ВОЛГОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономический факультет

Кафедра экономики и финансов

С.А. Бондарева, Ю.В. Брехова, Е.Н. Малышева,

Е.А. Чумакова, В.В. Яковенко, С.А. Потомова

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке и защите курсовых работ

для студентов Экономического факультета

Волгоград - 2017


Составители:  к.э.н., доцент Бондарева С.А., к.э.н, доцент Брехова Ю.В., к.э.н., доцент Малышева Е.Н., к.э.н., доцент Чумакова Е.А., к.э.н., доцент Яковенко В.В., ассистент Потомова С.А.

 

В методических рекомендациях изложены порядок подготовки и защиты курсовых работ, а также требования к их структуре и оформлению на кафедре Экономики и финансов Волгоградского института управления – филиала РАНХиГС.

 

 

 

 

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры Экономики и финансов «28» августа 2018 г. протокол № 1

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Общие положения……...........................................................................................4

 

Часть I. Порядок выполнения и требования к курсовой работе:

1.1. Примерная тематика и порядок подготовки курсовой работы……………………………………………………….…………..5

1.2.Структура и содержание курсовой работы..……………………..6

1.3.Оформление курсовой работы......................…..…………….......13

 

Часть II. Порядок рецензирования и защиты курсовой работы:

2.1.Рецензирование: порядок проведения и использование полученных результатов................…………………………………...21

2.2.Организация и проведение защиты курсовой работы.................23

 

Приложение 1. Образец заявления курсовой работы.………….…….....26

Приложение 2. Образец титульного листа курсовой работы ……….…27

Приложение 3. Образец содержания курсовой работы..…………….….28

Приложение 4. Образец библиографических записей документов в списке литературы……………………………………......................................29

Приложение 5. Справка о результатах проверки текстового документа на наличие заимствований и приложение к справке......................................32

 


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Методические рекомендации определяют порядок подготовки защиты курсовых работ студентами, осваивающими образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, а также требования к их структуре и оформлению.

Под курсовой работой понимается законченное самостоятельное исследование частной задачи или проведение исследования в рамках образовательной программы.

Исходными данными для выполнения курсовой работы могут служить результаты научных исследований (монографии, научные сборники, периодические издания и т.д.), нормативно-правовые акты, статистические данные, результаты социологических исследований и др. Курсовая работа может содержать элементы научного исследования и (или) прикладной результат, выражающиеся в анализе и обобщении полученных сведений, в сопоставлении концепций различных авторов, обосновании своей точки зрения.

Оценивание результатов выполнения курсовых работ осуществляется при проведении промежуточной аттестации обучающихся.

Перечень учебных дисциплин, по которым предусматривается выполнение курсовых работ, определяется образовательной программой.

Организация выполнения и защиты курсовых работ студентов обеспечивается кафедрой.


Часть I . Порядок выполнения и требования к курсовой работе

1.1. Примерная тематика и порядок подготовки курсовой работы

Примерная тематика курсовых работ определяется структурным подразделением и указывается в рабочей программе дисциплины.

Студент имеет право выбора темы курсовой работы из примерной тематики, а также может предложить свою тему, обосновав целесообразность ее выполнения. Для выбора темы курсовой работы студент подает заявление (пример заявления приведен в приложении № 1) на имя заведующего кафедрой экономики и финансов.

Рекомендуемые темы посвящаются актуальным проблемам экономики и практики хозяйственной жизни субъектов с ориентацией на решение конкретных проблем.

При выборе темы студент должен принимать во внимание ее актуальность, личные склонности, обусловленные знаниями и интересами, а также возможность получения наиболее полной информации для проведения исследования. Кафедра обеспечивает необходимые консультации при выборе темы.

Закрепление за студентом темы курсовой работы и назначение научного руководителя курсовой работы утверждается распоряжением заведующего кафедрой экономики и финансов. Изменение или уточнение темы курсовой работы после издания распоряжения возможно при наличии согласия руководителя курсовой работы или по инициативе руководителя курсовой работы.

Сроки выбора студентами темы курсовой работы, закрепления темы курсовой работы за студентом и назначения научного руководителя курсовой работы определяются кафедрой не позднее 1 октября для курсовых работ первого семестра учебного года и не позднее 1 марта для курсовых работ второго семестра.

Дублирование тем курсовых работ в пределах одной учебной группы не допускается.

Научный руководитель курсовой работы:

- оказывает консультационную помощь студенту при подготовке плана курсовой работы;

- содействует в подборе студентом литературы, нормативного и (или) эмпирического материала;

- консультирует студента в выборе методики исследования;

- осуществляет систематический контроль этапов выполнения студентом курсовой работы;

- дает квалифицированные рекомендации по содержанию курсовой работы;

- производит оценку качества выполнения курсовой работы;

- готовит рецензию на курсовую работу.

Совместно с научным руководителем студент разрабатывает план выполнения курсовой работы.

Порядок подготовки студентом курсовой работы включает в себя следующие этапы:

- выбор темы курсовой работы;

- составление плана курсовой работы;

- поиск и обработка источников информации;

- подготовка и оформление текста курсовой работы;

- представление курсовой работы научному руководителю;

- защита курсовой работы.

 

1.2. Структура и содержание курсовой работы

 

Курсовая работа  должна иметь логичную структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материалы проведенного исследования.

Структура курсовой работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

- титульный лист;

- содержание;

- обозначения и сокращения (при наличии);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при наличии).

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и оформляется по установленной форме (Приложение № 2). 

В содержании (Приложение № 3) перечисляются: введение, основная часть (как правило, 2 раздела (главы) и 2-3 подраздела (параграфа) курсовой работы), заключение, библиографический список, приложения (при наличии).

В структурном элементе «Обозначения и сокращения» приводится перечень особых (не общепринятых) сокращений слов и наименований, использованных в курсовой работе.

Во введении определяются объект, предмет, цели, задачи и методика исследования, обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработки, а также место и значение в соответствующей области науки или практики, дается анализ источников и литературы.

Объём введения - 3-4 страницы. Компоненты введения должны быть отражены следующим образом:

1. Актуальность выбранной темы исследования, ее научная и практическая значимость. Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при экспертизе работы и означает, что поставленные в исследовании задачи требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки.

Актуализация темы, прежде всего, предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. В сжатом изложении показывается степень изученности темы исследования: какие задачи стоят перед теорией и практикой научной дисциплины в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении) и что предстоит сделать в данном исследовании. При раскрытии актуальности темы работы необходимо ответить на вопрос: «Почему надо изучать эту проблему, что это даст с точки зрения теории и практики?»

2. Определение цели и задач курсовой работы.

Цель исследования – это конечный результат, которого студент хочет достичь в результате выполнения курсовой работы. Весь порядок изложения материала в работе должен быть направлен на достижение поставленной цели.

Цель исследования коррелирует с названием темы работы: если в теме необходимо обозначить исследуемую проблему, то в цели – порядок и пути её решения.

Задачи исследования корреспондируют с планом курсовой работы (перечнем изучаемых вопросов), их решение в процессе написания работы помогает достичь цели курсовой работы. Главы структурно разбиты на параграфы, это должно быть учтено при постановке задач, которые формулируются  применительно к каждому из параграфов. Описание задач необходимо начинать с глагола неопределенной формы совершенного вида как бы отвечая на вопрос: «Что я должен сделать в данном параграфе?». Например:

- изучить сущность и виды банковского кредитования;

- проанализировать опыт западных стран в области банковского кредитования;

- рассмотреть состояние и перспективы развития банковского кредитования.

3. Определение предмета и объекта исследования.

Предмет исследования – это наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют:

а) реальные свойства объекта;

б) знания исследователя об этих свойствах;

в) целевая установка;

г) задачи исследования.

Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов. Например, при изучении темы «Финансовые ресурсы предприятия и направления их использования» предметом исследования являются финансовые отношения, складывающиеся по поводу формирования и использования финансовых ресурсов предприятия.

Объект исследования – конкретный фрагмент экономической реальности, в котором существует изучаемая проблема, подвергающаяся  непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе сформулированной темы, поставленной цели и задач исследования. Например, при изучении темы «Финансовые ресурсы предприятия и направления их использования» объектом исследования являются финансовые ресурсы предприятия, на примере которого выполняется прикладная (практическая) часть исследования. Если работа выполнялась на основе использования данных ПАО «ЛУКОЙЛ», то объектом исследования будет: финансовые ресурсы и направления их использования ПАО «ЛУКОЙЛ».

В общем, объект определяет форму исследования, а предмет - его содержание.

4. Определение методологической основы, нормативно-правовой, теоретической и эмпирической базы исследования.

Методологической основой исследования являются диалектический подход, системный и функционально-структурный метод исследования, сравнительный анализ, табличные и графические приемы, статистические методики анализа данных, элементы программирования и пр.

Нормативно-правовой базой исследования являются нормативные и правовые акты Российской Федерации, органов региональной власти, регламентирующие деятельность финансовой сферы, а также программы развития финансового сектора экономики и аналитические записки.

Теоретическую базу исследования должны составлять научные труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемым проблемам.

Эмпирическую базу исследования составляют материалы Федеральной службы государственной статистики, данные, характеризующие социально-экономическое состояние финансовой сферы различных регионов России, оперативная и годовая отчетность финансовых организаций, компьютерная и электронная информация, сведения официальных сайтов органов государственного управления и пр.

5. Краткая характеристика структуры работы с указанием количества страниц текста, приложений и библиографических источников. Например, работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы, включающего 25 библиографических источников и 8 приложений.

В основной части работы излагается материал исследования, решаются цели и задачи, поставленные во введении. Содержание работы должно соответствовать и раскрывать тему курсовой работы.

Количество глав курсовой работы определяется студентом совместно с научным руководителем с учетом особенностей темы. Текст каждой главы следует начинать с нового листа. Логичность и целеустремленность изложения работы достигаются только тогда, когда каждая глава имеет определенное целевое назначение и является базой для написания последующей, содержит выводы и логичные переходы по тексту.

 

 

Традиционной является следующая структура основной части курсовой работы:

§ первая глава – теоретическая;

§ вторая глава – практическая (аналитическая).

В первой главе работы необходимо раскрыть современные взгляды на исследуемую проблему, показать ее в контексте конкретной социально-экономической ситуации и перспектив развития, представить методологию и методику исследования.

В изложении спорных вопросов следует приводить мнения различ­ных авторов с высказыванием отношения к ним самого автора работы. Если мнение того или иного автора рассматривается критически, то высказывание следует приводить полностью без сокращений. При наличии различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных документах или работах отдельных авторов, желательно дать их критический обзор. После такого критического изучения теории вопроса, автор работы обосновывает свое мнение по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся уже точек зрения, выдвигая при этом в ее пользу собственные аргументы.

Во второй главе на основе анализа конкретного фактического материала, данных бухгалтерского учета, статистических данных, социологических исследований следует дать характеристику изучаемого объекта, выявить слабые и сильные стороны его функционирования, сформулировать основные проблемы, существующие в исследуемой области и предложить пути их решения. К изложению вопросов второй главы работы студенту следует подходить творчески. Не рекомендуется излишне пересказывать содержание законодательных и нормативных актов, инструкций и другой специальной литературы. При необходимости этот материал приводится в приложениях. Также автор может привести рекомендации по развитию объекта исследования, обосновать различные направления совершенствования финансово-хозяйственной деятельности.

Каждая глава должна завершаться обобщающими выводами. Необходимо, чтобы выводы, заключения, предлагаемые решения бази­ровались на конкретных материалах и примерах, на бухгалтерской и ста­тистической отчетности, сопровождались применением аналитических таблиц, расчетов, графиков, диаграмм.

Заключение – самостоятельная часть курсовой работы. Заключение не должно содержать дублирование содержания основной части.

В заключении подводятся итоги теоретической и практической разработки темы, предлагаются обобщения и выводы по теме курсовой работы, формулируются рекомендации и (или) предложения по исследуемой проблеме, решению практической задачи, могут планироваться задачи для дальнейшего исследования темы в выпускной квалификационной работе.

Библиографический список размещается после заключения. Библиографический список должен включать изученные и использованные в курсовой работе источники и литературу. Библиографический список свидетельствует о степени изученности проблемы и сформированности у студента навыков самостоятельной работы (пример оформления библиографического списка приведен в приложении № 4).

Библиографический список должен включать источники, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы. В качестве используемых источников могут быть представлены электронные Интернет-ресурсы, первичная документация. Список литературы курсовой работы должен включать не менее 15 источников. Чем больше будет в работе использовано литературы, тем о более глубокой проработке поставленной проблемы это будет свидетельствовать.

В приложения могут включаться связанные с выполненной курсовой работой материалы, не включенные в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера, формулы и т.д. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет заголовок.

Общий объем курсовой работы должен составлять 25-35 страниц текста.

Необходимо соблюдать общие требования к содержанию курсовой работы:

§  курсовая работа, в которой только пересказывается содержание учебников, учебных пособий или законы и инструкции без авторского анализа и исследования использованных источников, не допускается к защите и возвращается студенту на доработку;

§  текст курсовой работы излагается от третьего лица, в нем не употребляются местоимения «я», «мы»;

§  не допускается сокращение слов в названии документов, кроме общепринятых аббревиатур; при первом использовании аббревиатуры, делается её расшифровка;

§  особое внимание в курсовой работе следует уделить иллюстрациям, графикам, диаграммам и приложениям. Их количество и качество свидетельствует, во-первых, о глубине изученности студентом теоретического и практического материала по избранной теме, во-вторых, показывает тщательность подбора материалов, в-третьих, что самое важное, они являются подтверждением обоснованности выводов и предложений.





Оформление курсовой работы

 

Курсовая работа оформляется в виде текста, подготовленного с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Основной цвет шрифта - черный. Текст работы следует печатать через 1,5 интервала с применением 14 размера шрифта Times New Roman, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее поля - 20 мм, правое 15 мм, левое - 30 мм, выравнивание текста – по ширине, абзацный отступ - 1,25 см.

Допускается использование визуальных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя инструменты выделения и шрифты различных стилей.

Наименования всех структурных элементов курсовой работы, за исключением приложений, записываются в виде заголовков строчными буквами по центру страницы без подчеркивания (шрифт 14 полужирный).

Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц - автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата A3 учитываются как одна страница.

Разделы (главы) имеют порядковые номера в пределах всей курсовой работы и обозначаются арабскими цифрами. Номер подраздела (параграфа) состоит из номеров главы (раздела) и подраздела, разделенных точкой. Заголовки структурных элементов работы («Содержание», «Введение», «Заключение», «Библиографический список») и разделов основной части («Глава 1», «Глава 2») следует располагать по центру строки без точки в конце, не подчеркивая (шрифт 14, жирный). От текста заголовки отделяются сверху и снизу одним интервалом. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

При ссылках на структурную часть текста, выполняемой курсовой работы указываются номера разделов (глав), подразделов (параграфов), пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, приложений, а также графы и строки таблицы данной курсовой работы. При ссылках следует писать: «... в соответствии с главой (разделом) 2», « ... в соответствии со схемой № 2», «(схема № 2)», «в соответствии с таблицей № 1», «таблица № 4», «... в соответствии с приложением № 1» и т. п.

Цитаты воспроизводятся в тексте курсовой работы с соблюдением всех правил цитирования (соразмерная кратность цитаты, точность цитирования). Цитированная информация заключаются в кавычки, указывается источник цитирования, а также номер страницы источника, из которого приводится цитата (при наличии). Ссылки могут делаться двумя способами:

·  или в самом тексте в квадратных скобках после цитаты. В необходимых случаях (обычно после указания конкретных цифровых данных или цитат) после номера источни­ка в библиографическом списке в ссылке указываются страницы, на которых помещается использован­ный материал, например: [8, с.77];

·  или подстрочные ссылки (внизу страницы, на которой приводится цитата). Они нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сплошной по всему тексту.

Если необходимо сослаться на мнение, которого придерживает­ся ряд авторов, то следует отметить все порядковые номера источ­ников в библиографическом списке, которые разделяются точкой с запятой.

Если в тексте работы приводится не цитата, а отражается ее смысл или в сжатом виде дается какая-то информа­ция, то ссылка оформляется иначе. Например: [См.: 24, С. 142-160].

Цифровой (графический) материал (далее - материалы), как правило, оформляется в виде таблиц, графиков, диаграмм, иллюстраций и имеет по тексту отдельную сквозную нумерацию для каждого вида материала, выполненную арабскими цифрами. При этом делается надпись «Таблица» или «Рис.» и указывается порядковый номер, под рисунком по центру помещается его название и записывается в той же строке (Рис. 1. Динамика прибыли…), а заголовок таблицы - на следующей строке по центру строчными буквами (14 шрифт полужирный). Материалы в зависимости от их размера, помещаются под текстом, в котором впервые дается ссылка на них, или на следующей странице. Допускается цветное оформление материалов.

Слово «Рис.» и его наименование располагают ниже рисунка по центру строки. После наименования рисунка (в примечании) следует указывать источник, из которого он был приведен, или сделать указание на то, что он составлен автором самостоятельно.

Пример

Вид безработицы

 

 

 

 

Фрикционная

 

Структурная

 

Циклическая

Причина:

Поиск или ожидание лучшей работы и лучших условий

Причина:

Технологические изменения в структуре производства и долговременные изменения потребительского спроса

Причина:

Экономический спад в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса.

 

 

 

 

Временно безработные люди, ищущие работу, а так же сезонные рабочие

 

Исчезновение устаревших профессий, несовпадение спроса на труд и его предложения в различных областях (территориях), по разным профессиям и предприятиям

 

Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведет к потере работы и невозможности найти работу по некоторым специальностям

               

 

Рис. 1 - Виды безработицы

Примечание – Капелюшников Р. И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва?. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – С. 48.

Если иллюстрации имеют наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст), то слово «Рис.» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Пример

LL – кривая спроса на деньги

Площадь фигуры B – потери благосостояния

Рис. 2 - Издержки экономии на реальных денежных остатках

Примечание

1 - Предельные величины рассчитаны для равновесного денежного рынка.

2 - Составлено автором.

Все таблицы, статистические данные, цитаты должны иметь ссылки на источники. При построении таблицы следует придерживаться следующих правил:

·  в правом верхнем углу над таблицей помещается слово «Таб­лица» с цифрой, обозначающей её номер. Перед цифрой, знак «№» и точка после нее не ставятся. Строчкой ниже, по центру страницы, с прописной буквы (14 шрифт полужирный) располагают название таблицы;

·  в названии таблицы должно быть указано её содержание, вре­мя и место, к которым относятся показатели;

·  заголовки столбцов пишут с прописной буквы, подчиненные за­головки могут писаться со строчной буквы, если они грамматичес­ки связаны с главным заголовком;

·  если таблица имеет много столбцов, то столбцы обозначаются цифрами.

·  обязательно должны быть указаны единицы измерения. Общая единица измерения указывается в наименовании таблицы, а разные - в соответствующих столбцах или строках;

·  цифровые данные записываются с одной и той же степенью точности в пределах каждого столбца;

·  при переносе таблицы на другую страницу заголовки столбцов следует повторять, а над ними поместить слова «Продолже­ние таблицы». Можно пронумеровать заголовки столбцов. Тогда при переносе таблицы на следующую страницу переносятся только номера столбцов:

Таблица 9

Динамика среднемесячной зарплаты в бюджетных учреждениях, расположенных в федеральных округах

Наименование

федерального округа

Среднемесячная заработная плата

2008 год (тыс. руб.) 2009 год (тыс. руб.) Темп роста, в %
1 2 3 4

На следующей странице «шапка» будет выглядеть следующим образом:

Продолжение таблицы 9

1 2 3 4

 

· в  приложении таблица может занимать несколько страниц, но её не называют словом «Таблица», а пишут «Приложение 4».

В таблицах допускается применение 12 или более мелкого размера шрифта.

Все таблицы должны быть упомянуты в тексте работы. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Согласно п. 6.7.3 ГОСТ 7.32-2001примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. В качестве примечания указать на источник ее данных.

Пример

Как следует из таблицы 10, процентные ставки в рублях по стабилизационному кредиту зависят от срока кредитования.

Таблица 10

Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.