I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

Цель дисциплины.. 5

Учебные задачи дисциплины.. 5

Место дисциплины в структуре ОПОП.. 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 6

Формы контроля. 7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

Рекомендуемая литература. 15

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 16

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 16

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 22

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 23

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 24

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 24

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 24

6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 24

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 26

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 27

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Цель настоящего учебного курса – помочь студенту, изучающему юриспруденцию в магистратуре, овладеть философско-правовыми идеями и концепциями, которые играют основополагающую роль в системе знаний современного высококвалифицированного юриста, в какой бы сфере юридической деятельности он ни трудился

 

Учебные задачи дисциплины

Учебными задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:

а) определение сущности, качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;

б) анализ системообразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни);

в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия;

г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научным

методам познания права.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Философия права» относится к базовой (обязательной) части общенаучного цикла М1.Б.1 ОПОП магистратуры направления 40.04.01 «Юриспруденция». Она является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридического образования. С одной стороны, без ее изучения невозможно успешное освоение отраслевых юридических наук. А с другой стороны, она выступает своего рода обобщающей дисциплиной по отношению к отраслевым юридическим дисциплинам государственно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового направлений.

Приступая к изучению «Философии права» обучающийся уже должен обладать знаниями о базовых философских и правовых понятиях, уметь с их помощью анализировать отдельные события и факты из исторического прошлого, выделять связи и зависимости между ними. Успешное освоение курса позволяет сформировать целостное представление о теоретической юриспруденции.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Показатель объема дисциплины

Всего часов

Очная ф.о. Заочная ф.о. Очно-заочная ф.о. Объем дисциплины в зачетных единицах

3

Объем дисциплины в часах

108

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)     28 Объем аудиторной работы (всего)     28 в том числе:       · лекции     10 · лабораторные занятия       · практические занятия     18      Объем электронного обучения       в том числе:       · лекции       · практические занятия       Самостоятельная работа (всего)     44

Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы договорного права».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.

В результате освоения компетенции ОК- 1 студент должен:

1. Знать: современную социальную значимость юридической профессии, основные философско-правовые закономерности, сущность права, закономерности его возникновения, становления и развития, социальную роль профессии юриста и правовой работы

2. Уметь: применять профессиональные знания при оказании юридической помощи, формируя уважительное отношение к праву и закону

3. Владеть: навыками выявления коррупционного поведения и пресечения такового.

 

ОК-2-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

В результате освоения компетенции ОК- 2 студент должен:

1. Знать: тенденции развития юридической мысли, требований к стандартам профессии, философские основания анализа правовой реальности

2. Уметь: добросовестно исполнять профессиональные обязанности

3. Владеть: навыками профессиональной юридической помощи, философскими принципами интерпретации правовых идеологий

 

ОК-3-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

В результате освоения компетенции ОК- 3 студент должен:

1. Знать: современный общекультурный уровень в профессиональной сфере, принципы профессионального мышления современного юриста,

2. Уметь: определять направления интеллектуального и общекультурного развития, необходимого для решения в профессиональной деятельности.

3. Владеть: навыками совершенствования общекультурного уровня, позволяющими адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, приемами, методами правовой науки, философской культурой мышления и способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения

 

ОК-4-способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

В результате освоения компетенции ОК- 4 студент должен:

1. Знать: философско-правовые концепции как источник правосознания

2. Уметь: дискутировать, отстаивать свои мысли, обосновывать свои аргументы

3. Владеть: навыками вербальной презентации своей позиции, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

 

Промежуточная аттестация в 1-ом семестре – экзамен.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины осуществляется в соответствии с разделом VIII.



II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии  

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 В процессе освоения дисциплины используются следующие образовательные технологии:

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.: 84x108 1/32. - (Краткие учебные курсы юридических наук). (обложка) ISBN 978-5-91768-250-1 (из ЭБС «Znanium»).

2. Нерсесянц В.С. Философия права.Учебник для М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-028-6 (из ЭБС «Znanium»).

3.   ХаликовА.Н. Философия права : учебник /. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 602 с. — (Высшее образование). — https://doi.org/10.12737/22646. (из ЭБС «Znanium»).

Дополнительная литература

 

1. Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 84x108 1/32. (обложка) ISBN 978-5-91768-449-9, 500 экз. (из ЭБС «Znanium»

2.  Кальной И.И., Чукин С.Г. Философия права: Учебник . М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 292 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0571-9 (из ЭБС «Znanium»).

3. Графский В.Г. Философия права в России. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-658-5, 200 экз. (из ЭБС «Znanium»).

4. Демина Л.А. Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-719-3 (из ЭБС «Znanium»).

5. Пернацкий В.И. Философия политики и права. М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-369-01151-5, 500 экз. (из ЭБС «Znanium»).

6. Жоль К.К. Философия и социология права. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 415 с. - (Международная серия «Bibliotheсa Studiorum»). - ISBN 5-238-00852-Х (из ЭБС «Znanium»).

 

Нормативно-правовые документы:

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2.Всеобщая декларация прав человека // Междунар. защита прав и свобод человека: сб. документов. - М.: Юрид. лит., 1990.

3.Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации»//СЗ РФ, 1997, №1..

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1. http://web1.law.edu.ru.

2. Юридическая Россия – образовательный правовой портал.

3.  Юридические термины и определения.

4. http://www. allpravo.ru/library

5. http://www. lawbook/by

 

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

№п/п Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем Номера тем
1.  Справочно-правовая система «Гарант» 1-9
2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» 1-9
3. Справочно-правовая система «Кодекс» 1-9

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Раздел 1. Тема 1. Философия права, ее предмет, функции, структура и методология.

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-4, Д-5, Д-6

 

Вопросы для самопроверки

1.Три уровня правовых исследований. Роль философии в правовых исследованиях.

2. Проблема должного и сущего в праве.

3. Понятия естественного и позитивного права.

4. Предмет философии права и ее структура.

5. Функции и методология философии права.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Естественно-правовая теория и правовой позитивизм в философии права.

2. Главные методологические проблемы философии права.

3. В чем значение философии права в образовании юриста?

4. Релятивизм в философии права: хорошо или плохо?

5. Можно ли отказаться от проблемы должного в философии права?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Составить сравнительную таблицу «Три уровня исследования права», в которую включить: основные задачи, проблемы и методы каждого из трех уровней.

2. Перечислите главные функции философии права.

3. Уметь выделять основные разделы философии права и характеризовать их главные проблемы.

4. Уметь характеризовать важнейшие методы философии права: анализ, синтез, дедукцию, абстрагирование, моделирование, сравнительно-правовой метод.

5. Сравните общую теорию права и философию права. Что в них общего и чем они отличаются?

 

Раздел 1. Тема 2. История философско-правовых учений.

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-3, Д-5, Д-6

 

Вопросы для самопроверки

1. Античная философия права.

2. Средневековая философия права.

3. Философия права раннего Нового времени.

4. Философия права в трудах немецких классических философов (И. Кант и Г. Гегель).

5. Философия права XIX – XX веков.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Формирование естественно-правовых идей в античную эпоху.

2. Сила и слабость естественно-правовой теории.

3. «Общественный договор» и его влияние на правосознание Нового времени.

4. Полезна ли теория «общественного договора» сегодня?

5. Плюсы и минусы концепции правового позитивизма Г. Кельзена.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите важнейшие философско-правовые идеи софистов, Платона и Аристотеля. В чем их актуальность на сегодняшний день?

2. Какие естественные права выделяли философы XVII – XVIII веков? Почему, на ваш взгляд, они были связаны преимущественно с правами личности?

3. Какая концепция разделения властей вам ближе: Дж. Локка – Ш. Монтескье или Г. Гегеля? Обоснуйте свою точку зрения.

4. В чем выражалась гегелевская критика абстрактного права? Согласны ли вы с ним? Свой ответ обоснуйте.

5. Согласны ли вы с марксистской концепцией права как «возведенной в закон воли экономически господствующего класса»? Аргументируйте свою позицию.

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, , Д-5, Д-6

 

Вопросы для самопроверки

1. Проблема условий законности в философии права.

2. Концепция правовых норм и правовых принципов Р. Дворкина.

3. Волюнтаризм в философии права: достоинства и недостатки.

4. Концепции правового принуждения.

5. Концепции субъективных прав.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Воздействие моральных принципов на представления об условиях законности.

2. Значение правовых принципов в правовой практике (на основе идей Р. Дворкина).

3. Можно ли свести правовое принуждение к санкциям за нарушение норм права?

4. Классификация субъективных прав У.Хофелда.

5. Процедурный критерий законности: почему не всегда работает?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем достоинства и недостатки процедурного и морального критериев законности?

2. Каким образом Р. Дворкин объединяет процедурный и моральный критерии?

3. Что означает зависимость от источника и зависимость от содержания? Почему правовые принципы, согласно Р. Дворкину, зависят и от источника, и от содержания?

4. Выделите основные концепции правового принуждения. В чем их достоинства и недостатки?

5. Охарактеризуйте классификацию субъективных прав по У. Хофелду. Какой тип субъективных прав вы выбрали бы в качестве базового? Почему?

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-4, Д-5

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные уровни правосознания. Содержание правосознания.

2. Понятие идеологии. Дискуссия о роли идеологии в праве.

3. Особенности еврейской правовой культуры. Правопознание в еврейской правовой культуре.

4. Особенности мусульманской правовой культуры. Правопознание в мусульманской правовой культуре.

5. Особенности европейской правовой культуры. Правопознание в европейской правовой культуре.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Основные пути совершенствования массового правосознания.

2. Идеологично ли право?

3. Влияние доктринального уровня правосознания на развитие права.

4. Какие философские категории сформировали базовые положения европейской правовой культуры?

5. Принципы российского и права и европейской правовой культуры: сходства и различия.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите основные уровни правосознания. Дайте им характеристику.

2. Какие моменты следует учитывать для характеристики развитости правосознания? 

3. Как вы относитесь к позиции К. Маркса по поводу классовой, идеологической сущности права? Аргументируйте свой ответ.

4. С чем было связано различие между правами евреев и неевреев в еврейском праве?

5. Каковы главные принципы европейской правовой культуры? Какие главные факторы повлияли на их формирование?

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5

 

Вопросы для самопроверки

1. Место права в системе общественных ценностей.

2. Мораль и право. Концепция права как «этического минимума».

3. Эволюция представлений о ценности государства в истории философско-правовой мысли.

4. Эволюция представлений о ценности права в истории философско-правовой мысли.

5. Базовые ценности европейской и российской правовых культур: сравнительный анализ.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Моральная ценность права.

2. Принцип релятивизма в правовой аксиологии.

3. Позитивная и негативная ценности государства в европейской правовой культуре.

4. Концепция права как «этического минимума».

5. Влияние аксиологических представлений на развитие системы российского права.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте соотношение морали и права в системе общественных ценностей. Почему эти два регулятора продолжают существовать, а не объединились в один?

2. Согласны ли вы с позицией, что право – это «этический минимум»? Свой ответ обоснуйте.

3. С чем связана эволюция представлений о государстве от аристотелевского (государство=общество свободных людей) к «договорному» (общество договаривается с государством на определенных условиях)? Выделите несколько факторов.

4. Как можно объяснить представление о двойственном характере государства и права в российской правовой культуре?

5. Сравните базовые ценности европейской и российской правовых культур. Выделите главные сходства и различия.

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-4, Д-5, Д-6

 

Вопросы для самопроверки

1. Человек в различных правовых традициях: еврейской, мусульманской, европейской.

2. Развитие представлений о естественных правах человека.

3. Международные стандарты прав человека.

4. Основные документы, регулирующие права человека и их защиту.

5. Спорные проблемы современной правовой антропологии.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Формирование международных стандартов прав человека.

2. Есть ли права у эмбриона?

3. Проблема принудительной трансплантации органов и тканей.

4. Можно ли распоряжаться органами умершего?

5. Спор о легализации эвтаназии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. С чем связаны различия представлений о человеке в различных правовых культурах: еврейской, мусульманской и европейской?

2. Как развивались представления о естественных правах человека? Согласны ли вы с концепцией «естественного права с изменяющимся содержанием»?

3. Как развивались международные стандарты прав человека? В каких главных документах они закреплены?

4. Согласны ли вы с легализацией эвтаназии? Приведите главные аргументы защитников и противников этого решения.

5. Можно ли распоряжаться органами умершего? Приведите главные аргументы защитников и противников.

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-3, Д-4, Д-5, Д-6

 

Вопросы для самопроверки

1. Проблема происхождения государства.

2. Дискуссии по поводу соотношения государства и права.

3. Концепции правового государства.

4. Национальные государства и процессы глобализации.

5. Обсуждение статуса и роли международного права в философии права.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Мой взгляд на проблему происхождения государства.

2. Плюсы и минусы «договорной теории» государства.

3. Развитие представлений о правовом государстве.

4. Приведет ли глобализация к «смерти» национальных государств?

5. Международное и государственное право: проблемы соотношения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие существуют взгляды на проблему происхождения государства? Какой из них вы больше всего поддерживаете? Почему?

2. Какую позицию вы больше поддерживаете – утверждающую приоритет права над государством или приоритет государства над правом? Выделите главные достоинства и недостатки этих позиций.

3. Охарактеризуйте эволюцию представлений о правовом государстве. Почему понятие правового государства оказалось тесно связано с принципом разделения властей?

4. С какими новыми вызовами сталкиваются национальные государства в эпоху глобализации?

5. Что отличает международное право от государственного? Какие главные проблемы с этим связаны?

 

 

Литература: О-1, О-2,О-3, Д-1, Д-2, Д-5, Д-5

 

Вопросы для самопроверки

1. Эволюция представлений о взаимоотношениях государства и общества.

2. Концепция Э. де Ясаи: государство как субъект, стремящийся к максимизации властных полномочий.

3. Модели «минимального государства» и «государства всеобщего благосостояния» и их переосмысление в условиях глобализации.

4. Конфликты между личностью и государством и пути их преодоления.

5. Концепции гражданского общества в философии права.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Философско-правовой анализ книги Э. де Ясаи «Государство».

2. Модель «минимального государства»: плюсы и минусы.

3. Модель «государства всеобщего благосостояния»: плюсы и минусы.

4. Конфликты между личностью и государством в российской истории.

5. Эволюция представлений о гражданском обществе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Можно ли сказать, что развитие представлений о взаимоотношениях государства и общество шло по пути все большего осознания противоречий между ними? Свой ответ обоснуйте.

2. Согласны ли вы с идеями Э. де Ясаи? Аргументируйте ваш ответ.

3. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «минимального государства»?

4. В чем, на ваш взгляд, плюсы и минусы концепции «государства всеобщего благосостояния»?

5. Что понимали под гражданским обществом различные философы права? Какова, с вашей точки зрения, роль государства в формировании гражданского общества?

 

Литература: О-1, О-2, О-3, Д-1, Д-2, Д-5

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятия общественной и правовой практики.

2. Оценка и методы повышения эффективности права.

3. Важнейшие концепции правоприменения (Г. Харт, Р. Дворкин).

4. Практические проблемы правоприменительной деятельности в России.

5. Категория правопорядка. Законность и правопорядок.

Примерные темы эссе, рефератов, докладов

1. Почему право в ряде случаев не «работает»? Как повысить эффективность права?

2. Учет общественной практики в законотворчестве.

3. Как заполнить пробелы в праве в процессе правоприменения?

4. Оправдан ли судебный прецедент как источник права?

5. Как повысить качество правоприменительной деятельности в России?

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие пути решения конфликта между нормативно-правовой базой и поведением субъектов вы могли бы выделить?

2. Приведите примеры конструктивного и деструктивного, стимулирующего и тормозящего влияния права на общественную практику.

3. Охарактеризуйте главные положения концепций правоприменения Г. Харта и Р. Дворкина. С чем вы согласны, а с чем – нет? Аргументируйте свой ответ.

4. Какие существуют главные практические проблемы правоприменительной деятельности в современной России? Какие пути их решения вы предлагаете?

5. Выделите существенные признаки категорий законности и правопорядка. В чем их сходства, а в чем – различия?

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

В рамках изучения дисциплины «Философия права» для чтения лекций, проведения практических занятий используются проекторы, ноутбуки, компьютерные рабочих места, а также различные раздаточные материалы (статьи, таблицы), и необходимое для работы программное обеспечение (Microsoft Office, Google Chrome и др.)



V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам), с указанием часов и видов занятий)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Контактные часы

Самостоятельная работа

Аудиторные часы

В том числе интерактивные

 формы часы лекции практи- ческие занятия 11 Раздел 1. Тема 1. Философия права, ее предмет, функции, структура и методология. 2 0 0 2 И.л. 1 0 0 Лит. 5 Письменный опрос.    Пписьменный опрос 2 Раздел 1. Тема 2. История философско-правовых учений. 4 2 0 6 Г.д., Э 1 0 0 Лит., индивид. задание 16 Защита индивидуального задания, докладов 3 Раздел 2. Тема 1. Правовая онтология. 2 2 0 4 Г.д., Э, проект 1 0 0 Лит., д/з 6 Устный опрос. Письменный опрос 4 Раздел 2. Тема 2. Правовая гносеология. 0 2 0 2 Г.д. Э, Проект,Кс 1 0 0 Лит., д/з 7 Устный опрос 5 Раздел 2. Тема 3. Правовая аксиология. 0 2 0 2 Г.д. П, Кс, Э 0,5 0 0 Лит., д/з 6 Устный опрос, защита проектов 6 Раздел 2. Тема 4. Правовая антропология. 0 2 0 2 Г.д. проект 0,5 0 0 Лит., д/з 7 Письменный опрос 7 Раздел 3. Тема 1. Государство и право. Государство и система международного права. 2 2 0 4 Э. П. 1 0 0 Лит., д/з, э. 11 Устный опрос, эссе, тестирование Защита докладов, проектов 8 Раздел 3. Тема 2. Государство и общество. Государство и личность. 0 4 0 4 К.с. П. 1 0 0 Лит., д/з, подготовка к К.с. 13 Устный опрос,защита проектов 9 Раздел 3. Тема 3. Понятия правовой практики, правоприменения и правопорядка. 0 2 0 2 К.с. П. 1 0 0 Лит., д/з, подготовка к К.с., подготовка к контрольной работе 9 Контрольная работа, защита проектов

Итого:

10 18 0 28   8 0 0   44                 36 Экзамен

Всего по дисциплине

10 18 0 28   8 0 0   80  

 

Сокращения, используемые в Тематическом плане изучения дисциплины:

№ п/п Сокращение Вид работы
1. д/з Письменные и устные домашние задания
2. Лит. Работа с литературой
3. К.с. Круглый стол
4. Г.д. Групповая дискуссия
5. Э Обсуждение подготовленных эссе, докладов, презентаций
6. И.л. Интерактивная лекция
7. П. Проекты

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ [1]

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова».

(Фонд оценочных средств хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины)

 

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

        (см. таблицу раздела II)

 

Тематика курсовых работ.

Курсовая работа по дисциплине «Философия права» не предусмотрена.

Вопросы к экзамену

1.Место философии права в правовых исследованиях. Философия права и общая теория права.

2.Проблема должного и сущего в философии права.

3.Главные разделы философии права.

4.Функции и методология философии права.

5.Философско-правовые идеи софистов.

6.Философско-правовые идеи Сократа и Платона.

7.Философия права Аристотеля. Концепция уравнивающей и распределительной справедливости.

8.Правовые идеи в философии Средних веков.

9.Естественно-правовая теория Г. Гроция.

10.Философско-правовые идеи Ф. Бэкона.

11.Философско-правовые идеи Т. Гоббса.

12. Философско-правовые идеи Дж. Локка.

13.Учение Ш. Монтескье о разделении властей и формах государственного устройства.

14. Философско-правовые идеи Ж.-Ж. Руссо.

15. И. Кант о морали и праве.

16. Философия права Г. Гегеля.

17. Правовой позитивизм Г. Кельзена.

18. «Возрожденное естественное право»: основные концепции.

19. Процедурное и моральное условия законности в философии права.

20. Концепции правового принуждения в философии права.

21. Дискуссия о типах и природе субъективных прав.

22. Понятие правосознания. Содержание и уровни правосознания.

23. Понятие правовой идеологии. Дискуссия об идеологическом характере права.

24. Основные принципы еврейской правовой культуры.

25. Основные принципы мусульманской правовой культуры.

26. Основные принципы европейской правовой культуры.

27.Отражение философско-правовых идей в «Декларации прав человека и гражданина» 1789 года.

28. Основные проблемы правовой антропологии.

29. Проблема соотношения морали и права в философии права.

30. Историческое развитие ценностей государства и права.

31. Философско-правовая дискуссия о статусе и роли международного права.

32. Представления о правовых принципах и правовых нормах в концепции Р.Дворкина.

33. Дискуссия о государственном суверенитете в философии права.

34. Проблема правового государства.

35. Проблема отношения государства и общества в философии права.

36. Проблема гражданского общества в философии права.

37. Проблема отношения личности и государства в философии права.

38. Концепция государства Э. де Ясаи.

39. Либерально-правовая концепция Л. фон Мизеса.

40. Проблема правоприменения в философии права

 

Примеры тестов для контроля знаний

1. Система нормативного регулирования отношений в обществе, опирающаяся на авторитет государства:

1) право, 2) мораль, 3) религия.

 

2. Общее предназначение философии права в системе правовой культуры:

1) формирование правового мировоззрения, 2) формулирование правовых ценностей, 3) выработка критериев истинности правового познания.

 

3. Понятие философии права, отображающее единство правовой теории и практики:

1) правовая деятельность, 2) правовое творчество, 3) правовой анализ.

 

4. Общественная связь, возникающая на основе социальных норм, обеспеченных авторитетом государственной власти:

1) юридический факт, 2) правоотношение, 3) правовая норма.

 

5. Совокупность мировоззренческих, теоретических, методологических установок, направляющих профессиональную юридическую деятельность в рамках определенной правовой традиции:

1) правовая доктрина, 2) парадигма юриспруденции, 3) правовая теория.

 

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Положение об интерактивных формах обучения​​ (http://www.rea.ru)

Положение об организации самостоятельной работы студентов​ (http://www.rea.ru)

Положение о курсовых работах​ (http://www.rea.ru)

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов​​​ (http://www.rea.ru)

Положение об учебно-исследовательской работе студентов в ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"​​ (http://www.rea.ru)

вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и зада-чам, структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источни-ков. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы.Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме.
Контрольная работа / индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующихся для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме.
Реферат Реферат : Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.

 

Посещаемость

В соответствии с утверждённым учебным планом по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» программа «Экономическое право» по дисциплине предусмотрено:

5 лекционное и 9 практических занятий. За посещение 1 занятия студент набирает 1,43 балла.

Текущий рубежный контроль

Форма контроля Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль   Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением) Количество баллов, максимально

Творческий рейтинг

Распределение баллов осуществляется по решению методической комиссии кафедры и результат распределения баллов за соответствующие виды работ представляются в виде следующей таблицы:

 

Форма контроля Наименование раздела/ темы дисциплины Вид работы Количество баллов

Промежуточная аттестация

Экзамен по результатам изучения учебной дисциплины «Философия права» осуществляется в устной форме и включает 2 теоретических вопроса. Оценка по результатам экзамена выставляется по следующим критериям:

· правильный ответ на первый вопрос – 20 б.;

· правильный ответ на второй вопрос – 20 б.;

В случае частично правильного ответа на вопрос студенту начисляется определяемое преподавателем количество баллов.

 

Итоговый балл формируется суммированием баллов за промежуточную аттестацию и баллов, набранных перед аттестацией. Приведение суммарной балльной оценки к четырехбалльной шкале производится следующим образом:

Перевод 100-балльной рейтинговой оценки по дисциплине в традиционную четырехбалльную

100-балльная система оценки Традиционная четырехбалльная система оценки
85 – 100 баллов оценка «отлично»/«зачтено»
70 – 84 баллов оценка «хорошо»/«зачтено»
50 – 69 баллов оценка «удовлетворительно»/«зачтено»
менее 50 баллов оценка «неудовлетворительно»/«не зачтено»

 

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет дистанционного обучения

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 01

 

По дисциплине «Философия права»

 

Направление подготовки — 40.04.01 «Юриспруденция»

Магистерская программа — « «Экономическое право»

 

1. Предмет философии права.

2. Структура правовой жизни (бытия).

 

 

Утверждено на заседании кафедры истории и философии _______ протокол № ___

 


Карта обеспеченности дисциплины «Философия права»

учебными изданиями и иными информационно-библиотечными ресурсами

 

ОНЦ/центр гуманитарной подготовки/кафедральный кластер ____Центр Гуманитарной Подготовки_____________

Кафедра истории и философии______________________________

ОПОП ВО по направлению подготовки/специальности______40.04.01 «Юриспруденция»_________________________

                                                                                                                                                    (код)                     (название)

Уровень подготовки __________магистратура_______________________

                                  (бакалавриат, специалитет, магистратура)

№п/п

Наименование, автор

Выходные данные

Информация по НИБЦ им. академика Л.И. Абалкина

Количество экземпляров на кафедре (в лаборатории)

(шт.)

Числен-ность студентов (чел.)

Показатель обеспеченности студентов литературой:

= 1 (при наличии в ЭБС);

или

=(колонка 4/ колонка 7) (при отсутствии в ЭБС)

количество печатных экземпляров (шт.) наличие в ЭБС (да/нет), название ЭБС
1 2 3 4 5 6 7 8

Основная литература

1. Нерсесянц В.С. Философия права. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 256 с.: 84x108 1/32. - (Краткие учебные курсы юридических наук). (обложка) ISBN 978-5-91768-250-1   да, ЭБС «Znanium» ×   1
2. Нерсесянц В.С. Философия права.Учебник для вузов  М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 848 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-028-6, 1500 экз.   да, ЭБС «Znanium» ×   1
3. А.Н. Халиков Философия права : учебник  М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 602 с. — (Высшее образование). — https://doi.org/10.12737/22646.   да, ЭБС «Znanium» ×   1
  Всего 3 1

Дополнительная литература

1.  Кальной И.И., Чукин С.Г. Философия права: Учебник  М.:Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 292 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9558-0571-9

 

да,

ЭБС

«Znanium»

×

  1
2. Малинова И.П. Философия права и юридическая герменевтика: Монография. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 84x108 1/32. (обложка) ISBN 978-5-91768-449-9, 500 экз.

 

да,

ЭБС

«Znanium»

×

  1
3. Графский В.Г. Философия права в России: Монография. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91768-658-5, 200 экз.

 

да,

ЭБС

«Znanium»

×

  1
4. Демина Л.А. Философия права: концептуальные основы преподавания в юридических вузах: Монография М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с.: 60x90 1/16 (Обложка) ISBN 978-5-91768-719-3

 

да,

ЭБС

«Znanium»

×

  1
5. Пернацкий В.И. Философия политики и права: Учебное пособие М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-369-01151-5, 500 экз.

 

да,

ЭБС

«Znanium»

×

  1


[1]Приведены примеры из ФОС

 




СОДЕРЖАНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.. 5

Цель дисциплины.. 5

Учебные задачи дисциплины.. 5

Место дисциплины в структуре ОПОП.. 5

Требования к результатам освоения содержания дисциплины.. 6

Формы контроля. 7

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.. 15

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

Рекомендуемая литература. 15

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля) 16

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 16

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) 22

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 23

VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 24

6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 24

6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 24

6.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 24

VII. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 26

VIII. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И (ИЛИ) ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ.. 27

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Цель настоящего учебного курса – помочь студенту, изучающему юриспруденцию в магистратуре, овладеть философско-правовыми идеями и концепциями, которые играют основополагающую роль в системе знаний современного высококвалифицированного юриста, в какой бы сфере юридической деятельности он ни трудился

 

Учебные задачи дисциплины

Учебными задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:

а) определение сущности, качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;

б) анализ системообразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни);

в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия;

г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научным

методам познания права.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП

Дисциплина «Философия права» относится к базовой (обязательной) части общенаучного цикла М1.Б.1 ОПОП магистратуры направления 40.04.01 «Юриспруденция». Она является основополагающей теоретической учебной дисциплиной в системе юридического образования. С одной стороны, без ее изучения невозможно успешное освоение отраслевых юридических наук. А с другой стороны, она выступает своего рода обобщающей дисциплиной по отношению к отраслевым юридическим дисциплинам государственно-правового, гражданско-правового и уголовно-правового направлений.

Приступая к изучению «Философии права» обучающийся уже должен обладать знаниями о базовых философских и правовых понятиях, уметь с их помощью анализировать отдельные события и факты из исторического прошлого, выделять связи и зависимости между ними. Успешное освоение курса позволяет сформировать целостное представление о теоретической юриспруденции.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Показатель объема дисциплины

Всего часов

Очная ф.о. Заочная ф.о. Очно-заочная ф.о. Объем дисциплины в зачетных единицах

3

Объем дисциплины в часах

108

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)     28 Объем аудиторной работы (всего)     28 в том числе:       · лекции     10 · лабораторные занятия       · практические занятия     18      Объем электронного обучения       в том числе:       · лекции       · практические занятия       Самостоятельная работа (всего)     44

Изучение дисциплины необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Сравнительное правоведение», «Актуальные проблемы договорного права».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания.

В результате освоения компетенции ОК- 1 студент должен:

1. Знать: современную социальную значимость юридической профессии, основные философско-правовые закономерности, сущность права, закономерности его возникновения, становления и развития, социальную роль профессии юриста и правовой работы

2. Уметь: применять профессиональные знания при оказании юридической помощи, формируя уважительное отношение к праву и закону

3. Владеть: навыками выявления коррупционного поведения и пресечения такового.

 

ОК-2-способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

В результате освоения компетенции ОК- 2 студент должен:

1. Знать: тенденции развития юридической мысли, требований к стандартам профессии, философские основания анализа правовой реальности

2. Уметь: добросовестно исполнять профессиональные обязанности

3. Владеть: навыками профессиональной юридической помощи, философскими принципами интерпретации правовых идеологий

 

ОК-3-способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

В результате освоения компетенции ОК- 3 студент должен:

1. Знать: современный общекультурный уровень в профессиональной сфере, принципы профессионального мышления современного юриста,

2. Уметь: определять направления интеллектуального и общекультурного развития, необходимого для решения в профессиональной деятельности.

3. Владеть: навыками совершенствования общекультурного уровня, позволяющими адаптироваться к изменяющейся окружающей среде, приемами, методами правовой науки, философской культурой мышления и способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей ее достижения

 

ОК-4-способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

В результате освоения компетенции ОК- 4 студент должен:

1. Знать: философско-правовые концепции как источник правосознания

2. Уметь: дискутировать, отстаивать свои мысли, обосновывать свои аргументы

3. Владеть: навыками вербальной презентации своей позиции, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

Формы контроля

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.

 

Промежуточная аттестация в 1-ом семестре – экзамен.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины осуществляется в соответствии с разделом VIII.



II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) Образовательные технологии  

Дата: 2019-11-01, просмотров: 188.