ВКР психолого-педагогического направления может носить практико-ориентированный, опытно-экспериментальный и теоретический характер.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВКР практико-ориентированного характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата;

- теоретическая часть включает в себя следующее ориентировочное содержание: суть основных понятий темы, современные задачи, психолого-педагогические возможности решения выявленной проблемы (методы, формы, средства), пути решения избранной проблемы в современных дошкольных образовательных организациях;

- практическая часть работы должна быть направлена на анализ состояния проблемы на базе проведения исследования, на решение выбранной проблемы и состоит из проектирования педагогической деятельности по решению выявленной проблемы, описания ее реализации (в случае, если проект реализован), оценки ее результативности;

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.

Практическая часть ВКР практико-ориентированного характера может включать в себя:

- описание и анализ практического опыта работы (отдельных педагогов, системы обучения, воспитания конкретной образовательной организации) по выбранной теме исследования, т.е. изучается инновационный опыт, достойный сохранения и распространения в педагогической среде, включая опыт самого студента. Данный вид исследования предполагает разработку методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса, например, оздоровительной работы в конкретной организации, дидактического материала, наглядных пособий и средств обучения.

- интерпретацию (разъяснение) содержания конкретных форм, методов, средств, путей решения выявленной проблемы, внедренных в воспитательно-образовательный процесс конкретной образовательной организации в рамках педагогической практики с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению, т.е. предполагает проектирование образовательной деятельности в рамках реализации педагогического проекта.

Данный вид исследования нацелен на разработку новых направлений практики воспитания и обучения детей. Предметом исследования становятся факты, события, состояния как явления реальной жизни.

При изучении педагогического опыта исследователь имеет дело с содержанием, процессами, условиями, качеством и результатами работы конкретного педагогического коллектива или педагога.

Этапы изучения и анализа педагогическо­го опыта.

Первый этап изучения и обобщения педагоги­ческого опыта – обнаружение противоречия между сложив­шимися формами и методами работы, с одной стороны, и по­требностями повышения их эффективности – с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется про­блема в терминах (понятиях и категориях) педагогической на­уки.

Второй этап – выявление находок, новшеств в работе от­дельных образовательных организаций, педагогов или целых педагогических коллективов, имеющих определен­ные достижения в воспитательно-образовательной работе в определенном направлении психолого-педагогической науки и практики. Определяется объект изучения опыта.

Третий этап – работа по сбору педагогических фак­тов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяет­ся его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения пе­дагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычле­нить проблему, последовательно пересказать содержание опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи работы, относящиеся к описываемому опыту).

Четвертый этап – осмысление описанного опыта: сопоставля­ются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимо­связи между ними, выясняется характер зависимости между ними и педагогического процесса от конкретных условий. Отсю­да следуют конкретные выводы.

При изучении и анализе педагогического опыта образовательной организации раскрываются следующие вопросы:

– структура и органы управления образовательной организацией;

– основные задачи и приоритетные направления деятельности ДОО;

– характеристика кадрового состава; 

– анализ оснащенности развивающей предметно-пространственной среды и материально-технического обеспечения: особенности, наличие разнообразных объектов для организации образовательного пространства, специальных оборудований и т.п.)

– достижения ДОО в исследуемом направлении работы.

Обобщение передового педагогического опыта конкретного педагога предполагает описание:

– актуальности изучаемого педагогического опыта:

– сведений о педагоге;

– технологии опыта (идея, новизна, средства, методика их внедрения в образовательный процесс, соответствующие современным достижениям науки);   

– учебно-методической документации, отражающей педагогический опыт (рабочие программы, КТП, конспекты занятий с изложением методики проведения и обоснованием перечня необходимых наглядных и учебных пособий, методические разработки). Рекомендуется всю необходимую учебно-методическую документацию дать в приложениях. В тексте отразить методику работы педагога с этой документацией.

– результативности опыта на основе наблюдений посещенных занятий педагога с подробной характеристикой педагогических средств и приемов, методов работы с дошкольниками.

Выводы, сделанные в результате обобщения опыта, проверяют­ся и дополняются другими методами научно-педагогического ис­следования и в первую очередь в обобщенный материал вносятся необходимые коррективы, например, через разработку методических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса.

Практическая часть ВКР практико-ориентированного характера не ограничивается лишь констатацией фактов, а направлена на выявление условий развития исследуемого предмета, которые обуславливают необходимость и целесообразность применения известных методических средств, их адаптацию в новых образовательных ситуациях, либо совершенствование имеющихся для более глубокого изучения предмета исследования. Т.е. исследователь выявляет и описывает педагогические факты, ситуации и события, то, что поддается наблюдению, описанию и осмыслению.

ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:

– введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цель, задачи работы и др.;

– теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа научно-педагогической литературы;

– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

– список использованной литературы (не менее 30 источников);

– приложение.

ВКР теоретического характера может быть связано, вследствие выдвижения теоретических положений, с открытием новых педагогических фактов и явлений, созданием новых педагогических ценностей.

ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:

– введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: проблема, объект, предмет, цель, задачи работы и др.;

– теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа научно-педагогической литературы;

– практическая часть связана с обнаружением причинно-следственных, закономерных связей между педагогическими явлениями, и представления их в качественной и количественной формах, т.е. включает в себя проведение педагогического эксперимента.

– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

– список использованной литературы (не менее 30 источников);

– приложение.

Педагогический эксперимент решает ряд задач:

1) установления взаимосвязей между воздействием исследователя и достигаемыми при этом результатами, между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;

2) сравнения продуктивности двух или нескольких вариантов психолого-педагогического воздействия и выбора из них оптимального по критериям результативности.

Среди наиболее важных условий эффективности проведения педагогического эксперимента можно выделить:

– предварительный: теоретический анализ исследуемого явления, его истории, изучение массовой педагогической практики для максимального сужения поля эксперимента и его задач;

– конкретизация гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

– четкое формулирование задач эксперимента, разработка признаков и критериев, по которым будут оцениваться результаты, явления, средства и прочее;

– корректное определение минимально необходимого, но достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента, а также минимально необходимой длительности его проведения (3 года);

– умение организовать в ходе эксперимента непрерывную циркуляцию информации между исследователем и объектом экспериментирования, что предупреждает односторонность практических рекомендаций, затруднения в использовании выводов. Исследователь получает возможность не ограничиваться лишь сообщением о средствах и методах, результатах их применения, а вскрыть возможные затруднения в ходе психолого-педагогических воздействий, неожиданные факты, важные аспекты, нюансы, детали, динамику исследуемых явлений;

– доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными, привычными решениями.

Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.

Первый этап – констатирующий. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, групп, образовательных учреждений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Второй этап – формирующий. Этот этап характеризуется введением экспериментатором в психолого-педагогическую практику новых путей, средств и методов. Здесь создается экспериментальная ситуация, суть которой заключается во внутренних и внешних условиях эксперимента, когда изучаемая зависимость, закономерность проявляется наиболее чисто, без воздействия случайных, неконтролируемых факторов.

На данном этапе решаются следующие задачи:

- изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

- оценка состояния самих участников педагогических воздействий;

- формулирование критериев эффективности предложенной системы мер;

- инструктирование участников эксперимента о порядке и условиях его проведения;

- осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи;

- фиксирование данных о ходе эксперимента на основе промежуточных срезов, характеризующих изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;

- указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

- оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Завершающий этап – контрольный, подведение итогов эксперимента:

– описание результатов осуществления экспериментальной системы мер;

– характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

– описание особенностей субъектов экспериментального воздействия;

– данные о затратах времени, усилий и средств;

– указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.

 

 

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Требования к структуре текста. ВКР должна быть выполнена с соблюдением требованием ЕСКД 1. Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты.

Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом. Исключение составляют заголовки 1-го и 2-го уровней (глав и параграфов): они выделяются полужирным шрифтом.

При оформлении текста работы студенту рекомендуется придерживаться следующей схемы:

 

Таблица 1 – Требования к оформлению текста

 

Параметры Заголовок главы Заголовок параграфа Основной текст
1 2 3 4
Тип шрифта

Times New Roman

Начертание Полужирное Полужирное Обычное
Размер шрифта (пт). 14 14 14
Регистр Все буквы прописные Начинается с прописной буквы, последующие – строчные Начало предложения – с прописной буквы, последующие – строчные
Выравнивание По центру По центру По ширине
Междустрочный Интервал Одинарный Одинарный Полуторный
Отступ красной строки

1,25 см

 

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки, размер шрифта (пт) – 12 пт.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на этой странице не ставится. Нумерация страниц проставляется со второй страницы «ОГЛАВЛЕНИЕ».

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Каждый структурный элемент ВКР: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует начинать с нового листа (страницы).

 

Правила оформления таблиц, рисунков

Все таблицы и рисунки должны иметь название и порядковую нумерацию. На таблицы и рисунки, схемы необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные таблицы 1…».

В работы следует включать лишь те рисунки, которые иллюстрируют важнейшие положения и выводы. Наиболее часто встречающимися в работах видами рисунков являются: графики, диаграммы, блок-схемы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида, все они обозначаются как рисунки.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 276.