ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

П о в а р, по определению толкового словаря Ожегова С.И., – мастер по приготовлению пищи.

Искусство приготовления пищи, кулинария, поваренное дело – является одним из древнейших. В далекие доисторические времена приготовление пищи носило примитивный характер. Люди инстинктивно выбирали те или иные продукты, особенно не заботясь об их полезности для организма. Но, овладев огнем, научившись возделывать злаки, разводить скот, человек стал использовать в пищу разные продукты и изобретать различные способы ее приготовления.

Исследования ученых показали, что, например, у египтян, живущих в 4-3 тл. до н.э., был большой выбор пищи: только хлеба выпекалось 58 сортов; широко применялись для приготовления блюд молоко, овощи, рыба, а вот мясо употреблялось только в праздничные дни.

Гастрономические привычки у каждого народа складывались на протяжении многих веков, появлялись тысячи кулинарных рецептов. Постепенно создавались национальные кухни, отражающие быт и образ жизни людей.

Профессии повара на Руси долгое время не существовало. Приготовление пищи, как один из видов мастерства, выделилось и превратилось в особую специальность лишь в X веке.

Первую попытку создать научную основу кулинарии сделали французы в конце XVIII – начале XIX веков. Не зря на кухню многих народов мира оказала большое влияние именно французская кухня.

Сегодня в области науки о питании работают ученые самых разных специальностей: медики, физиологи, экономисты, диетологи, педагоги и, конечно, повара. Обычный завтрак в школьной столовой «проектируют» нередко с помощью современных ЭВМ.

Повар – одна из самых массовых профессий в сфере обслуживания. Его трудовая деятельность может проходить на предприятиях общественного питания - в столовых, кафе, барах, ресторанах.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

В о б я з а н н о с т и повара входят:

прием, обработка, переработка и подготовка сырья и пищевых продуктов;

изготовление полуфабрикатов;

приготовление блюд и изделий (горячих, холодных) в соответствии с рецептурой и технологией;

оформление готовых блюд перед подачей на стол;

разработка новых рецептур и технологий приготовления блюд.

Таким образом, основная ц е л ь деятельности повара – приготовление пищи.

Основной п р е д м е т т р у д а - техника (пищевое сырье как технический (неметаллический) объект), сопутствующие – знаковая система (цифры (рецептура)) и художественный образ (художественное оформление).

В своей работе повар использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (ножи, черпаки, лопаточки и д.р.), электрические (электроплиты, холодильники, тестомешалки, миксеры и т.д., а также измерительные устройства (весы, мерная посуда). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – долговременная словесно-логическая и сенсорная (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная) память, творческое воображение, хорошие распределение и перераспределение внимания, развитые сенсорные ощущения (обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные); органы чувств - зрение (цветоощущения, глазомер), слух, обоняние, осязание, вкус, а также общая хорошая координация движений тела с развитой мелкой моторикой кистей рук.

Работа повара имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:

должностными обязанностями;

правилами, инструкциями, руководящими материалами;

правилами гигиены и санитарии;

правилами внутреннего распорядка и нормами охраны труда.

Труд повара имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он может либо самостоятельно от начала до конца выполнять свою работу и за нее отвечать, либо работать в составе коллектива.

Ф у н к ц и о н а л ь н о повар самостоятельно планирует и распределяет свою нагрузку, а также является организатором работы других специалистов (официанты).

К о н т а к т ы у повара немногочисленные- с сотрудниками по работе. Исключением является, если повар сам участвует в раздаче блюд: в этом случае контакты – многочисленные и кратковременные.

О т в е т с т в е н н о с т ь у повара повышенная- за жизнь и здоровье людей, т.к. неправильное хранение продуктов или нарушение технологии приготовления блюд может привести к отравлению людей.

Повар работает в помещении, но в условиях повышенной температуры и влажности воздуха. Рабочая поза – стоя.

П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу повара могут вносить следующие факторы:

повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей;

физические нагрузки (подъем тяжести, постоянное пребывание на ногах);

наличие специфических условий труда – повышенная температура, влажность, испарения;

возможность травматизма при работе с острыми предметами и механизмами.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

физическая выносливость;

хорошая долговременная память (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, тактильная);

способность к концентрации и распределению внимания;

творческое воображение;

развитые сенсорные ощущения;

правильное цветоразличение и хороший глазомер;

наличие зрительно-двигательной координации, подвижность пальцев.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ

СПЕЦИАЛИСТА

наблюдательность;

ответственность;

аккуратность;

опрятность;

ручная ловкость и скорость;

изобретательность.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Работа повара не рекомендуется людям с заболеваниями:

нервно-психическими (шизофрения, менингиты и т.д.);

сердечно-сосудистыми;

опорно-двигательного аппарата (особенно нарушение координации движения рук, пальцев);

хроническими инфекционными, кожными;

аллергическими;

верхних дыхательных путей;

органов пищеварения;

зрительного, обонятельного, вкусового, слухового анализаторов.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по химии, домоводству в рамках школьной программы.

ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Профессии повара обучают в учреждениях начального профессионального образования.

РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Бармен, буфетчик, изготовитель пищевых полуфабрикатов, кондитер, кулинар, пекарь, технолог по приготовлению пищи.

ПОРТНОЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

П о р т н о й , по определению толкового словаря Ожегова С.И., – мастер, специалист по шитью одежды.

Давным–давно человек научился сшивать с помощью иглы и ниток куски кожи, меха, ткани, создавая себе примитивную одежду.

Переломный момент в истории русского костюма произошел в конце 17 в., в период царствования Петра 1. Проводимые в те годы реформы затронули все стороны жизни. Коснулись они и костюма, моды которой до тех пор практически не существовало.

Растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом привело к тому, что в обиходе русского двора появилось европейское платье. Его шили мастера – портные из Немецкой слободы под Москвой. В Петербурге и Москве стали открываться пошивочные мастерские, изготовлением одежды в которых занимались в основном портные–надомники.

На протяжении тысячелетий портные шили одежду вручную. И только в 19 в. стали появляться швейные машины, которые значительно ускорили процесс пошива. Но название профессии человека, выполняющего эту работу, не изменилось – это п о р т н о й.

Портной работает на швейных фабриках, ателье индивидуального пошива одежды как государственных, так и частных.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА

В о б я з а н н о с т и портного входят:

изготовление швейных изделий (белья, верхней одежды, легкого платья, костюмов, меховых изделий);

выполнение ручных, машинных и влажно-тепловых рабочих операций;

выполнение необходимой наладки и регулирования швейной машины;

выполнение функций закройщика (при индивидуальной работе).

Таким образом, основная ц е л ь деятельности портного - изготовление различных швейных изделий.

Основной п р е д м е т т р у д а - техника (обработка неметаллических материалов), сопутствующие – знаковые системы (числа, чертежи), художественный образ (внешний облик человека).

В своей работе портной использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а - ручные (иглы, ножницы, мел); электрические (автоматические и полуавтоматические швейные машины, оверлоки, отпариватели, утюг), измерительные устройства (шкала, линейка, сантиметровая лента, лекала). Кроме этого, к основным относятся его невещественные (функциональные) средства – наглядно-действенное мышление, воображение, моторная (двигательная) память, хорошая концентрация внимания, координация движений, развитая мелкая моторика рук, а также органы чувств - зрение, слух, тактильная чувствительность.

Работа портного имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:

должностными обязанностями;

правилами, инструкциями;

приемами, способами выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов;

техническими характеристиками швейного и гладильного оборудования, правилами его эксплуатации, приемами наладки и регулировки;

правилами техники безопасности.

Труд портного имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он может работать как индивидуально, так и в составе бригады, выполняя одну или несколько операций.

Ф у н к ц и о н а л ь н о портной является исполнителем при работе в бригаде; работая индивидуально, самостоятельно организовывает, планирует и распределяет рабочую нагрузку.

К о н т а к т ы у портного немногочисленные – с коллегами по работе, иногда с заказчиками.

О т в е т с т в е н н о с т ь у портного повышенная материальная - за правильное использование и сохранность материалов, средств и оборудования.

Портной работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении, основные рабочие позы – сидя, стоя.

П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу портного могут вносить следующие факторы:

повышенная материальная ответственность;

высокая вероятность травматизма при работе с острыми предметами и электро-механизмами;

наличие специфических условий труда (шум, вибрация, влажность, текстильная пыль, повышенная искусственная освещенность);

необходимость работать в заданном темпе (на конвейере);

вынужденные рабочие позы –сидя, стоя.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

наглядно-действенное мышление;

воображение;

моторная (двигательная) память;

способность к концентрации внимания в течение длительного времени;

тонкая осязательная чувствительность пальцев рук;

выносливость зрительного анализатора, хороший глазомер;

художественный вкус.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ

СПЕЦИАЛИСТА

усидчивость;

устойчивость к монотонному труду;

терпимость;

аккуратность;

исполнительность.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Работа портного не рекомендуется людям с заболеваниями:

опорно-двигательного аппарата;

органов дыхания;

кожи с локализацией на кистях рук;

зрительного анализатора.

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по черчению, рисованию в рамках школьной программы.

ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ

Профессии портного обучают в учреждениях начального профессионального образования.

РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Оператор швейного оборудования, швея, закройщик, вышивальщица, модельер-конструктор.

ПРОГРАММИСТ

Дата: 2016-10-02, просмотров: 181.