Основные принципы и функции государственного и муниципального бюджетирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль
за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов государства или хозяйствующего субъекта.

Бюджетирование, ориентированное на результат — методология подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи
с достигаемыми результатами.

БОР дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.

Основополагающий принцип БОР - обеспечение взаимосвязи между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования. В рамках БОР распорядители бюджетных средств обосновывают объемы и структуру своих расходных потребностей.

Программы, разработанные в соответствии с принципами БОР, должны содержать:

1) описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов их реализации, включая как непосредственные результаты, т.е. предоставление услуг определенного качества
и объема, так и конечные результаты, т.е. эффект от предоставленных услуг для их получателей;

2) систему показателей для измерения результатов реализации программ и целевые значения для каждого из таких показателей, что позволит осуществлять:

· предварительную оценку программ (включая альтернативные программы) на этапе согласования проекта бюджета;

· мониторинг степени достижения намеченных целей и запланированных результатов в ходе реализации программ;

· оценку эффективности реализации программ по их выполнении.

Целью бюджетирования является ресурсное обеспечение выполнения стоящих перед государственными органами целей и задач. Данный вид бюджетирования переносит акцент
с затрат государственных ресурсов (постатейное бюджетирование) на исполнение государственных функций, осуществление деятельности и достижение результатов. Он сочетает централизацию при выборе целей с децентрализацией при выборе средств их достижения.

Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. По функциям бюджета существуют различные мнения ученых:

По мнению М. Белоножко бюджет выполняет 4 функции:

- формирования;

- использования;

- регулирования;

- контроля.

Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчиков).

Функция использования (распределения) принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику.

Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.

Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих принципов (гл 5, ст.28 БК РФ).

1. Единства бюджетной системы (обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики) и т.п. единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания
на средства бюджетов)

2. Разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ. Закрепление в соответствии
с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований).

3. Самостоятельности бюджетов (право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы
от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов
и др.)

4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК).

5. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6. Сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных
с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.)

7. Эффективности использования бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов
с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

8. Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, в части касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ, за пределами территории Российской Федерации; отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная
с очередного финансового года; расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

9. прозрачности бюджета (открытости) означает обязательное опубликование
в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы РФ;

10. достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов
и расходов бюджета.

11. адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, МО, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

10. Место и роль банковской системы в сфере государственных
и муниципальных финансов

Банковская система Российской Федерации представляет совокупность банков и иных кредитных организаций (имеющих лицензию ЦБ РФ на право заниматься банковскими операциями), функционирующих на территории страны и за ее пределами согласно российскому законодательству.

Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций.

Другими словами Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая
их филиалы, а также других кредитных учреждений.

Все это началось с реформы банковской системы России в 1988 году еще в рамках союзного законодательства. Уже в то время вызревала убежденность, что от правильного функционирования банковской системы зависит жизнь государства. Первыми проявили заинтересованность в создании коммерческих банков руководители крупных предприятий, которые давали бы им некоторую свободу действий в новых социально-политических условиях. Создавшиеся с 1988 года банки делились на 2 группы. Одни кооперативные, "Кредит-Москва", которые создавались на собственном капитале в целях освоения нового поля бизнеса. В 1990 году стали возникать как подспорье для либерального обслуживания своих учредителей предприятий
и организаций.

Механизм функционирования кредитной системы постоянно меняется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и кредитно-расчетных отношений. Организационная структура кредитной системы характеризуется совокупностью банка и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций. Выделяются 2 основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских
и небанковских институтов.

Соответственно образуется 2 основных звена кредитной системы: банковские
и парабанковские учреждения, формирующие соответственные системы.

Банковская система - это ключевое звено кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовых операций. Банки - одна из древнейший и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в наше время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального профиля
(за исключением небольшого числа). Классические банковские операции привлечение средств
на расчетные (текущие) счета и в срочные вклады, предоставление аккумулированных средств
в ссуду, а также осуществление расчетов.

Специализированные кредитно-финансовые институты (СКФИ) или парабанковские учреждения отличает ориентация на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется на обслуживании небольшого участка рынка и, как правило, на предоставлении услуг специфической клиентуре.

Кредитная система, как и любая отрасль народного хозяйства нуждается в соответствующей организации звеньев, иерархичности структуры, в выделении центрального управляющего звена
и низовых органов. Для СКФИ характерна двойная подчиненность: с одной стороны, т.к. они связаны с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться требованиями ЦБ; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или др. операциях, СКФИ попадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств. В зависимости от соподчиненности кредитных институтов согласно банковскому законодательству и иерархической структуры кредитной системы можно выделить
2 основных типа построения банковской системы: одноуровневую и двухуровневую.
Первая предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций. В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные институты, включая ЦБ, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции
по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры. Подобный принцип построения характерен
в основном для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стран
с тоталитарными, административно-командными режимами управления.

ЦБ и КБ Двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками в 2 плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали - отношения подчинения между ЦБ как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями - коммерческими и специализированными банками; по горизонтали - отношения равного партнерства между различными низовыми звеньями. ЦБ остается банком только для 2 категорий клиентов коммерческих и специализированных банков и правительственных структур. Преобладающими функциями становятся такие, как функции "банка банков", управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

Основными задачами ЦБР являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля; проведение единой федеральной денежно-кредитной политики; организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков; надзор за деятельностью коммерческих банков, осуществление операций в рамках внешнеэкономической деятельности. ЦБ должен способствовать развитию банковской системы, сдерживанию инфляции, ускорению расчетов, устранению дефицита банковских услуг. Пока ему не удается в должной мере решить эти проблемы. Например, организуя межбанковские расчеты, для ЦБ до сих пор проблемой является заключение договоров с коммерческими банками на расчетное обслуживание, в которых были бы отражены обязанности и ответственность сторон за несвоевременное осуществление платежей. По-прежнему остается актуальным вопрос о механизме распределения централизованных кредитных ресурсов. Давно пора перейти к более современным методам, учитывающим интересы не только ЦБ, но и коммерческих банков, не обладающих протекционистскими связями.

Нуждается в серьезном совершенствовании и действующий механизм использования страхового и резервного фондов в интересах банковской системы и экономики в целом.

В качестве выхода из создавшегося положения можно было бы предположить следующий вариант сокращения функций ЦБР:

- Во-первых, можно передать лицензированные функции Министерству финансов.

- Во-вторых, целесообразно вывести все расчетно-кассовые центры из подчинения ЦБ
с возложением на эти центры ответственности за правильное и своевременное осуществление платежей.

- В-третьих, передать функции финансирования и кредитования непосредственно коммерческим банкам. Именно они должны по заказу правительства осуществлять инвестиции
и любое другое финансирование.

- В-четвертых, следует ограничить нормотворческие функции ЦБ. Они необходимы,
но в пределах пространства, определенного законодательством.

- И последнее. Если Цб взял на себя резервные функции, то он должен выступить гарантом КБ и их клиентов, что в случае банкротства любого банка, входящего в систему, каждый его клиент получает компенсацию.

Пора вернуться к коммерческим банкам, к сказанному надо добавить, что среди КБ встречаются банки с государственным прошлым (бывшие подразделения Госбанка и Стройбанка СССР). Они имеют неплохую репутацию, хороший опыт работы и возможности дальнейшего роста.

Главная их беда - оставшийся консерватизм. Многие новые банки, взявшие хороший старт, тоже рискуют заболеть "огосударствлением", не желая рисковать на больших оборотах. Нельзя не сказать и о так называемых отраслевых банках, созданных бывшими министерствами для взаимокредитования с достаточно веской подстраховкой государства. С большой натяжкой можно говорить о них как о банках, формирующих состояние кредитного рынка.

На сегодняшний день можно выделить 3 наиболее часто встречающихся типа коммерческих банков:

1. Полугосударственные или окологосударственные банки с достаточно мощным потенциалом.

2. Акционерные или частные банки, которые быстро растут, активно расширяя круг предоставляемых услуг, наращивающие объемы финансовых операций.

3. Консервативно настроенные бывшие специализированные отраслевые банки
с ограниченными возможностями роста.

Банковская система должна быть наиболее стабильной. Она тяжело воспринимает хаос
в экономике, колебания в политике, смены правительств и правительственных программ. Банки заинтересованы в отработке налаженного механизма функционирования всей банковской системы в целом, детально расписанной процедуре обслуживания клиентов. Сильное правовое государства - важный фактор развития банковского дела, финансовой системы в целом.

11. Структура и функции страховых органов в системе государственных
и муниципальных финансов

Страхование включает:

· личное страхование;

· имущественное страхование;

· страхование ответственности.

Страхование — это социальный механизм, позволяющий индивидуумам
и организациям компенсировать экономические потери, вызванные теми или иными неблагоприятными обстоятельствами.

Страхование – это совокупность отношений по поводу формирования за счет взносов физических и юридических лиц у страховых организаций страховых фондов, предназначенных для выплат страхового возмещения или страхового обеспечения в заранее обусловленных договоров страхования размерах при наступлении обозначенных в договоре страховых случаев, повлекших за собой: имущественного ущерба, потерю дохода, материальную ответственность лица.

Практика выработала ряд организационных форм страхового фонда: Централизованный страховой фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение фонда возмещение ущерба от чрезвычайных событий. Фонд формируется как
в натуральной, так и в денежной формах. Фонды самострахования (децентрализованный) создаются, как правило, с помощью самострахования натуральные запасы предприятиями, фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности на случай неблагоприятной экономической конъюнктуры (иногда называется – фонд риска).

Страховой фонд страховщика образуется методом страхования, характеризует сумму страховых взносов, уплаченных страхователями в течение определенного периода. Формирование фонда децентрализовано, так как страховые премии поступают в фонд отдельно от каждого страхователя.

Функции надзора за страховой деятельностью на территории РФ возложены
на Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Росстрахнадзор является центральным органом федеральной исполнительной власти, главная задача которого – регулирование единого страхового рынка РФ на основе соблюдения всеми участниками страховых отношений, требований законодательства РФ, в целях защиты прав
и интересов страховщиков, страхователей и государства.






































Дата: 2019-11-01, просмотров: 231.