Политика приоритетов в области финансирования воспроизводственного процесса: финансовая поддержка, система госзаказов, система стимулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс воспроизводства включает 4 стадии: производство, распределение, обмен, потребление, которые тесно переплетены, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одновременно. Нормальный воспроизводственный процесс возможен только при полном обеспечении его необходимыми финансовыми ресурсами.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса - это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых хозяйствующими субъектами и государством.

Финансовые ресурсы формируются в общественное производство, затем происходит
их распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевого назначения. Их бесперебойное формирование и рациональное использование влияют на уровень расширения производства, рост материального и культурного уровня жизни народа. Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно связаны с уровнем развития производства,
его эффективностью. В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости ВВП, но основным источником является НД. Кроме того, источниками финансовых ресурсов могут быть доходы от внешней деятельности; резервные фонды страховых компаний, а также заемные и привлеченные средства. Разнообразие финансовых отношений, возникающих
в процессе стоимостного распределения, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов (прибыль, налоги, страховые платежи, амортизационные отчисления), потребность
в которых постоянно возрастает.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют экономические субъекты: домашние хозяйства; хозяйствующие субъекты; государство. Все они потребляют множество материальных и денежных ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы. Таким образом, все экономические субъекты воспроизводственного процесса имеют своеобразные «бюджеты», состоящие их доходной и расходной частей. При этом могут возникать профициты
и дефициты этих бюджетов. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождается распределением и перераспределением этих доходов, необходимых
для регулирования экономики в условиях рыночных отношений с помощью государственных финансов и финансовых посредников, финансового рынка.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в 3формах:

• самофинансирование - основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостаточности собственных средств предприятие может либо сократить некоторые свои расходы, либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами;

• кредитование - это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы хозяйствующих субъектов покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности;

• государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной
и непроизводственной сферами, отраслями экономики, между формами собственности и т.д.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы, которые способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь
или наступлении непредвиденных событий.

Таким образом, финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса и могут оказывать регулирующее воздействие на его составляющие:

• создавая условия для всех хозяйствующих субъектов равные условия
для самофинансирования и частично регулируя структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, льгот, ограничения МРОТ;

• обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;

• создавая условия доверия всех экономических субъектов к государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккумулирования свободных денежных средств и их перераспределения.

 

16. Место и роль финансовых институтов в экономическом развитии государства и муниципальных образований

Образованные в результате финансовых отношений денежные средства вышеуказанных субъектов используются для решения задач:

· экономических:

· обеспечение дальнейшего экономического роста;

· инвестиции;

· финансирование программ развития;

· получение новых доходов и др.;

· социальных:

· выплата зарплат, пенсий;

· различные формы материальной поддержки нетрудоспособных, малоимущих и др.

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической
и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

· упорядочение жизни общества;

· обеспечение и защита прав и свобод граждан;

· обеспечение правопорядка и безопасности государства;

· регулирование макроэкономического развития;

· оказание государственных услуг населению;

· разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка малоимущих групп населения;

· регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

· осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Государственные финансы — это:

инструмент привлечения средств в бюджет с помощью общеобязательных платежей;

ведущий экономический рычаг государства.

Главные направления воздействия государственных финансов на экономику:

налоговая политика;

способы финансирования дефицита бюджета;

управление государственным долгом.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов.

При налогообложении государственное воздействие обеспечивается налоговыми ставками и льготами.

Налоговые ставки и льготы оказывают влияние:

на объем производства;

предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг.

Муниципальные финансы обеспечивают самостоятельное и под свою ответственность решение населением муниципального образования вопросов местного значения:

· ремонт дорог;

· строительство и эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (больниц, школ и др.);

· услуги связи, общественного питания;

· библиотечное обслуживание;

· развитие физкультуры и спорта;

· охрана памятников культуры и др.











Дата: 2019-11-01, просмотров: 186.