Законы педагогической инноватики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В исследованиях Н.Р. Юсуфбековой сделана попытка обобщить данные и сформулировать следующие законы педагогической инноватики.

1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.

2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.

4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Все выше охарактеризованные закономерности и законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, но перед исследователями стоит задача обоснования теоретико-методологического аппарата в виде понятийного аппарата и обоснования предмета исследования в виде законов и закономерностей, подходов и принципов.

3.5. Субъекты инноваций в образовании. Всеобщий характер инноваций

В Бизнес – словаре, субъектом инновационной деятельности является[11]:

- физическое и юридическое лицо, создающее и реализующее инновации; к специализированным субъектам инновационной деятельности относятся технологические инновационные центры, основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом;

- государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;

- общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.

Субъекты инновационной деятельности выполняют функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов.

Рассматривая специфику инноваций в образовании, важно подчеркнуть, что реорганизация в любом образовательном учреждении должна стать делом всего профессорско-преподавательского коллектива вуза, вызвать размышления, направленные на эффективное изменение профессиональной подготовки.

Специфика инновационного развития образовательного учреждения состоит в том, что это не только деятельность отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. совместная деятельность, которая в образовании обозначена как коллективный субъект деятельности, как специфическая характеристика инновационной деятельности.

На личностном уровне[12] модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности. В своих исследованиях А. Инкелес, характеризуя аналитическую модель современного человека, выделил следующие черты:

- Открытость экспериментам, инновациям, изменениям.

- Готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира.

- Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое.

- Уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий.

- Планирование будущих действий для достижения целей как общественных, так и личных.

- Вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни.

- Чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости от вознаграждения от вклада и мастерства.

- Уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции.

- Способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях.

- Способность находить непротиворечивые решения в противоречивых ситуациях.

Современные молодые управленцы в России склонны к осуществлению инновационного менеджмента в соответствии со следующими критериями: высокий уровень общественного интеллекта; наличие креативно-творческого нестандартного подхода к делу; эмоциональная устойчивость; высокая мотивация достижений, ориентация на будущее, индивидуализм.

Рассматривая инновацию как особый вид деятельности, который требует совершенно новых характеристик личности как субъекта:

· потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы;

· наличие творческого мышления и личностных качеств;

· способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;

· системный и прогностический подход к отбору и организации нововведений;

· способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;

· готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;

· развитая способность к рефлексии, самоанализу.

Все перечисленные качества не полностью раскрывают инновационные черты субъекта, но достаточны, чтобы обозначить типические черты личности. В исследованиях авторов монографии «Учитель. Школа. Общество» отмечены наиболее актуальные, типические черты инноваторов и предложены следующие типологические группы:

- наивные инноваторы, которые не принадлежат по профессиональному признаку к объекту приложения своих идей, но вместе с тем их предлагают. Например, физики предлагают методику преподавания литературы;

- исследователи – профессорско-преподавательский состав вузов и ученые, объектом исследований которых являются образовательные системы;

- инноваторы по долгу – должностные лица, для которых инновационная деятельность является профессиональной обязанностью (заместитель директора по научной или экспериментальной работе);

- инноваторы по духу – отличаются своей системой ценностей, ориентированной на высокую самостоятельную активность, поиск нового, что является их внутренней потребностью и состоянием души;

- инноваторы по принуждению – те, которые подключены к инновационному процессу по распоряжению администрации.

Итак, рассмотрев типологию субъекта, в личностном плане следует заметить, что отношение к инновационным процессам зависит от ряда факторов: возраста, стажа работы, места проживания, технологического оснащения педагогического процесса и др.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 324.