Структурная классификация бух счетов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Такая классиф. включает в себя 4 гр. счетов:

1) Основные счета. В группу осн. счетов входят:

основные активные счета (счета, кот. имеют только дебетовое сальдо, они исп. для учёта средств – касса, расч. счёт, валютн. счета, гот. прод-ия, финансовые влож-я),

основные пассивные счета – счета для учёта источников, имеют только кредитовое сальдо (80, 82, 83, 84, 86, 66, 67)

2) Регулирующие счета:

контрактивные счета,

дополнительные счета.

Регулир. счёт ввод. в сист Б.У. для того, чтобы можно было исчислить настоящую ст-ть ср-в, учитываемых в составе регулируемых счетов.

Дополнительные счета вводятся в систему Б.У. для оценки заготовленных мат. ценностей (15, 16).

15, 16 исп. для нормирования ст-ти заготовит. мат-лов. Если Дс по сч.10 + Дс по сч. 16, то получ-ся полная ст-ть заготовл-ных мат. ценностей. Сч.15 на кон. мес. закрыв-ся.

3) Распределительные счета

бюджетно-распределит-ые счета служат для распределения расходов и доходов по смежным отчётным периодам (97, 98);

собирательно-распределит-ые счета предназначены для контроля за косвенными видами расходов на произ-во (для сбора информации о косвенных расх. исп. 25, 26).

4) Операционные счета

калькуляционные. Эти счета предназначены для формиров-я ст-ти хозяйств. средств. Расчёт, при помлщи кот. опред. с/ст хозяйств. средств наз. калькуляцией. К этой группе счетов относят счета: 08, 20, 23, 28, 29.

В том случае, если п/п не имеет незаверш-го произв-ва, с/сть ГП (кредит. обор. по сч.20) б. равна сумме текущих затрат, собранных по дебету сч.20. В том сл., если имеется незаверш. произв-во, с/сть гот. прод. будет рабна:

С/сть ГП = Остаток незаверш-го пр-ва на нач. мес. + Текущие затраты (дебет. обор. сч.20) – остаток незаверш. пр-ва на кон. месяца.

сопоставляющие. Предназначены для выявления финанс. рез-тов от к.-л. процессов. Такое выявление производится путём сопоставления дебетовых и кредитовых оборотов на сопоставляющих счетах. По дебету таких счетов отраж. убытки и расходы, а по кредиту прибыли и доходы.

Сопоставляющие счета можно разделить на 2 гр.: 1) финансоворезультатные (99), 2) операционнорезультатные (90, 91).

Операц.рез-ные сч. предназначены для обобщения инф-ии об отдельн. процессах хоз. деят-ти п/п, а также для определ-я по каждому из них фин-го рез-та. По отнош-ю к балансу опер.рез-ные счета явл. активно-пассивными.

активно-пассивные счета. Они характериз. тем, что на них могут учитыв-ся одновременно ср-ва и источники. Также счета имеют дебет-ое и кредит-е сальдо. На таких счетах учитыв. различные виды расчётов (62, 60, 70, 76).

Забалансовые счета. На них учитыв. ср-ва , не принадлежащие данному п/п, но в наст. момент нах-ся у него во временном польз-ии (аренда осн. ср-в; товары, приняьые на комиссию; товары и мат. ценности, принятые на хранение; обор-е, принятое в монтаж и др.). На забалансов. счетах опер. отраж-ся без применения принципа двойной записи.

Экономическая классификация счетов. План счетов.

При орг-ии Б.У. на п/п прежде всего необх. наметить перечень счетов, применение кот-ых будет достаточно для отражения всех средств и источников и всех хоз. операций, происходящих на п/п.

В основе экономич-кой классиф. счетов лежит подразделение счетов на счета для учёта средств и счета для учёта источников:

1. Счета средств:

а) счета производственного потребления:

осн. произв-во, вспомогательные материалы,

общехозяйств. расходы, общепроизв. расходы;

б) счета произв. запасов:

материалы, НДС по приобретённым ценностям,

расходы на заготовку и транспортировку – заготовит. расходы отклонения в с/ст мат. ценностей;

в) счета распределения обращения:

готовая продукция, расходы на продажи, касса, расчётный счёт, валютные счета, расчёты с покупателями, товары отгруженные;

г) счета непроизводств. потребления:

обслуживающие произв-ва и хоз-ва;

д) внеоборотные активы:

осн. ср-ва (износ осн- ср-в), нематериальные активы (износ нематер. активов).

2. Счета источников:

а) прибыль:

прибыли и убытки, доходы будущих периодов;

б) кредиторская задолженность:

задолженность поставщикам;

в) кредиты и займы:

расчёты с банками по краткосрочным ссудам, расчёты с банками по долгосрочным ссудам;

г) резервы;

д) обязательства по распределению:

задолженность по з/пл., задолж-ть бюджету, задолж-ть соц. фондам;

е) финансирование.

Классиф. счетов послужила основой по составлению расчётного плана.

План счетов Б.У. – систематизир-й перечень средств и источников п/п с указанием полного наименования и цифровых кодов. Каждая строка представл. собой синтетич. счёт.

План счётов Б.У. утверждён МинФином РФ 31.10.2000г (введён в действ. 1.01.01г.), имеет силу закона и обязателен для применения на п/п всех форм собств-ти, кроме кредитных и бюджетных. П/п-ия на основе типового счётного плана разрабатывают рабочий план счетов и утверждают его приказом руководителя: «Учётная политика п/п». Набор счетов д.б. произведён из типового счётного плана.

Формы Б.У.

Формы БУ – утверждённый порядок систематизации первичной отчётной докум-ции и применение опред. набора регистров синтетич. учёта. Исп-ся след. формы БУ:

1. Мемориально-ордерная форма учёта предполагает составление материальн. ордеров на кажд. хоз. операцию или группу однородных хоз. операций. Мемориальный ордер – запись хоз. опер., включающая корреспонденции счетов. На их основании составл-ся журнал хоз. опер. (перечень мемориальн. ордеров, записанных в опред. последов-ти). Кроме того, данные мемор-ых ордеров записыв. в главную книгу, по кот-ой составл. баланс и др. формы отчётности.

2. Журнально-ордерная форма – наиболее доступная и пригодная для п/п всех форм собств-ти.

3. Журнал «Главная». Эта форма исп-ся на п/п с небольшим кол-вом хоз. опер., для отражения кот-ых достаточно 20-25 счетов.

4. Микрокомпьютерная

5. Таблично-перфокарточная

6. Таблично-автоматизир.

8. Классиф. бух.докум., их реквизиты. Элементы бух. записи. Документооборот.

Важнейшим треб-ем к БУ явл. сплошное отражение хоз. операций. Для осущ-я этого треб-я исп-ся бух. док-ция

Документом наз. спец. бланк или лист бумаги, заполненный записью факта хоз. опер-ии, удостоверенный подписями лиц, отвечающих за совершение операции. Документ регистрирует, оформляет операцию и служит основанием для её совершения. Бух. док-ция, регистрируя каждую опер. даёт учётные сведения, необходимые для оперативного руководства и контроля, а также явл. способом первичного учётного отражения всех хозяйств. действий и источников дальнейших записей в БУ.

Сведения, содерж-ся в док-те и обеспечивающие ему юрид. силу, наз. реквизитами.

Реквизиты м.б. обязательными (назв-е док-та; дата; порядковый номер док-та; назв-е и адрес п/п, к кот. составлен док-т; назв-я сторон, участвующих в соверш-ии опер.; измерители; сумма; подписи лиц, ответственных за соверш-е хоз. опер.) и дополнительными (представл. собой сведения, характериз. узкоспециализир. деят-ть).

Док-ты м.б. типовыми и специализированными. Тип. назыв. док-ты, пригодные для применения на большинстве п\п. К специал-ым относят док-ты, кот. можно применять в данной отрасли. Типовая учетная документация – доверенность, ордера. Специал-ые – накладные, товаро-транспортные док. В соответ. с з-ом о «Б.У.» первичные учетные док. принимаются к учету если они составлены по формам содерж. В альбомах унифиц-ой формы первичной отчетной организации. Унификация форм первичной учетной орг-ций имеет большое значение для совеш-ия учета, т.к. устанав-ет и закрепляет единые требования к документированию хоз. деят. орг-ии, систематизирует учет, исключает из оборота устаревшие произвольные формы, способствует рацион-ой орг-ии учета. Орг-ия имеет право вносить в унифиц-ые формы допол. реквизиты, не изменяя утверж-ых. Допускается расширение и сужение граф в зависим. от знач-ти показателей, а также включение своб. листов и вкладышей.

Унифицир. первичные док. могут составляться на бумажных и первичных носителях, однако юр. силу эти док. получают после того, как они б. преобраз. из элект. формы в бумаж., и проставлением всех подписей. Если док. получен из ЭВМ, то он д. б. потвержден элек-ой цифровой подписью.

Док. первичные подразделяются на гр. в зависим. от их назначения :

- оправдательные (приходные и расходные кассовые ордера, накладные, требования).

- док. бух. оформления (расчеты, справка)

По способу содержания:

- единичные (оправдат-ые)

- сводные (лимитно-заборная карта)

По способу составления:

- первичные (док. регистр-ие непосредственно хоз. операцию)

- накопительные (ведомости, журналы, ордера)

2-ым этапом явл. накапливание однородных док-тов и запись итоговых или разовых сумм в учётные регистры. Учётн. рег. – расграфлённые спец. образом листы бумаги, в кот. производ-ся учётные записи. В них отраж-ся типовая корреспонденция счетов и данные о движ-ии ср-в и источников, запис. в соотв. с этой корреспонд. В практике БУ примен-ся уч. регистры различные как по форме, так и по содерж-ю. По вшешн. виду уч. рег. формируют опред. образом (книги, свободные листы, карточки). По назнач-ю уч. регистры подраздел. на рег. аналит. и синтетич. учёта.

Для рациональн. орг-ии движ-я док-тов на п/п составл. график документооборота. Документооб-т – движ-е док-та от момента его составл-я до момента его использ-я. Часто на п/п док.-об. составл-ся в виде графика с указ-ем дат прохождения док-тов ч/з отделы и ответственных лиц.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 162.