Формы финансового контроля и его взаимосвязь с бухгалтерским учетом.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы – фин. контроль (ФК).
Контроль, который осуществляется не в качестве специальной контрольной деятельности (например, контроль главных бухгалтеров или текущий контроль органов федерального казначейства), не имеет специальной организационной формы и итогового акта, поскольку реализуется в рамках основной деятельности указанных органов и должностных лиц.

Контроль, проводимый специализированными контрольными органами, имеет особую организационную структуру, осуществляется посредством различных форм ФК. К таким относятся: Счетная палата РФ, счетные палаты субъектов РФ, налоговые органы, таможенные органы, контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, аудиторские организации, ревизионные комиссии (ревизоры) АО и других субъектов частного права. Контроль, осуществляемый этими органами, в основном представляет собой последующий ФК.
В законодательстве отсутствует определение понятия «форма ФК». Законодательство не содержит ни единого перечня форм ФК. Как правило, в акте, регламентирующем деятельность какого-либо контрольного органа или определяющем его компетенцию, используются такие понятия, как ревизия и проверка; - Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного ФК в РФ» от 25ю07.96 № 1095 предусмотрено проведение контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок; - согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется посредством налоговых проверок; - органы и агенты валютного контроля, осуществляя контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ; - контроль соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью осуществляется также в форме проверок (п. 2.14 Положения «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» от 05.01.98.)
В связи с этим возрастает роль независимого аудиторского контроля. В его основе лежит взаимная заинтересованность государства, администрации предприятий и их владельцев в достоверной учетной и отчетной информации.
Важнейшее место в системе ФК занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее реализацию. ФК возложен на все структурные подразделения Минфина России соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства; правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Функции органов Государственного страхового надзора (Госстрах надзор) также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Эти органы обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ о страховании, развитие страховых услуг, защиту прав и интересов участников страховых отношений.
Наряду со всеми перечисленными органами существует специальное контрольное подразделение Минфина России, предназначенное именно для проведения ФК, - Контрольно-ревизионное управление (КРУ) с его территориальными органами на местах. Основными задачами деятельности КРУ являются: усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых субъектам РФ; осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и др. федеральных средств; проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета; использование внебюджетных средств, доходов от имущества, находящихся в федеральной собственности; проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.
Взаимосвязь ФК и БУ состоит в следующем: - во-первых, именно контрольная функция БУ в первую очередь востребована фин. контролем. БУ является источником, информационной базой, позволяющей органам, осуществляющим ФК, достичь целей своей деятельности – изучить ХД организации и на основании полученных данных сделать вывод о неправомерности или правомерности и целесообразности совершаемых организацией хозяйственных операций; - во-вторых, сам ФК выступает частью учетного процесса и реализуется непосредственно в ходе БУ. Данное утверждение действует относительно предварительного и текущего ФК, осуществляемого самим гл. бухгалтером и иными уполномоченными должностными лицами.
Имеется 2 неоценимых свойства БУ, используемых, прежде всего, последующим ФК со стороны специальных органов (ревизионной службы предприятия, аудиторских компаний, налог. службы и т.д.): Первый их них – способность БУ обозревать ХД организации в ретроспективе, как бы прожить прошлое вместе с предприятием. Второе ценное для ФК свойство – то, что БУ по существу является отражением именно тех явлений деятельности предприятия, которые представляют интерес для органов ФК.
Контрольная функция БУ не реализуется в случае искажения (деформирования) данных БУ. Это может произойти в результате или случайных ошибок, или сознательных действий со стороны работников предприятия. Органы ФК обязаны выявлять искажения данных БУ и устранять их негативные последствия.

 









Дата: 2016-09-30, просмотров: 197.