Когнитивно-поведенческий подход в консультировании.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Когнити́вно-поведе́нческая психотерапи́я (КПТ), также когнити́вно-бихевиора́льная психотерапи́я — широко распространённая комплексная форма психотерапии, сочетающая в себе когнитивную терапию с поведенческой терапией. Когнитивный подход исходит из предположения, что психологические проблемы и нервно-психические расстройства вызваны нелогичными или нецелесообразными мыслями и убеждениями человека, а также дисфункциональными стереотипами его мышления, изменив которые, проблемы можно решить. Поведенческий подход, основанный на теории бихевиоризма, предполагает изменение поведения человека путём поощрения и подкрепления желаемых форм поведения и отсутствия подкрепления нежелательных форм.

В основе когнитивного подхода лежат теории описывающие личность с точки зрения организации познавательных структур. Именно с ними работает психолог в коррекционном плане, причем в ряде случаев речь идет не только о нарушениях собственно познавательной сферы, но и о сложностях, определяющих проблемы общения, внутренних конфликтах и т.д. Когнитивная психокоррекция ориентирована на настоящее. Этот подход директивен, активен и ориентирован на проблему клиента, применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также для коррекции семейных и супружеских отношений. Можно выделить следующие его особенности: Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправлению: например, если человек приходит к врачу с переломом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а не изучение причин, которые привели к нему. В основе коррекции лежит научение новым способам мышления. Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков в среду реального взаимодействия.

  1. Основная задача коррекции - изменения в восприятии себя и окружающей действительности, при этом признается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

1. Когнитивно-аналитическое.

2. Когнитивно-поведенческое. Когнитивно-аналитическое направление.

Основная задача - создание модели психологической проблемы, которая была бы понятна клиенту и с которой он мог бы работать самостоятельно Задачей психолога Д.Келли считал выяснение неосознаваемых категорий мышления (которые являются источником категорий мышления) и обучение клиента новым способам мышления. Для этого он создал техники непосредственной коррекции неадекватных способов мышления. Основные понятия, используемые в когнитивно-аналитическом направление: «ловушки», «дилеммы», «препятствия».

Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново «к действию» системы проверки реальности» Когнитивные консультанты «учат пациентов самим корректировать дефекты когнитивной обработки и подкреплять предположения, позволяющие им справляться с ситуацией». Кроме того, когнитивные консультанты стремятся развить у клиентов поведенческие навыки, имеющие отношения к их проблемам. При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: контролю отрицательных автоматических мыслей; осознанию связи между когнициями, эмоциями и поведением; исследованию и проверки аргументов «за» и «против», искаженных автоматических мыслей; замене основнных на предубеждениях когниций более рациональными интерпретациями; идентифицированию и изменению убеждений, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта

Дата: 2019-07-31, просмотров: 195.