Лекция: Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
 

Для печати и PDA

Если Вы заметили ошибку - сообщите нам или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

   

В данной лекции будут рассмотрены основные этапы античной философии, первые философские концепции стихийного материализма, диалектика Гераклита, элиатская школа. Учение Парменида. Апории Зенона.

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философских течений раннего античного периода.

С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально - экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Милетская философская школа

(к. 7- сер.6 вв.до н.э.)

Милетская школа - это первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий, приходившихся на тот период. Греция перестала быть центром мироздания в представлении ее жителей. Развивались новые области науки - мореплавание, география, медицина. Приходилось анализировать и систематизировать огромный материал, что было бы невозможно без рационального анализа. Рацио в переводе с греческого - это разум.

Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.

Рассмотрим основные философские концепции этих греческих философов.

Фалес (624-547 до н. э.)

Основное произведение Фалеса - " Начала ", не дошедшее до наших дней. Идеи этого произведения были развиты в последующих философских учениях. Он был великим мыслителем энциклопедистом, знал учения стран Древнего Египта, Сирии, Вавилона. Был знаком с философскими концепциями Древней Индии и Китая. Он прекрасно разбирался в геометрии и астрономии и был первоклассный изобретатель военной техники, сооружений и военных конструкций. Он знал и основные экономические принципы, вел торговлю, чтобы преумножить свое состояние. Познания в астрономии и астрологии помогли мыслителю прогнозировать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Большое научное наследие он оставил и в философии.

Онтология. Первоэлементом в его учении была вода. Это было не просто стихийное, но и одухотворенное начало - разумное, чисто ментальное. Стоит отметить, что воззрения первой философской школы были все еще под сильным влиянием мифологии. Именно в мифологии, как мы помним, обожествляли и одухотворяли различные стихии. Но Фалес все-таки хотел другого. Это была не попытка создать очередной миф. Это была научная попытка найти первооснову миру.

Фалес полагал, что космос полон Богов, т.е. был политеистом.

Онтологической характеристикой учения Фалеса являются 3 главные идеи:

  • Вода как основа мира
  • Одушевленность первоэлемента - воды
  • Множество богов

Гносеология. Гносеологической характеристикой учения Фалеса является - гносеологический монизм. Т.е. подобно тому, как Фалес хотел найти первооснову мира он хотел найти гносеологический базис теории познания. Все знания надо сводить к единой основе. Многословие Фалес не считал показателем ума и большого развития. Суть можно выразить и несколькими словами. Пустословие Фалес считал синонимом глупости.

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.)

Ученик Фалеса. Как и Фалес, был человеком широких знаний, что было весьма характерно для того времени. Был учеником и последователем Фалеса. Он был осведомлен о всех достижениях современной ему науки и прекрасно разбирался во всех отраслях зарождающейся науки. Он был изобретателем и весьма плодовитым. Он изобрел первый глобус, солнечные часы, циркуль.

Главный труд философа - "О природе". Такое название указывает на натурофилософскую проблематику, которой занимался Анаксимандр. Философия Анаксимандра, как Фалеса и других первых древнегреческих философов была космоцентрична - т.е. вопросы устройства космоса, мироздания, окружающего мира имели первостепенное значение для философов.

Пик творчества Анаксимандра пришелся на конец VI в. до н.э. Анаксимандр продолжал идею Фалеса о первооснове мира.

Онтология. Анаксимандр ввел понятие апейрон (греч. apeiron - беспредельное, бесконечное, безмерное). Это субстанциональное начало, из которого состоит мир. Это более тонкая субстанция, чем материя. Анаксимандр не считал, что отдельное вещество - огонь или вода, не могут быть началом мира.

Есть несколько вариантов интерпретации, что такое апейрон. Согласно одним взглядам, апейрон - это смесь всех четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух). Анаксимандр считал, что это бесконечное сверх-материальное начало. Апейрон выступает как первооснова всех четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Анаксимандр считал, что материю нельзя сводить к конкретным стихиям, как это делал Фалес и его предшественники. Он был первый, кто предположил существование именно материальной субстанции в основе мира, а не отдельного вещества. Апейрон в философии Анаксимандра был активным деятельным началом. Апейрон не может умереть или исчезнуть. Это вечная, подвижная, активная материальная субстанция -первооснова бытия. Все, что есть в мире, рождается из апейрона.

Космогония. Апейрон пребывал изначально во вращении вокруг своей оси, в результате этого образовались 4 стихии. После того как сформировались четыре стихийные первоэлемента, в центре мироздания сконцентрировалось много материи (апейрона), из которого получилась земля. Вокруг земли находились три сферы - огненная, водная, воздушная. Под воздействием огненной сферы вода на земле стала испаряться и возникла суша. Огненная сфера вокруг земли состояла из четырех колец или оводов. Отверстие в этих оводах есть солнце, луна, звезды.

После того как образовалась суша, стала образовываться жизнь на земле на границе воды и земли. Вначале они жили в воде. Затем выползли на сушу некоторые виды и стали сухопутными. Человек также произошел из водных существ. Хочется отметить, насколько перспективной была его концепция. Идеи Анаксимандра схожи с идеями Дарвина и его теорией эволюции.

Интересной философской идеей Анаксимандра была идея о рождении мира в начале времен, а затем переходе всего сущего снова в первоначало апейрон. Учение о конце света называется в философии - эсхатология. Из апейрона все произошло и на последнем этапе бытия - вновь станет апейроном.

Анаксимен. (6 в. до н.э.)

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Его основное сочинение - "О природе ".

Анаксимен первоосновой бытия считал воздух. Это первоэлемент его философии. Воздух был и материальной субстанцией (апейроном), а также и конкретной вещественной субстанцией, из которой потом получались все элементы. Из воздуха образуется все остальное материальное чувственное бытие. Из воздуха получаются облака, облака сгущаются и начинается дождь (вода), вода выпадает как осадок и возникает земля, а из земли формируются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандра Анаксимен считал, что генетическим и субстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого все произошло путем процессов разрежения и сгущения. Анаксимен приписал воздуху свойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если у Анаксимандра апейрон - это генетически-субстанциональное начало, то у Анаксимена апейрон - это свойство этого начала (воздуха). Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира-воздуха Анаксимен выстраивает так: огонь-воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)-ветры-облака-вода-земля-камни. Чтобы выстроить такую философскую систему Анаксимен ввел понятие сгущения или концентрации, что характерно для воздуха. За счет сгущения воздуха получаются облака и т.д. Душа также состоит из воздуха и боги также воздушны. Но воздух - это материальное начало. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. смертны.

Основная концептуальная идея милетской школы - это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание. Одной из основных проблем, которая встала перед древнегреческими философами, стал вопрос о движении и изменчивости мира. Это дихотомия СТАТИКА-ДИНАМИКА, ИЗМЕНЧИВОСТЬ - НЕИЗМЕННОСТЬ, оказалась в центре внимание древнегреческих философов. Здесь сформировались два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первого направления считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменению. В метафизике считалось, что движения нет - это абсурд восприятия, а истинное начало мира подлинно и неподвижно, неизменчиво и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решает современная физика. Представителями диалектикибыла школа Гераклита Эфесского. Метафизическое мышление воплощалось в элейской школе.

Возникновение диалектики. Гераклит Эфесский (ок. 540- ок. 480 до н. э.). Гераклит - представитель древнегреческий философии из полиса Эфес. Его основное сочинение - "О природе" - до наших времен не сохранилось, имеются лишь некоторые отрывки и комментарии, а также "Музы". Основные философские идеи в учении Гераклита
  • концепция о всеобщей изменчивости мира;
  • огонь есть первооснова мира;
  • учение о единстве и борьбе противоположностей.
  • Рационализм в познании мира
Онтология. Изначально Гераклит был натурофилософом. Гераклит ставит задачу объяснить суть природных явлений. Так, Гераклит считал, что гром возникает из-за столкновения ветров. В основе мира в учении Гераклита был огонь. Огонь был и архе - первоосновой мироздания, а также стойхероном - т.е. основным перво-элементом в философии Гераклита. Все в мире есть разновидность огня. Огонь - символ динамики и развития, постепенности и постоянности изменений. Мир возникает из огня и сгорает вновь в течение всего века, как писал Гераклит. Таким образом, Гераклит сделал большой шаг вперед в понимании развития, как единства и борьбы противоположностей. Гераклит стал основателем диалектики как философского учения о движении и развитии. Гегель так писал о Гераклите - "Для Гераклита Абсолют - это диалектический процесс. Абсолют - единство и борьба противоположностей". Гераклит считал, что противоположности, которые существуют в мире - это основа развития. Противоположное соглашается, а из согласия получается гармония. Основные черты диалектики в учении Гераклита заключаются в следующем:
  • универсальность развития, которое заключается в принципеединства и борьбы противоположностей
  • принцип "все течет, все изменяется". Постоянный ход развития Гераклит сравнивал с течением реки, в которую нельзя зайти дважды, ведь это уже будет другая река и другая вода. Ученик Гераклита Кратил потом переформулировал это высказывание и сказал, что даже в одну воду нельзя войти единожды. Потому что когда человек не хотел войти в воду - это был один человек, когда человек захотел войти в воду - это уже другой человек.
  • неуничтожимость и бесконечность материи. Материя была всегда. Гераклит учил о несотворимости и неуничтожимости материи. Мир в философии Гераклита был неуничтожим.
Мироздание произошло от огня (разгорелось), и также угаснет, как огонь. Здесь мы видим эсхатологический принцип, такой же, как в философии Анаксимандра. "Одна материя живет смертью другой" - так писал Гераклит. Гераклит так описывал процесс мироздания: из огня, как первоэлемента рождается земля (следующий элемент), земля умирает и рождается вновь огонь, из огня рождается воздух, а из воздуха вода. Следовательно, не один элемент не уничтожим, одни элементы переходя в другие, все рождается из огня и уходит в огонь. Это и есть единство всего и борьба противоположностей. Гераклит говорил, что у любой вещи или явления есть своя противоположность. Но эти противоположности находятся во взаимодействии. Гераклит выделял два вида такого взаимодействия противоположностей:
  • вещи или явления стремятся к своей противоположности и
  • существует борьба противоположностей.
Эту борьбу противоположностей Гераклит считал основным процессом и главным двигателем развития. Гносеология. Вершиной познания является познание мирового Логоса для понимания развития мира. Гераклит выделял два способа познания:
  • Чувственное
  • Рациональное
Но основной способ познания - это рациональное мышление. Только с помощью разума можно постигнуть Логос, так как Логос не может быть чувственно познан. Человеческое сознание тоже подчинено Логосу. Однако для того, чтобы постичь Логос нужно именно достигнуть вершины понимания мира, т.е. вершины своего развития и рационального мышления. Основные препятствия, которые может человек встретить на пути познания Логоса - это:
  • сложность и неоднозначность мирового закона, так как закономерности Логоса не лежат на поверхности
  • человеческая лень и моральная опущенность, так как многие люди даже не ставят себе цель достичь вершины познания, но стремятся к скотскому сытому существованию
  • ограничены и познавательные способности, особенно отдельных людей
  • вера в авторитеты и отсутствие самостоятельного мышления
Таким образом, философия Гераклита - вершина диалектического понимания мира в эпоху античности. Конечно, позднее, исследователи и философы скажут, что это не целостная диалектическая система, что диалектика Гераклита скорее интуитивная, чем обоснованная и рациональная, что это наивная и стихийная диалектика. Однако, все это не умаляет того вклада, который Гераклит внес в историю развития философского осмысления мира. Метафизическая школа - школа элеатов (6в - 5в до н.э.) Эта школа возникает на Южных границах Италии, на берегу Средиземного моря. И следовательно, большое влияние на эту школу оказывали ионические философы. Метафизический стиль мышления противоположен диалектическому. Метафизика исходит из принципов, обратных диалектике. Если вдиалектике основным принципом является развитие и движения, то метафизическая школа исходит из того, что движения нет. Рассмотрим подробнее такую философскую точку зрения. Представители метафизической школы - это Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс Ксенофан.(ок. 570-после 478 до н. э.). Как и большинство других мыслителей, Ксенофан был широко образованным и много знающим мыслителем, разбирался во многих отраслях знания. Он много путешествовал по своей стране, а также посещая Египет и Рим, набирался знаний у местных мыслителей. Под конец жизни он поселился в Элее. Он был весьма своеволен и свободомыслен. Он отрицал не только авторитетов, но даже существование персонифицированных Богов. Бог, по мнению Ксенофона, - это сам мир во всей его целостности. Он отвергает антропоморфных Богов. Бог символизирует бесконечность материального мира. Сущность Бога, по мнению мыслителя - шарообразна, так Ксенофон хотел показать вместимость мира Богом. Онтология. Движение и развитие понимается как возникновение и гибель мира, понимая как внутреннюю целостность. Развитие не приносит ничего нового в существование мира. Универсальное подлинное бытие - это вечное неизменное бытие. Гносеология. Ксенофон отрицал чувственное познание. Он считал, что чувства не могут познать объективного мира, не могут дать истинного познания. Чувства ведут к видимости. Здесь проявляется скептицизм к чувственному познанию. Следовательно, основным Ксенофон считал рациональное освоение мира. Парменид из Элеи (540-470 до н.э.) Парменид считается основным философом метафизики. Онтология. Из действительности Парменид полностью исключил движение. По мнению Парменида сущее должно быть неподвижным. Сущее является накоплением неподвижного (неподвижной материи), такое сущее есть всюду и везде. Т.е. другими словами, в основе мира лежит неподвижная неуничтожимая материя. Такое сущее представляет собой непреходящее единое целое. Оно устойчиво и неизменно. При этом важной идеей Парменида является вопрос о неуничтожимости материи. У подлинного сущего бытия, которое соткано из материи, нет движения. Сущее есть всюду, в любой точке пространства, поэтому оно не может двигаться, потому что если бы это едино материальное сущее двигалось, то в каком-то месте его не было, но такого бытия не может, потому что оно есть везде. Таким образом, можно выразить следующим образом основной тезис Парменида: сущее есть везде - оно недвижимо и неизменно, а не-сущее, т.е. не-бытие не существует. Поскольку сущее состоит из материи, а материя везде - значит, везде и бытие, не-бытие - это пустота, значит не-бытия нет. Мир представляется Пармениду как единое недвижимое шарообразное бытие. Гносеология. Истина -это продукт рационального освоения действительности. Мнение - есть продукт чувственного познания человека. При этом мнение человека на основе чувственного опыта может быть неверным. Следовательно, Парменид впервые обратил внимание на то, что бытие может искажаться человеческим познанием. Истина есть продукт рационального познания и освоения действительности. Мнение - результат чувственного познания. Истину нельзя познать чувствами. С момента возникновения учений Парменида и Гераклита стала вестись полемика между диалектикой и метафизикой. Более зрелые философские метафизические концепции уже не отрицали движение, развитие и изменение, но объяснение развития было достаточно упрощенным и примитивным, как мы увидим далее. Зенон (460 г до н.э.) Основной проблематикой в философии Зенона стала проблема движения. Онтология: Зенон был последователем учения Парменида. Зенон считал, что в основе мира лежит материальная субстанция. Эта субстанция недвижима и неизменна. Зенон, также как и Парменид, постулировал отсутствие изменения мира. Отдельное внимание Зенон уделял движению. По мнению Зенона, движение невозможно, потому что заключает в себе противоречие. Противоречие может быть в мыслях человека, но на практике в реальном объективном мире этого быть не может. Зенон является основателем доказательств "от противного" и основателем субъективной диалектики. Такие противоречия движения можно было, по мнению Зенона, выявить только разумом. Зенон вывел определенную тактику ведения спора, чтобы последовательно привести оппонента к тому, что его мнение ложно и противоречиво. Метод доказательства от противного состоит в том, чтобы мнение противника подвести к противоположному мнению и тогда мнение оппонента окажется истинным. Далее эти приемы будут развиваться в философии Сократа и софистов. Зенон придумал апории (затруднительная проблема, решение которой приводит к противоречиям), цель которых было выявить противоречие в движении. Проанализируем апории противоречия множественности. Мнение: бытие множественно, есть множество вещей, количество которых ограничено. Противоположное мнение: если существует множество вещей, то их должно быть бесконечно много, так как между двумя вещами можно поставить еще одну, и этому нет предела. Противоречие: бытие множественно, количество вещей в нем ограничено и не ограничено. Мнение:сущее множественно настолько, что должно быть бесконечно малым. Противоположное мнение: сущее формирует огромные предметы, значит, оно должно быть абсолютно большим. Противоречее: сущее множественно и бесконечно мало и бесконечно большое. Вывод: так как мы натыкаемся на противоречие при анализе множественности сущего, то сущее не множественно, но едино.
Апории движения - дихотомия(разрубание надвое); Ахиллес и черепаха, летящая стрела,ристалище. Дихотомия. Эта апория о начале движения. Противоречие заключается в начале движения. Тот, кто хочет пройти отрезок длинной АВ, должен пройти половину этого пути, чтобы пройти половину для начала надо пройти одну четверть, чтобы пройти одну четверть, надо пройти одну восьмую пути и так до бесконечности. Следовательно, чтобы преодолеть конечный отрезок АВ нужно пройти бесконечное число точек за конечное время. Математически эта апория имеет разрешение, так как существует предел равный единице, за которую принимается весь путь. Но физический смысл не ясен, как бесконечное число убывающих отрезков не приходят к нулю, но к единице. Эта апория сегодня разрешается в дифференциальном исчислении, которого не было во время Зенона. Апория " Ахиллес и черепаха". Это обратная апория. Она утверждает, что движение не закончится и Ахилес не сможет догнать черепаху. Если движение для Ахилеса начинается с точки , а черепаха уже в этот момент находится в точке Б. Пока Ахилес придет в точку Б, черепаха переместится в точку . Когда Ахиллес достигнет точки B, черепаха переместится в точку и так далее до бесконечности: Рис. 5.1. Конечно, расстояние будет убывать между Ахилесом и черепахой, но между ними в итоге окажется бесконечно малая величина, которая убывает до бесконечности: S - расстояние a - длина отрезка AB. b - отношение скорости Ахиллеса к скорости черепахи ( b >1). Математически этот предел опять же разрешается и сводится к нулю. т.е. Ахилес догнал черепаху. Летящая стрела. Противоречие этой апории в самом движении. Стрела в любой отдельной точке своего движения находится в покое. Если в каждый изолированный момент времени стрела находится в покое, то она находится в покое в каждый момент времени, следовательно, движения нет. Это противоречие возникает из -за того, что время рассматривается не как функция, а как изолированные друг от друга моменты. Апория о летящей стреле даже в наше время не имеет однозначного объяснения. Мелис (5 в до н.э.) Главный философский труд Мелиса - "О природе, или "О существующем". Философские идеи. Мелис был последователем идей метафизики и стихийного материализма. Он считал, что мир существовал всегда, что конца мира не может быть. Мелис отвергал все теории о конце света. Бытие едино, неизменно и неограниченно. Мелис первый обратил внимание на законсохранения энергии. Он сказал, что из ничего не может быть ничего. Бытие существовало всегда и будет существовать всегда, что указывает на линейную концепцию восприятия времени в философии Мелиса. Если Парменид говорил, что бытие конечно, то Мелис утверждал, что бытие беспредельно. Он использовал тезис Парменида, согласно которому бытие едино. Мелис рассуждал следующим образом: если бытие признать ограниченным пределом, то оно перестает быть единым и становится двояким, так как оно становится одновременно и тем, что ограниченно, и тем, что ограничивает. Таким образом, бытие неограниченно, то есть беспредельно. Несмотря на то, что учение Мелиса носит материалистический характер, это не атеистическое учение. Мелис верил в существование множества неперсонофецированных Богов. *** Таким образом, в данной лекции были рассмотрены основные представители и философские концепции этапа ранней античной философии. Античная система философии зародилась в конце 7 - нач. 6 вв. до н.э. Первой философской школой античной философии была Милетская школа, основателем которой является греческий философ Фалес. Первые философы античности были представители стихийного материализма. Этим и характеризуется первый этап древнегреческой философии. Следовательно, первоосновой бытия было различные формы материи, которые представляли собой проявления различныхстихий - воды, огня, воздуха, земли.При этом каждая из первоэлементов одухотворялась, наделалась разумом и даже волей, что указывает на все еще сильное влияние мифологического мышления на раннюю античную философию. Основным гносеологическим принципом ранних философских школ был сенсуализм, так как воспринять и познать материю можно с помощью собственного опыта на основе чувств и ощущений. Последующее развитие древнегреческой философии связано с создателем диалектики Гераклитом, его последователями и школой элеатов. Основной проблематикой данных философских течений был вопрос движения и изменения, который они решали принципиально различным образом. В учении Гераклита первоэлементы стихийного материализма переходят один в другой. Следовательно, возникает движение и диалектика. Но это интуитивная диалектика. Гераклит вводит понятие Логоса, как основного идеального начала бытия - мировой Ум. Вершиной познания становится познание мирового ума - Логоса. Элеаты, напротив, воспринимали мир как единое, неделимое, недвижимое целое. Сущее подлинное бытие включено в пространственно-временные координаты, оно недвижимо и неизменно. Глоссарий к лекции 5:
  • Анаксимен - (6 в. до нашей эры), древнегреческий философ, представитель милетской школы. Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи
  • Анаксимандр - ( Anaximandros ) (ок. 610 - после 547 до н.э.) - др.-греч. философ милетской школы, ученик Фалеса, автор прозаического соч. "О природе" (сохранился небольшой отрывок и ряд словосочетаний). А. назвал началом, лежащим в основании всего сущего, апейрон - "безграничное, беспредельное", не столько в смысле беспредельности в пространстве и во времени, сколько в смысле бесструктурности, вещественной неопределенности
  • Архэ - (Перенаправлено с Az ) Архэ (греч. начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
  • Апейрон - (от греч. apeiron беспредельное, безграничное, безмерное) единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего в философии Анаксимандра
  • Апория - трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом.
  • Гераклит - из Эфеса древнегреческий философ, основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.
  • Космогония - (от космос и...гония; греческое kosmogonia ), учение о происхождении и развитии космических тел и их систем
  • Зенон - из Элеи (около 490 430 до нашей эры), древнегреческий философ, представитель элейской школы.
  • Логос - (греч.) термин философии, означающий "слово" (или "предложение", "высказывание", "речь") в переводе с греческого языка и "мысль" (или "намерение") в переводе с древнегреческого, а также причина, повод.
  • Нус - (др. греч. мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке.
  • Парменид - (ок. 540 ок. 470 до н.э.) др. греч. философ, элеат (город государство Элея). В своей филос. поэме "О природе" поставил проблемы бытия и небытия; сформулировал идею тождества бытия и мышления.
  • Фалес - (около 625 около 547 до н.э.) первый др. греч. философ и ученый, основатель милетской школы, родоначальник европейской философии.
  • Эсхатология - (греч. eschatos последний, конечный и logos слово, учение) учение о конечных судьбах мира и человека.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 251.