СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: СТРУКТУРА, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

Чебоксары 2018


УДК 37.377

ББК 74

  В 342

 

 

Выпускная квалификационная работа: структура, требования к оформлению: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Кириллова, Л. А. Софронова, Е.Г. Фарфоровская – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2018. – 30 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В пособии даются практические рекомендации по подготовке, оформлению ВКР, описана методика написания теоретической и практической части работы: от постановки научной проблемы до обработки материалов и оформления полученных результатов исследования. Оно позволит обучающимся организовать свой образовательный маршрут по качественной подготовке к ВКР, а преподавателю поможет организовать дифференцированную работу в соответствии с их уровнем знаний.

    

 

 

Рецензент:

Васильева Н.А., преподаватель ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии

 

 

 

© Кириллова А.А., Софронова Л. А., Фарфоровская Е.Г., 2018

© ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2018

 




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………. 4
Предисловие ……………………...……………………………………. 5
1. Структура выпускной квалификационной работы …………. 5
2. Требования к содержанию практической части выпускной квалификационной работы ………………………………………….. 12
3. Общие технические требования к текстовой части выпускной квалификационной работе ………………………………………….. 18
4. Требования к оформлению списка литературы ……………… 24
Тезаурус по теме «Методология и методика педагогического исследования» ………………………………………………………… 26
Приложения ……………………………………………………………. 29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие адресовано для преподавателей и обучающихся учреждений СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Выпускная квалификационная работа является важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста в области педагогической специальности.

Учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи преподавателям, занимающимся обучением студентов выполнению качественной дипломной работы, и обучающимся СПО глубже осмыслить значение и структуру выпускной квалификационной работы. Содержание учебно-методического пособия позволит студентам выработать собственную научную позицию в отношении дискуссионных проблем в области дошкольной педагогики.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы содействовать деятельности обучающихся СПО по ознакомлению с требованиями выпускной квалификационной работы, помочь в углублении, закреплении и систематизации знаний в постановке предмета, объекта, гипотезы исследования, в формировании умения ориентироваться в потоке информации, овладении профессиональными и общими компетенциями.

Учебно-методическое пособие содержит в себе средства контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, терминологический словарь, которые способствуют углубленному изучению и детализированному разбору наиболее трудных вопросов.

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебно-методическое пособие по выполнению, оформлению выпускных квалификационных работ студентов ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии (далее – учебно-методическое пособие) разработано с целью определения требований к содержанию, форме, структуре, объёму и порядку представления выпускных квалификационных работ. В данном пособии установлены требования к выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и определен порядок ее выполнения.

Выпускная квалификационная (аттестационная, дипломная) работа – это научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Итоговая аттестационная работа студента СПО – это результат исследовательской деятельности, проводимой им в течение всего периода обучения в учебном заведении профессионального или дополнительного образования.

 

Структурные элементы ВКР

 

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение;

4) основная часть, состоящая из глав и параграфов;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

 

Титульный лист является первой страницей работы (Приложение 1).

Оглавление (Приложение 2) включает перечисление всех структурных элементов работы, исключая титульный лист, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.

 

Во введении раскрываются актуальность темы, степень разработанности проблемы исследования,   формулируются цель, объект и предмет, гипотеза исследования, задачи, методы исследования, а также указывается практическая значимость и экспериментальная база исследования (при необходимости). Описывается структура выпускной квалификационной работы.

Объем введения должен составлять примерно одну десятую часть от общего объема работы.

Введение – очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Актуальность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно показать главные факторы актуальности темы.

Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Следует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той и другой. Может случиться так, что в науке вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. Лучше сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения. Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Обоснование актуальности темы исследования

Далее необходимо описать степень разработанности проблемы исследования.

Для того, чтобы обосновать актуальность выбранной темы, необходимо сообщить о состоянии разработки данной области, которая заключается в рассмотрении и систематизации источников по данной теме. Поэтому после обозначения актуальности темы составляется краткий обзор литературы (обзор информационной базы), который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? В проблеме находят отражение противоречия, возникающие в науке и практике, между фактами и их теоретическим осмыслением. Эти противоречия и разрешаются автором в процессе исследования. Исходя из выше обоснованного, формулируется тема исследования.

Определив проблему, необходимо переходить к обоснованию цели исследования. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов своей научно-исследовательской деятельности. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения – «разработка», «выявление», «обоснование», «определение» и др.

Определить объект исследования – выяснить, что именно рассматривается в исследовании.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения.

Следующий важнейший шаг оформления введения – построение гипотезы. Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием.

От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений; г) относительная простота. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Другими словами, задачи исследования конкретизируют его цель. Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее. Единых требований и алгоритмов к формулировке задач исследования не существует, можно назвать лишь общие ориентиры для их определения:

1. Первая задача, как правило, связана с описанием состояния проблемы исследования в научно-педагогической, методической литературе или выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и  развития изучаемого объекта, например:

проанализировать, раскрыть, выявить, исследовать, описать и т.д.

2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта исследования, например: выработать, дополнить, использовать, обобщить, оценить, построить, разработать, рассмотреть, создать, сравнить и т.д.

3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных педагогических действий, выработку методических рекомендаций: проверить, внедрить,  применить, разработать,  использовать и т.д.  

Иерархически организованная последовательность задач образует программу исследования.

Методы исследования. Обязательным элементом ведения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Практическая значимость исследования – это методологическая характеристика, которая отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы, это возможность их использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Определяя значение проведенного исследования для практики, исследователь отвечает на вопрос: какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправлять с помощью полученных в исследовании результатов?

Структура выпускной квалификационной работы. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Например: «Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе анализируются теоретические основы, например, по формированию у современных дошкольников представлений о народных традициях чувашского народа. Во второй главе рассматриваются организационно-методические аспекты проектирования образовательной деятельности по формированию у современных дошкольников представлений о народных традициях чувашского народа, представлены результаты внедрения педагогического проекта, разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей».

Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность проблемы, методику и основные результаты выполненного исследования:

– теоретический обзор – обобщение на базе анализа литературных источников по теме, обосновывающее выбор направления исследования, авторская позиция по теме и ее отдельным аспектам;

– описание содержания проектирования образовательной деятельности по решению выявленной проблемы исследования;

– обобщение (выводы) и оценку результатов исследований, оценка полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов. 

Основную часть выпускной квалификационной работы следует делить на главы. Главы основной части делятся на параграфы. Каждый параграф должен содержать законченную информацию.

Первая часть ВКР является теоретической. В ее начале желательно остановиться на ключевых понятиях, которые используются в исследовании, и дать их рабочие определения (ваши авторские или других авторов с обязательной ссылкой на первоисточник). Везде, где идет речь о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу (смотрите «Требования к оформлению списка использованной литературы»).

Вторая глава носит практико-ориентированный характер. Здесь необходимо разработать и описать рекомендации по совершенствованию деятельности объекта исследования, либо по решению проблем, выявленных в результате проведенного в предыдущей части работы анализа. Все рекомендации должны быть обоснованы, иметь конкретный характер и содержать оценку развития исследуемого объекта в результате их применения, описываются проведенные студентами наблюдения.

Обязательной для выпускной квалификационной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты (выводы). Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

 

Список использованной литературы. Данный структурный элемент выпускной квалификационной работы должен содержать сведения об источниках, использованных при подготовке дипломной работы. Количество использованных источников и литературы в выпускной квалификационной работе должно быть не менее 30, из них не менее 50% - изданные за последние 5-10 лет.

Приложения. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть и дополняют в содержательном плане ВКР.

В приложения могут быть включены:

- материалы, дополняющие работу (анкеты, диагностика, методические рекомендации, педагогический проект, разработки и т. д.);

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– иллюстрации вспомогательного характера и др.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Исследования в области педагогических наук направлены на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения, воспитания и развития личности, о методах организации воспитательно-образовательной работы, её содержании, принципах, средствах, организационных формах и т.д. Психолого-педагогическое исследование характеризуется целенаправленностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на научные теории и факты, допускающие их эмпирическую проверку, логика построения основывается на том, что выявленные элементы можно однозначно истолковать и использовать на практике. Исследования студентов опираются на достижения педагогических и психологических наук в современной образовательной ситуации.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 

Требования к структуре текста. ВКР должна быть выполнена с соблюдением требованием ЕСКД 1. Текст основной части разделяют на разделы, подразделы, пункты.

Не допускается подчеркивание и выделение текста полужирным шрифтом или курсивом. Исключение составляют заголовки 1-го и 2-го уровней (глав и параграфов): они выделяются полужирным шрифтом.

При оформлении текста работы студенту рекомендуется придерживаться следующей схемы:

 

Таблица 1 – Требования к оформлению текста

 

Параметры Заголовок главы Заголовок параграфа Основной текст
1 2 3 4
Тип шрифта

Times New Roman

Начертание Полужирное Полужирное Обычное
Размер шрифта (пт). 14 14 14
Регистр Все буквы прописные Начинается с прописной буквы, последующие – строчные Начало предложения – с прописной буквы, последующие – строчные
Выравнивание По центру По центру По ширине
Междустрочный Интервал Одинарный Одинарный Полуторный
Отступ красной строки

1,25 см

 

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки, размер шрифта (пт) – 12 пт.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер на этой странице не ставится. Нумерация страниц проставляется со второй страницы «ОГЛАВЛЕНИЕ».

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

Каждый структурный элемент ВКР: «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» следует начинать с нового листа (страницы).

 

Правила оформления таблиц, рисунков

Все таблицы и рисунки должны иметь название и порядковую нумерацию. На таблицы и рисунки, схемы необходимо дать указание в тексте работы, например: «Как иллюстрируют данные таблицы 1…».

В работы следует включать лишь те рисунки, которые иллюстрируют важнейшие положения и выводы. Наиболее часто встречающимися в работах видами рисунков являются: графики, диаграммы, блок-схемы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида, все они обозначаются как рисунки.

Оформление приложений

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: методические пособия, дидактические материалы, результаты продуктивных видов деятельности, педагогические проекты, методические разработки в виде конспектов, сценариев, перспективные планы, а также копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой книгу, брошюру, памятку, объемный предмет, текст, таблицы, графики, карты и т. д. Приложения размещаются после списка использованной литературы и представляются в ходе защиты.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в центре слова «ПРИЛОЖЕНИЕ». Номер приложения обозначают арабскими цифрами.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста, с прописной буквы и отдельной строкой.

Приложения должны иметь общую с основным текстом работы сквозную нумерацию страниц.

Располагать приложения следует в порядке появления в тексте ссылок на них.

Если в одно приложение входит несколько логически связанных структурных элементов, например, ряд таблиц или рисунков, то в пределах данного (т.е. одного) приложения они должны быть пронумерованы (например, «Таблица 1», «Таблица 2» или «Рисунок 1», «Рисунок 2»). При этом каждая таблица должна иметь свой заголовок, а рисунок – свое наименование. Общий заголовок приложения в данном случае может отсутствовать.

При оформлении материалов приложений допускается использовать шрифты разной гарнитуры и размера.

 

Оформление ссылок

 

Важным моментом при написании ВКР является оформление ссылок на используемые источники. При использовании в тексте информации из источника, описание которого включено в список литературы, в тексте работы необходима библиографическая ссылка.

Библиографическая ссылка – это соответственное описание источника цитат, ее назначение – указать на источник используемого материала.

Ссылки на источники приводятся только в квадратных скобках: [номер источника в списке использованной литературы]. Например: [15]. Подстрочные ссылки не допустимы.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

В конце работы располагается список использованной литературы, который позволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых материалов и показывает степень изученности проблемы.

В список использованной литературы включаются только те источники, которые непосредственно изучались при написании работы. На каждый источник, указанный в списке литературы, должна быть ссылка в тексте.

Список использованной литературы имеет сквозную единую нумерацию.

Источники следует нумеровать арабскими цифрами и печатать с абзаца.

При библиографическом описании нормативных правовых актов сначала указывается статус документа (например, Федеральный закон, Указ Президента РФ и т.п.), затем его название, после чего приводится дата принятия документа, его номер и дата последней редакции.

Специальная литература включает монографии, научные статьи, книги, статистические сборники, статьи в периодических изданиях.

В списке использованной литературы специальные источники располагаются строго в алфавитном порядке по фамилии авторов, а если автор не указан – по названию работы.

Информация, размещенная в Интернете, является электронным ресурсом удаленного доступа и может также использоваться при составлении списка литературы.

Библиографическое описание документов осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2008. 

При составлении списка литературы наиболее часто используется алфавитный принцип расположения источников, согласно которому фамилии авторов или заглавий документов располагаются в алфавитном порядке начальных букв заголовочного слова (или другой языковой единицы).

Предметно-тематический принцип расположения применяется в том случае, когда массив библиографических описаний источников разбивается на несколько предметно-тематических разделов, каждый из которых имеет свой заголовок. Внутри раздела материал располагается, как правило, в алфавитном порядке.

Например:

Книга с одним автором

Иванова А.И. Организация опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками / А.И. Иванова. – М.: Просвещение, 2013. – 280 с.

Электронные ресурсы

Смирнова Е.Л. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е.Л. Смирнова. – Режим доступа: http://rosdosh.narod.ru

ТЕЗАУРУС

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Государственное автономное профессиональное

образовательное  учреждение Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный  колледж им. Н.В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

 

Программа подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

                                                                ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

приказом директора

колледжа от _____2018 № ___

 

В форме дипломной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ …..   7
1.1. Формирование представлений о родном городе у детей дошкольного возраста в условиях детского сада …………………………………………...   7
1.2. Экскурсия как основная форма формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста ……………………………...   18
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №101» Г. ЧЕБОКСАРЫ   33
2.1. Педагогический проект «Родной край люби и знай!»……………….. 33
2.2. Результаты внедрения педагогического проекта………………………. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. 58

 

 


 

Учебное издание

 


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: СТРУКТУРА, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

Составители: Кириллова Алевтина Александровна

          Софронова Лариса Анатольевна

              Фарфоровская Елена Геннадьевна

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: СТРУКТУРА, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Учебно-методическое пособие

 

Чебоксары 2018


УДК 37.377

ББК 74

  В 342

 

 

Выпускная квалификационная работа: структура, требования к оформлению: учебно-методическое пособие / сост. А.А. Кириллова, Л. А. Софронова, Е.Г. Фарфоровская – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2018. – 30 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей и обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование. В пособии даются практические рекомендации по подготовке, оформлению ВКР, описана методика написания теоретической и практической части работы: от постановки научной проблемы до обработки материалов и оформления полученных результатов исследования. Оно позволит обучающимся организовать свой образовательный маршрут по качественной подготовке к ВКР, а преподавателю поможет организовать дифференцированную работу в соответствии с их уровнем знаний.

    

 

 

Рецензент:

Васильева Н.А., преподаватель ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии

 

 

 

© Кириллова А.А., Софронова Л. А., Фарфоровская Е.Г., 2018

© ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2018

 




СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………. 4
Предисловие ……………………...……………………………………. 5
1. Структура выпускной квалификационной работы …………. 5
2. Требования к содержанию практической части выпускной квалификационной работы ………………………………………….. 12
3. Общие технические требования к текстовой части выпускной квалификационной работе ………………………………………….. 18
4. Требования к оформлению списка литературы ……………… 24
Тезаурус по теме «Методология и методика педагогического исследования» ………………………………………………………… 26
Приложения ……………………………………………………………. 29


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие адресовано для преподавателей и обучающихся учреждений СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Выпускная квалификационная работа является важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалиста в области педагогической специальности.

Учебно-методическое пособие направлено на оказание помощи преподавателям, занимающимся обучением студентов выполнению качественной дипломной работы, и обучающимся СПО глубже осмыслить значение и структуру выпускной квалификационной работы. Содержание учебно-методического пособия позволит студентам выработать собственную научную позицию в отношении дискуссионных проблем в области дошкольной педагогики.

Цель данного пособия заключается в том, чтобы содействовать деятельности обучающихся СПО по ознакомлению с требованиями выпускной квалификационной работы, помочь в углублении, закреплении и систематизации знаний в постановке предмета, объекта, гипотезы исследования, в формировании умения ориентироваться в потоке информации, овладении профессиональными и общими компетенциями.

Учебно-методическое пособие содержит в себе средства контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, терминологический словарь, которые способствуют углубленному изучению и детализированному разбору наиболее трудных вопросов.

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Настоящее учебно-методическое пособие по выполнению, оформлению выпускных квалификационных работ студентов ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии (далее – учебно-методическое пособие) разработано с целью определения требований к содержанию, форме, структуре, объёму и порядку представления выпускных квалификационных работ. В данном пособии установлены требования к выпускной квалификационной работе (далее – ВКР) по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и определен порядок ее выполнения.

Выпускная квалификационная (аттестационная, дипломная) работа – это научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей психолого-педагогической науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Итоговая аттестационная работа студента СПО – это результат исследовательской деятельности, проводимой им в течение всего периода обучения в учебном заведении профессионального или дополнительного образования.

 

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Требования к ВКР:

ВКР выполняется на выпускном курсе. Затраты времени на подготовку и защиту ВКР определяются учебным планом направления подготовки, сроки выполнения - согласно графику учебного процесса.

При выполнении ВКР обучающиеся должны показать свои способности и умение, опираясь на полученные углубленные знания, практический опыт и сформированные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Рекомендуемый объем ВКР (без приложений) – 50 – 60 страниц. В нормированный объем не входит список использованной литературы и приложения.

Выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы – творческий труд студента, результатом которого может быть нетрадиционный, оригинальный взгляд на поставленную проблему, исследование которой может привести к неожиданным открытиям. В процессе выполнения исследования студент проявляет свою научно-исследовательскую зрелость, готовность к практическому применению приобретенных знаний, квалифицированному решению профессиональных проблем.

При постановке и решении в выпускной квалификационной (дипломной) работе конкретных практических задач студент должен:

· применять теоретические положения общепрофессиональных и специальных дисциплин;

· исходить из реальной практики, основываться на теоретических положениях и фактических материалах;

· использовать современные методы научно-педагогического исследования;

· пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, работы с научной литературой и нормативно-правовыми актами;

· применять передовые достижения отечественной и зарубежной науки и практики и обосновывать целесообразность их использования.

Следовательно, тема аттестационной работы «вызревает» в процессе различных видов предшествующей самостоятельной работы, начиная от конспектирования первоисточников, подготовки, развиваясь в ходе прохождения педагогической деятельности. Данный вид работы предполагает последовательное расширение и углубление теории, конкретизацию и четкое определение содержания построения научного познания.

 

Структурные элементы ВКР

 

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

1) титульный лист;

2) оглавление;

3) введение;

4) основная часть, состоящая из глав и параграфов;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения.

 

Титульный лист является первой страницей работы (Приложение 1).

Оглавление (Приложение 2) включает перечисление всех структурных элементов работы, исключая титульный лист, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.

 

Во введении раскрываются актуальность темы, степень разработанности проблемы исследования,   формулируются цель, объект и предмет, гипотеза исследования, задачи, методы исследования, а также указывается практическая значимость и экспериментальная база исследования (при необходимости). Описывается структура выпускной квалификационной работы.

Объем введения должен составлять примерно одну десятую часть от общего объема работы.

Введение – очень ответственная часть выпускной квалификационной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Актуальность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно показать главные факторы актуальности темы.

Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Следует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той и другой. Может случиться так, что в науке вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. Лучше сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения. Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Обоснование актуальности темы исследования

Далее необходимо описать степень разработанности проблемы исследования.

Для того, чтобы обосновать актуальность выбранной темы, необходимо сообщить о состоянии разработки данной области, которая заключается в рассмотрении и систематизации источников по данной теме. Поэтому после обозначения актуальности темы составляется краткий обзор литературы (обзор информационной базы), который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Постановка проблемы предполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? В проблеме находят отражение противоречия, возникающие в науке и практике, между фактами и их теоретическим осмыслением. Эти противоречия и разрешаются автором в процессе исследования. Исходя из выше обоснованного, формулируется тема исследования.

Определив проблему, необходимо переходить к обоснованию цели исследования. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов своей научно-исследовательской деятельности. Она представляет собой продолжение поставленной проблемы, поиск ответа на вопрос, который задан в обозначенной проблеме и формулируется в позитивной форме повествовательного предложения – «разработка», «выявление», «обоснование», «определение» и др.

Определить объект исследования – выяснить, что именно рассматривается в исследовании.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения.

Следующий важнейший шаг оформления введения – построение гипотезы. Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием.

От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков. К ним относятся: а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана; б) проверяемость; в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений; г) относительная простота. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Чаще всего она строится по алгоритму «А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Другими словами, задачи исследования конкретизируют его цель. Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее. Единых требований и алгоритмов к формулировке задач исследования не существует, можно назвать лишь общие ориентиры для их определения:

1. Первая задача, как правило, связана с описанием состояния проблемы исследования в научно-педагогической, методической литературе или выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и  развития изучаемого объекта, например:

проанализировать, раскрыть, выявить, исследовать, описать и т.д.

2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта исследования, например: выработать, дополнить, использовать, обобщить, оценить, построить, разработать, рассмотреть, создать, сравнить и т.д.

3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных педагогических действий, выработку методических рекомендаций: проверить, внедрить,  применить, разработать,  использовать и т.д.  

Иерархически организованная последовательность задач образует программу исследования.

Методы исследования. Обязательным элементом ведения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Практическая значимость исследования – это методологическая характеристика, которая отражает представление о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы, это возможность их использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Определяя значение проведенного исследования для практики, исследователь отвечает на вопрос: какие конкретные недостатки практической педагогической деятельности можно исправлять с помощью полученных в исследовании результатов?

Структура выпускной квалификационной работы. В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Например: «Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

В первой главе анализируются теоретические основы, например, по формированию у современных дошкольников представлений о народных традициях чувашского народа. Во второй главе рассматриваются организационно-методические аспекты проектирования образовательной деятельности по формированию у современных дошкольников представлений о народных традициях чувашского народа, представлены результаты внедрения педагогического проекта, разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей».

Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность проблемы, методику и основные результаты выполненного исследования:

– теоретический обзор – обобщение на базе анализа литературных источников по теме, обосновывающее выбор направления исследования, авторская позиция по теме и ее отдельным аспектам;

– описание содержания проектирования образовательной деятельности по решению выявленной проблемы исследования;

– обобщение (выводы) и оценку результатов исследований, оценка полноты решения поставленных задач, оценку достоверности полученных результатов. 

Основную часть выпускной квалификационной работы следует делить на главы. Главы основной части делятся на параграфы. Каждый параграф должен содержать законченную информацию.

Первая часть ВКР является теоретической. В ее начале желательно остановиться на ключевых понятиях, которые используются в исследовании, и дать их рабочие определения (ваши авторские или других авторов с обязательной ссылкой на первоисточник). Везде, где идет речь о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу (смотрите «Требования к оформлению списка использованной литературы»).

Вторая глава носит практико-ориентированный характер. Здесь необходимо разработать и описать рекомендации по совершенствованию деятельности объекта исследования, либо по решению проблем, выявленных в результате проведенного в предыдущей части работы анализа. Все рекомендации должны быть обоснованы, иметь конкретный характер и содержать оценку развития исследуемого объекта в результате их применения, описываются проведенные студентами наблюдения.

Обязательной для выпускной квалификационной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи темы на протяжении всей работы.

Заключение содержит краткое изложение выводов по теме работы. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы, в нем должны быть изложены итоговые результаты (выводы). Эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы. Этот синтез – последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.

 

Список использованной литературы. Данный структурный элемент выпускной квалификационной работы должен содержать сведения об источниках, использованных при подготовке дипломной работы. Количество использованных источников и литературы в выпускной квалификационной работе должно быть не менее 30, из них не менее 50% - изданные за последние 5-10 лет.

Приложения. В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной выпускной квалификационной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть и дополняют в содержательном плане ВКР.

В приложения могут быть включены:

- материалы, дополняющие работу (анкеты, диагностика, методические рекомендации, педагогический проект, разработки и т. д.);

– таблицы вспомогательных цифровых данных;

– иллюстрации вспомогательного характера и др.

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Исследования в области педагогических наук направлены на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах обучения, воспитания и развития личности, о методах организации воспитательно-образовательной работы, её содержании, принципах, средствах, организационных формах и т.д. Психолого-педагогическое исследование характеризуется целенаправленностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на научные теории и факты, допускающие их эмпирическую проверку, логика построения основывается на том, что выявленные элементы можно однозначно истолковать и использовать на практике. Исследования студентов опираются на достижения педагогических и психологических наук в современной образовательной ситуации.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 189.