Проблема лидерства в современном менеджменте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лидерство - ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности.

Власть - возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других

людей.

Составляющие лидерства:

1. Интеллектуальные способности:

- ум и логика;

- рассудительность;

- принципиальность,

- образованность и знание дела;

- оригинальность в принятии решений,

- способность к концентрации;

- острая интуиция,

- умение выражать свои мысли;

- любопытство и способность осваивать новые знания и приобретать новые навыки.

2. Черты характера:

- инициативность;

- гибкость;

- бдительность,

- общительность;

- настойчивость;

- уверенность в себе;

- честность;

- смелость;

- уравновешенность;

- независимость;

- амбициозность;

- властность;

- работоспособность,

- обязательность.

3. Приобретённые умения:

- умение заручаться поддержкой,

- умение кооперироваться;

- умение завоёвывать популярность и престиж;

- такт и дипломатичность,

- умение убеждать;

- умение организовывать;

- умение разбираться в людях;

- умение брать на себя риск и ответственность,

- умение изменять себя.

Организаторская интуиция - способность предвидеть в процессе управления то, что впоследствии осуществится, а также умение принимать управленческие решения при отсутствии достаточной информации.

Способность к риску - это уровень неопределенности при предвидении результатов, возможность опасности, неудачи и выигрыша в предсказании результатов.

Уотерман: «Идти вперед с риском - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя.»

Уровень притязаний. Чем он выше, тем активнее человек идет на риск, невзирая на то, что это связано с повышенной ответственностью.

Притязание - степень трудности целей, к достижению которых стремится человек.

Брендон: «Я не могу назвать какую-либо психологическую проблему - от возбуждения до депрессии, страх перед интимными отношениями или достижение успеха, алкоголизм или наркомания, тяготение к самоубийству или преступные наклонности - началом которой не служила бы низкая самооценка.»

Каждый менеджер на службе управленца проходит такие фазы:

- пора готовности;

- пора благоразумия;

- пора выдвижения;

- пора ответственности;

- пора авторитета;

- пора достижений,

- пора наград;

- пора мудрости;

- пора важности,

- пора тупика.

Схема потребностей (по А. Маслоу)

Самоактуализация: стремление к реализации своих способностей, к личному росту
Потребность уважения: стремление к состоя­тельности, одобрению, признанию, авторитету
Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими
Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха жизненных неудач
Физиологические потребности: голод, холод, жажда, половое влечение и др.

Классификация позиций управленца (по Берне)

- Я в порядке - вы в порядке (разумный эгоизм). Руководитель, уверенный в себе, спокойный, чуткий, чувствительный к изменяемой ситуации, вызывает доверие, поддерживает добрые отношения с окружающими, оптимист, удовлетворён жизнью и тем, что имеет.

- Я в порядке - вы не в порядке. Такой руководитель заносчив, груб в общении, тщеславен, подавляет других, преувеличивает свою роль в работе учреждения, большую часть людей считает несовершенными.

- Я не в порядке - вы в порядке. Такой руководитель недостаточно уверен в себе, склонен к отступлению, подвержен стрессам, не способен к лидерству и проявлению инициативы, акцентируется на своих собственных недостатках, на окружающих смотрит снизу вверх.

- Я не в порядке - вы не в порядке. Такой руководитель смирился с неудачами, у него отсутствует энергичность, он подвержен депрессиям, не способен к настойчивости в решении проблем. Такой руководитель - источник негативных взаимоотношений, он воспринимает окружающих как неполноценных людей. Все в окружении у него вызывает разочарование и неприятие.

Классификация управленцев.

М.Уотмен «Красивые менеджеры не только делают деньги, они создают содержание существования для людей».

Классификация личности была дана еще Конфуцием в 470г. до н.э.: «Те люди, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех».

На современном языке данную классификацию можно представить следующим образом: люди знаний, люди власти, люди бизнеса, люди труда.

В 1960 году Дуглас Мак Грегор в книге «Человеческая сторона предприятия» дал классификацию управленцев.

Характеристика менеджеров категории «Икс».

Типичный средний индивид, достаточно ленив, пытается при возможности избежать труда, поэтому его необходимо постоянно побуждать к действию, заставлять, контролировать, направлять, угрожать наказанием для того, чтобы он работал более эффективно. Сравнительно нечестолюбив, эффективна только внешняя мотивация. Пассивное отношение к труду требует в основном только авторитарного взаимоотношения с ним высшего руководства. Требует помощи и контроля при планировании его работы.

Характеристика менеджера категории «Игрек».

Средний индивид, при соответствующей подготовке и условиях берет на себя ответственность, но не стремится к ней. Человек способен сам себя контролировать, имеет творческие способности, изобретательность в решении проблем. Интеллектуальные способности достаточны и используются не в полную силу. Внутренняя мотивация к работе достаточно сильна и эффективна. Заработную плату воспринимает в большей мере как компенсацию, чем средство стимулирования. Стиль руководства более демократический. Своим поведением стимулирует работников к участию в управлении организации. Решающую роль играет самоконтроль.

Практическая работа

Дата: 2016-09-30, просмотров: 169.