АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Учебно-методический комплекс

Социальная работа

Форма обучения:очная

Липецк-2012-13 уч.год

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Семестр

Тема 1. Организация социального управления, задачи и принципы.

Виды управления. Понятия "объект" и "субъект" управления. Социальное управление как организационная система и как процесс. Социальное управление как один из видов управленческой деятельности. Практические, теоретические и методологические основы менеджмента, его организационные, социально-психологические, эмпирические и системные инструменты. Соответствующие задачи управления.

Основные принципы социального управления: обеспечение обратной связи; социальная диагностика; обоснованность принимаемых решений; специализация деятельности; сочетание стратегического, тактического и оперативного управления; адресность и разнообразность действий; обеспечение действий (задач) и принимаемых решений ресурсами; организованность процесса управления.

Тема 2. Структура, функции и методы управления социальной работ на общефедеральном и региональном уровнях.

Понятие "структура" и виды организационных структур. Построение оргструктур. Понятие "функций управления". Общие и конкретные функции, их особенности. Должностные функции. Функции подразделений. Функции конкретной системы социальной работы. Связь оргструктуры и функций. Механизмы фиксации функций. Методы реализации функций. Методы по элементам социального процесса управления.

Тема 3. Система деятельности социальных служб как основа социальной работы.

Понятие "социальная служба". Виды социальных служб в РФ. Распределение функций в структуре социальной службы. Проектирование в системе социальной работы, его назначение, основные этапы.

Проектирование новой системы социальных служб. Соотношение новых и старых элементов подсистем. Стратегия и тактика внедрения проектов в организации социальных служб. Управление изменениями.

Тема 4. Территориальные органы социальной защиты, функции,

Роль и основные задачи.

Практика социальной работы, ее сущность и основные виды. 0пыт социального действия как результат профессиональной деятельности Положительный и отрицательный опыт, его место в системе знаний Опыт как основа профессионализма специалистов соц. работы.

Органы власти и их функции. Органы социальной защиты как исполнительные органы государства.

Виды территориальных органов социальной защиты: министерства, департаменты по работе с различными категориями населения: семьей, детьми, молодежью, инвалидами, пожилыми, одинокими, ветеранами; их функции и задачи. Комитет социальной защиты города структуры и функции. Городские, районные муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции.

Тема 5. Социальные службы, их виды, структура и содержание работы.

Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы. Социальные службы ведомств.

Общественные социальные предприятия и организации как социальные службы, частные организации и учреждения по оказанию социальной помощи населению. Технология создания, организации и открытия социальной службы. Кадры. Государственные стандарты социальных услуг.

Тема 6. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социальных служб.

Законодательная основа социальной работы. Положения, инструкции, методические рекомендации деятельности социальных служб.

Тема 7. Стационарные формы социального обслуживания детей и взрослых.

Виды и функции учреждений. Дома-ребенка, дома-интернаты, детские дома, вспомогательные дома-интернаты. Дома-ветеранов. Психоневрологические дома-интернаты. Цели и задачи, решаемые стационарными формами социального обслуживания. Положительные и отрицательные стороны их деятельности. Функциональные обязанности и содержание работы специалистов социальной работы. Адреса передового опыта.

Тема 8. Центры социального обслуживания населения (ЦСО).

Нормативно-правовая база деятельности ЦСО. Структура центра и содержание деятельности отделений. Основные направления и принципы социального обслуживания. Управление центром. Функциональные обязанности специалистов социальной работы. Штаты, материальная база, источники финансирования. Адреса передового опыта. ЦСО. Комплексные центры социального обслуживания.

Тема 9.Территориальные центры социальной помощи семье и

Детям (ЦСПС и Д).

Правовая и нормативная базы деятельности ЦСПС и Д. Цели, задачи и содержание деятельности. Структура ЦСПС и Д, основные направления деятельности отделений. Виды социальных услуг оказываемых центром. Источники финансирования, материальная база, кадровое обеспечение. Технологии социальной работы, используемые в деятельности центра. Адреса передового опыта России.

Семестр

Социального работника.

Необходимость исследования. Объекты анализа. Служебная деятельность специалиста и ее элементы. Количественные параметры деятельности. Качественные параметры и их классификация. Ресурсоемкость служебной деятельности. Начало служебной карьеры. Условия и детерминанты индивидуальной служебной деятельности. Поведенческие модели. Интегральные признаки индивидуальной служебной деятельности.

Содержание профессиональной деятельности. Источники информации о профессиональной деятельности. Элементы деятельности, строение и структура. Понятие профессиональной служебной роли. Профессиональное поведение. Модели. Типология моделей.

Семестр

Семинарские занятия

Детям (ЦСПС и Д).

План

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Проблема управления персоналом в системе социальной работы.

2. Права социальных работников.

3. Понятие профессиональной служебной деятельности; парадигмы, уровни, внутренняя структура профессиональной деятельности.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Функции, роль и основные задачи территориальных органов социальной защиты.

2. Виды территориальных органов социальной защиты.

3. Городские, районные, муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции.

4. Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности.

5. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.

Литература

  1. Бокарев, Н.Н. Социальный работник как субъект управления. Теория и практика социальной работы. - М.: РГСИ, 1992.
  2. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. - Л., 1990.
  3. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.- М., 1994.

4. Доэл, М.,Стивен, Ш. Практика социальной работы. /Пер. с англ. - М., 1995 г.

  1. Ерохин, Ю.С. Структура и функции органов социальной работы в обществе. - М.: РГСИ, 1993.
  2. Задоркин, В.И. Управление персоналом. - М.. 1996.
  3. Иванцевич, Д.М., Лобанов, А.А.Человеческие ресурсы управления. - М., 1993.
  4. Кабаченко, Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность.- М., 1996.
  5. Ковалевски, О. Научные основы административного управления.- М., 1979
  6. Маневич, В.М., Ильина, Л.О. Профессиональное самоопределение на социальную работу. Пособие.- СПб.: Изд-во Спбу экономики и финансов, 1993.
  7. Новая технология и организационные структуры /Под ред. Пиннингеа, И., Бьютандама, А. - М., 1990.
  8. Саймон, Г.А., Смитоург, Д.У., Томпсон, В.А. Менеджмент в организации. - М., 1995.
  9. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.
  10. Управление персоналом /Под ред. Задоркина, В.И.,Склярова, В.Ф.- М., 1995.
  11. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. /Пер с англ. - М., Центр общечеловеческих ценностей; АО "ЗОРИС", 1993.

 

Семестр

Примерный перечень вопросов к зачету

Семестр

  1. Кто является основателем теории современного менеджмента и системы научного управления? Опишите вклад представителей школы научного управления.

2. Перечислите принципы, сформулированные Эмерсоном.

3. В чем заключается заслуга Тейлора и его современников?

4. Назовите цель классического или административного менеджмента.

5. Опишите вклад Файоля в теорию управления.

6. Назовите представителей школы человеческих отношений и бихевиористской школы и опишите их вклад в теорию управления.

7. Раскройте суть науки управления или количественного подхода.

8. Как рассматривается управление при процессном подходе?

9. Опишите управление как процесс. Что в настоящее время считается универсальной методологией менеджмента?

10. Раскройте сущность системного подхода.

11. Приведите методологию ситуационного подхода.

12. Что понимается под организацией? Какой вид организаций сложился в системе социальной защиты?

13. Какие типы социальных служб создаются?

14. Что представляет собой организация? Приведите общие характеристики организаций.

15. Перечислите структурные и контекстные характеристики организаций.

16. Опишите такие внутренние переменные, как цель и структура.

17. Опишите такие внутренние переменные, как задачи и технология.

18. Какие факторы влияют на индивидуальное поведение и успешность деятельности?

19. Почему внутренние переменные рассматриваются во взаимосвязи?

20. Дайте понятие и значение внешней среды. Какие вы знаете характеристики внешней среды?

21. Приведите факторы среды прямого воздействия на социальную службу. Обоснуйте.

22. Какие факторы внешней среды косвенно воздействуют на социальную службу? Обоснуйте.

23. Раскройте значение информации в социальной работе.

24. Какие виды коммуникаций Вы знаете?

25. Приведите понятие и элементы коммуникационного процесса.

26. Опишите этапы коммуникационного процесса.

27. Приведите преграды, стоящие на пути межличностных коммуникаций, и способы их разрешения.

28. Приведите преграды, стоящие на пути организационных коммуникаций и способы их решения.

29. Раскройте коммуникационный процесс в социальной работе.

30. Приведите понятие и классификацию управленческих решений. Какие требования предъявляются к управленческим решениям? Раскройте подходы к принятию решений.

31. Организационно-функциональная концепция управления социальной работой.

32. Социально-психологическая концепция управления социальной работой.

33. Эмпирическая концепция управления социальной работой.

34. Системная концепция управления социальной работой.

35. Организационные структуры управления в системе социальной работы. – их виды и совершенствование.

36. Система функций управления социальной работой.

Семестр

37. Использование программно-целевого управления в социальной сфере.

38. Основные составляющие процесса социального управления и их характеристика.

39. Принципы управления социальной работой и их содержание.

40. Особенности менеджмента в социальных учреждениях.

41. Применение современных информационных систем и технологий в управлении социальной сферой.

42. Система методов управления социальной работой и их совершенствование.

43. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений.

44. Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России.

45. Региональные (территориальные) системы управления социальной работой.

46. Управление социальной защитой населения в муниципальном образовании.

47. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях.

48. Система управления персоналом в социальных учреждениях.

49. Направления совершенствования системы стимулирования персонала в социальных учреждениях.

50. Мотивация персонала и её развитие.

51. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

52. Организация труда в социальных учреждениях и её совершенствование.

  1. Виды управления.
  2. Социальное управление как процесс, его составные элементы.
  3. Содержание управленческой деятельности, в том числе труда руководителя.
  4. Практические, теоретические и методологические основы менеджмента.
  5. Основные принципы социального управления.
  6. Общая система управления социальной работой в Российской Федерации.
  7. Конкретные примеры построения системы управления социальной работы.
  8. Социальная служба как институциональная основа социальной работы.
  9. Проектирование в системе социальной работы.
  10. Основные этапы процесса социального проектирования.
  11. Управление изменениями.
  12. Организационные принципы и методы управления социальной работой.
  13. Стиль управления и его значение в достижении практически значимых результатов.
  14. Механизмы внедрения социальных проектов и программ в системе социальной работы.
  15. Виды проектов и программ, их особенности в системе социальной работы.
  16. Показатели эффективной/неэффективной реализации социальных проектов и программ.
  17. Мотивация социальной работы.
  18. Содержательные теории мотивации.
  19. Процессуальные теории мотивации.
  20. Методические средства выявления и систематизации мотивов социальной работы.

Примерная тематика рефератов

1. Социальное управление как организационная система и процесс.

2. Структура управления в системе социальной работы.

3. Принципы управления в системе социальной работы.

4. Функции управления в системе социальной работы.

5. Методы управления в системе социальной работы.

6. Основные задачи и цели в системе социальной работы.

7. Виды социальных служб в РФ.

8. Функции, роль и основные задачи территориальных органов социальной защиты.

9. Виды территориальных органов социальной защиты.

10. Городские, районные, муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции.

11. Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности.

12. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.

13. Общественные социальные предприятия и учреждения по оказанию социальной помощи населению.

14. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социальных служб.

15. Виды и функции стационарных учреждений социального обслуживания детей и взрослых.

16. Функциональные обязанности и содержание работы специалистов социальной работы в стационарных учреждениях.

17. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности.

18. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности.

19. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы.

20. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности.

21. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

22. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

23. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности.

24. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом.

25. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.

Примерная тематика квалификационных работ

1. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности.

2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности.

3. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы.

4. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности.

5. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

6. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

7. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности.

8. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом.

9. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.

1.17.Балльно-рейтинговая система, используемая для оценивания знаний студентов по данной дисциплине

1.17.1. Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности

№ п/п Вид учебной деятельности Баллы
Посещение лекционных занятий 0-0,5
Ответы на вопросы на семинарском занятии 0-3
Участие в коллоквиуме 0-4
Участие в экспресс-опросе 0-2
Выполнение контрольной работы (аудиторной) 0-3
Выполнение письменной проверочной работы (домашней) 0-3
Выполнение сочинения-эссе 0-3
Конспектирование и реферирование литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения 0-4
Защита подготовленного реферата 0-2
Выполнение практического задания 0-3
Решение ситуационной задачи 0-2
Выполнение теста 0-5
Выполнение семестрового задания 0-5

1.17.2. Примерная тематика контрольных работ

  1. Социальное управление как организационная система и процесс.

2. Структура управления в системе социальной работы.

3. Принципы управления в системе социальной работы.

4. Функции управления в системе социальной работы.

5. Методы управления в системе социальной работы.

6. Основные задачи и цели в системе социальной работы.

7. Виды социальных служб в РФ.

8. Функции, роль и основные задачи территориальных органов социальной защиты.

9. Виды территориальных органов социальной защиты.

10. Городские, районные, муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции.

11. Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности.

12. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.

13. Общественные социальные предприятия и учреждения по оказанию социальной помощи населению.

14. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социальных служб.

15. Виды и функции стационарных учреждений социального обслуживания детей и взрослых.

16. Функциональные обязанности и содержание работы специалистов социальной работы в стационарных учреждениях.

17. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности.

18. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности.

19. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы.

20. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности.

21. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

22. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

23. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности.

24. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом.

25. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.

26. Дома ночного пребывания, социальные гостиницы; управление, финансирование, кадровое обеспечение социальных учреждений такого типа.

27. Создание и оформление статуса учреждений социальных служб в различных регионах России.

28. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания; источники финансирования социальных служб.

29. Планирование социальной защиты, его виды и формы.

30. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях, службах социальной работы.

31. Регулирование и контроль в системе социальной работы.

32. Администрирование в социальных службах; предмет, методология, принципы социального администрирования.

33. Делопроизводство; организация службы документационного обеспечения.

34. Формирование и хранение дел в делопроизводстве; организация ведомственного хранения документов.

35. Проблема управления персоналом в системе социальной работы.

36. Права социальных работников.

37. Понятие профессиональной служебной деятельности; парадигмы, уровни, внутренняя структура профессиональной деятельности.

38. Содержание профессиональной деятельности, элементы, строение и структура.

39. Профессиональное поведение, модели, типология моделей.

40. Профессиограмма специалистов социальной работы.

41. Подготовка кадров социальной работы и пути повышения их профессиональной компетенции.

1. 17. 3. Контрольные задания для студентов (по 10 вариантам)

Первый вариант.

1. Кто является основателем теории современного менеджмента и системы научного управления? Опишите вклад представителей школы научного управления.

2. Приведите факторы среды прямого воздействия на социальную службу. Обоснуйте.

3. Раскройте сущность системного подхода.

4. Раскройте терминологическое понятие «Организация».

Второй вариант.

1. Как рассматривается управление при процессном подходе?

2. Какие факторы внешней среды косвенно воздействуют на социальную службу? Обоснуйте.

3. Приведите преграды, стоящие на пути межличностных коммуникаций, и способы их разрешения.

4.. Раскройте терминологическое понятие «Управленческое решение».

Третий вариант.

1. Дайте понятие и значение внешней среды. Какие вы знаете характеристики внешней среды?

2. Перечислите принципы, сформулированные Эмерсоном.

3. Какие виды коммуникаций Вы знаете?

4. . Раскройте терминологическое понятие «Методология менеджмента».

Четвертый вариант.

1. Какие факторы влияют на индивидуальное поведение и успешность деятельности?

2. Назовите цель классического или административного менеджмента.

3. Опишите вклад Файоля в теорию управления.

4. Раскройте терминологическое понятие «Коммуникация».

Пятый вариант.

1. Приведите понятие и классификацию управленческих решений. Какие требования предъявляются к управленческим решениям? Раскройте подходы к принятию решений.

2. Раскройте суть науки управления или количественного подхода.

3. Что понимается под организацией? Какой вид организаций сложился в системе социальной защиты?

4. Раскройте терминологическое понятие «Административный менеджмент».

Шестой вариант.

1. Приведите понятие и элементы коммуникационного процесса.

2. Опишите управление как процесс. Что в настоящее время считается универсальной методологией менеджмента?

3. Какие типы социальных служб создаются?

4. Раскройте терминологическое понятие «Классический менеджмент».

Седьмой вариант.

1. Раскройте коммуникационный процесс в социальной работе.

2. Назовите представителей школы человеческих отношений и бихевиористской школы и опишите их вклад в теорию управления.

3. Что представляет собой организация? Приведите общие характеристики организаций.

4. Раскройте терминологическое понятие «Системный подход».

Восьмой вариант.

1. В чем заключается заслуга Тейлора и его современников?

2. Почему внутренние переменные рассматриваются во взаимосвязи?

3. Перечислите структурные и контекстные характеристики организаций.

4. Раскройте терминологическое понятие «Информация».

Девятый вариант.

1. Опишите такие внутренние переменные, как цель и структура.

2. Приведите преграды, стоящие на пути организационных коммуникаций и способы их решения.

3. Раскройте значение информации в социальной работе.

4. Раскройте терминологическое понятие «Внешняя среда».

Десятый вариант.

1. Опишите этапы коммуникационного процесса.

2. Приведите методологию ситуационного подхода.

3. Опишите такие внутренние переменные, как задачи и технология.

4. Раскройте терминологическое понятие «Ситуационный подход».

 

Основные термины

Раскройте терминологическое понятие «Организация».

Раскройте терминологическое понятие «Управленческое решение».

Раскройте терминологическое понятие «Методология менеджмента».

Раскройте терминологическое понятие «Коммуникация».

Раскройте терминологическое понятие «Административный менеджмент».

Раскройте терминологическое понятие «Классический менеджмент».

Раскройте терминологическое понятие «Системный подход».

Раскройте терминологическое понятие «Информация».

Раскройте терминологическое понятие «Внешняя среда».

Раскройте терминологическое понятие «Ситуационный подход».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ И

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Дата: 2016-09-30, просмотров: 206.