Оборотная ведомость по синтетическим счетам за месяц
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(руб.)

Шифры и наименования счетов Сальдо начальное Обороты за месяц Сальдо конечное
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
41 «Товары» - - -
51 «Расчетные счета» - -
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - -
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - - -
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» - -
Итого за месяц

 

Как видно из приведенного образца заполнения оборотной ведомости, она обеспечивает равенство трех пар итогов: суммы начальных сальдо по счетам по дебету и кредиту (2.100.000 руб.); суммы оборотов за месяц по счетам по дебету и кредиту (4.900.000 руб.) и суммы конечных сальдо по счетам по дебету и кредиту (3.200.000 руб.). Кроме того, сумма оборотов по дебету и кредиту за месяц равна общей сумме оборотов по всем хозяйственным операциям – 4.900 руб.

Представим себе ситуацию, когда при разноске бухгалтерских проводок на счетах была допущена небрежная ошибка: по операции 1 сумма поступивших товаров на 1.300.000 рублей была занесена по дебету счета 41 «Товары», а по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - нет. Бухгалтер, не обнаруживший вовремя ошибку, сможет обнаружить ее при подсчете оборотов в оборотной ведомости, сумма которых по кредиту счетов будет меньше суммы оборотов по дебету счетов на 1.300.000 рублей. Таким образом, контрольное значение двойной записи на счетах подтверждается итоговой информацией такого бухгалтерского регистра, как оборотная ведомость по синтетическим счетам.

Оборотные ведомости можно составлять и по аналитическим счетам для контроля за тождеством данных аналитического и синтетического учета. Сумма начальных сальдо по аналитическим счетам должна быть равна сумме сальдо начального по синтетическому счету, сумма оборотов за месяц по аналитическим счетам – сумме оборотов за месяц по синтетическому счету и сумма конечных сальдо по аналитическим счетам – сумме конечного сальдо по синтетическому счету.

По рассмотренным выше хозяйственным операциям были составлены бухгалтерские проводки, называемые простыми, то есть такие проводки, когда один счет дебетуется и один счет кредитуется. На практике встречаются хозяйственные операции, по которым можно составить сложную бухгалтерскую проводку, то есть такую, в которой один счет дебетуется и несколько счетов кредитуются, и наоборот, один счет кредитуется и несколько счетов дебетуются.

Например, на расчетный счет организации поступили денежные средства: из кассы, от покупателей и заказчиков за товары и услуги, от учредителей по формированию уставного капитала. Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:

Дебет счета 51 «Расчетные счета»

Кредит счетов: 50 «Касса»

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

75 «Расчеты с учредителями»

Другой пример. В организацию от поставщиков поступили материалы, оборудование к установке, товары. Бухгалтерская проводка будет иметь следующий вид:

Дебет счетов: 10 «Материалы»

07 «Оборудование к установке»

41 «Товары»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Метод двойной записи на счетах, имеющий контрольное значение, действует и для сложных бухгалтерских проводок: сумма по нескольким дебетуемым или кредитуемым счетам должна составлять сумму по корреспондирующему счету.

 

Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы. Бухгалтерская отчетность это система взаимосвязанных показателей, которые объединены в примерные типовые формы и дают информацию ее потребителям об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности за определенный отчетный период. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала года, при этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными. И если квартальная отчетность представляется в налоговые органы, то информация ежемесячной отчетности потребляется внутри самой организации для целей оперативного контроля и анализа за хозяйственной деятельностью.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, которым считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно, для вновь созданных или реорганизованных организаций – период со дня их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Если же организация образовалась в конце года, после 1 октября, то отчетным годом будет считаться период со дня государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Методика оценки основных статей бухгалтерской отчетности была рассмотрена выше.

В состав квартальной отчетности включаются: Бухгалтерский Баланс и Отчет о прибылях и убытках. Однако организации могут самостоятельно дополнить состав отчетности, включив в нее содержание пояснений как в табличной, так и в текстовой форме, которые предложены для заполнения Министерством финансов РФ в приказе от 02.07.10г. №66-н. При этом бухгалтерская отчетность должна удовлетворять основным требованиям, предъявляемым к ней: давать полное и достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности; включить показатели деятельности структурных подразделений; быть подписанной руководителем организации и главным бухгалтером (специалистом, ведущим бухгалтерский учет). Кроме того, содержание и формы отчетности должны применяться последовательно от одного отчетного периода к другому и данные должны быть приведены как минимум за три года – отчетный и два предшествующих. Следует отметить, что состав и содержание форм отчетности, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 02.07.10г. №66-н, вводятся, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Отчетность составляется и представляется налоговым органам, а также органам государственной статистики и другим органам исполнительной власти в течение 30 дней по окончании квартала, годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании года. В состав годовой отчетности входят: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств; Отчет о целевом использовании полученных средств (для некоммерческих организаций), пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Годовая бухгалтерская отчетность представляется учредителям, участникам, собственникам имущества организации, территориальным органам государственной статистики, другим органам исполнительной власти и налоговым органам по месту регистрации организации. Субъекты малого предпринимательства имеют право представлять отчетность по упрощенной системе, включающей Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций является открытой для внешних пользователей, а для организаций, имеющих организационно-правовую форму открытых акционерных обществ, а также для банков, бирж, инвестиционных фондов и страховых организаций - публичной, то есть публикуемой в периодических экономических изданиях в составе Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках, которые подтверждены итоговой частью аудиторского заключения.

Бухгалтерская отчетность не только является «венцом» бухгалтерской работы в организации за отчетный период, она в то же самое время служит информационной базой для проведения финансового анализа, например, со стороны кредитных организаций.

«Краеугольным камнем» бухгалтерской отчетности любой организации служит баланс – информационная модель состояния имущества организации и его источников на определенную дату.

Организация бухгалтерского учета на отдельных предприятиях и в организациях нормативно регулируется. Так, ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Однако при организации самой бухгалтерской службы предусмотрен целый ряд альтернативных вариантов:

а) руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать ведение бухгалтерского учета на договорных началах централизованной бухгалтерии специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично. При этом варианты, указанные в пунктах «б», «в» и «г» относятся к малым предприятиям.

Руководитель подписывает приказ (распоряжение) по учетной политике организации, где, отражаются следующие моменты организации бухгалтерского учета, рассмотренные в предыдущих параграфах:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, регистры бухгалтерского учета, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- методы оценки активов и обязательств;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Главный бухгалтер организации (бухгалтер- при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации. Он несет ответственность за формирование учетной и налоговой политики, ведение бухгалтерского и налогового учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. К обязанностям главного бухгалтера относятся также обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Одновременно главный бухгалтер наделен правами: требования по документальному оформлению хозяйственных операций, представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений. Главный бухгалтер обладает правом подписи денежных и расчетных документов, которые в отсутствии его подписи считаются недействительными.

Таким образом, основные принципы организации бухгалтерского учета определены нормативно и используются в практической деятельности организаций согласно приказу по учетной политике.

 

Контрольные вопросы

 

1. Каковы сущность и назначение бухгалтерского учета?

2. В чем состоят задачи и функции бухгалтерского учета?

3. Как строится система нормативного регулирования бухгалтерского учета, ее уровни?

4. В чем сущность предмета бухгалтерского учета?

5. В чем состоит метод бухгалтерского учета, каковы его элементы?

6. Какова структура системы бухгалтерского учета? Дайте определение налогового учета.

7. В чем заключаются принципы организации бухгалтерского учета?

8. Каковы основные требования и допущения, применяемые в учете?

9. Что означают счета и двойная запись на них?

10. Что означают счета синтетические и аналитические, какова их взаимосвязь?

11. Что означают забалансовые счета, каково их назначение?

12. Как строится план счетов бухгалтерского учета, какова его структура?

13. Что означает корреспонденция счетов или бухгалтерская проводка?

14. Каковы виды, назначение и порядок оформления документов?

15. В чем состоит оценка имущества, обязательств и основных статей отчетности?

16. Как проводится инвентаризация активов и обязательств?

17. Каковы способы калькуляции затрат ?

18. Каковы состав, содержание и сроки представления бухгалтерской отчетности?

19. В чем состоит учетная и налоговая политика организации, каковы их организационно-технический и методические аспекты?

20. В чем состоят права и обязанности главного бухгалтера?

21. Каков порядок расчета сальдо в активных и пассивных счетах?

22. Какова классификация имущества по составу и назначению?

23. Какова классификация имущества по источникам средств, его формирующих?

24. Порядок составления оборотной ведомости и ее контрольное значение.

25. Что такое рабочий план счетов, в чем его назначение?

 

Тесты

1. Субсчет представляет собой:

a) счет синтетического учета

b) счет аналитического учета

c) способ группировки данных аналитического учета

2. Система нормативных документов III уровня:

a) стандарты

b) законодательные акты

c) методические рекомендации

3. Отличительная черта бухгалтерского учета:

a) отсутствие специальной службы

b) быстрота получения информации

c) использование специального метода сбора информации

4. К оборотным активам относятся:

a) основные средства

b) кредиторская задолженность

c) денежные средства в кассе и на расчетных счетах

5. Оборотная ведомость по синтетическим счетам предназначена для:

a) проверки правильности двойной записи

b) полноты синтетического учета

c) полноты аналитического учета

6. По забалансовым счетам применяется:

a) простая запись

b) двойная запись

c) особые документы

7. Сложной называется бухгалтерская проводка, в которой корреспондируют:

a) один счет по дебету и один по кредиту

b) два счета по дебету и два по кредиту

c) один счет по дебету и два по кредиту

8. Система нормативных документов II уровня:

a) стандарты

b) инструкции

c) методические указания

9. К внеоборотным активам относятся:

a) дебиторская задолженность

b) нематериальные активы

c) готовая продукция

10. Сальдо конечное в активном счете равно нулю, если:

a) сальдо начальное плюс оборот по дебету равны обороту по кредиту

b) по счету не было операций

c) оборот по дебету равен обороту по кредиту

11. Сальдо конечное в пассивном счете равно нулю, если:

a) по счету не было операций

b) по счету не было сальдо начального

c) оборот по дебету равен обороту по кредиту плюс начальное сальдо

12. Особенностью бухгалтерского учета является отражение хозяйственных операций:

a) прерывно

b) непрерывно

c) на первое число каждого месяца

13. Двойная запись обеспечивает взаимосвязь между:

a) счетами и балансом

b) синтетическими и субсчетами

c) счетами

14. Система нормативных документов IV уровня:

a) инструкции

b) законы и постановления

c) совокупность внутренних документов организации

15. В системе управления бухгалтерский учет выполняет функцию:

a) регулирования

b) планирования

c) информационную

 

Глава 2. Баланс организации

 

В результате изучения материала студенты должны знать структуру и назначение бухгалтерского баланса, состав форм бухгалтерской отчетности, сроки ее составления и порядок представления, а также особенности ведения учета и составления отчетности на малых предприятиях.

Студенты должны уметь различать состав активных и пассивных статей баланса, заполнять журнал-ордер и Главную книгу, переносить информацию из регистров в баланс.

Студенты должны владетьтехникой составления бухгалтерских регистров и основами составления бухгалтерского баланса.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 178.