Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, и их полномочия (проведение проверок, взыскание недоимки, пеней и штрафов и другое.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Контроль за уплатой страховых взносов осуществляют ПФР и ФСС РФ, а также их территориальные органы. Причем каждому из названных фондов предоставлен контроль строго за взносами определенного вида (ст. 3 Закона N 212-ФЗ):

- Пенсионному фонду РФ и его органам - за взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на обязательное медицинское страхование;

- Фонду социального страхования РФ и его территориальным подразделениям - за взносами по нетрудоспособности и материнству.

Органы ФСС РФ также контролируют уплату страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Однако действуют они на основании другого нормативного акта - Закона N 125-ФЗ.

Из ст. 3 Закона N 212-ФЗ также следует, что не обладают контрольными полномочиями за исчислением и уплатой страховых взносов фонды обязательного медицинского страхования - ни ФФОМС, ни ТФОМС. Подтверждает это и сам Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в Информации от 27.01.2010 (п. 1).

Наиболее значимые функции ПФР и ФСС РФ.

1. Учет страховых взносов (ст. 6, п. 2 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Органы ПФР и ФСС РФ ведут его сами на основании сведений об учете страхователей в соответствующем внебюджетном фонде (ч. 1 ст. 6 Закона N 212-ФЗ).

Не требуется каких-либо действий от организации, когда она впервые зарегистрировалась в качестве страхователя во внебюджетных фондах. В данном случае налоговый орган обязан был направить в подразделения ПФР, ФСС РФ и ТФОМС сведения, занесенные в Единый государственный реестр юридических лиц. А внебюджетные фонды в свою очередь зарегистрируют организацию в качестве страхователя. Такой порядок следует из абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 167-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2.3 Закона N 255-ФЗ.

На основании сведений о новых страхователях органы ПФР и ФСС РФ, поставят их на учет уже как плательщиков страховых взносов.

2. Камеральные и выездные проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в бюджет соответствующего фонда (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Камеральные проверки проводятся на территории органа контроля на основании представленных страхователями расчетов и иных документов (ч. 1 ст. 34 Закона N 212-ФЗ). Срок проведения камеральной проверки равен трем месяцам со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона N 212-ФЗ).

Выездная проверка, как правило, проходит на территории плательщика страховых взносов (ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Причем проводят такие проверки органы ПФР и ФСС РФ совместно. Для этого они ежегодно разрабатывают план совместных выездных проверок (ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). План утверждается на очередной год не позднее 25 декабря предшествующего года (п. 3.1.1 Соглашения ПФР N АД-30-33/10сог, ФСС РФ N 02-43/07-2205П 28.10.2009 "О взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов" (направлено для руководства Письмом ФСС РФ от 06.11.2009 N 02-10/07-11150)). Так, на 2011 г. указанный План утвержден Письмом ПФР N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Минздравсоцразвития России, выездные проверки могут быть и внеплановыми. Причем такие проверки ПФР и ФСС РФ могут проводить и по отдельности (Письмо Минздравсоцразвития России от 22.02.2011 N 19-5/10/2-1748 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106)).

В отдельных случаях органы ПФР и ФСС РФ могут проводить выездные проверки вместе с налоговыми органами.

Сотрудники налогового органа привлекаются к участию в таких проверках по запросам органов ПФР и ФСС РФ в порядке, установленном:

- разд. V Соглашения, заключенного ФНС России N ММВ-27-2/5, ПФР N АД-30-33/04сог 22.02.2011;

- разд. V Соглашения, заключенного ФНС России N ММВ-27-2/15, ФСС РФ N 14-03-40/08-1767П 23.06.2011.

При проведении выездных проверок органы контроля одновременно проверяют также документы, которые связаны с назначением и выплатой страхового обеспечения: органы ПФР - пенсий; органы ФСС РФ - пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет и др. Также органы ПФР проверяют порядок представления сведений персонифицированного учета (ч. 7, 8 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

По общему правилу срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, с 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ внесены изменения в ст. 35 Закона N 212-ФЗ (п. 19 ст. 5, ст. 6 Закона N 188-ФЗ). Так, с указанной даты ст. 35 Закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность продления срока выездной проверки до четырех или шести месяцев по перечню оснований, указанных в ч. 11.1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ (пп. "б", "в" п. 19 ст. 5 Закона N 188-ФЗ).

Также Федеральным законом N 188-ФЗ с 1 января 2015 г. внесены изменения в ст. 35 Закона N 212-ФЗ, согласно которым в отношении плательщика страховых взносов может быть проведена повторная выездная проверка (пп. "е" п. 19 ст. 5, ст. 6 Закона N 188-ФЗ).

Органы ПФР и ФСС РФ при проведении и по завершении проверок составляют документы по формам, которые утверждены Приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 N 34р утверждены также Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

3. Взыскание недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам (п. 6 ч. 1 ст. 29, ст. ст. 19 - 22 Закона N 212-ФЗ).

Предварительно органы контроля должны направить требование об уплате недоимки, пеней и штрафа с указанием, в частности, срока, в который предлагается уплатить указанные суммы. Если добровольно вы их не уплатите, органы ПФР и ФСС РФ могут взыскать их в принудительном порядке с счета в банке или за счет иного имущества.

По общему правилу с организаций и предпринимателей недоимка, пени и штрафы по страховым взносам взыскиваются органами ПФР и ФСС РФ в бесспорном порядке, т.е. без обращения в суд. При этом размер задолженности значения не имеет.

Формы документов, которые органы контроля принимают при взыскании недоимки, пеней и штрафов, утверждены Приказом Минтруда России от 27.11.2013 N 698н.

Утверждены следующие формы решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках:

- для Пенсионного фонда РФ по форме 1-ПФР;

- для Фонда социального страхования РФ по форме 1-ФСС РФ.

На основании данных решений органы контроля в течение одного месяца со дня их принятия направляют в банк поручения на списание денежных средств в соответствующий бюджет (ч. 2, 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ). Поручения могут передаваться и в электронном виде в порядке, предусмотренном Указанием Банка России от 15.03.2013 N 2980-У.

В большинстве случаев задолженность со страхователя взыскивается в бесспорном порядке в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования об уплате. Если этот срок будет пропущен, в дальнейшем чиновники вправе будут требовать уплаты недоимки, пеней и штрафов только в судебном порядке. Для взыскания недоимки Фонд может обратиться в суд не позднее шести месяцев по истечении срока исполнения требования об уплате, но не ранее окончания срока на бесспорное взыскание. Такой порядок установлен ч. 5 ст. 19 Закона N 212-ФЗ. Отметим, что суды обращают внимание на данное правило и признают требование Фонда о взыскании неправомерным, если он пропустил срок обращения в суд с заявлением о взыскании (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2012 N Ф03-3050/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.09.2012 N ВАС-11708/12), ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2012 N А27-4679/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 26.12.2012 N ВАС-16656/12), ФАС Уральского округа от 11.10.2012 N Ф09-9579/12).

С 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28.06.2014 N 188-ФЗ внесены изменения в ч. 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ (пп. "б" п. 10 ст. 5, ст. 6 Закона N 188-ФЗ). Так, новая редакция статьи не устанавливает, в какой срок после вынесения решения о взыскании Фонд должен направлять поручение банку.

Однако процесс принятия Фондом решения о взыскании недоимки (пеней, штрафов) за счет средств страхователя в банке и направления поручения является единым.

Из системного толкования ч. 2, 5, 7 ст. 19 Закона N 212-ФЗ можно сделать следующий вывод: поручение в банк контролирующие органы должны направлять в пределах общего срока вынесения указанного решения. Данный срок зависит от общей суммы неуплаченной задолженности, отраженной в требовании, и контролирующего органа, его направляющего. Так, решение о взыскании недоимки (пеней, штрафов) выносится (ч. 5, 5.2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ):

- не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании, при условии, что общая сумма задолженности, указанная в требовании, в части платежей в ПФР составляет более 1500 руб. (в ФСС РФ - более 500 руб.);

- не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования при условии, что общая сумма задолженности, указанная в требовании, в части платежей в ПФР не превышает 1500 руб. (в ФСС РФ - не более 500 руб.).

Итак, в большинстве случаев задолженность взыскивается в бесспорном порядке. Однако из общего правила есть четыре исключения, когда Фонд может ее взыскать только в судебном порядке (ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Например, это возможно, если задолженность возникла в результате переквалификации сделки органами контроля.

Кроме того, только через суд органы контроля могут взыскать недоимку, пени и штрафы с физического лица, которое индивидуальным предпринимателем не является.

4. Зачет и возврат переплаты по страховым взносам - сумм страховых взносов, которые были излишне уплачены страхователем или излишне взысканы с него (п. 5 ч. 3 ст. 29 Закона N 212-ФЗ).

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных страховых взносов установлен ст. 26 Закона N 212-ФЗ. А процедура возврата взносов, которые излишне были взысканы контролирующими органами, - ст. 27 Закона N 212-ФЗ.

5. Разъяснения, в частности, по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов, а также прав и обязанностей плательщиков страховых взносов, полномочий органов контроля и их должностных лиц (п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

В то же время полномочиями по разъяснению вопросов применения Закона N 212-ФЗ наделен Минтруд России (в части уплаты взносов на обязательное медицинское страхование - по согласованию с Минздравом России). Ранее указанные полномочия осуществляло Минздравсоцразвития России (п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731).

Пунктом 11 ч. 1 ст. 29 Закона N 212-ФЗ для органов контроля предусмотрено еще одно важное право - предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам. Однако на практике такое право не реализуется, поскольку действующим законодательством не определены порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по погашению указанной задолженности.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 180.