Основные принципы поддержания санитарно-гигиенического режима хирургического отделения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При строительстве хирургического стационара проекти­ровщики учитывают специфику будущего отделения и пред­полагаемый объем оказания помощи в нем. В большинстве больниц выделяют отделения для плановых («чистых») и гной­ных больных. В крупных стационарах создаются специали­зированные отделения на 30-50 коек для оказания лечебной помощи больным с сосудистой, эндокринной, легочной и др. патологией.

Современное хирургическое отделение — это сложный ком­плекс. Нормальная деятельность его регламентируется опре­деленными санитарно-гигиеническими нормами. Размещение «чистых» и гнойных больных должно быть на разных этажах. Больные с гнойно-воспалительными заболеваниями располагаются на 1-2 этаже стационара, а больные с плановыми хирургическими заболеваниями («чистые») располагаются над ними. Они не имеют между собой сообщений, что связано с предупреждением распространения хирургической инфекции по больнице.

Хирургическое отделение рекомендуют проектировать окнами на юг, юго-восток или юго-запад. Такая ориентировка создает благоприятные условия для освещения палат естественным солнечным светом, с достаточной дозой ультрафиолетовых лучей, которые губительны для многих видов инфекционных возбудителей, что позволяет снизить распространения бактериального загрязнения в стационаре. В структуру хирургического отделения входят палаты для больных на 1-2 койки, операционный блок, палаты интенсивной терапии или реанимации, перевязочные – 2, манипуляционная, кабинет заведующего отделением и старшей медицинской сестры, ординаторская, столовая, санитарный узел, бельевая и др. подсобные помещения.

В палатах целесообразно размещать 2 койки. Последние должны быть удобными, матрацы не слишком мягкие. Возле кровати должны стоять прикроватные столики. Необходимо выделять и несколько палат для послеоперационных больных, которые проходят долечивание после выведения из отделения интенсивной терапии. В этих палатах следует устанавливать функциональные койки на колесиках, которые фиксируются ножными стопорами при установке в палатах. Особенностью этих кроватей является то, что медицинский персонал, да и сам больной могут с помощью регулятора создавать необходимое положение – приподнять головной конец, опускать ножной коней и т.д. К этим кроватям придаются различные приставки: столик для размещения пищи, стойки для подключения систем для инфузий лекарственных препаратов, а также имеется ниша в матраце для установки подкладного судна.

Площадь палат должна быть на менее 6,5-7,5 м2 на одну койку. Последние размещаются вдоль стен, чтобы было удоб­но на каталке транспортировать больных в палату. Соотношение площади окон к полу должно быть в палатах 1:6, в перевязочных - 1:4. Электрическое освещение не должно быть ярким, чтобы не вызывать раздражения глаз. Температурный режим должен соблюдаться в пределах 18-20° С. Гигиенические нормы воздуха в палате составляют 27-30 м3, что при естественном и искусственном воздухообменепозволяет в помещении создать концентрацию углекислоты не более 0,1%. Скорость движения воздуха должна быть в пределах 0,10-0,15 м/с, при влажности воздуха 50-55%. Это оптимальные условия для нормальной жизнедеятельности человека. Указанные параметры в настоящее время регулируются с помощью кондиционеров.

У каждой койки в палате должен быть индивидуальный ночной светильник, чтобы в случае оказания помощи больным в ночное время медицинский персонал не беспокоил остальных пациентов включением общего освещения. Для связи больного с постом медицинской сестры у каждой кровати оборудуется пульт вызова. Необходимой принадлежностью в палатах являются холодильники для хранения продуктов и умывальник с горячей и холодной водой.

Палаты интенсивной терапии составляют 8-12% от коечного фонда в отделении. Больные из операционного блока доставляются в отделение на функциональных кроватях. Здесь они находятся после полостных операций в течение 3-5 дней, когда требуется постоянное наблюдение и проведение необходимого медикаментозного лечения. Следует отметить насыщенность отделения следящей дыхательной аппаратурой, электростимуляторами, наличием централизованной подачи кислорода. После выведения больных из тяжелого состояния, восстановления нормальной функции жизненно важных органов они переводятся в послеоперационные палаты. Санитарный режим в отделении интенсивной терапии (реанимации) соблюдается как в операционном блоке. Поэтому площадь помещений отделения интенсивной терапии исходит из 30-42 м2 на 1 койку.

Стены и потолок перевязочных и манипуляционных должны быть окрашены масляными красками, позволяющими проводить регулярную санитарную обработку этих помещений с применением антисептических средств.

Стены палат, коридоров должны быть окрашены в светлые тона, позволяющие заметить любое загрязнение и проводить влажную уборку антисептиками.

Уборка помещений

Уборка помещений должна быть влажной и проводиться 2 раза в сутки с применением различных дезинфицирующих средств (растворы осветленной хлорной извести, хлорамина, сокрена, микробака форте и др.)

Влажное протирание мебели проводится ежедневно. Панели моют 1 раз в три дня. Верхние части стен, потолки, плафоны очищаются от пыли 2 раза в месяц, одновременно протирают оконные рамы и двери. Ежедневно следует протирать влажной ветошью радиаторы и трубы центрального отопления, чтобы скопившаяся там пыль не пригорала, т.к. при этом повышается в воздухе содержание окиси углерода.

Влажную уборку в палатах следует начинать с удаления пыли с подоконников, прикроватных столиков, мебели, плафонов и кроватей. При этом следует открыть форточки. Лежачие больные должны быть хорошо укрыты. Уборка должна проводиться от окон и стен к дверям.

Для содержания санитарного узла имеются специально пронумерованные ведра, швабры, тряпки и т.д., которые хранятся только в туалетных комнатах, и ими пользоваться при уборке других помещений категорически запрещено. При санитарной обработке туалетных комнат пользуются стандартными дезинфицирующими растворами.

В случае бактериального загрязнения медицинская сестра проводит дезинфекцию (обеззараживание). Механическим путем (моют белье) удаляют с грязью возбудителей болезни. При физическом методе используется кипение и пар. Для химической дезинфекции используют антисептические препараты – хлорную известь, хлорамин и т.д.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.