Предмет, объект, цель, задачи экономического анализа. Принципы экономического анализа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет, объект, цель, задачи экономического анализа. Принципы экономического анализа.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленение их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ начинают с установки цели, затем сбор данных, систематизация составных группировок в таблице, определение расчетов, иллюстрирование графиков, вывод.

Предмет – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект – экономические результаты деятельности организации.

Принципы экономического анализа:

А) анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта;

Б) анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все звенья и стороны деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике организации;

В) анализ должен быть обеспечен системой подхода, т.е. объект изучается, как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и внешней средой;

Г) анализ должен быть объективным, точным, конкретным, базироваться на проверенной информации, реально отражающей действительность, выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами;

Д) анализ должен быть действенным, т.е. активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки и просчеты;

Е) анализ должен проводится по плану систематики;

Ж) анализ должен быть оперативным, т.е. необходимо четко и быстро проводить анализ, принимать управленческие решения и притворять их в жизнь;

З) анализ должен быть демократичным, т.е. участие в проведение анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование внутрихозяйственных резервов;

И) анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений и процессов, т.е. анализируя результаты деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной, экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;

К) анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

  1. Организация и информационное обеспечение экономического анализа.

Основные принципы организации экономического анализа:

1) Распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями;

2) Обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;

3) Регламентация и унификация: регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимального таблица и выходных форм анализа; унификация предполагает типовых методик и инструкций выходных форм и табличных, стандартных программ, единых критериев оценки.

Источники информации для экономического анализа:

1) Источники нормативно-планового характера – все типы планов;

2) Источники информации учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета;

3) Вне учетные источники информации – официальные документы, которые обязаны пользователя предприятия; хозяйственно-правовые документы; техническая и технологическая информация; материалы специальных исследований на отдельных рабочих мест; информация об основных контрагентов организации; данные об основных конкурентах, о состояние рынка материальных ресурсов, о состояние рынка капитала, о состояние фондового рынка, РОССТАТА об изменениях макроэкономической ситуации страны.

 

Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня.

Жизненный цикл изделия – время существования товара на рынке. Он делится на следующие этапы:

· 1.внедрения на рынок

· 2.быстрое расширение сбыта продукции

· 3.зрелость продукта (насыщение рынка )

· 4.этап упадка товара (падение спроса)

· 5.замена данного товара новым.

Жизненный цикл оказывает влияние на деятельность производственных систем на 3 уровнях :

1.уровень стратегии развития предприятия. В данном случае стадия жизненного цикла товара влияет на прогнозирование деятельности предприятия во внешней среде;

2.связан с самим товаром и касается проблем его производства, содержания, т.е. проблем направленных на повышение конкурентоспособности;

3.уровень решений связанный с прохождением товаров отдельных стадий жизненного цикла , направленный на разработку маркетинговой стратегии.

 

 

Анализ использования фонда рабочего времени

Анализ проводится по каждой категории работников, по каждому подразделению и предприятию в целом.

Проводится также анализ целодневных потерь рабочего времени и внутрисменных потерь, выявление резервов времени и производства продукции.

 

Оценка платежеспособности.

Платежеспособность предприятия представляет собой способность отвечать по всем долгам и обязательствам в данный момент времени, включая и долгосрочные. Условно можно принять, что с первой даты отчетного периода и к моменту погашения долги и обязательства сначала накапливаются, образуя накопленный долг. Вместе с этим долгом должен накапливаться и платежный ресурс предприятия, состоящий исключительно из собственных денежных средств. В момент погашения долги полностью или частично уменьшаются, но при этом полностью или частично уменьшается и платежный ресурс предприятия.

Оценка платежеспособности предприятия на конкретную дату не может основываться только на расчете коэффициента текущей ликвидности, поскольку этот показатель односторонне характеризует финансово-экономическое состояние предприятия. Предпочтение отдается не поиску ответа на вопрос: как получилось, а наоборот, ответу на вопрос: что получилось. При этом причины, приведшие к такому результату, остаются вне поля зрения, а выводы и рекомендации могут носить поверхностный характер.

Оценка платежеспособности определяет возможность предприятия своевременно расплачиваться по краткосрочным обязательствам с помощью ликвидных оборотных активов и одновременно продолжать бесперебойную деятельность. Это предполагает, что оборотные активы в форме дебиторской задолженности и части запасов могут быть превращены в денежные средства, достаточные для погашения краткосрочных долгов числящихся на балансе предприятия. Положительная разница между стоимостью ликвидных оборотных активов и величиной краткосрочной задолженности должна быть не менее стоимости запасов, необходимых для продолжения бесперебойной деятельности, т. е. для обеспечения одного цикла кругооборота средств. Формирование выручки от продаж в конце цикла сопровождается формированием новых оборотных активов в форме запасов дебиторской задолженности и денежных средств. Следовательно, оценка платежеспособности на определенную дату — это сопоставление стоимости оборотных активов и краткосрочной задолженности. Одним из условий, позволяющих считать предприятие платежеспособным, является превышение стоимости оборотных активов над суммой краткосрочной задолженности. Показатель, оценивающий уровень платежеспособности предприятия, — коэффициент общей ликвидности как частное от деления стоимости оборотных активов на сумму краткосрочных долгов.

Традиционный оценка коэффициента общей ликвидности проводится по данным баланса. Оценка платежеспособности при этом корректна при условиях, что все оборотные активы, числящиеся на балансе, ликвидны. Это означает:

Балансовые запасы могут быть превращены в денежные средства, равные по сумме стоимости запасов.

Дебиторская задолженность полностью поступает в форме денежных средств в сроки, соответствующие срокам погашения краткосрочных долгов.

Если состояние оборотных активов числящихся на балансе, отвечает названным требованиям, то коэффициент общей ликвидности, рассчитанный по балансовым данным, отражает реальный уровень платежеспособности предприятия и может служить базой оценки достаточности или недостойности такого уровня.

Факторы оценки платежеспособности

Оценка платежеспособности предприятия за период представляет собой анализ финансово-экономического состояния предприятия на основе учета трех важнейших факторов — дохода, имущества и финансовых ресурсов. Все эти три составляющих платежеспособности непосредственно проходят этапы образования, распределения и использования.

Под доходом предприятия следует понимать всю валовую добавленную стоимость, полученную предприятием в отчетном периоде от всех видов деятельности (например, производство, строительство, услуги), отдельных бизнес-единиц (проекты, филиалы и представительства), а также направлений и аспектов деятельности (основная, инвестиционная и финансовая). В силу этого валовой доход предприятия объединяет производственную добавленную стоимость, доходы от собственности, переоценку товарно-материальных ценностей, прочие и безвозмездные поступления, а также изменения в уставном капитале.

Имущество предприятия представляет собой экономические активы, которые разделяются по форме на активы и по содержанию на капитал. При этом имущество по форме разбивается на денежную и не денежную составляющие. Такой подход объясняется тем, что активы, прежде всего, следует различать по форме платежеспособности – денежную (только за счет денежных средств, ценных бумаг и их эквивалентов) и не денежную (основные средства, нематериальные активы, запасы, средства в расчетах и прочие активы), а не только по скорости обращения (долгосрочные и текущие активы).

В свою очередь, имущество по содержанию традиционно делится на собственное и заемное, причем между имуществом по форме и имуществом по содержанию обнаруживается определенная взаимосвязь.

Финансовые ресурсы предприятия рассматриваются сначала с точки зрения деления на собственные и заемные, при этом в составе заемных ресурсов происходит деление на внешний долг и внутренний долг.

В этом смысле речь идет не столько о делении заемного капитала по сроку погашения (долгосрочные и текущие), сколько по месту возникновения долга – внешний источник (кредиты, авансы полученные, целевое финансирование и кредиторская задолженность) и внутренний источник (оплата труда; налоги, неналоговые платежи и сборы; расчеты с учредителями; проценты по банковскому кредиту; страховые и прочие платежи).

В целом такое представление дохода, имущества и финансовых ресурсов преследует определенную цель – отразить движение активов на фоне движения капитала, а движение капитала – на фоне движения активов. При этом ведущим показателем, отражающим финансово-экономическое состояние предприятия за период, является добавленная стоимость.

Коэффициенты платежеспособности рассчитываются на основе данных финансовой отчетности эмитента.

Коэффициент задолженности — сумма задолженности, деленная либо на собственный капитал, либо на общую сумму активов.

Рассматривая вопрос о ликвидности фирмы в долгосрочном плане, т. е. о ее способности выполнять свои долгосрочные обязательства, мы не обойдемся без коэффициентов задолженности.

Один из них находится делением общей суммы задолженности фирмы (включая ее краткосрочную кредиторскую задолженность) на стоимость собственного капитала:

Общая сумма задолженности / собственный капитал

Теоретически стоимость активов компании может упасть до критической отметки в 55%, после чего кредиторы почти наверняка понесут убытки. На практике же верность данного утверждения зависит от того, насколько рыночная стоимость активов соотносится с балансовой.

Если стоимость нематериальных активов — довольно значительная сумма, то ее часто вычитают из собственного капитала, чтобы определить стоимость его материальной части. В зависимости от цели, для которой используется коэффициент, иногда также привилегированные акции рассматриваются как долговое обязательство, а не как собственный капитал. Привилегированные акции обладают правом преимущественного требования по сравнению со всеми другими акциями. Значит, при анализе нам следовало бы включать их в общую сумму задолженности. Отношение задолженности к собственному капиталу будет варьировать в зависимости от рода деятельности предприятия и регулярности его денежных потоков. Так, электроэнергетика общего пользования с регулярным движением потоков денежных средств имеет более высокий коэффициент задолженности, чем компания по производству инструментов, отличающаяся меньшей стабильностью в этом отношении. Сравнение коэффициентов задолженности данной компании и аналогичных ей фирм дает нам общее представление о платежеспособности и финансовом риске фирмы.

Кроме коэффициента задолженности, т. е. отношения общей суммы кредиторской задолженности к собственному капиталу, мы можем вычислить и другой коэффициент, учитывающий только долгосрочную капитализацию фирмы:

долгосрочная кредиторская задолженность / общий объем капитализированных средств ,

где под термином "общий объем капитализированных средств" понимается вся долгосрочная кредиторская задолженность плюс собственный капитал.

При расчете только что рассмотренных показателей использовалась балансовая стоимость активов, хотя иногда весьма полезны данные об их рыночной стоимости. Таким образом, коэффициенты задолженности характеризуют соотношение заемного и собственного капитала в структуре капитала фирмы.

Мерой способности компании "обслуживать" свои долги является отношение ее годового денежного потока к сумме непогашенных долговых обязательств. Величина первого определяется как денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности компании. Если компания рентабельна, они состоят из чистой прибыли и амортизации. Соотношение денежного потока и общей суммы задолженности равно:

денежный поток / общая сумма кредиторской задолженности

Другой коэффициент называется соотношением денежного потока и долгосрочной кредиторской задолженности:

денежный поток / долгосрочная кредиторская задолженность

Этот коэффициент, скорее всего, пригодится при рассмотрении вопроса об облигациях компании. Последние два показателя сигнализируют об ухудшении финансового здоровья изучаемой компании.

 

Предмет, объект, цель, задачи экономического анализа. Принципы экономического анализа.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленение их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

Анализ начинают с установки цели, затем сбор данных, систематизация составных группировок в таблице, определение расчетов, иллюстрирование графиков, вывод.

Предмет – причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Объект – экономические результаты деятельности организации.

Принципы экономического анализа:

А) анализ должен носить научный характер, т.е. учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения научно-технического прогресса и передового опыта;

Б) анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все звенья и стороны деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике организации;

В) анализ должен быть обеспечен системой подхода, т.е. объект изучается, как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, связанных между собой и внешней средой;

Г) анализ должен быть объективным, точным, конкретным, базироваться на проверенной информации, реально отражающей действительность, выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами;

Д) анализ должен быть действенным, т.е. активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки и просчеты;

Е) анализ должен проводится по плану систематики;

Ж) анализ должен быть оперативным, т.е. необходимо четко и быстро проводить анализ, принимать управленческие решения и притворять их в жизнь;

З) анализ должен быть демократичным, т.е. участие в проведение анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование внутрихозяйственных резервов;

И) анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений и процессов, т.е. анализируя результаты деятельности, нужно учитывать их соответствие государственной, экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству;

К) анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

 

  1. Организация и информационное обеспечение экономического анализа.

Основные принципы организации экономического анализа:

1) Распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями;

2) Обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;

3) Регламентация и унификация: регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимального таблица и выходных форм анализа; унификация предполагает типовых методик и инструкций выходных форм и табличных, стандартных программ, единых критериев оценки.

Источники информации для экономического анализа:

1) Источники нормативно-планового характера – все типы планов;

2) Источники информации учетного характера – все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета;

3) Вне учетные источники информации – официальные документы, которые обязаны пользователя предприятия; хозяйственно-правовые документы; техническая и технологическая информация; материалы специальных исследований на отдельных рабочих мест; информация об основных контрагентов организации; данные об основных конкурентах, о состояние рынка материальных ресурсов, о состояние рынка капитала, о состояние фондового рынка, РОССТАТА об изменениях макроэкономической ситуации страны.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 185.