Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.

Государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

а) наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

б) необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

в) необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих.

Сферами (или областями) государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

• конкурентная рыночная среда;

• экономические циклы;

• кризисы на микроэкономическом уровне;

• малообеспеченные и социально незащищенные группы населения.

Задачи государственного регулирования экономики:

• экономический рост и экономическое развитие;

• полная и эффективная занятость;

• стабильный уровень цен;

• экономическая свобода;

• справедливое распределение доходов;

Объектомрегулирования является хозяйство страны, регионов, областей, городов и районов, а также социально-экономические процессы: экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и др.

Субъектомрегулирования является государство в лице государственных органов управления (президента, парламента, правительства, местных администраций)

Общественное производство: показатели, темпы роста и структура.

Общественное производство — процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека.

Структура: материальное и нематериальное производство. В материальное производство входят промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, а также транспорт, связь, коммунальное и личное подсобное хозяйство. Нематериальное производство- здравоохранение, просвещение, наука (дискуссионное положение), культура, искусство, жилищное, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, пассажирский транспорт, спорт и т.д.

Однако обычно под экономическим ростом понимают рост реального объема производства во времени. Измеряется экономический рост годовыми (среднегодовыми) темпами роста (точнее, прироста), в%:

Темп экономического роста =р. ВВП текущего года – р. ВВП предыдущего года*100%

р. ВВП предыдущего года

или

(на душу населения) (на душу населения)

Темп экономического роста = р. ВВП текущего года – р. ВВП предыдущего года*100%

р. ВВП предыдущего года (на душу населения)

Достижение высокого темпа экономического роста выступает одной из основных целей макроэкономической политики. Чем выше темп экономического роста, тем (при прочих равных условиях) больше благосостояние населения.

Показатели: ВНП,ВВП,ЧНП,НД.

ВВП- макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства.

ВНП – это общая рыночная стоимость полного объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно год)

ЧНП- общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.

НД- это совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства.

Планирование государственных расходов и их оптимизация. Система государственного бюджета и проблема совершенствования межбюджетных отношений.

Государственные расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Важную роль в экономике страны в целом играет планирование доходов и расходов государства. Планирование - это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Государственный бюджет — годовая роспись доходов и расходов правительства. Этоважнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики. Структура государственного бюджета отражает структуру бюджетных доходов и бюджетных расходов.Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных поступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые и нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашение государственного долга и пр.

Бюджетный дефицит — превышение государственных расходов над доходами.

Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

• внутренние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов;

• внешние государственные займы. Они осуществляются в виде займов у частных предпринимателей, государств и международных финансовых организаций;

• эмиссия денежных знаков государственным банком — выпуск денежных знаков.

Стратегия «Казахстан-2050»

В декабре 2012 года в Послании Главы государства народу страны была представлена Стратегия развития Республики Казахстан до 2050 года. Ее главная цель - создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира.

Для достижения этой цели «Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов:

1. Экономическая политика нового курса – всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности.

2. Всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики.

 

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года был утвержден Указом Президента Республики Казахстан № 922 от 1 февраля 2010 года.
Период разработки Стратегического плана до 2020 года совпал по времени с началом самого серьезного глобального финансово-экономического кризиса за последние семьдесят лет. В результате акцент при разработке Стратегического плана до 2020 года был сделан на осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости национальной экономики к негативным последствиям мировых или региональных кризисов.

В ближайшее десятилетие приоритетными в деятельности государства будут пять ключевых направлений:

· подготовка к посткризисному развитию;

· обеспечение устойчивого роста экономики за счет ускорения диверсификации через индустриализацию и развитие инфраструктуры;

· инвестиции в будущее – повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев;

 

Планирование государственных расходов и их оптимизация. Система государственного бюджета и проблема совершенствования межбюджетных отношений.

Бюджетная политика — регулирование уровня государствен­ных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики.

Бюджетная политика — это политика государственных расходов, на­логовых ставок и государственных займов. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.

Бюджетная система — совокупность бюджетов всех уровней госу­дарственной власти, порядок их разработки, методы формирования доходной части, порядок формирования расходной части. Главным принципом формирования государственного бюджета в рыночных ус­ловиях является подход к его построению на основе категории обще­ственных благ, которые предоставляются государством налогоплатель­щикам.

Основу бюджетной системы страны формируют государственный бю­джет и консолидированный бюджет.

Государственный бюджет — годовая роспись доходов и расходов правительства. Это важнейшее средство государствен­ных органов по проведению активной экономической политики.

Консолидированный бюджет - годовая роспись всех государ­ственных доходов и расходов, включая как государственный уровень, так и уровень субъектов РК, а также муниципальных образова­ний. Он отражает возможности и направления воздействия федераль­ного правительства и администрации субъектов РК при про­ведении экономической политики в стране.

Структура государственного бюджета отражает структуру бюд­жетных доходов и бюджетных расходов.

Бюджетные доходы - поступления в государственную казну. Они формируются за счет налоговых и неналоговых бюджетных по­ступлений. Налоговые поступления - различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления в бюджет - поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от внешнеэкономической деятельности, от приватизации государственного имущества, от государственных займов и пр.

Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые и нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на по­гашение государственного долга и пр. функции бюджетных расходов.

K основным функциям бюджетных расходов относятся: полити­ческие, социальные и хозяйственные.

Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполи­тическая деятельность, поддержка СМИ и пр.

Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономи­ческой ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровне жизни различных доходных групп, поддержке отраслям, ока­зывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, куль­туре и пр.).

Экономические функции состоят в:

формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны посредством проведения антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;

• структурной перестройке экономики путем поддержки отдель­ных отраслей, имеющих наиболее важное значение;

• содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;

• выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

 

51.Концепция активного государственного регулирования.Согласно концепциинеобходимо не уменьшать роль и влияние государства в процессе рыночных преобразований, а, наоборот, усиливать это влияние. Приоритетной становится государственная политика активной структурной перестройки и стимулирования производства. При этом предлагается в первую очередь использовать рычаги бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования. Целенаправленное же сдерживание падения реальных доходов населения должно не только не допустить социальной и экономической деградации значительной части трудящихся, но и обеспечить потребительский спрос. В налоговой сфере предлагается постепенный перенос центра тяжести с производства на сферу обращения. Считается необходимым ввести жесткий контроль за ценами на продукцию естественных монополий, установить пределы повышения цен для посредников, осуществлять прогрессивное налогообложение доходов, идущих не на инвестиции, и т.д.Предлагается практика выделения и активной поддержки тех секторов экономики, которые могли бы послужить “локомотивами” вывода экономики из кризиса и (или) основой прогрессивных структурных сдвигов в будущем. Во внешнеэкономической сфере центральной определяется задача защиты отечественных производителей и повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.

Объективная необходимость государственного регулирования экономики и его сущность.

Государственное регулирование экономики - воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Необходимость государственного вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

а) наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

б) необходимость поиска более эффективных вариантов (помимо рыночных) удовлетворения потребностей в общественных благах;

в) необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих.

Сферами (или областями) государственного вмешательства в экономику в условиях рыночных отношений являются:

• конкурентная рыночная среда;

• экономические циклы;

• кризисы на микроэкономическом уровне;

• малообеспеченные и социально незащищенные группы населения.

Задачи государственного регулирования экономики:

• экономический рост и экономическое развитие;

• полная и эффективная занятость;

• стабильный уровень цен;

• экономическая свобода;

• справедливое распределение доходов;

Объектомрегулирования является хозяйство страны, регионов, областей, городов и районов, а также социально-экономические процессы: экономический цикл, структура экономики, инвестиционная деятельность, инновационные процессы, денежное обращение, инфляция, цены, платежный баланс и др.

Субъектомрегулирования является государство в лице государственных органов управления (президента, парламента, правительства, местных администраций)


Дата: 2016-10-02, просмотров: 230.