Техника принятия управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управленческое решение - это выбор лучшей из некоторого числа альтернатив.

Этапы принятия решения:

1. Признание необходимости решения: признание существования проблемы, формулировка проблемы, определение возможностей успешного решения.

2. Выработка решения: разработка альтернатив, экспертная оценка альтернатив, выбор альтернативы.

3. Выполнение решения: организация выполнения решения, анализ и контроль выполнения решения.

Психологические проблемы и ограничения, влияющие на принятие решения:

- ловушка «привязки» решения;

- стремление сохранить статус-кво

- ловушка формулировки;

- прошлые вложения;

- размытые личные ценности;

- неумение управлять собой;

- недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

- неумение обучать и обучаться;

- низкая способность формировать коллектив;

- недостаток творческого подхода и навыков в решении проблемы.

Управленческие решения бывают: организационные решения (запрограммированные и незапрограммированные), интуитивные решения (спонтанные), решения, основанные на суждениях (аналитические).

Существует 5 стилей принятия решения (американские учёные В.Врум и Ф.Йеттон):

- вы принимаете решение единолично, без обсуждения ситуации с кем бы-то ни было;

- вы собираете информацию, а затем принимаете решение единолично. В этом случае за информацией вы обращаетесь к подчинённым, и учитываете только информацию, а не советы или предложения;

- вы консультируетесь с подчинёнными в индивидуальном порядке, а затем принимаете решение

единолично;

- вы консультируетесь со всей группе, а затем все же принимаете решение единолично. Группа подчинённых даёт возможность провести более глубокую экспертизу альтернатив;

- вы делитесь проблемой с группой и сообща принимаете решение, то есть вы даёте информацию и участвуете в обсуждении проблемы наравне с остальными членами группы. В то же время, соглашаясь с принятым группой решением, ответственность за него вы принимаете на себя.

Тип менеджмента и стиль принятия решений в компании определены этапом её развития. По мере развития компании решения все менее зависят от случайных обстоятельств и все более от закономерностей предыдущего развития. Менеджмент же все менее отражает индивидуальный дух основателя компании и все более стандарт индустрии.

На первом этапе развития компании решения принимаются по ситуации. Их находят каждый раз заново. При этом свобода выбора возможных решений максимально велика. Выбранное решение отражает стиль работы и характер предпринимателя, и именно его индивидуальная способность быть лидером определяет менеджмент компании.

При переходе компании на второй этап необходимо, чтобы в ней выработалась культура корпоративной жизни. Если решения продолжают принимать "от случая к случаю", то компания обречена, даже если каждое из принятых решений правильно. Введение корпоративной культуры, то есть стиля принятия решений, отражающего предысторию компании, делает компанию менее зависимой от того, кто конкретно принимает решение.

При формировании менеджмента, на втором этапе эволюции компании, происходят, как минимум, два процесса. Во-первых, появляется чёткое разделение обязанностей и зон ответственности. Если на первом этапе говорят, что за что-то отвечает Джон, и сотрудники ещё часто его партнёрски подменяют, то на втором этапе за то же самое начинает отвечать менеджер такого-то участка. И если в данный момент таким менеджером является Джон, то он и будет принимать это решение, поскольку и до тех пор, пока он является данным менеджером. Однажды перепоручить принятие решения кому-то становится все проблематичнее.

Второй переменой в стиле работы менеджмента является то, что индивидуальное лидерство создателя и первого руководителя компании должно смениться авторитетом профессиональных менеджеров, когда каждый полностью ответственен за свой участок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Аргументируйте несостоятельность шести мифов о менеджменте.

1. Вы должны сами всем заниматься.

2. Вы не можете никому доверять.

З. Вы всегда должны быть объективны.

4. Вы должны защищать свой коллектив.

5. Вы не можете отступать.

6. Вы лучший учитель.

Практическая работа.

Определите систему и управленческое решение данной проблемы.

Ситуация № 1. Вы работаете менеджером сети магазинов розничной торговли. В каждом из магазинов есть свой менеджер. Все они считают, что любая заметная система безопасности нежелательна, поскольку отпугивает клиентов. За последние 6 месяцев увеличились потери, связанные с воровством. Разработайте план действий для решения проблемы.

Ситуация № 2. Вы назначены директором небольшой школы, в которой катастрофически уменьшается количество учащихся. Разработайте план дальнейшего руководства школой с целью привлечения учащихся.

Тема № 6

Самоменеджмент

Стресс на рабочем месте

Стресс - это реакция человека на воспринимаемое им соотношение между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью удовлетворить эти требования.

Виды стрессов:

- физиологический - вызывается излишними физическими нагрузками;

- психологический-обусловленный сложными отношениями с окружающими;

- информационный - порождённый избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

- управленческий - высокая ответственность за последствия принимаемых решений;

- эмоциональный - проявляется в условиях угрозы, опасности.

Фазы развития стресса:

- фаза истощения;

- реакция тревоги;

- фаза сопротивления.

Одной из причин стресса является страх. Страх можно определить как эмоцию, вызываемую надвигающимся бедствием, неприятностями. Естественная реакция испугавшегося человека - стремление укрыться или спастись бегством. Стремление укрыться чаще всего принимает форму лжи, а стремление спастись маскируется под различные формы: игнорирование, необоснованная бравада, употребление депрессантов и т.д. К особенно влиятельным на состояние человека относятся страхи: страх нищеты, страх критики, страх болезни, страх разочарования в любви, страх старости, страх смерти.

Для менеджера особенно важным является страх критики. Критика может вызвать чувство неполноценности и оскорбления, может снизить способность самоидентификации в окружающем мире.

Существует несколько наиболее важных видов критики:

- критика с желанием помочь делу;

- критика с целью показать себя;

- критика с целью сведения личных счетов;

- критика с целью сохранения или повышения своего положения и престижа;

- критика с целью перестраховки;

- критика с целью предупреждения заслуженных обвинений;

- критика с целью контратаки;

- критика с целью получения эмоционального заряда.

Источники напряжения на рабочем месте:

- физические условия - освещённость, размер помещения, доступность ресурсов и т.д.;

- поездки - поездки на работу и с работы, командировки, бюджет;

- характеристика самой работы - перегрузка или неполная нагрузка, область принятия решений;

- руководство - насколько доступен руководитель, его уровень стресса;

- роли - ясность служебных инструкций, ясность или неопределённость областей ответственности;

- вознаграждение - оплата труда, оценка труда, нематериальные вознаграждения;

- взаимоотношения - с коллегами, с начальником, с подчинённым, с людьми, от которых зависит ваша карьера;

- интересы в отношении работы - уровень вовлеченности, удовлетворённость выполняемой работой, разнообразие и темп выполняемой работы;

- корпоративная культура - внутрифирменная политика и властные отношения, стиль менеджмента, ожидаемое поведение;

- карьерное продвижение - развитие карьеры, степень влиятельности, возможность потерять работу;

- индивидуальные характеристики - тип личности, способность адаптироваться к изменениям, желание учиться и изменяться, сопротивляемость стрессу.

Симптомы стресса:

1. Физические: учащённый пульс, головная боль, частые простуды, повышение давления, нарушение сна и т.д.

2. Организационные симптомы: высокий уровень прогулов, большая текучесть кадров, низкий контроль качества.

3 Психологические симптомы: угнетённое состояние, раздражительность, прогрессирующее пьянство.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 159.