения: сущность, пути совершенствования.
10. Духовно-нравственные факторы совершенствования культуры межнациональных отношений.
11. Роль международного сообщества в решении проблем этнических, расовых, религиозных меньшинств.
12. Роль институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной этнонациональной политики.
13. Роль этнического фактора в распаде СССР.
14. Русский национализм как идейное течение.
15. Исламский фундаментализм как идеологическая основа эскалации этнополитических конфликтов.
16. Мультикультурализм в современной политике.
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу утвердить тему курсовой работы:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Научным руководителем прошу назначить _____________________________
«____» ____________ 201_ г.
______________
(подпись студента)
Согласие научного руководителя______________________________________
(подпись)
Контактный телефон студента (-ки) _____________________
E-mail студента (-ки): _________________________________
Приложение В. Образец титульного листа
Министерство образования и науки
донецкой народной республики
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«донецкий национальный университет»
Факультет исторический
Кафедра политологии
Направление подготовки 41.03.04 «Политология»
Научный руководитель —
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОППОЗИЦИИ………………………………………………………………........8
1.1 Понятие «политическая оппозиция» в политической мысли….……...8
1.2 Сущность, типология и функции политической оппозиции…............12
2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ОППОЗИЦИИ ....18
2.1 Процесс легитимации политической оппозиции……….….…..............18
2.2 Сравнительная характеристика национальных особенностей политической оппозиции……………………………………..…...……….….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………..……...….…30
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….34
Приложение Д. Примеры библиографических записей в списке использованных источников
Официальные документы
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – Москва : Маркетинг, 2001. – 39, [1] с.
Многотомный документ
Документы и материалы кануна второй мировой войны. 1937‒1939. Т. 2. янв. ‒ авг. 1939 г. / М-во иностр. дел СССР; редкол. : А. П. Бондаренко, И. Н. Земсков и др. ‒ Москва : Политиздат, 1981. ‒ 415 с.
Книга
Однотомные издания
Одного автора
3акария Ф. Постамериканский мир будущего / Ф. Закария; пер. с англ. ‒ Москва : Европа, 2009. ‒ 280 с.
Двух авторов
Евдокимов В. Б. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты / В. Б. Евдокимов, Я. Ю. Старцев. – Москва : Спарк, 2001. – 251 с.
трех авторов
Агафонова Н. Н. Гражданское право : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. ред. А. Г. Калпина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юристъ, 2002. – 542 с.
четырех и более авторов
История России: учеб. пособие / В. Н. Быков [и др.] ; отв. ред. В. Н. Сухов ; М-во образования РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2001. ‒ 231 с.
многотомные издания
документ в целом
Гиппиус З. Н. Сочинения : в 2 т. / З. Гиппиус ; вступ. ст. Т. Г. Юрченко; ИНИОН РАН. – Москва : Лаком-книга : Габестро, 2001. – (Золотая проза серебряного века). Т. 1 : Романы. – 367 с. ; Т. 2 : Романы. – 415 с.
отдельный том
Карамзин Н. М. История государства Российского : в 12 т. Т. 6. Специальные курсы / Н. М. Карамзин. – Москва : Наука, 1989. – 475 с.
раздел, глава
Малый А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А.И. Малый // Институты Европейского союза : учеб. пособие / А. И. Малый, Дж. Кемпбелл, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – С. 7–26.
Издания на иностранных языках
Fischer L. Men and Politics. New York : Duell and Pearce, 1941, 672 p.
Диссертации
Кадушечкин К. Б. Н. Чемберлен и формирование внутренней и внешней политики Великобритании в 1916‒1939 гг. : дис. …канд. ист. наук : 07.00.03 / Кадушечкин Константин Борисович. ‒ Владимир, 2005. ‒ 214 с.
А вторефераты диссертаций
Крылова Н. С. Британский парламентаризм : автореф. дис. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Крылова Наталья Сергеевна. – Москва, 2006. – 17 с.
Газеты
Пашутинская Е. Прокуратура оценила творчество Юрия Петухова: в Волгограде требуют запретить книги московского писателя / Е. Пашутинская // Коммерсант : Нижнее Поволжье. ‒ 2006. ‒ 20 июля. ‒ С. 12.
Журнала
Чернобель Г. Т. Право как мера социального блага / Г. Т. Чернобель // Журнал российского права. ‒ 2006. ‒ № 6. ‒ С. 83‒95.
Сборника
Кеннан Д. Россия и Запад при Ленине и Сталине // Сталин, Рузвельт, Черчилль, Де Голль : политические портреты / Д. Кеннан; сост. В. Велесько. – Минск : Беларусь, 1991. ‒ 367 с., [8].
Электронные ресурсы
диск:
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. ‒ Москва : Большая Рос. энцикл., 1996. ‒ 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ‒ Загл. с этикетки диска.
Ресурсы удаленного доступа
книга
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. ‒ 2-е изд. ‒ Москва : Худож. лит., 1990. ‒ 543 с. ‒ Режим доступа : http : //www.philosophy.ru/library/ rable.html#_ftn1, свободный. – Загл. с экрана.
статья из сборника
Орехов С. И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности [Электронный ресурс] / С. И. Орехов // Вестник Омского государственного педагогического университета: электрон. науч. журн. ‒ 2006. ‒ Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. ‒ Режим доступа : http : //www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
Описание сайта целиком
Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» [Электронный ресурс] / М-во культуры РФ, Рос. гос. нац. б-ка. ‒ Москва : Центр «ЛИБНЕТ», 2004. ‒ Режим доступа : http : //www.nilc.ru, для доступа к информ. ресурсам требуется авторизация.
Утверждаю
Заведующий кафедрой
__________ А.С. Бобровский
«_____» ___________ 2018 г.
МЕТодические рекомендации
по подготовке курсовых работ студентами,
обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология»
квалификация (степень) — БАКАЛАВР
Донецк 2018
УДК 32
ББК Ф 66
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ студентами, обучающимися по направлению 41.03.04 «Политология» (бакалавриат)
Составители: Д. В. Посредников, канд. ист. наук, доц.
И. В. Стрионова, канд. ист. наук, ст. преп.
Редактор и отв. за выпуск: А. С. Бобровский, канд. ист. наук, доц.
Рецензенты: К. В. Черкашин, канд. полит. наук, доц.
М. С. Багликова, канд. ист. наук, доц.
Методические рекомендации утверждены
на заседании кафедры политологии
Протокол от 22.11.2018 № 3
И. о. заведующего кафедрой политологии к. ист. н., доц. А. С. Бобровский
УДК 32
ББК Ф 66
© Посредников Д. В., 2018
© И. В. Стрионова, 2018
© ДонНУ, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о курсовой работе ……………...………………………...4
2. Порядок выполнения …………………………………….……………………..4
2.1 Выбор темы и руководство ………………………….………………...4
2.2 Определение рабочего плана и круга источников …….……………..5
2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию ……...……….5
3. Процедура защиты ……………………………………….………………........7
4. Оценивание курсовой работы …………..…....……..…………………….......8
5. Приложения …………………………………………………………….…....10
А. Перечень примерных тем ………………………………………..……10
Б. Образец заявления студента о выборе темы и назначении
научного руководителя …………………………………………….....15
В. Образец титульного листа ………………………………...……....…..16
Г. Образец оформления содержания ………………………………...…..17
Д. Примеры библиографических записей ………………………............18
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ
1. Образовательная программа по направлению 41.03.04 «Политология» устанавливает порядок написания и защиты курсовых работ студентов, обучающихся по программам подготовки бакалавров в Донецком национальном университете.
3. Курсовая работа выполняются для направления подготовки «бакалавр» в форме письменной работы. Курсовая работа представляет собой учебно-научное исследование, написанное на политологическую тему лично студентом под руководством научного руководителя, направленное на формирование профессиональных и общекультурных компетенций.
4. Руководителем курсовой работы назначается преподаватель кафедры политологии.
Студент должен
знать: предмет политической науки, понятийно-категориальный аппарат и теоретические основы исследования; основные закономерности политических процессов, особенности их применения;
уметь: выделять сферу политического; анализировать политические процессы, геополитическую обстановку; формулировать и отстаивать свои научные результаты;
владеть навыками политического анализа социально-политических проблем; критического политологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии; организации и проведения политологического исследования.
Сроки подготовки и защиты курсовой работы
1. Утверждение темы курсовой работы и научного руководителя на кафедре — до 1 октября.
2. Сдача на кафедру — до 20 мая.
3. Защита курсовой работы — до 1 июня.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Выбор темы и руководство
Начальным этапом исследования является выбор темы. Прежде всего, студенту необходимо ознакомиться с предлагаемой кафедрой тематикой курсовых работ (Приложение А). На 2 курсе студенты пишут курсовые работы по тематике предметов: «Политология» и «История политических учений». На 3 курсе — по тематике предметов: «Социология» (V семестр); «Этнополитология», «Политический анализ и прогнозирование» и «Технологии политических процессов» (VI семестр). Студент вправе предложить собственную тему, соответствующую направлению и профилю подготовки. После согласования темы курсовой работы с научным руководителем необходимо написать заявление (Приложение Б).
2.2 Определение рабочего плана и круга источников
Рабочий план начинается с выбора темы исследования. В рамках разработки рабочего плана следует определить относящиеся к теме источники. Изучение литературы нужно начинать с фундаментальных академических изданий, затем переходить к монографиям, публикациям, статьям, тезисам, причем исследованию подлежат отечественные и зарубежные работы.
2.3 Требования к структуре, оформлению и содержанию курсовой работы
1. Объем курсовой работы должен быть не менее 25—30 страниц (принимается в расчет основная часть без списка источников и приложений). Композиционное построение текста предполагает примерно одинаковый объем глав / разделов (расхождение — до 3-х страниц). Введение — 5 страниц, заключение — 2 страницы.
2. Курсовая работа состоит из таких структурных элементов:
· Титульный лист (Приложение В).
· Содержание (Приложение Г).
· Основная часть:
· Перечень условных сокращений (при необходимости)
· Введение
· Раздел 1 с пунктами и подпунктами (Глава 1 с параграфами)
· Раздел 2 с пунктами и подпунктами (Глава 2 с параграфами)
· Заключение
· Список использованных источников
· Приложения
· Словарь терминов (если требуется).
3. Курсовая работа должна быть напечатана на листах формата А 4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал — 1,5, отступ — 1,25 см. Поля: верхнее — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см. Переплет — мягкий.
3. Содержание, введение, каждая глава, заключение, список использованных источников, приложения начинаются с новой страницы. Пишутся заглавными жирными буквами с выравниванием по центру.
4. Пункты внутри главы / раздела отделяются от текста одним пробелом до названия пункта и после его названия. Пункты пишутся строчными жирными буквами, располагаются с абзаца. В конце названия точка не ставится. Подпункты пишутся строчным жирным курсивом. После названия подпункта ставится точка и на этой же строчке начинается текст.
5. Все страницы работы нумеруются по порядку. Первой страницей считается титульный лист (не нумеруется). Порядковый номер печатается, начиная со страницы 3 в правом верхнем углу, шрифт 12.
6. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник (указывается порядковый номер источника в Списке использованных источников, ставиться запятая, сокращение слова «страница» (с.), номер страницы; ссылка даётся в квадратных скобках: [7, с. 5]. При ссылке одновременно на несколько источников перед их порядковыми номерами (в Списке) ставится точка с запятой: [6, с. 45; 11, с. 23‒25]). В случае необходимости дать ссылку на весь источник, без цитирования, в скобках ставится номер без указания страниц: [4; 6]. (Подробнее см.: ГОСТ Р 7.0.11‒ 2011 «Приложение Б (справочное) примеры библиографических записей документов в списке литературы»).
Введение должно строиться в таком порядке.
1) Актуальность и постановка проблемы — это степень важности в данный момент проблемы, вопроса или задачи, имеющих общественно значимое, политическое измерение её решения.
2) Характеристика степени научной разработанности проблемы — это характеристика литературы, того, что исследовано и описано по данной проблеме до Вас. Автор может указать на её недостаточную разработанность и пр.
3) Цель работы формулируется в соответствии с названием темы. Далее пишем: «Достижение поставленной цели автор планирует решить с помощью следующих задач».
Задачи исследования выполняют роль тактического плана для обеспечения стратегической программы исследования, т. е. достижения цели. Формулировка задач должна соответствовать названиям глав / разделов.
4) Методы. «Определение цели и задач исследования обусловило применение таких методов научного поиска…» Исследование проводится с использованием сравнительного, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого методов, возможно применение математики и статистики.
5) Нормативная и эмпирическая базаисследования — это источники, опираясь на которые Вы пишите работу. Начинается абзац: «Достижение поставленной цели и задач стало возможным лишь при использовании таких видов источников…». Источники — нормативные документы и эмпирические материалы, привлеченные к изучению проблемы, целесообразно сгруппировать по их видам:
· документы и материалы международных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления;
· документы и материалы партийных структур и организаций;
· статистические материалы;
· периодические издания;
· справочно-энциклопедическая литература;
· интернет-издания;
· мемуарная литература;
· архивные материалы;
· эмпирические данные (материалы социсследований, мониторингов).
6) Определение цели и задач, выбор методов и определение нормативной и эмпирической базы исследования обусловили структуру работы. «Курсовая работа общим объемом в …(указывается количество) с. состоит из введения, …(количество) глав / разделов, заключения, списка использованных источников, (если есть — приложений, словаря терминов)».
Основная часть курсовой работы содержит 2—3 главы / раздела. Главы / разделы в тексте начинаются с новой страницы. Вначале указывается название главы / раздела, совпадающее с тем, что указано в содержании. Каждая глава может состоять из двух (и более) параграфов. В конце каждой главы — вывод.
Первая глава носит теоретический характер. Здесь можно дать историю вопроса, степень его изученности, раскрыть понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнить формулировки и пр., осветить проблемно-теоретические аспекты темы исследования, рассмотреть их с различных методологических позиций.
Вторая глава носит прикладной, практический характер. Эмпирические (социологические, экспериментальные) исследования являются желательным компонентом работы.
Заключение — это вывод из поставленной во введении цели, ответ на задачи, сформулированные во введении; обобщаются достигнутые результаты, делаются выводы, намечаются перспективы исследования, даются рекомендации для научного и практического использования результатов исследования. В заключении не должно быть фактических данных, ссылок и примечаний, теоретических положений, которые не затрагиваются содержанием работы, сведения воедино выводов, которые сделаны по главам / разделам работы.
Список использованных источников включает все использованные при написании работы источники и литературу. Строится по алфавиту кириллицы, далее — латиницы без структурирования списка. Примеры библиографических записей (см.: Приложение Д).
Приложения и Словарь терминов — если требуется.
Материал, дополняющий основной текст курсовой работы, допускается помещать в приложениях. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, карты, фотографии и другой иллюстративный материал. В тексте курсовой работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: [Приложение А]. Приложения должны быть перечислены в оглавлении курсовой работы с указанием их номеров, заголовков (если есть) и страниц.
При использовании специфической терминологии в курсовой должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Термин записывают со строчной буквы, а определение – с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием
ПРОЦЕДУРА ЗАЩИТЫ
1. Студент обязан выполнить курсовую работу в установленный срок.
2. Защита курсовой работы проводится на кафедре политологии.
3. Не позднее, чем за 14 дней до защиты студент должен представить на кафедру распечатанный экземпляр курсовой работы, а также ее электронную версию и передать ее для проверки на антиплагиат.
Порядок проведения защиты курсовой работы. Предполагается устное выступление студента (5 мин.):
1. сформулировать тему и ее актуальность;
2. степень изученности проблемы в научной литературе;
3. назвать цель и задачи работы;
4. дать характеристику источников;
5. сделать выводы и предложения по результатам исследования.
Студент также должен ответить на вопросы научного руководителя.
Оценивание курсовой работы
Оценка по 100-балльной шкале | По шкале ECTS | Оценка по государственной шкале | Определение |
90–100 | A | «Отлично» (5) | – работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер; – собран, обобщен и проанализирован достаточный объем нормативных актов, литературы, статистической информации и пр.; – фактический материал соответствует теме; изложение материала и выводы достоверны, точны, научны и уместны; – работа правильно оформлена и своевременно представлена на кафедру, соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ; – на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента грамотны, исчерпывающи, подкрепляются положениями нормативно-правовых актов, выводами, отраженными в работе |
80–89 | B | «Хорошо» (4) | – выводы, рекомендации не оригинальны, есть неточности; – задействованы не все доступные источники и литература; – есть ошибки в употреблении терминологии, несоответствие нормам грамматики и стилистики; – на защите были неполные ответы на вопросы |
75–79 | C | ||
70–74 | D | «Удовлетворительно» (3)
| –тема раскрыта частично, изложение вопросов поверхностное; –объём нормативных актов, литературы использован частично; –изложение материала и выводы слабы или отсутствуют; –много грамматических, стилистических ошибок, есть замечания к терминологии; –работа представлена не в полном объеме; – на защите студент недостаточно полно изложил основные положения работы, на вопросы отвечал нечетко |
60–69 | E | ||
35–59 | FX | «Неудовлетворительно» (2) с возможностью повторной аттестации | –содержание не раскрывает тему, вопросы изложены поверхностно, нет анализа практического материала, рекомендации отсутствуют; –работа представляет собой компиляцию; –изложение и выводы неполны или отсутствуют; –много грамматических и стилистических ошибок, имеются замечания в употреблении терминологии; – работа выполнена не в полном объеме, несвоевременно представлена на кафедру; – на защите студент показал слабые знания по теме, на вопросы отвечал нечетко. |
0-34 | F | «Неудовлетворительно» (2) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Перечень примерных тем
Курс
Политология
1. Типология и рекрутирование политической элиты. Современные тенденции.
2. Теории социальной стратификации: сравнительный анализ.
3. Влияние социальной стратификации на политическую жизнь общества.
4. Возрастание роли этнонационального фактора в современной политической жизни.
5. Понятие и типы политических режимов. Особенности методологии исследования.
6. Сравнительный анализ авторитарных режимов: общее и особенное в различных странах.
7. Современные транзитивные государства, специфика перехода.
8. Особенности модернизационного процесса в транзитных государствах.
9. Внутриполитические конфликты: цели, причины, движущие силы.
10. Формирование новой мировой системы как переход к многополярности.
11. Содержание и структура политической культуры. Влияние субкультурных факторов на политическое поведение.
12. Особенности влияния СМИ на формирование общественного мнения.
13. Концепция «добровольного принятия власти». Легальность и легитимность политической власти.
14. Паблик рилейшнз как коммуникационная функция управления.
15. Понятие «системы и системности» в политике.
16. Группы интересов: понятие, сущность, отличительные признаки, типология.
17. Политические культуры цивилизаций Запада и Востока: сравнительная характеристика.
18. Политическая коммуникация: понятие, сущность, функции.
19. Критический анализ политической системы Д. Истона и Г. Алмонда.
20. Концептуальные модели тоталитарного и авторитарного политических режимов.
21. Основные теоретические подходы к изучению этнических общностей: сравнительный анализ.
22. Мультикультурализм и специфика его реализации в современных государствах.
23. Понятие демократического транзита.
24. Политическая реклама: цели, функции, виды, носители.
25. Политическое манипулирование как способ правления современных элит.
26. Гибридные и сетецентрические войны: характеристика, особенности и формы проявления.
27. Информационная безопасность и ее значение во внутренней и внешней политике государства.
28. Блогосфера как объект политического исследования.
29. Роль электронных СМИ в современном обществе.
30. «Цветные революции»: общее и особенное в разных странах.
История политических учений
1. Концепция государства Платона.
2. Аристотель как основатель аналитического направления в политической науке.
3. Политика и мораль в творчестве Н. Макиавелли.
4. Учение И. Канта о государстве.
5. Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и гражданском обществе.
6. К. Маркс о политике и власти.
7. Политическая теория М. Вебера.
8. Теории элит В. Парето и «политического класса» Г. Моски.
9. Р. Михельс о партиях и партийных системах.
10. Ортега-и-Гасет. Политическая философия. Массы и власть.
11. Теоретические и мировоззренческие основы идеи социальной справедливости Е. Дюркгейма.
12. Взгляды М. Дюверже на проблематику политических институтов.
13. Социальная и политическая стратификация Питирима Сорокина.
14. Системный структурный функционализм Г. Алмонда.
15. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.
16. Концепция столкновения цивилизаций С. Хантингтона.
17. Политические идеи и идеологии постсовременности.
18. Образ идеального правителя и государства в русской политической мысли XI—XIV вв.
19. Формирование государственной идеологии Московской Руси. «Москва—Третий Рим».
20. Теория славянофильства в творчестве И.В. Кириевского, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова.
21. «Русская идея», ее корни, исторический генезис и общемировые императивы.
22. Политическая философия К.Н. Леонтьева.
23. Евразийство и неоевразийство (В.И. Вернадский, Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев, П. Савицкий).
24. Теории государства, политики, революции в произведениях «веховцев» (С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев).
25. Консервативная политическая идея Н.Я. Данилевского.
26. Идея христианской политики Вл. Соловьева.
27. Проблемы монархической государственности в работах Л. Тихомирова.
28. Политические идеи большевиков: В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин.
29. Политические взгляды И.А. Ильина.
30. Политические взгляды И.Л. Солоневича.
Курс (V семестр)
Социология
1. Эффективность воздействия СМИ на аудиторию: теории и эмпирические исследования.
2. Общественное мнение и политика.
3. Проблема управления общественным мнением в современном обществе.
4. Культурная травма в постсоветских обществах.
5. Теории постиндустриального общества.
6. Концепция информационной эпохи Мануэля Кастельса.
7. Феминистские теории гендера.
8. Бюрократия как социальный слой.
9. Толпа в контексте политических событий.
10. Современные концепции массовых (коллективных) движений.
11. Брак и развод в современном российском обществе.
12. Историческая эволюция института образования в европейских странах.
13. Происхождение и эволюция европейских университетов.
14. Роль образования в политической карьере (на примере французской системы образования).
15. Проблема социального неравенства в современных индустриальных странах.
16. Проблема бедности в современных индустриальных странах.
17. Маргиналы в современных индустриальных странах.
18. Гендерные стереотипы и их роль в социальных взаимодействиях.
19. Концепция социального действия М.Вебера.
20. Функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона.
21. Политкорректность как социокультурное явление.
22. Культурный капитал в современном обществе: концепция П. Бурдьё.
23. СМИ как агент социализации личности.
24. Подростковые субкультуры и агрессивность.
25. Социальная стратификация: её политическое измерение.
26. Социальная мобильность в политическом мире.
27. Каналы социальной мобильности в политике.
28. Межстрановая миграция как проблема.
29. Революции и социальная мобильность.
30. Механизм социальной селекции в политике.
Курс VI семестр
Этнополитология
1. Национализм как фактор социально-политических трансформаций в современной Украине.
2. Этнонациональный вопрос в Украине на современном этапе. Пути решения.
3. Этнополитические конфликты в Северо-Кавказском регионе в 90-х гг. XX в.: причины возникновения, правовые основы регулирования.
4. Этнополитические конфликты в постсоветский период: пути их урегулирования.
5. Этническая принадлежность в восприятии населения современной Украины.
6. Этнополитическая ситуация в регионе (по выбору): анализ и прогноз.
7. Практика этнополитического мифотворчества в Украине.
8. Формирование гражданственности, патриотизма как фактор укрепления российской государственности.
9. Культура межнационального общения: сущность, пути совершенствования.
10. Духовно-нравственные факторы совершенствования культуры межнациональных отношений.
11. Роль международного сообщества в решении проблем этнических, расовых, религиозных меньшинств.
12. Роль институтов гражданского общества в выработке и реализации государственной этнонациональной политики.
13. Роль этнического фактора в распаде СССР.
14. Русский национализм как идейное течение.
15. Исламский фундаментализм как идеологическая основа эскалации этнополитических конфликтов.
16. Мультикультурализм в современной политике.
Политический анализ и прогнозирование
1. Методологические основы анализа современной политической науки.
2. Становление политического анализа как отрасли профессиональных исследований и деятельности.
3. Политическая стабильность как процесс: структурный подход.
4. Ситуационный анализ и прогноз изменения структуры украинской политической элиты.
5. Проблемно-политическая ситуация: базовая структура, основные элементы и способы моделирования.
6. Дискурс-анализ в политической науке.
7. Сущность и методы политического прогнозирования.
8. Методология сценариотехники и экспертного прогноза.
9. Анализ и оценка социально-политических рисков.
10. Экспертные системы в политическом анализе.
11. Особенности сценарного прогнозирования в разработках Национального разведывательного совета США.
12. Демократизация как предмет прогнозного исследования.
13. Современный рынок политических прогнозов: состояние и тенденции.
14. Ивент-анализ в прогнозировании развития внутриполитических и международных процессов: сравнительный анализ.
15. Моделирование динамики политических процессов: формальный подход.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 199.