Лекция: Философия эллинистического-римского периода
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
   

   

В данной лекции будут рассмотрены основные философские идеи и представители последнего этапа античной философии. Философия скептицизма, эпикуризма, стоицизма, неоплатонизма.

Содержание

  • Скептицизм (IV в до н.э).
  • Эпикуреизм (3 в до н.э)
  • Стоицизм (4 в до н.э.).
  • Неоплатонизм ( 3 в до н.э.- 4 вв. н.э).

Цель лекции: ознакомить студента с поздней античной философией.

Эллинистическо-римская философия охватывает период времени с конца IV вв. до н.э. до III в. н.э. В эллинистическо-римской философии выделяются следующие основные течения: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Общая характеристика этих течений: постепенный переход от активного участия в политической жизни к индивидуализму, либо агностицизму.

Основные характеристики эллинистической философии:

  • Чувственно-материальный космос, который был главным объектом в классической философии стал рассматриваться не как объект, но как субъективная человеческая данность. Нет малейшего сомнения в объективности существования этого космоса. Но остается внеличностный характер этого космоса.
  • В эпоху эллинизма стали обращать внимание не на чувственную значимость вещей, а на смысловую значимость, выраженную словом.
  • Эллинистический субъективизм пытался противопоставить себя чистому объективизму классики. Возникла необходимость создать такой субъективизм, который никак не исключал бы объективизм и чувственно-материальный космос как объект. Для этого вводится принцип иррелевантности. Это такой смысл вещи, который нейтрален к ее реальному существованию. Иррелевантность исходит из вещи, но ничего вещественного в себе не содержит. Иррелевантность стала основным методом как объективизма, так и субъективизма эллинистической философии.

Скептицизм (IV в до н.э).

Основателем скептицизма является Пиррон. Учениками Пиррона были - Тимон и Эниседем. Большой вклад в развитие этого направления внес Секст Эмпирик - по его произведениям " Против математиков ", "Три книги Пирроновых положений " мы и знаем о философском учении скептиков.

Онтология. Основным принципом скептицизма является принцип воздержания от каких бы то ни было суждений и отказ от возможности дойти до истины. Таким образом, отрицается истинность любого познания. Скептики вводят принцип эпохэ - воздержание от суждений. Г.Гегель так комментировал принцип эпохэ - "Это завершение субъективизации всего познания".

Представители скептицизма считали, что все явления и процессы в окружающем мире постоянно изменяются. Любому умозаключению о вещи можно противопоставить противоположное умозаключение. Секст Эмпирик постулировал следующее утверждение о невозможности объективного критерия истины. По его мнению, для критерия истинности должен быть критерий критерия истинности, а для него, в свою очередь, критерий истинности критерия истинности относительно критерия истинности. И так до бесконечности.

Более того органы чувств, на которые мы опираемся в своем познании не дают точных данных об окружающем мире. Отсюда скептики и выводят принцип эпохэ.

Скептики выдвинули 10 тропов, объясняя, почему необходимо воздерживаться от суждений:

  1. Первая тропа основана на разнообразии живых существ;
  2. вторая основана на различии между людьми;
  3. третья - на различном устройстве различных органов чувств;
  4. четвертая - на различных окружающих условиях;
  5. пятая - на различных положениях, промежутках и местностях;
  6. шестая - на различных примесях;
  7. седьмая - на различных сочетаниях величин и структурах подлежащих предметах;
  8. восьмая - на относительности (с точки зрения скептиков, все существует не само по себе, а лишь только по отношению к другому, следовательно, ничего конкретного сказать об обособленном, существующем самому по себе, нельзя);
  9. девятая - на постоянной или редкой встречаемости;
  10. десятая - на различных способах суждений, различных законах, на различных верованиях, различных обычаях и на различных догматических представлениях.

Затем Агрипп выдвинул еще 5 троп:

  1. Различие мнения и вида
  2. Критика бесконечной цепи доказательств
  3. Ограниченность человеческого мышления
  4. Любое доказательство требует доказательства
  5. Критика принятия предпосылок

Философия скептицизма таким образом отказывалась от познания. Для скептиков достижения счастья считалось достижения состояния атараксии. Это вытекало из ответа на три основные вопросы и ответы на эти вопросы:

  1. Из чего состоят вещи?

Ответ: на этот вопрос нельзя ответить, так как одна вещь не может быть сутью

  1. Каково должно быть наше отношение к вещам?

Ответ: воздержание от суждений

  1. Какую выгоду и пользу мы можем извлечь из этого отношения к вещам?

Ответ: атараксия или состояние душевного покоя

Итак, этическим идеалом скептиков является состояние атараксии. Это такое состояние, при котором человек находится в состоянии безмятежности, невозмутимости, спокойствия души.

При этом принцип иррелевантности пронизывает всю доктрину скептиков. Не отрицается космос, как объективно существующая категория, но отрицается возможность познания космоса. Скептицизм пронизывает всю античную философию вплоть до 1 в.н.э. Скептики признавали принцип иррелевантности во всем своем многообразии и предельной обобщенности. Однако, скептики не дошли до солипсизма и не отрицали объективно существующего мира.

Эпикуреизм (3 в до н.э)

Основной проблематикой эпикурейства является этическая и онтологическая проблематика.

Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Эпикур. Его последователем был Лукреций Кар, философская поэма которого "О природе вещей" дошла до наших дней.

Онтология.Эпикур считал, что прежде чем выстроить этическое учение необходимо развить и обосновать натурофилософские идеи. Этика, по мнению Эпикура, должна опираться на натурофилософию, космогонию и космологию.

Эпикур постулирует следующие утверждения:

  1. из несуществующего не может возникнуть существующее
  2. Вселенная неизменна

Эпикур развивает теорию Демокрита об атомах, которым приписывает такое свойство, как тяжесть. Также отличительной чертой атомизма Эпикура является признание конечного числа форм атомов. Он также признает, что атомы движутся в пустоте. Однако, он считал, что атомы могут двигаться не только прямолинейно, но им присуще естественное отклонение. Это отклонение также внутренне присуще природе атомов, и для этого не нужна внешняя причина. Следовательно, здесь проявляется диалектика проблемы движения в учении Эпикура. Так Эпикур снимает проблему фатализма, поскольку движение больше не детерминировано. А значит, это открывает простор для этического учения. Человеку остается возможность свободы выбора и значит свободы воли. Следовательно, свободу в микромире Эпикур обуславливает свободой в макромире.

Теософия (учение о Боге). Боги также состоят из атомов. Это не атеизм, но деизм. Боги живут в межпространстве, состоят из атомов и сами являются необходимой причиной своего существования. При этом признается множество Богов - политеизм. Здесь также виденпринцип иррелевантности - Боги не воздействуют на бытие.

Гносеология. Учение о познании Эпикура носит сенсуалистическо-материалистический характер. Эпикур принимает теорию эйдолов, развитую Демокритом. Эпикур считал, что мы можем чувственно воспринимать вещи за счет эйдолов, которые от них отделяются и проникают в наши органы чувств. Следовательно, так Эпикур распространил теорию эйдолов не только на зрительные ощущения, но вообще на любые ощущения. Эпикур считал, что объективная реальность познается с помощью органов чувств. Эпикур превозносит чувства над разумом и эмпирическое познание над рациональным. Это связано с тем, что Эпикур считал, что органы чувств невозможно обмануть, а вот в логических рассуждениях легко запутаться. Заблуждения, по мнению Эпикура, исходят из рассуждений над чувственным познанием.

Эпикур особо выделял аналогии и сравнения как методы познания. Аналогии позволяют объяснить причины процессов и явлений путем сравнения данных, зафиксированных в эмпирическом наблюдении. В этом мы видим ограниченность гносеологического подхода Эпикура.

Этика.Цель человеческого существования является достижение высшего блага, которым является блаженство и наслаждение. Такой этический принцип называется гедонизм. Наслаждение в учении Эпикура заключается в достижении

  • Атараксии - полной безмятежности, отрешенности
  • Счастья - душевного спокойствия, отсутствия страданий

Эпикур выделял два основных вида удовольствия- удовольствие покоя и удовольствие движения. Высшим удовольствием Эпикур считал удовольствие покоя. Эпикур провел классификацию удовольствий:

  • Естественные и нужные
  • Естественные и не нужные
  • Не естественные и не нужные

Эпикур считал, что нужно стремиться к первому виду удовольствий.

Эпикур считал, что источником несчастья являются страдания, которые он также классифицировал. Он выделял страдания духовные и телесные, и наиболее сильные, по его мнению, были страдания духовные, которые могут относиться и к будущему, и к прошлому, и к настоящему. Телесные мучения относятся только к настоящему времени. Это снижало мучительность таких страданий в глазах Эпикура.

Достижению счастья в учении Эпикура препятствовали 3 вида страха:

  1. смерти
  2. загробной жизни
  3. богов

Последний вид страха - а именно, страх богов и возможность управлять миром людей является предрассудком, по мнению Эпикура. Такой страх исходит из мифологического мышления и невежества. Потому что Боги, по мнению Эпикура, находятся ближе к оболочке мира (хитону). Это делает невозможным божественное вмешательство в жизнь людей.

Страх загробный жизни также идет от предрассудков. Загробной жизни, по мнению Эпикуру, мнимый из-за того, что загробной жизни вообще не существует. Это объясняется материалистическими причинами. Душа, по мнению Эпикура, состоит из атомов, а следовательно, смертна. Значит, после смерти человека не останется и души. Эпикур учил, что не стоит бояться смерти, ибо, когда мы есть, смерти нет, а когда есть смерть, нас нет.

Этическим идеалом в философии эпикурейства был мудрец, который ввел незаметный образ жизни и не вел активную социально-политическую жизнь.

В социально-политическом плане эпикурейцы придерживались теории общественного договора. Они считали, что общество представляет собой совокупность людей, которые договорились между собой о том, что не будут вредить и приносить ущерб друг другу.

Таким образом, принцип иррелевантности выражен в эпикурействе не только в теософии, но переносится и на субъекта. Настоящий мудрец вырабатывает стойкость в самом себе и не подвержен никаким внешним влияниям. Он достигает атараксии - состояния внутреннего душевного спокойствия. Счастье - это достижение такого состояния, при котором человек становится иррелевантен к окружающему миру и внешним воздействиям. Историческая трактовка такой установки - защитить человека от громадных военно -монархических изменений.

Стоицизм (4 в до н.э.). Этимологический корень термина стоицизм происходит от греческого термина Stoa, что в переводе значит портик(галерея с колоннами в Афинах, где учил Зенон). Основателем стоицизма является Зенон изКитиона. Последователи стоицизма были Диоген из Селевии, Христипп из Греции,Сенека из Рима, Марк Аврелий. Другие представители стоицизма: в Греции - Хрисипп, в античном Риме - философ и поэт Последователи стоицизма так же, как и последователи эпикуризма считали, что этическая концепция должна опираться на натурофилософскую. Хотя этика была основной проблематикой их учения. Онтология.Онтология учения стоиков опиралась и на зрелую философию Аристотеля, и на диалектику Гераклита. Стоики признавали материальный и духовный принцип в основе мироздания. Они также выделяли идеальное понятие - Логос. Логос у стоиков был и душой, и умом космоса. Логос проникает через всю материю. Признание повсеместного присутствия Логоса делало философию стоиков детерминированной и фаталистичной. Логос воспринимался как мировая космическая необходимость. Стоики пытались сформулировать наибольшее отличие субъекта по сравнению с объективизмом, характерным для философии античности. Наибольшее отличие стоики находили в человеческом слове, в смысловой значимости слова. Стоики обращаются к понятию "Лектон", которое считается безоценочным нейтральным, а значит иррелевантным к самой вещи содержанием вещи. Стоики в отличие от эпикурейцев не признавали множественности миров, они полагали, что мир один, подобно элиатам. Философия стоиков, как и вся философия античности, космоцентрична. Они признавали объективно существующий чувственно-материальный космос. Космос - это живое и разумное тело, которое пронизано одушевляющим его теплым телесным дыханием - пневмой. Пневма - это воздушно-огненная смесь (но в данном случае имеется в видутеплое телесное дыхание ). Бытие рассматривается как огненное дыхание. Первоэлементы бытия - огонь. Отдельные носители этого огня - семенные логосы. Это сближает концепцию стоиков с плюралистами. Отдельные элементы чувственно-материального космоса являются семенными логосами. Эти семенные логосы являются
  1. элементарными организмами
  2. смысловые образы, оформленные Лектоном
Организм в философии стоиков - это та категория, когда Лектон не просто существует, но осмысливает существование. Соединение Лектона и семенных логосов является художественным природным произведением. Так космос стоики считали настоящим творцом- художником. Стоики не признавали наличие пустоты. Мир, по их мнению, представлял собой замкнутое шарообразное пространство, полностью заполненное материей и Пневмой. Мир возник из огня и возвращается в огонь. Циклы рождения и смерти сближают философию стоиков с идеализмом. Следовательно, главной характеристикой учения стоиков является диалектический материализм. Гносеология.Стоики были последователями сенсуализма в гносеологии. Они считали, что чувственное познание первично и есть основная форма познания. Чувственное познание ориентировано на познание конкретного. Но общее воспринимается через единичное. Действительность возможно понять через следующие категории:
  • Количество
  • Субстанция
  • Качество
  • Отношение
В стоицизме развивается учение о "схватывающем" представлении как способе получения знания. Каталептическое представление "захватывает" предмет и вызывает согласие разума и становится пониманием. Центром носителя познания является душа. Разум - это центральная часть души, которая реализует способность к мышлению. Каждая душа - это часть мировой души. Стоики пытались найти отличие субъекта от объекта. И они находили это отличие в "лектоне". Лектон - это смысловая значимость слова. Истину можно познать только через лектон. Лектон не просто существование, но осмысленное существование. Лектон ко всему безразличен и нейтрален. Этика. Цель человеческой жизни, с точки стоиков, - это достижение счастья. Зенон из Китиона, основатель стоицизма, понимал счастье как согласованную жизнь. Что же означает "согласованная жизнь" и с чем она должна быть согласна? Под "согласованной жизнью" Зенон понимал, с одной стороны, согласованной человеческих мыслей друг с другом, и, с другой стороны, согласованность наших желаний с возможностями. Стоики признавали ценность добродетели в жизни человека. Добродетель - единственное благо. Добродетель - это вершина человеческих усилий. Счастья может достигнуть только добродетельный человек. Стоики выделили 4 основные добродетели:
  1. рассудительность и разумность
  2. умеренность
  3. справедливость
  4. мужество.
Им противостоят 4 основных порока:
  1. неразумность
  2. разнузданность
  3. несправедливость
  4. трусость.
По мнению стоиков, в достижении счастья человеку мешают аффекты (страсти)- темные желания души не подконтрольные разуму. Именно аффекты являются источниками пороков человека, несчастья и бедствий. Стоики выделили 4 аффекта:
  1. печаль
  2. удовольствие
  3. страстное хотение
  4. страх
Для достижения счастья необходимо побороть темные намерения души, нужно преодолеть страсти и желания. Этический идеал стоиков - это состояние апатии. Под апатией стоики понимали состояние бесстрастия, невозмутимости, спокойствия души. Главной отличием этического учения стоиков от эпикуризма является признание фатума, судьбы. Онтология стоиков исходит из принципа детерминизма, следовательно, этим и объясняется фаталистическая концепция в этике стоиков. Человек должен покориться космической судьбе. Идеал стоического мудреца - это апатия и атараксия, т.е. способность находиться вне наслаждений и страданий. Стоический мудрец не желает счастья в обыденном понимании этого слова. Это тот же принцип иррелевантности у стоиков, который создавал "непоколебимую" атараксию и апатию. Апатия должна быть воспитана человеком, т.е. иррелевантность создается человеческим усилием. Следовательно, стоики исходили из принципа человеческой иррелевантности. Неоплатонизм ( 3 в до н.э.- 4 вв. н.э). Неоплатонизм - это единая и окончательная школа античной философии, последний этап античной философии Основателем этого направления эллинистическо-римской философии является Плотин. Последователи - Порфирий, Ямвлих, Прокл.Философия. Основой философии неоплатонизма является учение Плотина. Его основное произведение - " Эннеады ", где рассматривается учение об эманации. Основа всего сущего в учении неоплатонизма - это сверхразумный сверхчувственный божественный принцип. Этот принцип есть абсолютное бытие. Этот божественный принцип определяет все формы бытия. Божественный принцип подобен свету и проникает через все сущее. Философия неоплатонизма носит иррационалистический идеалистический характер. Плотин выделяет три основные ипастасии бытия
  1. Единое
  2. Ум
  3. Душа
Основной онтологической категорией является единое. Космос воспринимается в философии Плотина как единое целое, которое одухотворено вечной космической душой и движется умом. Единое как онтологическая категория философии Плотина обладает свойством целостности и единственности. Из единого исключается принцип множественности, подобно тому как это делали элиаты в своем метафизическом учении. Единое является началом и причиной самого себя. Мир излучается из этого единого начала, и таким образом является его эманацией. Плотин выделил определенные стадии эманации.
  • Первая эманация (проявление) единого является мировой ум. Мировой ум обладает свойством объективности и субъективности. Объективности потому что он мыслит бытие, отличное от него, а субъективности потому что он может мыслить самого себя.
  • Вторая эманация единого- это мировая душа. Мировая душа причастна к эйдосам как прообразам материальных вещей
  • Следующая эманация единого божественного принципа - это души человека и других разумных существ, которые населяют космос
  • Последняя эманация - это материя и вещи материального мира
В учении Плотина много намеков на теургию. Все есть Бог, Бог везде, как истинное бытие растворенное в космосе. Значит и сам человек Бог. Учения Плотина является конструктивной диалектикой, так как в его учении мы видим три начала, которые находятся в диалектическом единстве друг с другом. Божественный принцип излучает материю и пронизывают материю. Плотин разрабатывает таким образом градацию существования:
  • Божественный принцип как высшая форма существования
  • Затем эманация мировой души
  • Затем природа, т.е. чувственно-материальный космос
Учение о душе. Душа - это переход от божественного к материальному. Душе чуждо все материальное и телесное. Акцент на духовном ведет к полному подавлению телесного, а, следовательно, к аскетизму в человеческой жизни. Душа разумных существ рассматривается Плотином как переход от божественного к материальному. Душа разумного существа - это эманация мировой космической души Телесное необходимо подавлять. Путем аскезы можно постичь подлинно сущее, т.е. истинное бытие. Гносеология. Постичь его невозможно ни чувственным, ни рациональном методом, а только "экстазом", под которым в философии неоплатонизма понималось полное отторжение мысли. Экстаз - это способ приближения к божественному принципу. Экстаз достигается путем подавления всего телесного. Ученик Плотина Порфирий также выделяет те же три ипастасии бытия, что и Плотин. Но он проявляет настойчивый интерес к мистике и теургии. Теоретическая философия остается для него тем знанием, без которого была бы невозможно магическая практика. Философия Порфирия - это регулятивно - мифологическое учение, которое является теоретической основой для магической практики. Следовательно, магия становится главным объектом гносеологии Порфирия. Магическая практика - это метод познания божественного три-единства. Прямым теоретиком теургии в неоплатонизме является Ямвлих. В божественный принцип Плотина Ямвлих вводит категории познаваемого и непознаваемого. Познаваемость первоединства возможно осуществить с помощью сферы чисел. Однако, Ямвлих выделял сверх-бытие, которое в принципе познать невозможно. В этом сверх-бытии Ямвлих выделяет отдельные акты полагания, которые возможно постичь количественно. Но целиком понять или воспринять сверхбытие невозможно. Ямвлих разрабатывает сферу мирового Ума. Ум в его учении - это чувственное бытие, умственная жизнь самого предмета. Ямвлих таким образом пытается одухотворить и оживить ноуменальную сферу (т.е. сферу ума). Это основа мифологического мировоззрения. Учения Ямвлиха - это теоретико-вещественная теургия. Следующий представитель неоплатонизма Салюстий вводит миф как философскую категорию. В мифе сливается познаваемое и непознаваемое бытие. Абсолютное неоплатоническое единство завершается в чувственно-материальном космосе. Космос уже не воспринимается как объект изучения. Космос - это миф, чувственно-душевная структура. Салютий разрабатывает политеизм в своем учении. Боги в его учении делятся на космических и сверхкосмических. Салюстий вводит иерархию богов. Он выделяет
  • Богов, которые создают мир
  • Богов, которые одушевляют мир
  • Богов, которые упорядочивают мир
Эти Боги Салюстий рассматривает как логические модели бытия, т.е. в них осуществляется переход от бескачественного перво-единства к качественной ноуменальной сфере с дальнейшим ослабеванием эманации перво-единства. Низшие стадии эманации перво-единства это множественные демонические сущности и человек. Таким образом, космос становится не объектом, но одушевленным живым бытием. Космос- это сама жизнь, живое космическое тело. Космос является такой же эманацией перво-единства, как и другие органические и неорганические сущности, населяющие его. Это указывает на возврат к мифу в философии неоплатонизма. Этика. В неоплатонизме добро воспринимается как сущее, все что причастно к божественному принципу как пра-единству. Зло в неоплатонизме - это все, что воспринимается чувственно, т.е. материальный мир. Основным этическим идеалом неоплатонизма является аскет, который подавил в себе все чувственные стремления души, отрекся от всего материально и приобщился таким образом к божественному принципу. Цель человеческой жизни - это постижение единого божественного принципа путем восхождения от единичного (т.е. конкретного человеческого существования к общему т.е. божественному принципу). Постижение единого божественного принципа возможно лишь в редкие и не всем доступные моменты мысленного экстаза или мистической интуиции, которая причастна к душе человека. Характерной особенностью позднего эллинизма является то, что личность начинает восприниматься совсем ничтожно на фоне бесчеловечной природы и бытия. Это приводит к сакрализациифилософии. *** Скептицизм, стоицизм, эпикурейство и неоплатонизм являются последними течениями в античной философии. Достигнув вершины и расцвета знания в учениях Платона и Аристотеля, в поздних течениях античной философии наблюдается поворот к мистицизму и сакрализации знания. Таким образом, уйдя от мифологического мировоззрения на первых этапах развития, движение философской мысли делает виток. На закате античной эпохи философия обращается к тому, от чего ушла, оставив мифологическое мировоззрение. Однако сакрализация знания и мистицизм стали основой для дальнейшего развития философии, но уже в рамках христианской теологии. Глоссарий
  • Апатия - философское понятие, обозначающее отрешение от всех страстей, освобождение от чувства страха и проблем окружающей действительности, или схожее состояние.
  • Атараксия - (от греч. ataraxia отсутствие волнений, невозмутимость) в философии Эпикура и его школы состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец.
  • Лектон- смысловая значимость слова, выделяемая в стоицизме
  • Неоплотонизм - идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин.
  • Плотин - ( Plotinos ) (204/205 270) греч. филосов платоник, основатель неоплатонизма.
  • Пневма - (греч. дыхание, дуновение, дух) термин древнегреческой медицины и философии. В стоицизме жизненная сила, отождествляемая с логосом первоогнём, космическое "дыхание", дух.
  • Прокл - (412 - 485) др. греч. философ неоплатоник., последователь учения Плотина
  • Скептицизм - (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого то ее фрагмента.
  • Стоицизм - учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона.
  • Теургия - Отрасль магии у древних, состоявшая в мнимом общении с духами, к которой они прибегали для произведения сверхъестественных явлений.
  • Эпикурейство - учение, развитое др. греч. философом Эпикуром (341 270 до н.э.). Целью жизни Э. признавало отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа
11. Лекция: Средневековая философия
   

   

В данной лекции рассмотрены истоки и философские основания, основные идеи и представители философии средневековья.

Содержание

  • Патристика
    • Основные характеристики патристики
    • Августин Аврелий (конец IV - начало V н.э.).
  • Схоластика (9-15 вв.)
  • Фома Аквинский ( 1225 -1274)

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философской мысли средневековья

Средневековая философия охватывает следующие века: от III - начала V вв. н.э. до XIV-XV вв. н.э.

Выделяют три периода средневековой философии:

  • Гностицизм 1- 3 в. н.э. Ранняя эпоха патристики. На этом этапе еще не установился христианский монизм.
  • Патристика к. 4 - 9 вв. н.э. На этом этапе создаются догматы христианской веры, последовательно отстаивается и защищается христианство. Происходит постепенное подчинение философии теологии, в отдельных случаях философия в принципе отрицается
  • Схоластика 9-15 вв. н.э. Философия подчинена теологии. Философия используется в целях теологии и христианского учения.

Главная характеристика христианской философии - это теоцентризм(перевод. тео - бог, божественный). Предметом философского знания является Бог. Бог является центральной категорией во всех разделах философии - онтологии, гносеологии, этике, и даже социальной философии, как мы с вами убедимся. Основная онтологическая идея средневековой философии - идея о сотворении мира богом, основная идея христианской гносеологии - идея божественного откровения как непререкаемого источника знания.

Христианство зародилось в I в. н.э.. Однако серьезное формирование христианской философии как главного идеологического и философского учения происходит с начала периода патристики. В самом начале зарождения христианского учения происходила серьезная борьба между христианством и конкурирующими идеологическими, философскими и религиозными учениями античного Рима, многие из которых были политеистичны.

Одним из предшествовавших христианской философии течений былгностицизм. Сторонники гностицизма были нацелены на то, чтобы познать свою веру. Расцвет гностицизма приходится примерно на 2 в. н.э. Основная характеристика данного течения - это религиозно-философский сенкритизм. Гностицизм исходил из религиозных воззрений востока. Гностицизм объединяет учения неоплатонистов, неопифагорейцев, Платона. Вместо материально-чувственного космоса возник опыт личностного абсолюта, т.е. персонализм. В основе гностицизма лежит мистическое учение о знании, которое открывается путем божественного откровения и открывает человеку путь к спасению. Похожую идею потом заимствовали в христианстве.

Онтология. Основой бытия является непознаваемая сущность -первоначало. Эта сущность проявляет себя в эманациях - эона х (это идеальное начало мира). Эонам противопоставляется материя, основой которой является демиург. Демиург лишен божественного начала, а следовательно материя грешна и отягощена злом. Отсюда выходит и главный этический принцип гностицизма - подавить все телесное, искупление греха и стремление вырваться из материального греховного мира. Как, мы видим, это совпадает с этической установкой неоплатонизма, которая предполагала аскетизм как средство постижения божественного принципа.

Основным идеологом гностицизма был Валентин. Валентин разработал учение о Софии, которое можно рассматривать как попытку объединения христианства и язычества. Валентин рассматривал бытие как Плерому. Плерома есть эманация Софии, которая излучает различные мифологические существа, в том числе христианского Бога. Плерома состоит из 28 эонов, божественных сущностей. София - также является одним из эонов. София была низвергнута с пантеона богов, так как захотела встречи с Творцом мира, и изгнана из Плеромы. Слезы Софии сотворили наш материальный мир.

Гностицизм исходит из дуализма, источник которого является персидское философское течение - зароостризм. Мир - это есть поле борьбы добра и зла, материи и бога. Зароостризм выделяет таким образом два онтологических начала, которые находятся в состоянии диалектического противоречия между собой.

Одной из центральных проблем гностицизма была проблема теодеции - это проблема познаваемости и оправдания существования Бога (другими словами предполагалось ответить на вопрос "Зачем есть Бог?"). Гностицизм выделял Бога -творца и Бога-искусителя (Демиург).

Гносеология.Познание Бога невозможно рациональным способом. И это было основной гносеологической характеристикой гностицизма, которая потом перешла в христианскую философию. Бог познается за счет религиозной интуиции или мысленного экстаза. Такой метод познания также перекликается с идеями неоплатонистов.

Основной гносеологической характеристикой гностицизма является дуализм. Однако это положение противоречит монотеистической установке христианства и, следовательно, с гностицизмом стали вести борьбу.

Во 2 в н.э. появилось учение апологетов христианства. Апологеты были защитниками христианства. С апологетами связаны первые именно философские идеи христианства.

Основные представители: Юстиан Мартин, Квинт Секстилий, Ориген, Арий, Афанасий. Философы христианства боролись с язычеством и призывали защищать христианство. Они выступали и против философии и рационального способа познания. Разум ведет к ереси, как они считали. Так как между разумом и верой нет никаких точек соприкосновения, то разум противостоит божественному откровению. Бог только может открыть истину. Таким образом, философия подчинилась теологии.

Ориген, Арий и Афанасий разрабатывали вопрос сущности Христа и Бога. Ориген считал, что Христос - это соединение божественной сущности и человеческой. Вопрос сущности божественной троицы являлся центральным местом для христианской полемики. Вся проблема заключалась в том, что при систематизации христианское учение наткнулось на противоречие, которое необходимо было разрешить. Христианство - это монотеистическая религия, но в ней признается наличие трех божественных сущностей - Бога отца, Бога Сына и Святого Духа. Соответственно необходимо было установить такие взаимоотношения между этими сущностями, чтобы не перейти к политеизму и остаться на позициях монотеизма. Другим камнем преткновения является вопрос о сущности Христа. Христос Бог, но в то же время сошел на землю, был распят и умер. А как Бог может умереть? Эти и многие другие вопросы пытались разрешить первые христианские теологи.

Арий писал, что Христос не имеет божественной сущности, но создан по образу и подобию Бога, но он не Бог. Афанасий, считал, что бог отец и бог сын имеют одну божественную сущность.

В 325г. был создан Никейский Собор, где победил Афанасий и его взгляды.

В более поздний период (конец IV - начало V н.э.) появляется литература отцов церкви. Она называется патристикой.

Патристика

Патристика - это первый этап формирования христианского учения. Период патристики характеризуется отвержением и свержением основных постулатов античной философии. Период патристики можно разделить на два этапа:

  • (до 325 г н.э.) Формирование основных христианских догматов и сильной единой церкви как социального института. Это период заканчивается Никейским Собором.
  • Начинается с творчества Августина

Дата: 2019-11-01, просмотров: 308.